Анализ изучения возможности грамматического структурирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ изучения возможности грамматического структурирования.



Основной целью данного исследования было проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования.

Первое задание ставило целью выявление у детей умения конструировать предложения по предлагаемой картинке.

В экспериментальной группе у 8 детей умение конструировать предложения по предлагаемой картинке соответствует возрастной норме, при выполнении этого задания они самостоятельно составляют предложения по каждой картинке. Полина О. выполняла первую пробу в замедленном темпе, требовалась стимулирующая помощь. У Анастасии С. в четвертой пробе нарушен порядок слов в предложении.

Данные исследования умения конструировать предложения по предлагаемой картинке детей экспериментальной группы представлены в таблице №14.

 

Таблица №14 Результаты выполнения задания на конструирование предложения по картинке.

Дети/пробы12345Общий балл Процентный показатель              
Олег А. 3 3 3 3 3 15 100%
Иван Г. 3 3 3 3 3 15 100%
Алина К. 3 3 3 3 3 15 100%
Анастасия Л. 3 3 3 3 3 15 100%
Виктория М. 3 3 3 3 3 15 100%
Полина О. 2 3 3 3 3 14 93,3%
Николай П. 3 3 3 3 3 15 100%
Анастасия С. 3 3 3 1 3 13 86,7%
Павел Т. 3 3 3 3 3 15 100%
Роман Ш. 3 3 3 3 3 15 100%
Средний балл по группе           14,7 98%

 

Второе задание было направлено на выявление у детей умения конструировать предложения по опорным словам.

У 2 детей наблюдались негрубые аграмматизмы, которые они сами исправляли после уточняющей помощи. 2 детей допускали такие ошибки, как пропуск одного члена предложения, перестановка членов предложения, им требовалась развернутая помощь в виде нескольких вопросов. Некоторые пробы оказались недоступны даже с помощью экспериментатора 4 дошкольникам с речевым нарушением. Один ребенок не смог выполнить задание.

Данные исследования умения конструировать предложения по опорным словам детей экспериментальной группы представлены в таблице №15.

 

Таблица №15 Результаты выполнения задания на конструирование предложения по опорным словам.

Дети/пробы12345Общий балл Процентный показатель              
Олег А. 3 3 2 2 1 11 73,3%
Иван Г. 3 3 1 0 1 8 53,3%
Алина К. 3 3 1 1 2 10 66,7%
Анастасия Л. 2 3 2 2 2 11 73,3%
Виктория М. 3 3 2 0 0 8 53,3%
Полина О. 3 3 2 2 3 13 86,7%
Николай П. 3 3 0 0 0 6 40%
Анастасия С. 1 1 0 0 0 2 13,3%
Павел Т. 3 2 0 1 1 7 46,7%
Роман Ш. 3 3 0 2 2 10 66,7%
Средний балл по группе           8,6 57,3%

 

Третье задание ставило целью выявить у детей умения осуществлять проверку грамматической адекватности предложений.

Данное умение в соответствии с возрастной нормой отмечено у одного дошкольника с речевой патологией. 8 детей ЭГ смогли выявить и исправить ошибку во многих пробах. Один ребенок с речевой патологией с заданием не справился. Наибольшие затруднения вызвали третья проба (Дом нарисован мальчик.), четвертая проба (Хорошо спится медведь под снегом.) и пятая проба (Над большим деревом была глубокая яма.) Данные исследования умения осуществлять проверку грамматической адекватности предложений детей экспериментальной группы представлены в таблице №16.


 

Таблица №16 Результаты выполнения задания на проверку грамматической адекватности предложений.

Дети/пробы12345Общий балл Процентный показатель              
Олег А. 3 3 0 2 1 9 60%
Иван Г. 3 3 2 0 1 9 60%
Алина К. 3 3 0 3 0 9 60%
Анастасия Л. 1 0 0 1 0 2 13,3%
Виктория М. 3 3 2 0 0 8 53,3%
Полина О. 3 3 2 2 0 10 66,7%
Николай П. 3 3 3 3 2 14 93,3%
Анастасия С. 3 0 0 1 2 9 60%
Павел Т. 3 3 0 0 3 9 60%
Роман Ш. 2 3 2 0 2 9 60%
Средний балл по группе           8,8 58,7%

 

Целью четвертого задания было выявить уровень воспроизведения (имитации) детьми синтаксических конструкций различной степени сложности.

Один ребенок ЭГ правильно и точно воспроизвел все предложения. У 3 детей отмечался замедленный темп выполнения задания, им требовалась стимулирующая помощь, замечены пропуски отдельных слов в предложении, без искажения смысла. У 6 детей отмечались пропуски отдельных слов, которые искажали смысл и структуру предложения.

Данные исследования уровня воспроизведения (имитации) синтаксических конструкций детей экспериментальной группы представлены в таблице №17.

 

Таблица №17 Результаты выполнения задания на воспроизведение (имитации) синтаксических конструкций.

Дети/пробы12345Общий балл Процентный показатель              
Олег А. 3 3 2 1 3 12 80%
Иван Г. 3 3 3 3 3 15 100%
Алина К. 3 3 2 1 2 11 73,3%
Анастасия Л. 3 3 2 1 3 12 80%
Виктория М. 3 3 2 1 3 12 80%
Полина О. 2 2 2 2 3 11 73,3%
Николай П. 2 3 2 3 3 13 86,7%
Анастасия С. 3 3 3 1 2 12 80%
Павел Т. 2 2 1 1 2 8 53,3%
Роман Ш. 2 2 2 2 2 10 66,7%
Средний балл по группе           11,6 77,3%

 

На основе таблиц с 14 по 17 составим гистограмму (см. рис.3), которая дает возможность наглядно увидеть задания по серии «Синтаксис или возможности грамматического структурирования» наиболее доступные детям с речевой патологией и сравнить их с группой сопоставительного анализа.

