Программа коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами тематического рисования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами тематического рисования



младший школьный агрессия межличностный

В результате анализа полученных в ходе констатирующего эксперимента данных мы сделали вывод о том, что проблема коррекции проявления агрессивности является актуальной для детей экспериментального плана.

С целью коррекции проявления агрессивности детьми младшего школьного возраста нами был разработан ряд занятий, которые состоят из вводной, основной и заключительной частей.

При составлении коррекционной программы мы опирались на разработки В. Оклепдер, Д. Аллана.

В качестве средства коррекции проявления агрессивности нами была выбрана такая форма работы, как тематическое рисование, которое имело цель: научить детей младшего школьного возраста отреагированию в рисунке агрессивных эмоций, что способствует снижению уровня агрессивности в поведении.

Предметом коррекции является агрессивность - как психическое состояние.

Объект коррекции - младшие школьники с проявлением агрессии.

Мы сочли целесообразным проведение занятий 1 раз в неделю.

Комплекс занятий подразделяется на три блока.

Каждый блок включал в себя 4 занятия, которые проводились с октября 2006 г. по январь 2007 г.

С учётом возрастных особенностей младших школьников продолжительность одного занятия составляла 40 минут.

Этапы коррекционной программы

При проведении I блока коррекционной программы, детей попросили отреагировать с помощью изобразительных средств на четыре архетипические темы - земля, огонь, вода, и солнце. Методы предварительной беседы и направленного воображения применялись, чтобы помочь детям включиться в творческий процесс. Предложенные темы дети интерпретировали с помощью изображений на бумаге, которые затем рассматривались и обсуждались всем классом.

Чтобы помочь детям сформировать свои собственные представления, не полагаясь на стереотипы и копии изобразительного искусства, была создана обстановка доверия и безопасности, в которой в любое искреннее проявление находило доброжелательный отклик. Кроме того, программа предусматривала обеспечение свободы самовыражения вместо развития навыков и умений и предоставление учителю возможности глубже проникнуть в эмоционально-психологическое состояние учащихся.

Выбор тем. Выбор подходящих тем имел решающее значение для успешной реализации программы коррекции. Темы должны были соответствовать культурной среде всех детей и вызывать появление богатых ассоциаций и образов. С. Робертсон считает, что существует ряд универсальных, архетипических тем, способных вызвать глубокие ассоциации и вдохновлять художника на создание произведений, затрагивающих глубины человеческой души. Под влиянием этих идей мы выбрали четыре темы - земля, огонь, вода и солнце, - которые всегда играли значительную роль в жизни народов. Предполагалось, что такой выбор будет способствовать формированию образов, поскольку все дети были знакомы с упомянутыми элементами.

Материалы. Для реализации программы были использованы лишь самые необходимые принадлежности художника: бумага, цветные карандаши, мелки и пастель. Краски и кисти обеспечивали большую свободу выбора и самовыражения.

Во втором блоке мы продолжаем работу над отреагированием агрессивных тенденций средством рисования. Детям предлагаются темы явления природы. Стадии работы те же, что и в нервом блоке.

В третьем блоке детям предлагается эмоционально-символическое выражение чувств в рисунке.

Этот метод успешно применялся при работе с детьми в возрасте от 3 лет и старше, включая детей начальной школы. В соответствии с этим методом каждую неделю (желательно в одно и то же время) отводится 10 минут для обсуждения чувств. 25 минут на отражение чувств и их ассоциаций в рисунке. В заключительной части занятия проводится этюд на выражение эмоционального состояния. Преподаватель выбирает достаточное число тем для обсуждения (обиду, страх, одиночество, боль, гнев и т.д.). Эти темы должны соответствовать стадии развития детей и каждую неделю представлять одно чувство.

Группе или всему классу необходимо задать ряд вопросов о страхе. Для достижения лучших результатов вопросы необходимо задавать последовательно, постепенно переходя от общего (некий мальчик, некая девочка) к конкретному («тебе приходилось испытывать чувство страха?»). В процессе занятий я поощряю обсуждение с помощью методов новых формулировок, отображений и других методов группового взаимодействия. Рекомендуется заблаговременно подготовить несколько стимулирующих вопросов, которые можно затронуть, когда беседа пойдёт на убыль. К числу таких вопросов относятся следующие:

1. Что представляет собой страх?

2. Что чувствует мальчик (девочка), когда его (или её) испугают?

