Глава 1. Психолого-педагогические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста



Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Агрессивность как основная характеристика делинквентного поведения

Причины и специфика возникновения агрессии у детей младшего школьного возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста

Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента

Анализ результатов исследования

Программа коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами тематического рисования

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

Актуальность. В последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно, связаны с понятиями «агрессии» и «агрессивности». Это вызывает серьёзное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности.

За последнее десятилетие, однако, в жизни общества произошло резкое обострение противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений: на макроуровне это, прежде всего межнациональная и межрегиональная конфликтность, на межгрупповом и межличностном уровне - целый комплекс проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межличностными осложнениями, наконец, на внутриличностном уровне растет напряженность из-за утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

В работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о проявляющихся в душе ребенка противоречиях, о трудностях в его поведении, о возникающих у него «трудных» вопросах и др.

Л. Берковитц определил агрессию «как поведение, цель которого - разрушить либо сместить фрустрирующий блок» [21].

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Под агрессивностью Коломинский Я.Л. понимал свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [17].

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Многие исследователи связывают это с чрезмерной возбудимостью личности ребенка или подростка. Центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведению у таких людей в значительной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениваем своих поступков, а импульсно, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения характерно для них крайне низкая терпимость [4].

И.С. Кон установил связь самооценки с уровнем общей агрессивности: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии [18].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.

Хьюсман и его коллеги в ходе лонгитюдных исследований пришли к выводу:

«Ранняя агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьёзные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы. Такая агрессивность может проявляться в криминальном поведении, физической агрессии и жестоком обращении с детьми у обеих полов...»

Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблемы детской агрессивности.

Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» была закрыта в нашей стране, и поэтому не получила должной разработки.

Из отечественных психологов, кто занимается проблемой детской агрессивности, следует отметить Оспицкого А. К, Лебединского В. В., Фурманова И. А., Румянцеву Т. Г., Волкову Е. М., Захарова А. И., Ениколова С. Н., и др. Из зарубежных учёных можно выделить таких как Фромм Э., Юнг К. Г., Фрейд 3., Аллан Д., Лоренц К., Бэрон Р., Ричардсон Д., Отендер В., Бютнер К, Раттер М., Холличер В. и другие.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужила поводом для выбора темы исследования. Данная работа посвящена исследованию возможности коррекции детской агрессивности средствами тематического рисования.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста».

Объектом нашего исследования являются межличностные отношения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследовани я - особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Цель исследования - выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования - межличностные отношения детей младшего школьного возраста в школьном классе характеризуются высоким индексом агрессивности и враждебности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

.   Провести исследование.

.   Провести количественную и качественную обработку полученных данных

5. Разработать программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;

2) организационный метод - сравнительный;

)   методики эмпирического исследования:

а) методика «Вопросник Баса - Дарки»;

б) проективный тест «Несуществующее животное»;

) методы количественной обработки (сравнение средних значений) полученных данных;

Выборка испытуемых: учащиеся 4-х классов школы №145 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 50 человек, из них 25 детей, имеющих признаки агрессивного поведения.

Научная новизна работы заключается в том, что данные, полученные в результате эксперимента, могут быть использованы при разработке системы воспитательной работы с учащимися, имеющими признаки агрессивного поведения.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит в практике учителей организовать максимально эффективную коррекционно-воспитательную работу с целью профилактики и коррекции агрессивного поведения у младших школьников. Наши рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.


Выводы по главе 1

 

Проанализировав психологическую, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу о том, что проблема изучения агрессивности у младших школьников изучена недостаточно.

Анализ проведенных исследований по названной теме показал, что:

ü Современная ситуация в обществе и образовании привела к резкому всплеску агрессивности у детей и подростков;

ü Большинство исследований рассматривают агрессивность у подростков, а детская агрессивность остается мало изученной;

ü Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал развития детей, в том числе и развития толерантности, адекватной самооценки.

ü Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

ü Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.

ü Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д.

