Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности в санаториях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности в санаториях



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности в санаториях


Введение

 

Туризм как способ организации свободного времени граждан приобретает в последнее время большую популярность. Этому способствует интенсификация труда, требующая эффективного воспроизводства затраченных на производстве психических и физических сил человека, развитие транспорта и коммуникаций, увеличение количества свободного времени и отношение к нему как к ценности. Учитывая возросшие потребности граждан в туристских услугах, в последнее десятилетие в нашей стране значительно увеличилась численность предприятий туризма. Вместе с тем, наблюдается рост культурных, познавательных запросов туристов, которых уже не удовлетворяют традиционные туристские услуги - размещение, питание, определенный набор экскурсий и т.д. Таким образом, возникает противоречие между уровнем потребностей туристов и предлагаемыми туристскими услугами. В то же время предприятия туризма также нуждаются в обогащении содержания своей деятельности, обусловленную конкуренцией.

Одним из решений данного противоречия, на наш взгляд, является включение в программы туризма методов и форм экскурсионно-досуговой деятельности, которые позволяют не только обогатить содержание туристского досуга, но и полнее удовлетворять духовные потребности туристов, способствовать развитию, самореализации личности.

Включение методов и форм экскурсионно-досуговой деятельности в сферу туризма может осуществляться на основе моделирования экскурсионно-досуговых программ. Моделирование есть процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Таким образом, моделирование экскурсионно-досуговых программ позволяет обогатить содержание туристского досуга, усилить его развивающие функции. Происходит трансформация туризма как «активной целенаправленной потребительской деятельности» в деятельность творческую.

При моделировании экскурсионно-досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:

психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная принадлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов и др.);

особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжительности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, санаторий, база или лагерь отдыха и т.д.), способу передвижения и другим;

профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма.

Итак, организация отдыха рекреантов на курортах является одной из важнейших задач специалистов курортного дела. Организация досуга отдыхающих - трудная задача, связанная, прежде всего, с большим количеством свободного времени у курортника в период пребывания в здравнице. В последние годы в организации досуга отдыхающих происходят значительные изменения. Это обусловлено: заимствованием опыта зарубежных курортов; ростом образовательного и культурного уровня населения; внедрением новых технологий индустрии развлечений; изменением структуры использования свободного времени; активизацией гастрольной и концертной деятельности профессионалов театра и эстрады.

Выбор конкретных форм досуговой деятельности зависит от возможностей материальной базы здравниц, ее месторасположения (в пределах курорта или отдельно расположенная) и наличия природных факторов (гор, водоемов, леса), контингента отдыхающих (взрослые, дети, семьи), уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы.

Экскурсионно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью санаторно-курортного обслуживания. Невозможно уменьшить ее значение для создания благоприятного впечатления у приезжающих на курорт. На протяжении всего рабочего времени человек не всегда уделяет своему досугу достаточно внимания, причиной этому нередко служит не только нехватка времени, но и не слишком большой выбор. В условиях отдыха ситуация кардинально меняется. Здесь досуг выходит на первое место, даже если целью посещения санатория ставится оздоровление. Большой выбор услуг дает человеку возможность примерить на себя различные виды отдыха и зачастую расставить для себя акценты. Например, ежегодные клиенты посещают одни те же экскурсии, наслаждаясь не только информацией, но и просто обстановкой. Наша задача - чтобы таких гостей было гораздо больше.

В последнее время происходит развитие положительных тенденций по созданию экскурсионно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-развлекательные центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга, и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

Развитие рыночной экономики заставляет предприятия санаторно-курортного обслуживания искать новые пути для достижения своих целей и, в первую очередь, повышения прибыли и конкурентоспособности.

Рассматриваемое в данной работе предприятие является достаточно устойчивым на рынке оказания санаторно-курортных услуг за счет хорошей материально-технической базы, широкого спектра партнеров. Здесь же можно отметить и многолетнее лидерство в отрасли не только внутри курорта Белокуриха, но и среди курортов федерального значения. Вполне устойчивое финансовое положение ОАО «Санаторий «Россия»» дает ему шанс удерживать пальму первенства и в дальнейшем.