 

Рис.3. Сравнительный показатель результатов выполнения заданий по серии «Синтаксис или возможности грамматического структурирования»

Наиболее трудными для дошкольников с речевой патологией оказались задания: на умение конструировать предложения по опорным картинкам; на умение осуществлять проверку грамматической адекватности предложений; на воспроизведение детьми синтаксических конструкций различной степени сложности.

В ходе эксперимента были получены данные, которые говорят о том, что уровень овладения языковыми операциями построения речевых высказываний у детей с ОНР существенно отстает от возрастной нормы.

Дети группы сопоставительного анализа показали значительно более высокий уровень выполнения заданий.

Уровень успешности дошкольников экспериментальной группы представлен в таблицах №18 и №19.

 

Таблица №18 Уровни успешности дошкольников экспериментальной группы по результатам трех серий заданий.

Дети Общий балл за 1серию % Уро-вень успеш-ности Общий балл за 2серию % Уро-вень успеш-ности Общий балл за 3серию % Уро-вень успеш-ности
Олег А. 104 86,7 IV 69 57,5 II 47 78,3 III
Иван Г. 90 75 III 75 62,5 II 47 78,3 III
Алина К. 94 78,3 III 92 76,7 III 45 75 III
Анастасия Л. 93 77,5 III 63 52,5 II 40 66,7 III
Виктория М. 105 87,5 IV 69 57,5 II 43 71,7 III
Полина О. 92 76,7 III 82 68,3 III 48 80 IV
Николай П. 107 89,2 IV 81 67,5 III 48 80 IV
Анастасия С. 108 90 IV 77 64,2 II 36 60 II
Павел Т. 99 82,5 IV 61 50,8 II 39 65 III
Роман Ш. 99 82,5 IV 72 60 II 44 73,3 III
Средний балл по группе 99,1 82,6 IV 74,1 61,75 II 43,7 72,8 III

 

Таблица №19 Уровень успешности дошкольников экспериментальной группы по результатам всей методики.

Дети Общий балл за методику % Уровень успешности
Олег А. 220 73,3 III
Иван Г. 212 70,7 III
Алина К. 231 77 III
Анастасия Л. 196 65,3 III
Виктория М. 217 72,3 III
Полина О. 222 74 III
Николай П. 236 78,7 III
Анастасия С. 221 73,7 III
Павел Т. 199 66,3 III
Роман Ш. 215 71,7 III
Средний балл по группе 216,9 72,3 III

 

Уровень успешности дошкольников группы сопоставительного анализа представлен в таблицах №20 и №21.

Таблица №20 Уровни успешности дошкольников группы сопоставительного анализа по результатам трех серий методики.

Дети Общий балл за 1серию % Уро-вень успеш-ности Общий балл за 2серию % Уро-вень успеш-ности Общий балл за 3серию % Уро-вень успеш-ности
Николай А. 117 97,5 IV 110 91,7 IV 60 100 IV
Светлана Б. 116 96,7 IV 113 94,2 IV 60 100 IV
Надежда Г. 118 98,3 IV 110 91,7 IV 59 98,3 IV
Полина Г. 112 93,3 IV 112 93,3 IV 60 100 IV
Андрей К. 113 94,2 IV 113 94,2 IV 60 100 IV
Тимофей М. 110 91,7 IV 109 90,8 IV 60 100 IV
Данила Т. 114 95 IV 112 93,3 IV 59 98,3 IV
Сергей У. 113 94,2 IV 114 95 IV 59 98,3 IV
Павел Ф. 113 94,2 IV 114 95 IV 59 98,3 IV
Мария Я. 116 96,7 IV 113 94,2 IV 59 98,3 IV
Средний балл по группе 114,2 95,2 IV 112 93,3 IV 59,5 99,2 IV

 

Таблица №21 Уровень успешности дошкольников группы сопоставительного анализа по результатам всей методики.

Дети Общий балл за методику % Уровень успешности
Николай А. 287 95,7 IV
Светлана Б. 289 96,3 IV
Надежда Г. 287 95,7 IV
Полина Г. 284 94,7 IV
Андрей К. 286 95,3 IV
Тимофей М. 279 93 IV
Данила Т. 285 95 IV
Сергей У. 286 95,3 IV
Павел Ф. 286 95,3 IV
Мария Я. 288 96 IV
Средний балл по группе 285,7 95,2 IV

 

Рис.4. Средняя успешность выполнения заданий по сериям методики дошкольниками экспериментальной группы и группы сопоставительного анализа.

 

Рис.5. Средняя успешность выполнения заданий за всю методику дошкольниками экспериментальной группы и группы сопоставительного анализа.


Выводы

Таким образом, в процессе проведенного исследования были выявлены и проанализированы следующие особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Наибольшие затруднения вызвали задания на словообразование и на грамматическое оформление предложений. Из числа аграмматизмов наиболее распространенные: неправильное употребление родовых, числовых окончаний; неправильное согласование существительных с числительными; неправильное образование прилагательных от существительных; неправильное употребление предлогов в речи.

Все это показывает необходимость проведения направленной коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.015 с.)