Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ изучения возможности грамматического структурирования.
Основной целью данного исследования было проверить синтаксис или возможности грамматического структурирования. Первое задание ставило целью выявление у детей умения конструировать предложения по предлагаемой картинке. В экспериментальной группе у 8 детей умение конструировать предложения по предлагаемой картинке соответствует возрастной норме, при выполнении этого задания они самостоятельно составляют предложения по каждой картинке. Полина О. выполняла первую пробу в замедленном темпе, требовалась стимулирующая помощь. У Анастасии С. в четвертой пробе нарушен порядок слов в предложении. Данные исследования умения конструировать предложения по предлагаемой картинке детей экспериментальной группы представлены в таблице №14.
Таблица №14 Результаты выполнения задания на конструирование предложения по картинке.
Второе задание было направлено на выявление у детей умения конструировать предложения по опорным словам. У 2 детей наблюдались негрубые аграмматизмы, которые они сами исправляли после уточняющей помощи. 2 детей допускали такие ошибки, как пропуск одного члена предложения, перестановка членов предложения, им требовалась развернутая помощь в виде нескольких вопросов. Некоторые пробы оказались недоступны даже с помощью экспериментатора 4 дошкольникам с речевым нарушением. Один ребенок не смог выполнить задание. Данные исследования умения конструировать предложения по опорным словам детей экспериментальной группы представлены в таблице №15.
Таблица №15 Результаты выполнения задания на конструирование предложения по опорным словам.
Третье задание ставило целью выявить у детей умения осуществлять проверку грамматической адекватности предложений. Данное умение в соответствии с возрастной нормой отмечено у одного дошкольника с речевой патологией. 8 детей ЭГ смогли выявить и исправить ошибку во многих пробах. Один ребенок с речевой патологией с заданием не справился. Наибольшие затруднения вызвали третья проба (Дом нарисован мальчик.), четвертая проба (Хорошо спится медведь под снегом.) и пятая проба (Над большим деревом была глубокая яма.) Данные исследования умения осуществлять проверку грамматической адекватности предложений детей экспериментальной группы представлены в таблице №16.
Таблица №16 Результаты выполнения задания на проверку грамматической адекватности предложений.
Целью четвертого задания было выявить уровень воспроизведения (имитации) детьми синтаксических конструкций различной степени сложности. Один ребенок ЭГ правильно и точно воспроизвел все предложения. У 3 детей отмечался замедленный темп выполнения задания, им требовалась стимулирующая помощь, замечены пропуски отдельных слов в предложении, без искажения смысла. У 6 детей отмечались пропуски отдельных слов, которые искажали смысл и структуру предложения. Данные исследования уровня воспроизведения (имитации) синтаксических конструкций детей экспериментальной группы представлены в таблице №17.
Таблица №17 Результаты выполнения задания на воспроизведение (имитации) синтаксических конструкций.
На основе таблиц с 14 по 17 составим гистограмму (см. рис.3), которая дает возможность наглядно увидеть задания по серии «Синтаксис или возможности грамматического структурирования» наиболее доступные детям с речевой патологией и сравнить их с группой сопоставительного анализа.
Рис.3. Сравнительный показатель результатов выполнения заданий по серии «Синтаксис или возможности грамматического структурирования» Наиболее трудными для дошкольников с речевой патологией оказались задания: на умение конструировать предложения по опорным картинкам; на умение осуществлять проверку грамматической адекватности предложений; на воспроизведение детьми синтаксических конструкций различной степени сложности. В ходе эксперимента были получены данные, которые говорят о том, что уровень овладения языковыми операциями построения речевых высказываний у детей с ОНР существенно отстает от возрастной нормы. Дети группы сопоставительного анализа показали значительно более высокий уровень выполнения заданий. Уровень успешности дошкольников экспериментальной группы представлен в таблицах №18 и №19.
Таблица №18 Уровни успешности дошкольников экспериментальной группы по результатам трех серий заданий.
Таблица №19 Уровень успешности дошкольников экспериментальной группы по результатам всей методики.
Уровень успешности дошкольников группы сопоставительного анализа представлен в таблицах №20 и №21. Таблица №20 Уровни успешности дошкольников группы сопоставительного анализа по результатам трех серий методики.
Таблица №21 Уровень успешности дошкольников группы сопоставительного анализа по результатам всей методики.
Рис.4. Средняя успешность выполнения заданий по сериям методики дошкольниками экспериментальной группы и группы сопоставительного анализа.
Рис.5. Средняя успешность выполнения заданий за всю методику дошкольниками экспериментальной группы и группы сопоставительного анализа. Выводы Таким образом, в процессе проведенного исследования были выявлены и проанализированы следующие особенности формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Наибольшие затруднения вызвали задания на словообразование и на грамматическое оформление предложений. Из числа аграмматизмов наиболее распространенные: неправильное употребление родовых, числовых окончаний; неправильное согласование существительных с числительными; неправильное образование прилагательных от существительных; неправильное употребление предлогов в речи. Все это показывает необходимость проведения направленной коррекционной работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников с ОНР.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.015 с.) |