Отделы организации досуга на курорте имеют ряд проблем. Это и нехватка финансирования, невозможность внедрения инновационных проектов, недостаточная возможность для повышения квалификации. Но, несмотря на трудности, данная сфера постоянно развивается и совершенствуется.

Переход к альтернативной организации и системе управления культурно-досуговой деятельностью позволит преобразовать ее из экономического балласта предприятия в самостоятельную структуру, которая начнет приносить прибыль.

В определенный момент времени появилась прослойка людей, способных и желающих тратить средства на развлечения. Вслед за спросом появилось и предложение. Основная задача культурно-досугового сектора в условиях курорта - удовлетворить разнообразные потребности клиента, запросы которых возрастают с каждым годом в связи с развитием услуг по организации досуга во всех регионах страны и зарубежья. С сожалением нужно признать, что исследуемое предприятие недостаточно внимания уделяет этой стороне курортного обслуживания, но наметившиеся тенденции развития дают возможность предвидеть положительные результаты в дальнейшем.

Таким образом, тема организации экскурсионно-досуговой деятельности как одного из элементов санаторно-курортного обслуживания выбрана не случайно. Актуальность темы обусловлена также и тем, что на фоне общего состояния культуры в России выделяются проблемы развития экскурсионно-досуговой деятельности на отдельных предприятиях индустрии туризма. Организация досуга на курорте в данный момент претерпевает серьезные изменения в связи с возрастанием запросов потребителей. Все больше происходит отдаление от жестких форм, основное направление - внедрение инновационных технологий, поиск новых путей удовлетворения потребностей клиентов.

Цель дипломной работы: теоретическое исследование особенностей экскурсионно-досуговой деятельности в туризме и СКК и практическая разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Задачи дипломной работы:

1. Рассмотреть особенности экскурсионно-досуговой деятельности на предприятии.

. Провести анализ деятельности предприятия туризма.

. Разработать меры по совершенствованию экскурсионно-досуговой деятельности предприятия.

Предмет исследования - особенности экскурсионно-досуговой деятельности в туризме и СКК.

Объект исследования - ОАО «Санаторий «Россия»» курорта Белокуриха.

Структура работы: введение, основная часть, включающая три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении раскрывается актуальность темы дипломной работы, формулируется цель и задачи.

В первой главе исследованы теоретические и методологические аспекты экскурсионно-досуговой деятельности в структуре санаторно-курортного продукта. Во второй главе произведен анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Санаторий «Россия» и оценка экскурсионно-досуговой деятельности предприятия и направления ее развития. В третьей главе представлена разработка мероприятий по совершенствованию экскурсионно-досуговой деятельности предприятия: рассмотрены основные направления совершенствования экскурсионно-досуговой деятельности предприятия, предложена программа организации туристско-экскурсионной деятельности на базе Солонешенского района (туркомплекс «Русский стиль»).

В заключении сделаны основные выводы по результатам работы.

Степень изученности проблематики. В ходе исследования нами использовались научные и учебные пособия, публикации периодических изданий, работы ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области экскурсионно-досуговой деятельности в туризме и СКК.

Целевой потребитель исследования: студенты, преподавательский состав, туристские предприятия и СКК.


1. Теоретические основы организации досуга и развлечений в санаторно-курортных учреждениях

Специфика экскурсионно-досуговой деятельности в санаторно-курортных учреждениях

 

Организация отдыха рекреантов на курортах является одной из важнейших задач специалистов курортного дела. Роль досуга в формировании современного образа жизни огромна. Досуг определяют как средство восстановления сил в процессе какой-либо деятельности, любительских занятий и пр. Многочисленные опросы показывают, что основной целью приезда на курорт 50-70% отдыхающих является отдых. Этот процент несколько выше для морских курортов и ниже для узкоспециализированных (например, Кавказских Минеральных Вод). В любом случае, организация досуга отдыхающих - трудная задача, связанная, прежде всего, с большим количеством свободного времени у курортника в период пребывания в здравнице.