3. Как он (или она) выглядит, когда его испугают? (Попросите детей описать, как выглядит испуганный мальчик или девочка. Затем попросите их показать с помощью мимики и жестов, как выглядит испуганный мальчик).

4. Что делает испуганный мальчик или девочка?

5. Вы когда-нибудь испытывали чувство страха?

6. Как это происходит?

7. В каком месте тела вы почувствовали страх? Вы можете показать?

8. Что вы сделали?

9. Что бы вы могли сделать в следующий раз?

10. Какой момент в вашей жизни был самым страшным?

Очевидно, что не нужно строго следовать приведённому образцу. Напротив, этот образец необходимо гибко использовать с учётом времени, уровня группового обсуждения и возраста детей. Иногда достаточно задать 3-5 вопросов.

После проведения обсуждения и диалогов по поводу страха необходимо попросить детей нарисовать страх или написать рассказ о страхе. Вы можете сказать;

1. Вы можете передать это чувство на бумаге?

2. Как выглядит страх?

3. Вы можете нарисовать страшную сцену?

После рисования можно предложить детям совместно обсудить свою работу, поднять свои рисунки и при желании описать их для других. На этом этапе преподаватель может помочь детям с помощью следующих вопросов:

4. Что происходит на рисунке?

5. Что в нём страшного?

6. Чем это кончится?

Цель этого подхода состоит в том, чтобы помочь детям:

1 лучше осознать различные состояния своих чувств;

2 научиться понимать и контролировать свои чувства (например, с помощью таких вопросов, как: «Как бы ты поступил в следующий раз?»);

3 рассказать другим детям о своих чувствах и убедиться в том, что другие дети испытывают аналогичные чувства;

4 рассказать преподавателю о своих чувствах и проблемах,

5 выразить свои чувства в символической форме с помощью пластических средств.

На стадии рисования нередко можно исследовать и обсудить чувства и мысли, которые не удалось раскрыть в процессе вербального обсуждения. Кроме того, такое выражение понижает уровень напряжения, а следовательно, и потребность в деструктивном выражении чувств. Это имеет особое значение для преподавателей и консультантов, способных деликатно обращаться с материалом, преследуя терапевтическую цель.

Реализация

Стадия 1: стимулирование путём обсуждения

Реализация программы исследования началась с обсуждения в классе, направленного на стимулирование и сосредоточение детского воображения. Детям задали ряд вопросов: «В чём заключается творчество? Как пользоваться своим воображением?»

Задача обсуждения заключалась в том, чтобы помочь детям использовать своё воображение и сосредоточиться на своих реакциях, а не на ожиданиях своих одноклассников и учителя. При дальнейшей работе с другими темами в начале занятия было достаточно лишь напомнить о необходимости пользоваться своим воображением.

После обсуждения на доске писали название темы - земля, огонь, вода или солнце. Затем детей просили рассказать всему классу об ассоциациях, возникающих к их сознании. Такие сообщения составили важную часть обсуждения, и поэтому задача учителя заключалась в выявлении максимального числа ассоциаций и образов.

Стадия 2: релаксация и направленное формирование образов

В конце обсуждения учитель обобщил все точки зрения. Затем детей попросили закрыть глаза, опустить голову на грудь и прислушаться к словам учителя, которые он произносил, расхаживая по классу, чтобы стимулировать релаксацию и активизировать формирование образов по выбранной теме. Слова произносились медленно, спокойным голосом.

Если у некоторых детей оставались открытыми, учитель говорил, что иногда бывает страшно закрыть глаза, и поэтому понадобится немного времени, чтобы успокоиться и закрыть глаза. Далее учитель говорил детям, что их никто не принуждает закрывать глаза, но если они закроют глаза, то это поможет им отключиться от всех посторонних мыслей и чувств, сосредоточиться на внутренним и позволит образам сформироваться в их сознании. При стабилизации релаксации у большинства детей учитель применил метод направленного формирования образов по каждой. После окончания направленного формирования образов учитель перешёл к следующей стадии.

Стадия 3: работа над рисунками

Когда в сознании детей сформировались образы, дети открыли глаза и нарисовали эти образы на листах бумаги, разложенные перед ними. Детям порекомендовали воздержаться от обсуждения своих рисунков с одноклассниками и разглядывания чужих рисунков, пока не будет закончена эта часть работы. Эта рекомендация помогла учащимся с низким уровнем мотивации и уверенности в себе избежать слишком сильного влияния мнений своих одноклассников и выразить свои собственные представления. На этой стадии учитель ходит по классу и оказывает помощь учащимся в работе.