 


Выводы по главе 2

 

На данном этапе нашего исследования мы методически обосновали и провели педагогический эксперимент. При проведении констатирующего эксперимента мы выявляли уровень агрессивности и враждебности у детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось в средней школе №145 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 25 человек, имеющих признаки агрессивного поведения. Всего в исследовании участвовало 50 человек, из них 25 младших школьников, имеющих признаки агрессивного поведения. Контрольной группой мы определили учащихся 4-х классов. Выбор респондентов контрольной группы (нормативных подростков) был осуществлен по принципу случайного выбора. Экспериментальная группа - 25 младших школьников, имеющих признаки агрессивного поведения этих же 4-х классов. Отбор детей в экспериментальную группу осуществлялся по рекомендации классных руководителей, учителей, работающих в этих классах и на основе наблюдения.

Данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента, были внесены в сводную таблицу (см. Приложение, таблицы 1, 2).

% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий уровень индекса агрессивности, 68% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий индекс враждебности. Индексы враждебности и агрессивности доминируют в экспериментальной группе, а в контрольной превалирует нормальный уровень индексов агрессивности и враждебности.

У 16% учащихся экспериментального класса, и у 24%учащихся контрольного класса в рисунках нет явных признаков агрессивности. Остальные 84% детей экспериментального класса и 76% детей контрольного класса склонны к агрессивности. Такой вывод мы сделали исходя из интерпретации рисунков.

В контрольной группе 20% человек имеют доминирующий вид агрессии физическую агрессию, негативизм, подозрительность, 28% человек - чувство вины, 24% человек - косвенную агрессию, по 12% человека - обиду и вербальную агрессию, 16% человека - раздражение. В экспериментальной группе 72% человек имеют доминирующий вид агрессии физическую агрессию, 68% человек - негативизм, 12% человека - подозрительность, 76% человек - чувство вины, 16% человека - косвенную агрессию, 32% человек - обиду, 60% человек - вербальную агрессию, 40% человек - раздражение.

Явно видно, что доминирующими видами агрессии в экспериментальной группе являются физическая агрессия, негативизм - чувство вины, вербальная агрессия и раздражение.

Итак, наша гипотеза о том, что межличностные отношения детей младшего школьного возраста в школьном классе характеризуются высоким индексом агрессивности и враждебности, подтвердилась.

 


Заключение

 

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.

Для решения данной проблемы требуются обширные исследования. Мы проводили психологический эксперимент. Полученные данные подтвердили актуальность проблемы изучения психологии организованных криминальных неформальных групп молодежи и подростков, что обуславливает необходимость работы в данном направлении.

В ходе работы были решены поставленные задачи:

. Была изучена психолого-педагогическая литература по проблеме исследования.

. Были охарактеризованы основные понятия работы

. Был проведен констатирующий эксперимент

. Была проведена количественная и качественная обработка полученных данных

. Была разработана программа коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Было методически обосновано и проведено и проведено педагогическое исследование группы учащихся одиннадцатых в количестве 50 человек. Педагогический эксперимент проводился в средней школе №145 г. Красноярска.

В ходе проведения эксперимента была достигнута цель - выявить особенности агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Данные, полученные в результате проведения констатирующего эксперимента, были внесены в сводную таблицу (см. Приложение, таблицы 1,2).

% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий уровень индекса агрессивности, 68% детей экспериментальной и 12% детей контрольной группы высокий индекс враждебности. Индексы враждебности и агрессивности доминируют в экспериментальной группе, а в контрольной превалирует нормальный уровень индексов агрессивности и враждебности.

У 16% учащихся экспериментального класса, и у 24%учащихся контрольного класса в рисунках нет явных признаков агрессивности. Остальные 84% детей экспериментального класса и 76% детей контрольного класса склонны к агрессивности. Такой вывод мы сделали исходя из интерпретации рисунков.

В контрольной группе 20% человек имеют доминирующий вид агрессии физическую агрессию, негативизм, подозрительность, 28% человек - чувство вины, 24% человек - косвенную агрессию, по 12% человека - обиду и вербальную агрессию, 16% человека - раздражение. В экспериментальной группе 72% человек имеют доминирующий вид агрессии физическую агрессию, 68% человек - негативизм, 12% человека - подозрительность, 76% человек - чувство вины, 16% человека - косвенную агрессию, 32% человек - обиду, 60% человек - вербальную агрессию, 40% человек - раздражение.