Основными проблемами в этой сфере являются (рис. 1.1):

несоблюдение профиля и специализации здравниц, что приводит к формированию смешанного контингента с разными, часто противоположными интересами (взрослые и дети, семейные и одинокие, прибывшие преимущественно на лечение или для отдыха);

противоречие между необходимостью соблюдения лечебно-охранительного режима и досуговой активностью, особенно выраженной в вечернее время;

отсутствие контроля (недостаточный контроль) за состоянием здоровья больных;

несоответствие форм и методов деятельности работников досуговой сферы возросшему культурному уровню отдыхающих;

отставание материальной базы досуговой сферы от современных требований.

Две первые проблемы решить пока не удается. Более того, все попытки сделать это ведут к преобладанию одного из приоритетных направлений в ущерб другому. Если исходить из основного предназначения санаториев санаторно-курортного лечения, то, безусловно, иные виды деятельности не должны вступать в противоречие с решением этой задачи. Однако практически все санатории принимают людей, желающих просто отдохнуть, и вынуждены заботиться об организации их свободного времени. Подходы к реализации профилактического направления также требуют либерализации. Еще большее значение досуговому направлению придается в пансионатах и домах отдыха.

В любом случае следует руководствоваться принципом: развлекательные мероприятия на курортах должны быть организованы так, чтобы не нарушать общий шумовой режим и не мешать отдыху не участвующих в них людей.

В последние годы в организации досуга отдыхающих происходят значительные изменения. Это обусловлено:

заимствованием опыта зарубежных курортов;

ростом образовательного и культурного уровня населения;

внедрением новых технологий индустрии развлечений;

изменением структуры использования свободного времени;

активизацией гастрольной и концертной деятельности профессионалов театра и эстрады.

Итак, выбор конкретных форм досуговой деятельности зависит от возможностей материальной базы здравниц, ее месторасположения (в пределах курорта или отдельно расположенная) и наличия природных факторов (гор, водоемов, леса), контингента отдыхающих (взрослые, дети, семьи), уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы.

 

Заключение

 

Организация отдыха рекреантов на курортах является одной из важнейших задач специалистов курортного дела. Роль досуга в формировании современного образа жизни огромна. Досуг определяют как средство восстановления сил в процессе какой-либо деятельности, любительских занятий и пр.

Организация досуга отдыхающих - трудная задача, связанная, прежде всего, с большим количеством свободного времени у курортника в период пребывания в здравнице.

Выбор конкретных форм досуговой деятельности зависит от возможностей материальной базы здравниц, ее месторасположения (в пределах курорта или отдельно расположенная) и наличия природных факторов (гор, водоемов, леса), контингента отдыхающих (взрослые, дети, семьи), уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы. Наиболее традиционными формами организации досуга на курортах являются спортивно-массовая работа, экскурсионная работа, показы кинофильмов, проведение вечеров отдыха.

Экскурсионная деятельность является одним из основных компонентов индустрии туризма. Экскурсионные услуги входят в перечень дополнительных услуг, оказываемых средствами размещения. Экскурсионные услуги оказываются большинством гостиничных предприятий, независимо от их категории и репутации. При ряде гостиниц есть собственные экскурсионные бюро и специализированные отделы.

Одним из новых направлений в организации досуга отдыхающих в настоящее время является анимационный сервис.

ОАО «Санаторий Россия» является крупнейшим предприятием на курорте, число постоянных работников на сегодняшний момент около 800 человек. В условиях экономического кризиса, в данный момент, есть некоторые проблемы с заполняемостью санатория, но эти трудности всего лишь 2-3 нестабильных месяца в году, а летние - как всегда 100% заполняемость. Но все же, по сравнению с предыдущим годом, санаторий более удачно выдержал конкуренцию на рынке услуг, и процент отдохнувших в санатории гораздо выше прошлого года.