Если кто-нибудь из детей не знает, как приступить к работе, его просят ещё раз закрыть глаза и поразмышлять о сказанном во время занятий направленным формированием образов до тех пор, пока какой-нибудь образ не приобретёт ясные очертания. Если ребёнок спрашивает, хорош ли его рисунок, учитель, в свою очередь, задаёт ему вопрос, удовлетворён ли он (ребёнок) своим рисунком, и на этом их разговор заканчивается. Если же ребёнок не удовлетворён своим рисунком, тогда учитель спрашивает его, какие изменения нужно внести в рисунок, чтобы ребёнок испытал удовлетворение от своей работы. Учитель делает всё возможное, чтобы учащийся сосредоточился на своих проблемах и поверил в свои силы, вместо того, чтобы добиваться одобрения учителя.

Стадия 4: просмотр и обсуждение результатов работы

После окончания работы над рисунками детям была предоставлена возможность взглянуть на работы одноклассников. Они либо оставляли свои работы на столах и ходили по классу, разглядывая рисунки одноклассников, либо по очереди поднимали свои рисунки, чтобы весь класс мог рассмотреть рисунок каждого ученика. В обоих случаях детей просили высказать своё мнение о рисунках. Во время обсуждения рисунков учитель обращал внимание на те замечания учащихся, в которых учитывался широкий спектр возможных интерпретаций, и поощрял тех учащихся, которые дали необычную интерпретацию предложенной теме. Таким образом учитель помогал детям поверить в свои силы и смело выражать свои взгляды, которые отличались от взглядов друзей.

Реакция учащихся на каждой стадии реализации программы.

На каждой из четырёх стадий реализации программы исследования проводилась оценка реакций учащихся с целью определения степени их участия в творческом процессе. При этом учитывались такие факторы, как появление интереса и энтузиазма во время первоначального обсуждения, готовность учащихся к релаксации и выполнению упражнений по направленному формированию образов, точка сосредоточения энергии учащихся на стадии создания художественного произведения (свой собственный рисунок или рисунки друзей) и их интерес к обсуждению рисунков, сделанных одноклассниками.

Реакция учащихся на предложенные темы. При оценке реализации программы важно было установить, заинтересовали предложенные темы учащихся или нет, вызвали эти темы эмоциональную реакцию или нет, и какие темы вызвали у учащихся больше чувств, чем другие. Чтобы помочь ответить на эти вопросы, понадобилось распределить полученные изображения по группам. Для описания способов интерпретации предложенных тем были определены 4 группы: «позитивная», «негативная», «амбивалентная» и «нейтральная».

К позитивной группе относились изображения, в которых подчёркивались животворные, исцеляющие, благотворные и приятные особенности предмета изображения. Негативная группа включала в себя деструктивные, травмирующие и болезненные характеристики предмета изображения. Изображения с позитивными и негативными характеристиками были включены в амбивалентную группу. Изображения без ясно выраженного аффекта были помещены в нейтральную группу.

Каждый рисунок рассматривался и помещался в наиболее подходящую группу с учётом предмета изображения, его стиля, вызванных им чувств и высказанных учащимся замечаний по поводу своего рисунка.

Оценивалось также и художественное достоинство каждого рисунка. Рисунок считался «удачным», если характеризовался высоким уровнем творчества, исполнения или образностью. Изображения распределялись по двум группам: «оригинальной» и «стереотипной или подражательной». К последней группе относились изображения, которые характеризовались механическим воспроизведением, зависимостью от предыдущих форм, отсутствием индивидуальности и заимствованием у других детей.

После распределения рисунков по группам был определён численный и процентный состав каждой группы, который нами был использован для сопоставления полученных результатов. Для определения наиболее общих изображений по каждой теме был составлен перечень предметов, причём каждое повторение предмета отмечалось одним баллом. Этот перечень позволял легко определить предметы, на которые чаще всего падал выбор.

Результаты

Стадия 1: предварительное обсуждение

В каждом классе были дети, которые понимали смысл использования своего воображения и творческих способностей. Их объяснения помогли нам определить наши концепции и для остальных учащихся. Кроме того, они помогли классу понять в чём состоят наши ожидания, а именно, то, что учащиеся должны сосредоточиться на создании своих собственных изображений. Учащиеся с энтузиазмом обсуждали ассоциации, которые возникли у них по поводу архетипических тем и неизменно высказывали много оригинальных идей.

