Лекция 3.  система критериального оценивания. Понимание критериев оценивания на предметном уровне на уроках истории со стороны учителя и со стороны учеников. (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 3.  система критериального оценивания. Понимание критериев оценивания на предметном уровне на уроках истории со стороны учителя и со стороны учеников. (1 час)



1. Система и элементы критериального оценивания.

2. Функции и принципы критериального оценивания.

3. Понимание критериев оценивания на предметном уровне на уроках истории.

Тезисы лекции.

Структура критериального оценивания: формативное оценивание, суммативное оценивание, констатирующее оценивание. Функции критериального оценивания: нормативная, диагностическая, обучающая, организующая, воспитывающая, ориентирующая, информационная. Принципы критериального оценивания: связь с процессом образования и воспитания, значимость, объективность и справедливость, адекватность, интегрированность, открытость и гласность, надежность, эффективность, валидность, систематичность и системность, всесторонность, доброжелательность. При критериальном оценивании меняются и установки для учителя:

- оценке посредством отметки подлежит только работа учащегося, а не его личность;

- работа учащегося сравнивается с заранее определенным и известным ему заранее эталоном, а не с отлично выполненными работами других учеников;

- используются различные формы конкретных заданий и имеются четкие и ясные описания идеально выполненных заданий;

- разрабатывается четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и соответствующую ему отметку;

- учащиеся включаются в процесс оценивания, стремясь к переходу на самооценивание;

- оценивается только то, чему учат, поэтому критерий оценивания –конкретное выражение учебных целей;

- общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.

Модель КОО включает следующие элементы (этапы):

1. точно определяется эталон (критерии) усвоения темы.

2. подготавливаются проверочные работы – тесты;

3. учебный материал разбивается на отдельные фрагменты.

4. выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания;

5. разрабатываются альтернативные коррекционные и обогащающие материалы по каждому из тестовых вопросов.

  Литература

 1. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2013. – 80 с.

2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ: Учебно-методическое пособие. / Под ред. О.И.Можаевой, А.С.Шилибековой, Д.Б.Зиеденовой. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016. - 56 с.

3. Руководство по критериальному оцениванию для учителей начальной школы. Учебно-методическое пособие. - Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2016.-47 с.

4. Система критериального оценивания учебных достижений учащихся. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – 80 с.

5. Бородкина Н. В. Формирующее оценивание в школе: Учебное пособие - Ярославль, 2015.

Формат проведения занятия: беседа, конспект.

Лекция 4. Применение таксономической карты Блума на уроках истории. (1 час)

1. Таксономия Блума: содержание, уровни.

2. Применение таксономической карты Блума на уроках истории. 

Тезисы лекции

Таксономия (от греч. taxis – расположение, строй, порядок и nomos – закон) – теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих иерархическое строение.

Таксономия педагогическая – построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни.

В классификации Б. Блума выделены три области учебной деятельности:

1. Когнитивная (Cognitive domain): умственные навыки (Mental skills);

2. Аффективная (Affectivedomain): область чувств и эмоций (Attitude);

3. Психомоторика (Psychomotor): физические умения и навыки (Skills).

Их можно соответственно описать словами «знаю», «чувствую» и «творю».

1. Когнитивная область. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмыслить имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового. К познавательной сфере относится большинство целей обучения, выдвигаемых в программах, учебниках, в повседневной практике учителей.

Умения и навыки в когнитивной области касаются знания, понимания и критического мышления. Здесь выделяются шесть уровней.

1) Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. Конкретные действия учащихся: воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2) Понимание.Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.Конкретные действия учащихся: объясняет факты, правила, принципы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3) Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Конкретные действия учащихся: применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; использует понятия и принципы в новых ситуациях.

4) Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Конкретные действия учащихся: вычленяет части целого; выявляет взаимосвязи между ними; определяет принципы организации целого; видит ошибки и упущения в логике рассуждения; проводит различие между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

5) Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Конкретные действия учащихся: пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; предлагает план проведения эксперимента или других действий; составляет схемы задачи.

6) Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Конкретные действия учащихся: оценивает логику построения письменного текста; оценивает соответствие выводов имеющимся данным; оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

2. Аффективная область. Умения в этой области отражают то, как человек реагирует эмоционально, насколько он способен чувствовать чужую радость или боль. Аффективные цели связаны с человеческими отношениями, эмоциями, чувствами.

3. Психомоторная область. Умения в этой области описывают способность к манипуляциям с орудиями или инструментами. Психомоторные цели обычно связывают с изменением или развитием практических навыков.

Литература

1. Маторина Е.А. Инжиниринг процесса обучения по предмету «История» согласно таксономии Б. Блума: Методическое пособие.– Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2016. – 46 с.

2.Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2013. – 80 с.

Формат проведения занятия: беседа, работа с текстом, практическое задание.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 924; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.009 с.)