В целом, ОАО «Санаторий Россия» остается одним из наиболее успешных предприятий курорта. С течением времени оно постепенно видоизменяется, но неизменно основное направление на оздоровление. Курорт Белокуриха является лечебным, поэтому наиболее конкурентоспособны предприятия с обширной лечебной базой.

Сектор организации культурного досуга на предприятии имеет ряд проблем. Это:

. Трудности в поиске и выборе наиболее оптимальных организационно-методических форм культурно-досуговой деятельности.

. Не всегда соответствует профессиональная подготовка сотрудников. На данный момент в рамках нашего предприятия это является одной из основных проблем, особенно вопрос об обучении и повышении квалификации кадров.

. Необходимость перестройки менеджмента всей системы работы с персоналом культурно-досуговых учреждений.

. Недостаточное разнообразие рекламных средств культурно-досугового сектора.

. Слабое внедрение инновационных методов в организации культурно-досуговой деятельности.

Однако, несмотря на трудности, данная сфера постоянно развивается и совершенствуется.

Анализдосуговых интересов отдыхающих показал, что самыми востребованными являются услуги баров и ресторанов, бильярдного зала, дискотеки, боулинг-клуб и т.п. Самыми мало востребованными являются услуги библиотеки. Если мы коснемся экскурсионных услуг, то увидим, что покупка экскурсий отдыхающими производится в основном в других фирмах, так как в ОАО «Санаторий «Россия» такие услуги практически не предоставляются, а если и предоставляются, то только в зоне курорта Белокуриха. Поэтому считаем целесообразным разработку и внедрение в экскурсионно-досуговую деятельность предприятия новых экскурсионных маршрутов.

Поскольку территории Горного Алтая и Солонешенского района рассматриваются как перспективные зоны для развития туризма, маршруты, которые будет предлагать ОАО «Санаторий «Россия»», наверняка будут пользоваться спросом у потребителя.

Существенным предложением в сфере экскурсионно-досуговой деятельности является внедрение инновационных проектов, которые смогут удовлетворить потребности различных категорий туристов, а, следовательно, приносить коммерческую прибыль предприятию в целом.

На протяжении всего времени существования санатория сложились определенные традиции и формы организации досуга для отдыхающих. Но то же течение времени постоянно вносит свои коррективы. Сейчас становится ясно, что на первый план выходит не только разнообразие услуг по организации отдыха, но и высокое их качество. Сегодняшние отдыхающие более придирчиво относятся к организации досуга, это обусловлено интенсивным развитием индустрии развлечений. В таких условиях важно постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности, что влечет за собой необходимость привлечения профессиональных специалистов, повышение квалификации персонала, расширение связей с творческими коллективами, вложения средств в обустройство экскурсионных, игровых и развлекательных центров.

Перспективность для развития туризма Солонешенского района достаточно высока. На данном историко-культурном потенциале можно развивать следующие виды туризма: экскурсионно-познавательный - обзорные экскурсии по истории и культуре района; событийный туризм - участие в различных культурных мероприятиях, посещение русской горницы, посещение музеев.

Анализ конъюнктуры показал, что в районе мало объектов туристического бизнеса и почти все они летнего пребывания и поэтому есть необходимость создания нового круглогодичного туристического комплекса, который обеспечит организацию новых видов туризма, привлечет туристов с невысокими финансовыми возможностями.

Это же обстоятельство позволит ОАО «Санаторий «Россия»» выигрышно разрабатывать новые турпродукты именно на базе Солонешенского района, поскольку его территория рассматривается как перспективная зона для развития туризма, а маршруты, которые будет предлагать ОАО «Санаторий «Россия»», наверняка будут пользоваться спросом у потребителя. К тому же Солонешенский район находиться на достаточно близком расстоянии от курорта Белокуриха, что позволит гораздо быстрее доставлять туда туристов. Еще один довод в пользу разработки таких маршрутов - в период мертвого сезона в санатории экскурсионные туры будут приносить предприятию коммерческую прибыль.

Именно поэтому нами было принято решение по разработке программы организации туристско-экскурсионной деятельности на базе Солонешенского района (туркомплекс «Русский стиль»).