Стадия 2: релаксация и направленное формирование образов

С каждым новым занятием большинство учащихся заметно повышало уровень релаксации и более точно выполняло рекомендации учителя. Некоторые дети испытывали беспокойство, когда держали глаза закрытыми. В каждом классе было несколько учеников с такими проблемами.

Стадия 3: работа над рисунками

К тому времени, когда после релаксации и направленного формирования образов детей просили открыть глаза, в сознании большинства детей появились образы, которые они были готовы запечатлеть на листах бумаги. И тем не менее на этой стадии находилось 1-2 ученика, которым «ничего не приходило в голову». Им предлагали расслабиться, закрыть глаза, поразмыслить о тех образах, которые приходили им в голову при использовании направленного воображения, и выбрать из них тот образ, который они наиболее отчётливо представляли. Для каждого из этих учащихся достаточно было повторить рекомендации, чтобы они приступили к работе.

Некоторых учеников беспокоило, что к концу работы над рисунком первоначальные изображения превращались в нечто иное. Мы обсудили особенности творческой деятельности, в которой такая трансформация часто происходит тогда, когда мы расслабляемся и выражаем своё внутреннее состояние. При этом нам иногда приходится позволять творческому процессу протекать самостоятельно. В таких случаях мы не должны испытывать разочарования. Напротив, мы должны постараться по достоинству оценить конечный результат в его новом виде.

Иногда на занятиях по рисованию соседи по парте рисуют весьма похожие рисунки. Случаи подражания или влияния со стороны соседей имели место, но ограничивались лишь несколькими учащимися.

При сопоставлении выборочных реакций мы установили, что в целом отношение учащихся к занятиям характеризовалось энтузиазмом и позитивностью. Как только начиналось занятие, дети умолкали и приступали к сосредоточенной работе.

Стадия 4: просмотр и обсуждение результатов работы

Учащиеся ходили по классу, рассматривая работы других учащихся, или по очереди демонстрировали всему классу свои работы, сопровождая их пояснениями. Независимо от способа просмотра работ, все дети высказали большой интерес к работам своих одноклассников и признательность за широкий спектр интерпретаций. Сознание, что все интерпретации находят положительную оценку, позволили детям избавиться от чувства скованности. Особенно это относится к тем учащимся, которые не были уверены в достоинствах своих работ. В работе над следующими темами эти учащиеся чувствовали себя более уверенно.

Содержание программы Блок I. Архетипические мотивы.

Занятие 1.

Земля

Вступительная беседа

Сегодня мы будем размышлять о земле. Что приходит вам на ум, когда вы думаете о земле?.. Подумайте о двух значениях слова «земля» - мир и грязь, почва. Теперь закройте глаза. Я буду беседовать с вами об образах, связанных с землёй, время от времени останавливаясь, чтобы дать возможность вашему воображению отправиться в странствие.

Релаксация и направленное воображение

Положите головы на руки или на парты. Определите своё внутреннее ощущение. Немного подвигайтесь, чтобы устроиться поудобнее. Теперь обратите внимание на своё дыхание... сделайте вдох и выдох. Необходимо немного замедлить дыхание...медленно вдыхайте и выдыхайте. Вы чувствуете, как вами овладевает чувство глубокого покоя и расслабления... Теперь, когда вы успокоились и расслабились, вы обрели способность вслушаться в мой голос.

Вам всем приходилось иметь дело с землёй. Когда мы отправимся в воображаемое путешествие, некоторые впечатления, быть может, покажутся вам знакомыми. Вам, вероятно, удалось побывать в различных странах мира или видеть их по телевизору или в кино. Представьте себе, что вы находитесь в пустыне. Оглянитесь вокруг. Посмотрите на сухой песок. Прислушайтесь к звукам. Что ощущает ваша кожа? Теперь представьте, что вы находитесь в дебрях джунглей. Здесь очень высокая влажность; вас окружает зелёная стена. А теперь вы очутились в холодной Арктике. Вокруг вас только лёд и снег. Теперь мы отправимся высоко в горы. Что вы видите? А теперь мы отправимся вглубь, к центру Земли. Что вы чувствуете? Что вы видите вокруг себя? Теперь мы отправимся к поверхности Земли, чтобы повнимательнее рассмотреть почву. Вы видите, как что-то движется в почве? Как пахнет почва? Какова она на ощупь? Что-нибудь растёт в почве? Быть может, вы уже посадили сад. Я уверен, что вам всем приходилось увязать или даже кататься в грязи. Быть может, вам доводилось ощущать, как содрогается поверхность Земли во время землетрясения, или видеть как она трескается.