Явно видно, что доминирующими видами агрессии в экспериментальной группе являются физическая агрессия, негативизм - чувство вины, вербальная агрессия и раздражение.

Результаты психологического исследования обработаны, оформлены в таблицы и проанализированы.

Итак, наша гипотеза о том, что межличностные отношения детей младшего школьного возраста в школьном классе характеризуются высоким индексом агрессивности и враждебности, подтвердилась.


Список использованной литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга.- 2000. С. 506-518

2. Альманах психологических тестов. -М.: КСП, 1995. 400с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология//Социология в России. М., 1998.

4. Андреева Г.М. Межличностное восприятие в группе. М., Изд-во МГУ, 1981.

.   Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. -М., 1970

6. Аникеев Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск: Момент истины, 1994. 144с.

7. Бандура А., Уолтере Р. Принципы социального научения//Современная зарубежная социальная психология. Тексты. -М., 1984.

8. Битянова М.Р. Социальная психология. -М. 1994.

.   Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе. - М.: Просвещение, 1980.

.   Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М, 1990.

.   Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997.-329с 1998.

12. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. - Москва: Педагогика, 1991. 141с.

13. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1967. 196с.

.   Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976. 143с.

.   Возрастная и педагогическая психологии. / Под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984, -432с.

16. Возрастная и педагогическая психология.// Под ред. Петровского А.В. - М,1979.

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

.   Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М.: Книжный дом «Университет», 1999.

19. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Я. Неврозы у детей и их лечение. -Л.; Медицина, 1977.-272

20. Гельгорн Ж, Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Мир, 1966.-672с.

.   Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.: Изд-во МГУ, 1987. -174с.

.   Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии //Школа здоровья. №3. С.31-39

.   Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребёнка. -М.: Просвещение, 1993.-192с.

24. Золотпякова А. Проблемы психологии общения. -Ростов н/Д.: Рост. н/Д. Пед. Ии-т, 1976. - 146с.

25. Изард К.Е. Эмоции человека. -М.: Изд-во МГУ, 1980, -440с.

.   Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. -Ярославль: Академия развития, 1997.-237с.

27. Коломинский Я.Л. Психология межличностных отношений в коллективе школьников. - Минск, 1972

28. Коломинский Я.Л., Березовый И.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. -М,: Знание, 1977. -63с.

29. Кон. И.С. Социология личности. -М., 1967

30. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. -М: Педагогика, 1986.-208с.

31. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний. // Вопросы психологии. 1967.- №6.с. 118 -129.

32. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. -М., 1983.

33. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М; Педагогика, 1986. 143с.

34. Лисицын Ю.П., Жиляев Е.П. Искусство и здоровье. - М.: Знание, 1971. 128с.

.   Лоренц К. Агрессии (так называемое «зло»): Пер. с нем. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 272с.

.   Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. - 224с.

.   Матюхина М.В. Психология младшего школьника. -М.: Просвещение, 1976. -208с.

.   Мир детства / Младший школьник/Под ред. А.Г. Грибковой, отв. Ред. В. В. Давыдов

.   Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя. -М.: 1992. -60с.

40. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 1994.

41. Немов Р.С. Психология. В 3-х томах. Т.2. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2000г. с. - 109.

.   Оклендер В. Окна в мир ребёнка. -М.: Независимая фирма «Класс»; 1997.-336с.

.   Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. -М.: Просвещение, 1991. -287с.

.   Петрупек В.П., Таран Л.Н. Младший школьник: заметки врачей-психоневрологов. -М.: Знание, 1981. -96с.

.   Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. -Ленинград: ЛГУ, 1990. - 217 с.

.   Психология развития.//Под ред. Марцинковской Т.Д. -М, 2001.

.   Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия/Сост. К.В, Сельчёнок. - Минск: Харвест, 1999. - 656с.

.   Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ./Общ. Ред. А.С. Спиваковского. -М.: Процесс, 1987.-424с.

.   Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Прайм-Еврознак, М.: Олма-Пресс, 2004.

.   Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов. - СПб.: Питер, 2000.

.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва: Владос, 1995. 527с.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. -М, 1989.

.   Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. -М.: Просвещение, 1966. -150с.

.   Слободчиков Л.С., Исаев Е.И. Психология человека. - М., 1996.