Итак, данный анализ дает возможность сделать правомерный вывод о необходимости организации экскурсионно-досуговой деятельности ОАО «Санаторий «Россия»» в Солонешенском районе. Туристские потоки, которые представляют реальный туристический спрос на данные виды туризма, характеризуются большим разнообразием, что предполагает в ближайшей перспективе востребованность почти всех видов туризма, обязательную вариативность предоставления услуг, разведение туристских потоков в местах традиционной организации туризма, и тем самым включение новых территорий в сферу организации туризма.


Список использованной литературы

 

1. Арбузова, И.Ю. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах / И.Ю. Арбузова. - М.: Альфа-М, 2001.

. Арзуманян, Э.А. Гостиничный и ресторанный сервис / Э.А. Арзумян. - Саратов: СГСЭУ, 2000.

. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство. Проблемы, перспективы, сертификация / С.И. Байлик. - Киев: ВИРА-Р, 2001.

. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание / С.И. Байлик. - Киев: ВИРА-Р, 2002.

. Баумгартен, Л.В. Управление качеством в туризме: Практикум / Л.В. Баумгартен. - М.: КноРус, 2008.

. Бондаренко, Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Г.А. Бондаренко. - Мн.: Новое знание, 2006.

. Боуэн, Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм / Дж. Боуэн, Ф. Котлер, Дж. Мейкенз. - М.: Юнити, 2007.

. Булыгина, И.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / И.И. Булыгина. - М.: Советский спорт, 2006.

. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело / А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлева. - М.: КноРус, 2007. - 528 с.

. Власова, Т.И. и др. Профессиональное и деловое общение в сфере туризма / Т.И. Власова, М.М. Данилова, А.П. Шарухин. - М.: Академия, 2007.

. Волков, Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес / Ю.Ф. Волков. - Ростов-на-Дону: Фе-никс, 2003.

. Волков, Ю.Ф. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов / Ю.Ф. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

. Волков, Ю.Ф. Технологии гостиничного обслуживания / Ю.Ф. Волков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

. Волов, А.Б., Иванов, В.В. Гостиничный менеджмент / А.Б. Волов, В.В. Иванов. - М.: Инфра-М, 2006.

. Глушанок, Т.М., Хуусконен, Н.М. Практика экскурсионной деятельности / Т.М. Глушанок, Н.М. Хуусконен. - СПб.: Герда, 2006.

. Денисенко, А.В., Сенин, В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения / А.В. Денисенко, В.С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2004.

. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства / Е.А. Джанджугазова. - М.: Академия, 2005.

. Дурович, А.П. Маркетинг гостиниц и ресторанов / А.П. Дурович. - Мн.: Новое знание, 2005.

. Елисеева, Т.И., Косолапов А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства / Т.И. Елисеева, А.Б. Косолапов. - М.: КноРус, 2008.

. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебник / Б.В. Емельянов. - М., 2007.

. Ефимова, О.П., Ефимова, Н.А. Экономика гостиниц и ресторанов / О.П. Ефимова, Н.А. Ефимова. - М.: Новое знание, 2004.

. Жукова, М.А. и др. Управление индустрией туризма / М.А. Жукова, В.С. Сенин, А.Д. Чудновский. - М.: Кно-Рус, 2007.

. Зайцева, Н.А. Менеджмент в сервисе и туризме / Н.А. Зайцева. - М.: Форум-Инфра-М, 2007.

. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник / Е.Н. Ильина. - М.: Финансы и статистика, 2008.

. Инграм, Х. Гостиничный бизнес / Х. Инграм, С. Медлик; Пер. с англ. А.В. Павлова. - М.: Юнити, 2005.

. Карнаухова, В.К. Сервисная деятельность / В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. - М.: МарТ, 2005.

. Ковалев, С.Н. Гостиничный бизнес. Управление гостиницами / С.Н. Ковалев. - СПб.: СПбГЭиУ, 2004.