Подумайте о том. Что вам больше всего нравится и не нравится в земле. У вас, быть может, уже появились какие-то фантазии по поводу земли. Пусть все эти образы свободно проносятся через ваше сознание, и если какой-нибудь образ привлечёт ваше внимание, постарайтесь сосредоточиться на нём, Как только вы ясно представите себе этот образ, откройте глаза и дайте ему возможность перейти на лист бумаги.

Работа над рисунком.

Просмотр и обсуждение результатов работы Релаксация под психоделическую музыку.

Занятие 2.

Солнце

Вступительная беседа

Давайте поразмышляем о солнце. Что вам первое приходит на ум?.. Что вам известно о солнце?

Релаксация и направленное воображение

Закройте глаза... Я буду говорить и в вашем сознании будут возникать картины. Что, по вашему мнению, думали о солнце люди в давние времена? Представь себе, что ты один из этих людей. Что представляет собой эта таинственная сфера света, которая движется по небу, изменяя свой цвет и форму, а потом неожиданно исчезает? Как выглядит солнце, когда вы просыпаетесь? Как оно выглядит в полдень и в конце дня? Когда солнце исчезнет, всё становится холодным и тёмным. Велико могущество солнца. Подумайте о тех историях, которые вы могли бы рассказать об этом светиле...

Теперь представьте, что наступил 2000 год. Солнце имеет важное значение в вашей жизни. Подумайте о том, как оно вам помогает. Вы видели, как нагибаются растения, стремясь получить больше солнечного света? Вам, быть может, доводилось помогать маме развешивать одежду на солнце для просушки. Вам, наверное, приходилось лежать на полотенце, чтобы высохнуть под лучами горячего солнца на пляже, возле озера или реки. Представьте себе те ощущения, которые вы испытываете, когда солнце согревает вашу спину. Что вы при этом чувствуете?.. Вам, может быть, приходилось видеть в некоторых странах, как солнце нагревает воду в баках, расположенных на крышах домов.

Но иногда солнце способно причинить вред. Вспомните о том, как из-за долгого пребывания на солнце подгорала ваша кожа. Вы помните ощущение ожога кожи?.. Вы видели, как засыхают растения из-за избытка солнечного света?.. Подумайте о том, как под жесткими лучами солнца бродят сбившиеся с пути люди, а по близости нет ни воды, ни тени, чтобы укрыться от солнца.

Вам когда-нибудь снилось солнце? Вам, быть может, приходили в голову нелепые фантазии по поводу солнца. Немного подождите, и в вашем сознании появятся какие-нибудь картины. Размышляя о том, что вам нравится и не нравится в солнце, может случиться так, что вы увидите один образ яснее, чем другие. Сконцентрируйте внимание на этом образе, и как только он станет отчётливым, откройте глаза и нарисуйте его на листе бумаги, который лежит перед вами.

Работа над рисунком.

Просмотр и обсуждение результатов работы Релаксация под психоделическую музыку.

Занятие 3.

Вода

Вступительная беседа

Сегодня предметом нашего воображения будет вода. Что возникает в вашем сознании, когда вы думаете о воде?

Релаксация и направленное воображение

Для обеспечения непрерывной работы воображения необходимо удобно сесть, закрыть глаза и медленно сделать вдох... Теперь необходимо медленно выдохнуть... вдохнуть и выдохнуть... вдохнуть... выдохнуть... Теперь я хочу, чтобы вы поразмышляли о воде. Когда я буду говорить, в вашем воображении, как на киноэкране, будут возникать картины. Делая медленный вдох и выдох, вы будете размышлять о различных видах воды...

Представьте себе ощущение, которое испытывает ваша кожа. Когда вы оказались под дождём или ливнем и промокли до нитки... Представьте себе стремительный поток реки. Как звучит река? Какая вода на вкус? Вам, быть может, приходилось плавать в море. Вы можете представить, что находитесь в море. Что вы видите в воде? Что ощущает ваше тело, когда вы плаваете по поверхности воды, или когда погружаетесь в воду? Что вы ощущаете, когда ваше тело полностью погружено в воду?