.   Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. -М.: Педагогика, 1989.- 206с.

.   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М.: Республика, 1994. - 447с.

.   Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. -Минск: Ильин В.П., 1996 - /92с.

.   Психология человеческой агрессивности. -Минск: Карвест, 1999.-65Зс.

.   Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция, /под ред. В.В. Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р. Баенскоп. -М.: Изд-во МГУ, 1990. - 197с.

60. Юнг К.Г.Собрание сочинении. Конфликты детской души. -М.: Канон, 1994. -336с.

61. Якобсон П. М. Чувства, их развитие и воспитание. -М.: Знание, 1976. -64с.

62. Ярошевский М.Г. Современная социальная психология. - М., 1999.


Приложение

Вопросник Баса - Дарки.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим (да нет)

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю (да нет)

.   Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь (да нет)

.   Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы (да нет)

.   Я не всегда получаю то, что мне положено (да нет)

.   Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной (да нет)

.   Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать (да нет)

.   Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести (да нет)

.   Мне кажется, что я не способен ударить человека (да нет)

.   Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами (да нет)

.   Я всегда снисходителен к чужим недостаткам (да нет)

.   Если мне нравится установленное правило, мне хочется нарушить его (да нет)

.   Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами (да нет)

.   Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал (да нет)

.   Я часто бываю не согласен с людьми (да нет)

.   Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь (да нет)

.   Если кто - нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему (да нет)

.   Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями (да нет)

.   Я гораздо более раздражителен, чем кажется (да нет)

.   Если кто - то воображает из себя начальника, то я всегда поступаю ему наперекор (да нет)

.   Меня немного огорчает моя судьба (да нет)

.   Я думаю, что многие люди не любят меня (да нет)

.   Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной (да нет)

.   Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины (да нет)

.   Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку (да нет)

.   Я не способен на грубые шутки (да нет)

.   Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются (да нет)

.   Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались (да нет)

.   Почти каждую неделю я вижу кого нибудь, кто мне не нравится (да мне)

.   Довольно многие люди завидуют мне (да мне)

.   Я требую, чтобы люди уважали меня (да нет)

.   Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей (да нет)

.   Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу» (да нет)

.   Я никогда не бываю мрачен от злости (да нет)

.   Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь (да нет)

.   Если кто - то выводит меня из себя, я не обращаю внимания (да нет)

.   Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть (да нет)

.   Иногда мне кажется, что надо мной смеются (да нет)

.   Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям (да нет)

.   Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены (да нет)

.   Я редко даю сдачи, даже если кто - нибудь ударит меня (да нет)

.   Когда получается не по - моему, я иногда обижаюсь (да нет)

.   Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием (да нет)

.   Нет людей, которых бы я по - настоящему ненавидел (да нет)

.   Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» (да нет)

.   Если кто - нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю (да нет)

.   Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею (да нет)

.   Если я разозлюсь, я могу ударить кого - нибудь (да нет)

.   С детства я никогда не проявлял вспышек гнева (да нет)

.   Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться (да нет)

.   Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать (да нет)

.   Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что - нибудь приятное для меня (да нет)

.   Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да нет)

.   Неудачи огорчают меня (да нет)

.   Я дерусь не реже и не чаще, чем другие (да нет)

.   Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее (да нет)

.   Иногда я чувствую, что готов первым начать драку (да нет)

.   Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо (да нет)

.   Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю (да нет)

.   Я ругаюсь только со злости (да нет)

.   Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть (да нет)

.   Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее (да нет)

63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу (да нет)

64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся (да нет)

.   У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить (да нет)

.   Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает (да нет)

.   Я часто думаю, что жил неправильно (да нет)

.   Я знаю людей, которые способны довести меня до драки (да нет)

69. Я не огорчаюсь из - за мелочей (да нет)

70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня (да нет)

.   Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение (да нет)

.   В последнее время я стал занудой (да нет)

.   В споре я часто повышаю голос (да нет)

.   Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям (да нет)

.   Я лучше соглашусь с чем - либо, чем стану спорить (да нет)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста

Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Агрессивность как основная характеристика делинквентного поведения

Причины и специфика возникновения агрессии у детей младшего школьного возраста

Выводы по главе 1

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста

Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента

Анализ результатов исследования

Программа коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста средствами тематического рисования

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 


Введение

Актуальность. В последнее десятилетие во всём мире отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно, связаны с понятиями «агрессии» и «агрессивности». Это вызывает серьёзное беспокойство. Особенно острой в настоящий момент является проблема роста детской преступности и асоциальности.

