Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция детерминизма и «индетерминизма» в классике, неклассике и постнеклассике физики и философии.



Под детерминизмом понимается всеобщая взаимная обусловленность процессов и явлений в природе. У науки сложились свои подходы к всеобщей детерминации: детерминизм Лапласа, вероятностный детерминизм, синергетическая модель всеобщей детерминации.

Наиболее приемлемой была диалектика Гегеля, включающая в себя принципы, законы и категории. Философской картиной детерминизма ученые не пользовались. Они должны были выстроить собственное видение всеобщей детерминации. Первым эту задачу решил Лаплас. Суть детерминизма Лапласа – мир состоит из множества пересекающихся причинных линий. Внутри них все необходимо, а их пересечение вносит в детерминацию случайность. Лаплас придумал, что, если бы был демиор, который мог бы увидеть все причинные линии, то он смог бы все аппроксимировать на будущее.

Вероятностный детерминизм. С созданием синергетики наука смогла ответить, что является антологическим основанием вероятности. Таким основанием является неизолированная и целостная системность во взаимодействии. Математика смогла пройти путь к пониманию всеобщей детерминации без обращения к синергетике. Математика смогла построить математический облик картины всеобщей детерминации – поливариантные облики унитарности математики. Это и есть выход математики на новый уровень.

Синергетическая модель всеобщей детерминации. С точки зрения современной науки всемирная универсальная связь системно-организована. Это следует, например, из концепции глобального эволюционизма Янча, голографической Вселенной Дэвида Бома. Все компоненты этой связи также системно-организованы. Системная организация взаимодействия и является основанием вероятности, при этом каждая система взаимодействия является открытой и на нее оказывают влияние все другие. Это современный облик теории детерминации в отличие от концепции Лапласа.

Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, например в учениях Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека, то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

Детерминизм и индетерминизм (лат. определять)- противоположные философские концепции по вопросу о месте и роли причинности. Д. наз. учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Последовательный Д. утверждает объективный характер причинности. Для И., характерно отрицание всеобщего характера причинности (в крайней форме - отрицание причинности вообще). Идеи Д. появляются уже в древн. философии, получая свое наиболее яркое выражение в античной атомистике. Дальнейшее развитие и обоснование Д. получает в естествознании и материалистической философии нового времени (Ф. Бэкон, Галилей, Декарт, Ньютон, Ломоносов, Лаплас, Спиноза, фр. материалисты 18 в.). В соответствии о уровнем развития естествознания Д. этого периода носит механистический, абстрактный характер. Это находит свое выражение в абсолютизации формы причинности, описывает мои строго динамическими законами механики, что ведет к отождествлению причинности о необходимостью и отрицанию объективного характера случайности. Наиболее выпукло такая т. зр. была сформулирована Лапласом (отсюда др. наименование механического Д. - лапласовский детерминизм), считавшим, что значение координат и импульсов всех частиц во вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяет ее состояние в любой прошедший или будущий момент. Понятый т. обр. Д. ведет к фатализму, принимает мистический характер и фактически смыкается о верой в божественное предопределение. Развитие науки отвергло лапласовский Д.: не только в органической природе и общественной жизни, но и в сфере физики. Установление соотношения неопределенностей в квантовой механике показало его несостоятельность, но вместе о тем было истолковано идеалистической философией в духе И.: (выводы о «свободе воли» электрона, об отсутствии причинности в микропроцессах и т. д.). Диалектический материализм преодолевает ограниченность механистического Д. и, признавая объективный и всеобщий характер причинности, не отождествляет ее о необходимостью и не сводит ее проявление только к динамическому типу законов (Статистическая и динамическая закономерность). Борьба Д. и п., никогда не затихавшая и раньше, сейчас резко обострилась как в естествознании, так и особенно в сфере изучения общественных явлений. Совр. буржуазная философия широко пропагандирует И. в социологии в форме волюнтаризма, эмпиризма. В тех же случаях, когда буржуазные социологи не отвергают Д. как таковой, он принимает у них грубо-вульгарные формы (биологические теории общественного развития, вульгарный техницизм и др.). Лишь исторический материализм впервые утвердил подлинный Д. в социальных исследованиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.139.162 (0.005 с.)