Глава III. Правовое регулирование на рынке информационных услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Правовое регулирование на рынке информационных услуг



 

Каждый исторический период характеризуется повышенным вниманием законодателей к определенным видам правоотношений. Естественно, к каким-либо иным вопросам интерес уменьшается (либо из-за уменьшения общественной значимости данной проблемы, либо из-за достижения определенного уровня «насыщения» в ее регулировании). Например, когда проводится налоговая реформа, число налоговых законов резко увеличивается по сравнению с предшествующими периодами. Кроме того, в такие периоды возможны возникновения и исчезновения тех или иных субъектов и объектов регулирования. Рынку информационных услуг в настоящее время уделяется особое внимание.

В Российской Федерации существует ряд законов и постановлений, которые регламентируют правоотношения в области информационных услуг и технологий:

1. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.05.1995 г. № 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ)

2. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» от 05.06.1996 г. № 85-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ)

3. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ

4. Постановление Правительства РФ «О государственном учете и регистрации баз и банков данных» от 28.02.1996 г. № 226

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации» от 27.05.2002 г. № 348 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 г. № 731)

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положений о лицензировании отдельных видов деятельности, связанных с шифровальными (криптографическими) средствами» от 23.09.2002 г. № 691

9 сентября 2000 г. Президентом РФ была утверждена доктрина информационной безопасности Российской Федерации № Пр-1895, представляющая собой «совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации».

Существующие законы, постановления и прочие регулирующие и нормативные документы направлены на создание цивилизованного и контролируемого рынка информационных услуг. Однако, в настоящее время существует некоторый разрыв между законами и реальностью. Это связано с различием между материальными вещами (объектами) и информацией (информационными объектами).

Любой информационный объект полностью непотребляем, при его обмене (обеспечении доступа к нему) не происходит его полного «отчуждения» (в отличие от материального имущества). В терминах Гражданского кодекса РФ право собственности включает правомочия владения, пользования и распоряжения имуществом [ст.209, гл.13, раздел II ГК РФ], что нельзя полностью применять к информационным объектам. Обладать информацией без обеспечения доступа к ней других лиц невозможно, так как сам юридический смысл обладания теряется. Так же, использовать информацию может не только собственник (например, автор произведения), но и другие лица, получившее доступ к ней, причем на равных с другими условиях. Так как произвести отчуждение информации невозможно, имеет смысл определять порядок доступа к информационному объекту, а не пытаться применить традиционную конструкцию права собственности.

Из-за отличий информации от материальных вещей появляется проблема охраны интеллектуальной собственности и программного обеспечения. С одной стороны, правообладатель имеет исключительное право на распространение информации путем заключения возмездных лицензионных соглашений. С другой стороны, из-за легкой «воспроизводимости» информационных объектов, многим представляется несправедливым взимание платы за «перепродажу» одного и того же несколько раз. Более того, в условиях использования Интернета эффективный контроль над соблюдением лицензионных прав практически невозможен.

Уже найден компромисс между интересами авторов (издателей) и пользователей. Для урегулирования противоречий введено понятие функциональности. Примером могут служить многочисленные электронные библиотеки – собрания произведений, помещенных в Интернет с согласия автора и с условием не нарушать личные неимущественные права автора (право на имя, на неискажение текста и т.д.)

Для успешного развития рынка информационных ресурсов и услуг информационные объекты нужно охранять так же, как и материальные. Необходимо шире применять и аналогию права, и аналогию закона. Относительно сетевой «собственности» (доменные имена, сайты и порталы, адреса электронной почты) можно применять, хотя бы по аналогии, принципы регулирования из отраслей права о недвижимости, товарных знаков и т.д. Представленные особенности информационных объектов требуют серьезного подхода по систематизации, осмыслению их значения, прежде чем будет сформирована стройная система понятий для формулирования законодательства. Однако уже нет сомнений, что информация должна занимать достойное и соответствующее практике общественных отношений место среди объектов гражданских прав.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.007 с.)