Подумайте о тех звуках, которые издаёт вода, когда вы медленно вдыхаете и выдыхаете, вдыхаете и выдыхаете.

А теперь подумайте о том, сколько веселья может доставить вам вода. Быть может, вы играете в воде, скатываетесь с водяной горки или бегаете летом под теплым грибным дождём. Впустите в своё сознание образы.

Иногда вода доставляет мало радости. Подумайте о том, что испытывает человек, оказавшейся без воды. Он испытывает жажду. Быть может, вы вспомните то время, когда вы наглотались много воды в бассейне или океане? Что вы при этом чувствовали? Приходилось ли вам тонуть? Быть может, вас захватывал врасплох ливень или тропический муссон. Вы видели наводнение в природе или на экране телевизора? Что вы при этом испытывали?

Интересно, вызывала ли у вас вода фантазии или мечты. Задумайтесь на минутку и посмотрите, не возникают ли на вашем экране какие-либо образы или картины. Вам, быть может, известны какие-то истории, связанные с водой. Вероятно, вы слышали о Ноевом ковчеге или Робинзоне Крузо.

На экране вашего сознания возникают картины. Одну из картин вы видите более ясно, чем другие. Сосредоточьтесь на ней. Откройте глаза и нарисуйте эту картину на листе бумаги, который лежит перед вами.

Работа над рисунком.

Просмотр и обсуждение результатов работы Релаксация под психоделическую музыку.

Занятие 4.

Огонь

Вступительная беседа

Сегодня мы будем размышлять об огне. Что приходит вам на ум, когда вы думаете об огне? Что представляет собой огонь? Откуда он возникает?

Релаксация и направленное воображение

Для того, чтобы включить ваше воображение в работу, вам необходимо сесть поудобней, закрыть глаза, и приступить к медленному дыханию... вдох,.. выдох... вдох... выдох.

Теперь я хочу, чтобы время повернулось вспять и доставило вас в прошлое. Представьте себе, что вы первые люди на Земле, Вы только что впервые увидели огонь. На что походит огонь? Какие чувства он вызывает у вас? Что делают и чувствуют окружающие вас люди? Для какой цели вы используете огонь? Для освящения, отопления, приготовления пищи или защиты от диких зверей? Оглянитесь вокруг. Нет ли поблизости вулканов? Не выплёскивается ли из них вещество похожее на огонь? Какие истории вы можете рассказать о волшебстве огня?

Пусть в вашем сознании проносятся картины, как на киноэкране. Теперь время начинает двигаться вперед и доставляет вас в день сегодняшний. Картины плывут по экрану, и вы начинаете размышлять о роли огня в современном мире... Вам, быть может, доводилось разводить костёр на пикнике. Вы чувствуете запах сосисок, которые разогреваются на костре. Прислушайтесь к звукам, которые издаёт костёр. Я уверен, что каждому из вас, по-настоящему продрогнув от холода, доводилось тесниться у костра. Представьте себе, что именно в такой ситуации вы сейчас оказались. Что вы чувствуете в темноте, вдруг заметив, что кто-то зажег спичку или включил фонарь, чтобы осветить ваш путь? Вы видите эту картину на своём экране? На что это походит? Какие звуки вы слышите? Какой запах вы ощущаете?

Подумайте о том, что вам нравится в огне, чем он вам помогает. Позвольте этим картинам проникнуть в ваше сознание, когда вы медленно делаете вдох и выдох.

Теперь рассмотрим огонь с другой точки зрения. Вам приходилось когда-нибудь видеть, как огонь выходит из-под власти человека? На что походил такой огонь? Что вы при этом чувствовали? Быть может, вам приходилось испытывать боль от ожога или видеть, как огонь причиняет боль другим людям. Пусть эти картины появятся на вашем экране. Медленно делайте вдох и выдох, размышляя о том, что вам не нравится в огне.

Вам, быть может, снился огонь или приходили в голову фантазии, связанные с огнём. Задумайтесь на минутку и посмотрите, не появятся ли на вашем экране какие-нибудь картины.

Я уверен, что сегодня на вашем экране появлялись различные картины огня. Какая картина задержалась в вашем сознании дольше других? Дайте этой картине приобрести более ясные контуры. Через несколько минут я попрошу вас открыть глаза и нарисовать эту картину на листе бумаги, расположенном перед вами.

