Орудия труда и предметы культа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Орудия труда и предметы культа



За все время раскопок и исследования стоянки собрана богатейшая коллекция археологических находок, насчитывающая около 68 тыс. предметов. Значительную часть коллекции составляют кремневые отщепы, отбойники, наковаленки и нуклеусы, необходимые для изготовления орудий груда, а также различные орудия (ножи, скребки, скребла, резцы, проколки, долотовидные орудия). Особой тщательностью обработки и совершенством форм отличаются кремневые наконечники дротиков (треугольные с чуть вогнутым основанием и миндалевидные), покрытые с обеих сторон тончайшей ретушью.

Сунгирскую стоянку отличает большое количество изделий из кости, рога и бивня мамонта (мотыжки, острия, выпрямители древков, «жезлы», оружие, украшения, фигурки животных), а также высокая техника их обработки.

Общее количество найденных бус – 10 тысяч. Ученые установили, что при изготовлении бус использовалось сверление.

Самое большое копье из цельного куска бивня достигает 2,4 м. Для его изготовления использовалась техника выпрямления бивней.

Найдены украшения на верхней и нижней одежде, браслеты (под коленями и выше стопы), а также цельные кольца на пальцах. Было найдено ожерелье, при изготовлении которого поверхность бусин обработана так, чтобы соседние бусины располагались перпендикулярно друг другу.

В погребении девочки и мальчика найдены три диска ритуального назначения диаметром несколько сантиметров, сделанных из бивня мамонта. Диски имеют четыре или восемь прорезей, идущих от периферии к центральному отверстию и расположенных друг напротив друга. Один диск содержит десять асимметричных по отношению к центру прорезей. Костяные диски найдены на голове и на теле девочки.

Диски из бивня мамонта содержат геометрический орнамент, по поводу которого В.И. Ларичев, в частности, сообщает:

«Предметы искусства, совмещенные со знаковыми записями календарно-астрономического содержания, относятся к высоко информационно насыщенным источникам изучения интеллектуальной и духовной сфер жизни аборигенного населения севера Евразии. Они появляются на раннем этапе верхнего палеолита (34 – 24 тысячи лет назад – сыйская и мальтинская культуры Сибири; поселение Сунгирь – на севере европейской России), остаются примечательными изделиями художественного творчества времени раннего и позднего средневековья и сохраняются вплоть до этнографической современности»[7].

Предметы, аналогичные сунгирским дискам, встречаются во все периоды древней и новой истории преимущественно применительно к ареалу обитания славян. Диски и круги, геометрически разделённые на равные 4, 6, 8, 10 и 12 секторов, являются и в настоящее время типичными славянскими символами. Например, 4‑секторный диск символизирует бога Хорса – указание на четыре ключевых астрономических события: весеннее равноденствие, летнее солнцестояние, осеннее равноденствие и зимнее солнцестояние. 6‑секторный диск – Перуново колесо. 12‑секторный диск – символ бога Коляды (календарь).

Символом Сунгиря стала «сунгирская лошадка» – маленькая плоская фигурка большеголовой лошади или сайги из бивня мамонта. Фигурка являлась амулетом. Ее носили на груди в качестве оберега (на задней ножке имеется сквозное отверстие для подвешивания). На обеих сторонах фигура лошади повторена контуром из неглубоких высверленных точек. Количество точек на фигурке, кратное пяти, свидетельствует о знакомстве обитателей стоянки с пятиричной системой счета. Это подтверждает и маленький орнаментированный точками диск из бивня мамонта. Количество точек в каждом радиусе на нем, включая центральное отверстие, тоже кратно пяти.

«Столь настойчивое (на протяжении сотен веков!) следование одним и тем же информационным традициям объясняется просто – в такого рода предметах искусства запечатлевались фундаментальные, не подлежащие забвению сведения о временных и пространственных представлениях созидателей культур дописьменной истории человечества. То, что зачастую воспринимается археологами в качестве образцов художественного творчества или культово-обрядовых, символического стиля предметов, представляет собой, в реальности, подобие канонизированных, священного характера «сочинений», в которых посредством образов и знаков фиксировалось наиболее сущностное и потаенное (сакральное) из всего познанного в Природе и человеке, во взаимоотношениях людей и окружающего мира (временные ритмы хозяйственных и культово-обрядовых действ; системы естественнонаучных и религиозных представлений)»[8].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.006 с.)