Виды дидактических игр, их особенности, характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды дидактических игр, их особенности, характеристика.



· Игры с предметами

· Настольно-печатные

· Словесные игры

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя.

По содержанию дидактические игры делятся на:

· математические;

· сенсорные;

· речевые;

· музыкальные;

· природоведческие;

· по изобразительной деятельности.

Математические игры направлены на формирование у дошкольников математических представлений. Они позволяют сделать процесс обучения, счету, решению арифметических задач, освоения величин, простых зависимостей, измерительной деятельности и ориентировки во времени более интересным и увлекательным.

Сенсорные игры направлены на обследование предмета. В играх дошкольник учится группировать предметы по признаку и качеству, сравнивать предметы, выделяют существенные из них.

Речевые игры направлены на развитие речи у детей. Содержание таких игр разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог.

Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания.

Природоведческие игры направлены на воспитание у дошкольников любви к природе. Играя, ребёнок узнает о природных явлениях, о роли человека в природе, взаимосвязь всего в мире.

Дидактические игры по изобразительной деятельности формируют знания, умения и навыки в изобразительном и декоративно – прикладном искусстве.

По дидактическому материалу дидактические игры делятся на:

· словесные;

· настольно – печатные;

· игры с предметами и игрушками;

· игры с картинками;

· компьютерные дидактические игры.

Словесные игры проводятся с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, так как процесс решения обучающей задачи осуществляется на основе представлений. Среди словесных игр много народных, связанных с потешками, загадками и прибаутками. С помощью словесных игр формируется слуховое внимание, совершенствуются мыслительные процессы, создаётся эмоциональный настрой. Данные игры применяются на этапе закрепления и повторения знаний дошкольников.

Настольно – печатные игры разнообразны по содержанию, оформлению, обучающим задачам. С помощью таких игр уточняются и расширяются представления детей об окружающем мире, развиваются мыслительные процессы, сообразительность и внимание, расширяется кругозор дошкольников. Участие в игре требует терпения, строгого выполнения правил.

К настольным играм относятся:

¾ пособия, картинки, предметное лото, домино, тематические игры;

¾ игры, требующие двигательной активности;

¾ мозаики;

¾ настольно – двигательные игры;

¾ интеллектуальные игры.

Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что чаще всего проводятся за столом и требуют 2 – 4 игрока.

Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны. В качестве дидактических материалов используются предметы, игрушки, объекты природы и т.п. Такие игры совершенствуют речь, расширяют и уточняют знания детей, воспитывают поведение, внимание и память, развивают мыслительные операции. Особое место среди игр с предметами занимают игры – инсценировки и сюжетно – дидактические игры.

В играх с картинками используются серии картин и разнообразные картинки.

Компьютерные дидактические игры закладывают у детей основы компьютерной грамотности. Существуют программы, состоящие из дидактических игр, систематизированных по направлениям воспитательно – образовательного процесса, по определённым программным задачам.

20. Основные требования к организации дидактической игры.

Руководство дидактической игрой осуществляется в трёх направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входит:

· отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;

· установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

· определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

· выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

· определение количества играющих: вся группа, небольшие подгруппы,

индивидуально;           

· подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

· воспитатель должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

· подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни.

Проведение дидактических игр включает:

· ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре: показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них;

· объяснение хода и правил игры. Воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил;

· показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, показывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату;

· определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего или судьи. Степень включения воспитателя в игру определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих;

· ответственный момент в игре – подведение ее итогов. По результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об их эффективности.

Анализ игры направлен на выявление приёмов подготовки и ее проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать подготовку и процесс проведения игры. Анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в поведении дошкольников и правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Секрет успешного руководства игрой заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет игру как деятельность, которая радует детей и сближает их. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть не таким как на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель вызывает интерес детей, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале дети усваивают содержание игровых действий, правила игры в ее ход. В этот период темп игры более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональных настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 806; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.006 с.)