Интеллектуальный капитал - форма существования информации и знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальный капитал - форма существования информации и знаний



 

Информация и знания в рамках конкретного предприятия приобретают форму «интеллектуального капитала». В отличие от привычных всем основных и оборотных активов, таких как земля, оборудование, сырье, деньги, интеллектуальный капитал почти невидим и неосязаем. Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы. Сегодняшнее предприятие объединяет людей не в качестве простых источников физической энергии или придатков машин и механизмов, а прежде всего как творческие личности. Оно отличается своим социологизированным характером. Отношения компании с новыми участниками являют собой пример субъект-субъектного взаимодействия, взаимопроникновения культур, пример процесса в высокой степени творческого и неповторимого, что революционным образом вторгается во все сферы деятельности предприятия. Составляющие интеллектуального капитала неоднородны. Несмотря на то, что все они порождены человеческим интеллектом, одни из них существуют в виде знаний, неотделимых от обладающих ими людей, а другие образуют своего рода объективные условия применения этих знаний для повышения конкурентоспособности фирмы. При этом основу, стержень интеллектуального капитала составляет капитал человеческий. Характерной же особенностью современного способа производства является то, что человеческий капитал является уже не одним из факторов производства, а становится системообразующим фактором не только в структуре интеллектуального капитала, но и во всем бизнесе предприятия.

Современные исследователи в области теории интеллектуального капитала, например Иноземцев В.Л. /15/, выделяют в нем следующие составные части:

человеческий капитал;

структурный капитал, который в свою очередь состоит из организационного капитала и клиентского капитала.

Человеческий капитал включает в себя:

квалифицированную, собранную вместе рабочую силу и контракты с выдающимися специалистами и менеджерами;

совокупность знаний, квалификации, практических навыков, способностей к нововведениям каждого из сотрудников предприятия;

систему ценностей, культуру труда, философию бизнеса, которые не могут быть скопированы или воспроизведены в другой организации.

Человеческий капитал подразделяется на общий человеческий капитал, т.е. знания, навыки, мыслительные процессы, способы восприятия, которые люди получают в системе формального образования и специфический человеческий капитал, т.е. знания и умения, которые они приобретают по ходу своей производственной деятельности и непосредственно на рабочих местах.

Структурный капитал включает в себя все то, что позволяет сотрудникам компании реализовывать свой потенциал в данном конкретном бизнесе.

К организационному капиталу относится часть структурного капитала, которая связана с функционированием основного производства, в том числе:

интеллектуальная собственность;

информационные ресурсы;

электронные сети;

организационная структура и другие организационные аспекты, обеспечивающие производительный труд работников и сбалансированность действий различных подразделений;

эффективное управление и высокая восприимчивость менеждмента к изменениям и нововведениям.

Клиентский капитал - это все то, что способствует успешной реализации производимых продуктов или услуг, в том числе:

• средства индивидуализации;

• деловые связи с поставщиками комплектующих;

• коммерческая сеть распространения продукции;

• известность клиентов;

• договоры технологического и маркетингового партнерства;

• эффективное участие в сообществах добавленной стоимости.

Такое деление интеллектуального капитала на составляющие элементы имеет глубокий смысл. Если утрачен человеческий капитал, то автоматически теряет ценность структурный капитал. Какими бы прекрасными разработками не обладала компания, реализовать их будет некому. И наоборот, если утрачен структурный капитал, то персонал и менеджмент любой квалификации не сможет вести успешный бизнес. Примерно то же можно сказать о соотношении организационного и клиентского капитала. Если нулевую оценку получает любой из этих двух факторов, то обесценивается и другой. В результате нулевую оценку получает весь структурный капитал и, следовательно, интеллектуальный капитал в целом.

Иноземцев отмечает еще одну немаловажную сторону интеллектуального капитала: «…сегодня рыночная стоимость креативных корпораций обусловлена в первую очередь высокой оценкой интеллектуального капитала ее работников, являющегося условием ее дальнейшего развития. Таким образом складывается ситуация, когда компания больше нуждается в подобных сотрудниках, чем они в ней. Все более частыми становятся случаи, когда внешне процветающие корпорации резко снижали свои производственные показатели и даже поглощались конкурентами в связи с тем, что не могли обеспечить своим сотрудникам желанные условия деятельности, и с их уходом теряли тот интеллектуальный капитал, который прежде выступал основой их инвестиционной привлекательности.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.005 с.)