За последнее десятилетие, однако, в жизни общества произошло резкое обострение противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений: на макроуровне это, прежде всего межнациональная и межрегиональная конфликтность, на межгрупповом и межличностном уровне - целый комплекс проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межличностными осложнениями, наконец, на внутриличностном уровне растет напряженность из-за утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т. д.

В работе К. Юнга «Конфликты детской души» рассказывается о проявляющихся в душе ребенка противоречиях, о трудностях в его поведении, о возникающих у него «трудных» вопросах и др.

Л. Берковитц определил агрессию «как поведение, цель которого - разрушить либо сместить фрустрирующий блок» [21].

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).

Под агрессивностью Коломинский Я.Л. понимал свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [17].

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Многие исследователи связывают это с чрезмерной возбудимостью личности ребенка или подростка. Центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведению у таких людей в значительной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениваем своих поступков, а импульсно, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения характерно для них крайне низкая терпимость [4].

И.С. Кон установил связь самооценки с уровнем общей агрессивности: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии [18].

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.

Хьюсман и его коллеги в ходе лонгитюдных исследований пришли к выводу:

«Ранняя агрессивность, проявляемая в школе, имеет серьёзные шансы превратиться в жестокую антисоциальную агрессивность в молодые годы. Такая агрессивность может проявляться в криминальном поведении, физической агрессии и жестоком обращении с детьми у обеих полов...»

Большинство психологов и педагогов оказались совершенно неподготовленными ни теоретически, ни практически к решению проблемы детской агрессивности.

Следует отметить, что сама по себе тема «детской агрессивности» была закрыта в нашей стране, и поэтому не получила должной разработки.

Из отечественных психологов, кто занимается проблемой детской агрессивности, следует отметить Оспицкого А. К, Лебединского В. В., Фурманова И. А., Румянцеву Т. Г., Волкову Е. М., Захарова А. И., Ениколова С. Н., и др. Из зарубежных учёных можно выделить таких как Фромм Э., Юнг К. Г., Фрейд 3., Аллан Д., Лоренц К., Бэрон Р., Ричардсон Д., Отендер В., Бютнер К, Раттер М., Холличер В. и другие.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы послужила поводом для выбора темы исследования. Данная работа посвящена исследованию возможности коррекции детской агрессивности средствами тематического рисования.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста».

Объектом нашего исследования являются межличностные отношения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследовани я - особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Цель исследования - выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования - межличностные отношения детей младшего школьного возраста в школьном классе характеризуются высоким индексом агрессивности и враждебности.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.

2. Подобрать методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений детей младшего школьного возраста.

.   Провести исследование.

.   Провести количественную и качественную обработку полученных данных

5. Разработать программу коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

1) теоретический анализ научных источников по проблеме исследования;

2) организационный метод - сравнительный;

)   методики эмпирического исследования:

а) методика «Вопросник Баса - Дарки»;

б) проективный тест «Несуществующее животное»;

) методы количественной обработки (сравнение средних значений) полученных данных;

Выборка испытуемых: учащиеся 4-х классов школы №145 Советского района г. Красноярска. В исследовании принимали участие 50 человек, из них 25 детей, имеющих признаки агрессивного поведения.

Научная новизна работы заключается в том, что данные, полученные в результате эксперимента, могут быть использованы при разработке системы воспитательной работы с учащимися, имеющими признаки агрессивного поведения.

Практическая значимость работы обусловлена тем, что использование полученных в ходе исследования материалов позволит в практике учителей организовать максимально эффективную коррекционно-воспитательную работу с целью профилактики и коррекции агрессивного поведения у младших школьников. Наши рекомендации могут быть использованы в практической деятельности учителей и студентов.


Глава 1. Психолого-педагогические аспекты агрессивного поведения детей младшего школьного возраста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.178 с.)