Погребения как отражение религиозных представлений древнего человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Погребения как отражение религиозных представлений древнего человека



Мировую славу Сунгирю принесли находки уникальных погребений древних людей. По богатству погребального инвентаря и сложности ритуала захоронения они не имеют себе равных.

В 1964 г. на мощном слое охры (красной минеральной краски) был обнаружен череп женщины (без нижней челюсти и зубов), большой четырехугольный камень, а ниже скелет мужчины. Мужчина лежал на спине, в вытянутом положении, па дне неглубокой могильной ямы, густо засыпанной охрой. На груди у него была подвеска из гальки, па руках пластинчатые браслеты из бивня мамонта. Па черепе мужчины, вдоль рук и ног, на туловище рядами лежали почти 3,5 тысячи бусин, когда-то нашитые на его меховую одежду. Расположение бусин на скелете позволило реконструировать расшитый бусами костюм древнего сунгирца. Он напоминает одежду современных арктических народов.

Еще богаче оказалось погребение, открытое в 1969 г., всего в 3 м от первого. В верхней части могилы были захоронены останки человека без головы. Рядом с ними лежали десятки бусин, колечко из бивня мамонта, пара рогов северного оленя, раковина ископаемого моллюска, обломок бивня мамонта. Антропологическое определение находки затруднено из-за очень плохой сохранности. Под верхним погребением, на полметра глубже, находились два детских костяка.

Одежда детей тоже была расшита бусинками из бивня мамонта (почти по 3 тысячи на каждом) и клыками песца, а па груди застегивалась костяными булавками. Детский перстень из бивня мамонта, просверленные клыки песца и костяную булавку с груди девочки можно видеть в экспозиции.

Скелеты сунгирских людей внимательно исследовались не одним поколением антропологов. Уже издано несколько монографий по антропологии Сунгиря. Было установлено, что сунгирьцы являлись людьми современного физического типа (Homo sapiens). У сунгирьцев отмечается полиморфизм физического облика и отсутствие четкой географии расовых признаков.

Антропологи определили возраст сунгирьцев: мужчине было около 40 – 50 лет (считается, что средняя продолжительность жизни в верхнем палеолите около 30 лет), мальчику 12–14 лег, девочке 9–10 лег. Пол погребенных теперь определен не только морфологически, но и молекулярио-генетически (у младшего ребенка отсутствуют мужские У-хромосомы)[9].

Людей хоронили с соблюдением сложнейших погребальных обрядов. Обнаруженный богатый и разнообразный материал представляет уникальные данные об образе жизни, религиозных воззрениях и обрядах наших предков. Находки Сунгиря ярче, чем других палеолитических памятников, свидетельствуют о существовании в 30‑м тысячелетии до н. э. религии: «анимизма, веры в загробную жизнь, тотемизма, магии, культа предков, почитания солнца и луны, лунного календаря и арифметического счета»[10].

Постепенно возрастало количество украшений, сопровождающих умершего. На каждого захороненного 25 – 28 тысяч лет назад приходится в среднем 4 – 5 тысяч бусин, подвесок, амулетов и других украшений, тщательно и искусно изготовленных из зубов животных, бивней мамонтов и камней мягких пород.

Парное погребение подростков имеет зеркальную структуру. В культурном слое другого верхнепалеолитического поселения – Гагарино (Верхний Дон, Воронежская обл.) – обнаружена незавершенная статуэтка из бивня мамонта, где изображены две человеческие фигуры в аналогичной позе – соприкасающиеся головами. Сдвоенное изображение ассоциируется с протославянскими культами плодородия, а именно, с мифами о близнецах – славянских богах-близнецах Купало и Купальнице (брат и сестра; праздник Купало отмечается в ночь с 21 на 22 июня). Данный ритуал погребения связывают с культом плодородия

Остается открытым вопрос о возрасте погребении. Радиокарбоновые датировки погребений сегодня варьируют в пределах 6000 лет. А по данным археологии, обе могилы представляют единый погребальный комплекс и сделаны на памяти одного поколения. Некоторые датировки говорят о том, что погребения моложе стоянки на несколько тысяч лег Археологические же данные склоняют к выводу, что обе могилы были сделаны на действующем поселении. Такая странная разница в датировках может объясняться либо плохой сохранностью образцов, либо недостаточной точностью метода. Работы по датированию поселения и погребений продолжаются до сих пор.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.004 с.)