Работа над рисунком.

Просмотр и обсуждение результатов работы Релаксация под психоделическую музыку.

Блок II Стихийные явления природы

Занятие 1.

Вулкан

Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим о вулкане. Что возникает в вашем сознании, когда я произношу это слово - «вулкан»?

Направленное формирование образов

Представьте себе «спящий» вулкан. На его зеленеющих склонах пасутся белые кудрявые овечки. Чуть поодаль мы видим деревеньку, Она утопает в цветущих фруктовых деревьях. Добрые приветливые люди работают в своих огородах.

Подумайте и представьте себе те звуки и запахи что наполняют этот мир. Вот замычала корова и запел петух, а с луга донёсся запах свежескошенного сена.

Ещё ничто не изменилось. Лишь неясные звуки из-под земли, да лёгкий дымок сочится над вулканом. Но в его чреве уже закипела работа.

И тогда вулкан «просыпается» и всё меняется вокруг. Слышится нарастающий шум. Это подземные силы будят вулкан. Из его жерла начинает появляться пар.

Люди в панике. Они пытаются собрать обезумевших животных и спуститься к подножию вулкана.

А тем временем шум перерастает в грохот. Веками копившаяся в недрах вулкана лава вырывается наружу, неся в себе раскалённые камни.

Клубы сажи и пара окутали всё вокруг. В воздухе стоит запах гари. Люди в ужасе спасаются бегством.

Задумайтесь на минутку и посмотрите, какую картинку нарисует ваше воображение, когда вулкан, исчерпав всю накопившеюся в нём ярость, вновь погаснет.

Пожалуйста, представьте себя вулканом. А может быть вулкан живёт внутри кого-то из вас. Какой это вулкан? Нарисуйте его

Работа над рисунком. Просмотр и обсуждение результатов работы

Образно-пластический этюд «Росток» под психоделическую музыку

Ход этюда. Руководитель произносит следующий текст: Вулкан вновь уснул. Лава остыла. Ветерок с близ лежащего луга принёс маленькое семечко, которое упав в ещё тёплую почву, стало прорастать. Представьте себя этим ростком. Давайте станцуем как росток пробивает толщу земли, стремится к солнцу.

Дети под руководством учителя выполняют пластические движения под музыку.

Занятие 2.

Смерч

Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим о смерче. Что возникает в вашем сознании, когда я произношу это слово - «смерч»?

Направленное формирование образов

Сегодня речь у нас пойдёт о смерче. Смерч - это вихрь, который возникает в грозовом облаке. Потом он распространяется в виде тёмного рукава или «хобота» по направлению к поверхности суши или моря. В верхней части этого «хобота» находится воронкообразное расширение, сливающееся с облаками. Высота смерча бывает огромной, выше одного километра. Смерч способен втягивать «в себя» часть облака, пыль и воду, что и делает его видимым.

Давайте представим себе смерч. Каким он будет? Высоким или не очень? Куда он обрушится?

Может это будет в шумном городе, где ездят машины и живут люди. Большой чёрный столб быстро проносится по земле, засасывая всё в себя и заливая город дождём.

Или смерч образовался в пустыне, где стоят одинокие скалы и песчаные барханы. Здесь смерч уже не чёрного цвета, а жёлтого цвета. Он засасывает тонны песка, а с неба грохочет жуткий гром и сверкают молнии.

А может быть смерч образовался на море, Он всасывает в себя морскую воду и поднимает её высоко в небо. Может ему на пути попадётся корабль? Смерч на море представляет большую опасность для судов.

Представь себя смерчем. Какой ты? Огромный, всё разрушающий, или маленький, причинивший хлопоты лишь дворникам, разбросав опавшую листву.

Нарисуйте смерч так, как вы его представляете.

Работа над рисунком. Просмотр и обсуждение результатов работы

Образно-пластический этюд «Ветерок» под психоделическую музыку

Ход этюда. Руководитель произносит текст: Смерч исчерпал свои силы и вокруг воцарился покой. Лишь лёгкий ветерок качает ветки деревьев, принося свежесть и прохладу. Давайте покажем как ветерок подкрадывается к опавшему листочку. То он лишь слегка колыхнёт его, то вдруг закружит поднимая высоко вверх. Листок плавно опускается на землю, ожидая следующего дуновения ветерка.