. Кононыхин, С.В. Организация гостиничного и ресторанного хозяйства / С.В. Кононыхин. - Донецк: ДИТБ, 2004.

. Курило, Л.В. Теория и практика анимации. Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации / Л.В. Курило. - М.: Советский спорт, 2006.

. Кусков, А.С. Гостиничный бизнес / А.С. Кусков. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2010.

. Лесник, А.Л. Безопасность в гостиничных предприятиях / А.Л. Лесник, М.Н. Смирнова. - М.: Талер, 2001.

. Лесник, А.Л. Маркетинг и реклама в гостиничном бизнесе / А.Л. Лесник, М.Н. Смирнова. - М.: Талер, 2001.

. Лесник, А.Л. Международные системы классификации отелей / А.Л. Лесник, М.Н. Смирнова. - М.: АС ПЛЮС, 2001.

. Линн, Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес / Ван Дер Ваген Линн. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

. Лойко, О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство / О.Т. Лойко. - Томск: ТПУ, 2005.

. Ляпина, И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания / И.Ю. Ляпина. - М.: Альфа-М, 2001.

. Менеджмент гостеприимства. CD-диск // Под ред. А.Д. Чудновского. - М.: Равновесие, 2006.

. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности / Н.И. Гаранин, И.В. Зорин, Е.Н. Ильина, В.А. Квартальнов и др. - М.: Финансы и статистика, 2001.

. Менеджмент туризма. Туризм как объект управления / Ю.П. Анискин, Н.И. Волошин, Н.И. Гаранин, Е.Н. Ильина и др. - М.: Финансы и статистика, 2004.

. Монтанер, Х. Монтехано Структура туристического рынка / Х.Х. Монтехано Монтанер; Под ред. Н.С. Мироненко. - Смоленск: СГУ, 1997.

. Организация и управление гостиничным бизнесом. В 3-х тт. / Под ред. А.Л. Лесника, А.В. Чернышева, И.П. Мацицкого. - М.: Альпина, 2005.

. Организация туризма / Под ред. Н.И. Кабушкина. - Мн.: Новое знание, 2005.

. Паспорт Программы развития туризма в Солонешенском районе на период с 2007 по 2017 гг.

. Романов, В.А. Гостиничные комплексы: организация и функционирование / В.А. Романов, С.Н. Цветкова. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2007.

. Руденко, А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма / А.М. Руденко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

. Саак, А.Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны) / А.Э. Саак, М.В. Якименко. - СПб.: Питер, 2007.

. Скобкин, С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, 2007.

. Соловьев, Б.Л. Менеджмент гостеприимства / Б.Л. Соловьев, Л.А. Толстова. - М.: РМАТ, 1997.

. Тимохина, Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов / Т.Л. Тимохина. - М.: Форум, 2007.

. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. А.Д. Чудновского. - М.: Юркнига, 2003.

. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Л.В. Шматько. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2007.

. Уокер, Дж. Введение в гостеприимство / Дж. Уокер. - М.: Юнити, 2002.

. Уокер, Дж. Управление гостеприимством / Дж. Уокер. - М.: Юнити, 2006.

. Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2006.

. Федцов, В.Г. Культура гостинично-туристского сервиса / В.Г. Федцов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

. Филипповский, Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова. - М.: Финансы и статистика, 2003.

. Черевичко, Т.В. Теория и организация рынка услуг гостеприимства / Т.В. Черевичко. - Саратов: Научная книга, 2006.

. Чудновский, А.Д. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве / А.Д. Чудновский. - М.: КноРус, 2007.

. Щенникова, Н.Б. Основы туризма и индустрии гостеприимства / Н.Б. Щенникова. - Владивосток: ВГУЭ-иС, 2002.

. Щетинина, Е.Б. Менеджмент гостиничных услуг. CD-диск / Е.Б. Щетинина. - М.: Равновесие, 2006.

. Щетинина, Е.Б. Менеджмент ресторанных услуг. CD-диск / Е.Б. Щетинина. - М.: Равновесие, 2006.