Дети под показ руководителя выполняют пластические движения.

Занятие 3.

Шторм

Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим о шторме. Что возникает в вашем сознании, когда я произношу это слово - «шторм»?

Направленное формирование образов

Шторм возникает в результате ветра большой силы и огромной скорости. Нередко при очень большой скорости, шторм называют сильным и жестоким ураганом. Он может приносить много проблем всему живому.

Давайте представим себе шторм. Какой он будет? Может он будет в бескрайнем океане за тысячи километров от суши вызывать волнение воды. Волны большой высоты поднимаются в небо и падают на поверхность воды, рассыпаясь сотнями брызг.

А может быть, это будет шторм, который налетел на морское побережье, где около воды расположились городские дома. И ветер, переходящий в ураган, срывает крыши с домов, вырывает и ломает деревья. А рядом на побережье всё заливает громадными волнами солёной воды.

Или может, этот шторм застал в лодке или на корабле людей, которые плыли по морю в дальние страны. И ветер начал терзать этот корабль, а вода обрушиваться со всех сторон, смывая с палубы людей.

Закройте глаза и представьте себя штормом, нарисуйте тот шторм, который вы себе нафантазировали.

Работа над рисунком. Просмотр и обсуждение результатов работы

Образно-пластический этюд «Лодочка» под психоделическую музыку

Ход этюда. Руководитель зачитывает текст: Шторм утих. Множество лодок вышли в море. Станцуем одну из этих лодок. Вот она плавно покачивается на волнах, а вокруг резвятся дельфины. Чайки парят над лодочкой. Наше приятное путешествие заканчивается и лодочка плавно пристаёт к берегу.

Дети под показ руководителя выполняют пластические движения.

Занятие 4.

Метеорит

Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим о метеоритах. Метеорит - это осколок небесного тела который блуждает в космосе. Какие фантазии возникают в вашем воображении?

Направленное формирование образов.

Представьте себя метеоритом. Где та звезда от которой ты откололся и куда ты летишь? Какой ты метеорит? Большой или маленький? Раскалённый до красна или прозрачный как лёд заковавший твоё тело?

Куда направлен твой полёт?

Может быть ты встретишь на пути планету Земля? Приземлишься ли ты в сибирской заснеженной тайге за тысячи километров от людского жилья. А может быть ты маленький метеорит, который упадет в руки мальчика или девочки, такой же как ты.

Пожалуйста, нарисуй самую яркую картинку из тех образов, которые представились тебе.

Работа над рисунком. Просмотр и обсуждение результатов работы

Образно-пластический этюд «Огонёк» под психоделическую музыку

Ход этюда Руководитель произносит текст: представим как маленький метеорит приземлился к вам в руку. Он чуть обжёг ладошку - давайте остудим его, А теперь мы протягиваем озябшие руки к маленьким ласковым языкам пламени. Согрелись? Сейчас наши пальцы и есть те языки пламени о которые мы только что грелись. Покажите мне как они извиваются на ветру.

Дети под показ руководителя выполняют пластические движения

Блок III. Эмоционально-символическое выражение чувств

Страх

Вступительная беседа

Сегодня мы поговорим о чувстве страха. Наверняка каждому из вас приходилось испытывать это чувство.

Обсуждение путём стимулирующих вопросов.

1. Что представляет собой страх?

2. Что чувствует мальчик (девочка), когда его (или её) испугают?

3. Как он (или она) выглядит, когда его испугают?

4. Что делает испуганный мальчик или девочка?

5. Вы когда-нибудь испытывали чувство страха?

Как это происходит?

7. В каком месте тела вы почувствовали страх? Вы можете показать?

8. Что вы сделали?

9. Что бы вы сделали в следующий раз?

Использование мимики и жестов в выражении чувств

Покажите с помощью мимики и жестов как выглядит испуганный мальчик. Какой у него взгляд? Где находятся у него руки? Покажите позу этого мальчика.

10. Вы можете передать чувство страха на бумаге?

Как выглядит страх?

12. Вы можете нарисовать страшную сцену?

Работа над рисунком.

Просмотр и обсуждение результатов работы

13.Что происходит на рисунке?

14.Что в нём страшного?

15.Чем это закончится?

Этюд «Момент отчаяния»

Цель; формирование умения адекватно выражать эмоциональное состояние страха и осознание адекватных способов привлечения к себе внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.138 с.)