. Экономика и организация туризма: международный туризм / Под ред. Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой, И.А. Рябовой. - М.: КноРус, 2007.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Особенности организации экскурсионно-досуговой деятельности в санаториях


Введение

 

Туризм как способ организации свободного времени граждан приобретает в последнее время большую популярность. Этому способствует интенсификация труда, требующая эффективного воспроизводства затраченных на производстве психических и физических сил человека, развитие транспорта и коммуникаций, увеличение количества свободного времени и отношение к нему как к ценности. Учитывая возросшие потребности граждан в туристских услугах, в последнее десятилетие в нашей стране значительно увеличилась численность предприятий туризма. Вместе с тем, наблюдается рост культурных, познавательных запросов туристов, которых уже не удовлетворяют традиционные туристские услуги - размещение, питание, определенный набор экскурсий и т.д. Таким образом, возникает противоречие между уровнем потребностей туристов и предлагаемыми туристскими услугами. В то же время предприятия туризма также нуждаются в обогащении содержания своей деятельности, обусловленную конкуренцией.

Одним из решений данного противоречия, на наш взгляд, является включение в программы туризма методов и форм экскурсионно-досуговой деятельности, которые позволяют не только обогатить содержание туристского досуга, но и полнее удовлетворять духовные потребности туристов, способствовать развитию, самореализации личности.

Включение методов и форм экскурсионно-досуговой деятельности в сферу туризма может осуществляться на основе моделирования экскурсионно-досуговых программ. Моделирование есть процесс систематизации способов, приемов и средств с целью создания новых оригинальных условий включения личности в творческую деятельность. Таким образом, моделирование экскурсионно-досуговых программ позволяет обогатить содержание туристского досуга, усилить его развивающие функции. Происходит трансформация туризма как «активной целенаправленной потребительской деятельности» в деятельность творческую.

При моделировании экскурсионно-досуговых программ в туризме необходимо учитывать следующие условия:

психофизиологические, социально-психологические особенности туристов (возраст, социальная принадлежность, уровень образования, интересы и потребности в досуге, нахождение во временном или постоянном коллективе туристов и др.);

особенности тура, основанные на дифференциации туризма по различным признакам - продолжительности (тур выходного дня, каникулярный, во время отпуска), целям путешествия (культурно-познавательный, оздоровительный, спортивный и т.д.), месту пребывания (гостиница, санаторий, база или лагерь отдыха и т.д.), способу передвижения и другим;

профессиограмма специалиста, организатора культурно-досуговых программ в туризме, сочетающая знания и умения в области педагогики досуга, психологии, экскурсоведения, туризма.

Итак, организация отдыха рекреантов на курортах является одной из важнейших задач специалистов курортного дела. Организация досуга отдыхающих - трудная задача, связанная, прежде всего, с большим количеством свободного времени у курортника в период пребывания в здравнице. В последние годы в организации досуга отдыхающих происходят значительные изменения. Это обусловлено: заимствованием опыта зарубежных курортов; ростом образовательного и культурного уровня населения; внедрением новых технологий индустрии развлечений; изменением структуры использования свободного времени; активизацией гастрольной и концертной деятельности профессионалов театра и эстрады.

Выбор конкретных форм досуговой деятельности зависит от возможностей материальной базы здравниц, ее месторасположения (в пределах курорта или отдельно расположенная) и наличия природных факторов (гор, водоемов, леса), контингента отдыхающих (взрослые, дети, семьи), уровня профессиональной подготовки работников досуговой сферы.

Экскурсионно-досуговая деятельность является неотъемлемой частью санаторно-курортного обслуживания. Невозможно уменьшить ее значение для создания благоприятного впечатления у приезжающих на курорт. На протяжении всего рабочего времени человек не всегда уделяет своему досугу достаточно внимания, причиной этому нередко служит не только нехватка времени, но и не слишком большой выбор. В условиях отдыха ситуация кардинально меняется. Здесь досуг выходит на первое место, даже если целью посещения санатория ставится оздоровление. Большой выбор услуг дает человеку возможность примерить на себя различные виды отдыха и зачастую расставить для себя акценты. Например, ежегодные клиенты посещают одни те же экскурсии, наслаждаясь не только информацией, но и просто обстановкой. Наша задача - чтобы таких гостей было гораздо больше.

В последнее время происходит развитие положительных тенденций по созданию экскурсионно-досуговой среды, адекватной современным социально-культурным потребностям общества. И современные культурно-развлекательные центры должны стать носителями целостной культурно-досуговой среды. А она в свою очередь будет положительно влиять на характер и содержание всей деятельности по организации досуга, и вызывать у людей потребность активного участия в ней.

Развитие рыночной экономики заставляет предприятия санаторно-курортного обслуживания искать новые пути для достижения своих целей и, в первую очередь, повышения прибыли и конкурентоспособности.

Рассматриваемое в данной работе предприятие является достаточно устойчивым на рынке оказания санаторно-курортных услуг за счет хорошей материально-технической базы, широкого спектра партнеров. Здесь же можно отметить и многолетнее лидерство в отрасли не только внутри курорта Белокуриха, но и среди курортов федерального значения. Вполне устойчивое финансовое положение ОАО «Санаторий «Россия»» дает ему шанс удерживать пальму первенства и в дальнейшем.

Отделы организации досуга на курорте имеют ряд проблем. Это и нехватка финансирования, невозможность внедрения инновационных проектов, недостаточная возможность для повышения квалификации. Но, несмотря на трудности, данная сфера постоянно развивается и совершенствуется.

Переход к альтернативной организации и системе управления культурно-досуговой деятельностью позволит преобразовать ее из экономического балласта предприятия в самостоятельную структуру, которая начнет приносить прибыль.

В определенный момент времени появилась прослойка людей, способных и желающих тратить средства на развлечения. Вслед за спросом появилось и предложение. Основная задача культурно-досугового сектора в условиях курорта - удовлетворить разнообразные потребности клиента, запросы которых возрастают с каждым годом в связи с развитием услуг по организации досуга во всех регионах страны и зарубежья. С сожалением нужно признать, что исследуемое предприятие недостаточно внимания уделяет этой стороне курортного обслуживания, но наметившиеся тенденции развития дают возможность предвидеть положительные результаты в дальнейшем.

Таким образом, тема организации экскурсионно-досуговой деятельности как одного из элементов санаторно-курортного обслуживания выбрана не случайно. Актуальность темы обусловлена также и тем, что на фоне общего состояния культуры в России выделяются проблемы развития экскурсионно-досуговой деятельности на отдельных предприятиях индустрии туризма. Организация досуга на курорте в данный момент претерпевает серьезные изменения в связи с возрастанием запросов потребителей. Все больше происходит отдаление от жестких форм, основное направление - внедрение инновационных технологий, поиск новых путей удовлетворения потребностей клиентов.

Цель дипломной работы: теоретическое исследование особенностей экскурсионно-досуговой деятельности в туризме и СКК и практическая разработка мероприятий по ее совершенствованию.

Задачи дипломной работы:

1. Рассмотреть особенности экскурсионно-досуговой деятельности на предприятии.

. Провести анализ деятельности предприятия туризма.

. Разработать меры по совершенствованию экскурсионно-досуговой деятельности предприятия.

Предмет исследования - особенности экскурсионно-досуговой деятельности в туризме и СКК.

Объект исследования - ОАО «Санаторий «Россия»» курорта Белокуриха.

Структура работы: введение, основная часть, включающая три главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении раскрывается актуальность темы дипломной работы, формулируется цель и задачи.

В первой главе исследованы теоретические и методологические аспекты экскурсионно-досуговой деятельности в структуре санаторно-курортного продукта. Во второй главе произведен анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Санаторий «Россия» и оценка экскурсионно-досуговой деятельности предприятия и направления ее развития. В третьей главе представлена разработка мероприятий по совершенствованию экскурсионно-досуговой деятельности предприятия: рассмотрены основные



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.096 с.)