Полиэтничность сегодня - проблемы и перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полиэтничность сегодня - проблемы и перспективы



 

Хотелось бы отметить, что региону удалось избежать межэтнических столкновений и в историческом опыте населения края отсутствует опыт решения межэтнических проблем силовыми методами. А полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность являются мощным потенциалом развития территории и наша задача - бережно сохранять мир и согласие между народами, сделать так, чтобы всем жилось комфортно.

В Прикамье активно происходило их взаимодействие. Традиционная культура каждого народа складывалась и развивалась в условиях диалога с культурами соседей. Характерной особенностью этнической культуры пермских народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом этого диалога. Степень и формы взаимодействия оставались разными: от незначительных заимствований до полной ассимиляции.

Сегодня в Пермском крае проживают представители более 80 национальностей. Емкость национальных сегментов равна 15% в Пермском крае и 11,4% в Перми.

Национальный состав населения Перми, %:

· русские 88,6

·   татары 4,3

·   другие национальности 2,1

·   украинцы 1,6

·   коми-пермяки 1,0

·   башкиры 1,0

·   удмурты 0,8

·   белорусы 0,6

Необходимо помнить, что каждый нуждается в:

·   общение на родном языке;

·   пище (национальная кухня);

·   культурно-досуговых мероприятиях (национыльных);

·   доступ к информации на родном языке

·   прослушивание национальной музыки;

·   покупка товаров, связанных с национальной культурой и бытом;

·   воспитание детей в национальных традициях;

·   потребности, связанные с религией.

Чем менее адаптирован представитель той или иной национальности к жизни в другой стране и чем сложнее будет для него проходить процесс ассимиляции, тем сильнее будут выражены эти потребности.

На территории региона функционируют 131 национальное образовательное учреждение, работают несколько национальных культурных центров, выпускается несколько газет на национальных языках, проводятся различные мероприятия.

В тоже время уникальный пермский опыт межконфессиональных отношений имел одним из результатов создание Межконфессионального консультативного комитета Пермской области, в который вошли главы традиционных конфессий города для обсуждения и решения социально-значимых проблем. Координируя свою деятельность с Межконфессиональным консультативным комитетом Пермской области (МКК), библиотека наладила с ним партнерские отношения в разработке и реализации проектов для участия в федеральных, областных и городских конкурсах. Библиотека участвует в конференциях МКК («450-летие христианизации Прикамья»); программе «Этнический мир Прикамья в объективе видеокамеры», проводимой фондом «НАНУК» и МКК.

В Перми нет национальных магазинов. Между тем, это свободная рыночная ниша, которая предполагает большие возможности для предпринимателей.

Национальный магазин - это торговая точка, которая предлагает товары и услуги для конкретного национального сегмента.

Так, например, сирийцы утверждают: «Если бы был супермаркет, где я могу купить товары от одежды, продуктов до музыки, он бы был невероятно популярен». То же наверно можно сказать и в отношении иных национальностей.

В целом на пермском рынке сейчас активно представлено 10-15 национальных кухонь. А если проживает около 80 национальностей, то рынок имеет огромный потенциал развития.

Далее - организация досуга - массовых мероприятий.

Это важно и актуально, поскольку происходит охват новых национальностей, появляются постоянные места для этого.

И, самое, важное - огромный комплекс услуг по языковой части. Открытого предложения по периодике и литературе на национальных языках почти нет (за исключением культурных центров и т.п.).

В связи с этим необходимо:

) формирование предложений для удовлетворения спроса национальных единиц;

) проведение тренингов, которые направлены на понимание национальных культур, повышение навыков общения с национальными сегментами.

В последние годы возрос интерес туристов к народным промыслам и ремёслам, при этом не только с целью знакомства с произведениями народных мастеров, но и знакомству и освоению традиционных технологий. Территории Пермского края, активно развивающие это направление народного творчества, также в ближайшее время могут включиться в активную туристическую деятельность, презентуя данное направление народной культуры. В настоящее время в этом регионе нет активно действующих туристических маршрутов, в то время как потенциал для развития этнокультурного туризма огромен. Регион отличает значительная сохранность традиций, бытование многих архаичных представлений и обрядов, что делает возможным развитие туристических маршрутов, сориентированных на знакомство с культурой и жизнью народа в местах их расселения, знакомство с мастерами и технологиями народных промыслов и ремесел, традициями национальной кухни, музейными коллекциями. Этнографический туризм может стать самостоятельным направлением туристических маршрутов региона.

Таким образом, в отсутствии существенных этнополитических конфликтов в регионе этот вопрос можно превратить в преимущество в развитии Пермского края, путем создания определенного набора услуг для представителей наций, а также создании экскурсионных маршрутов, культурных мероприятий и пр.

 


Заключение

В Пермском крае на современном этапе существенных противоречий в этнополитической сфере нет. Это может быть связано с тем, что регион не является привлекательным для мигрантов. Местные жители не проявляют этнополитической активности (негативной), кроме националистических группировок среди русского населения. Угроза для коми-пермяков - это утрата собственной идентичности. Для этого, помимо поддержки региона и культуры необходимо, необходимо сохранить подготовку кадров - учителей коми-пермяцкого языка на базе ПНИПУ.

Самой активной и многочисленной является татарская диаспора. Другие народы не проявляют этнополитической активности. Наиболее сложная - группа выходцев из стран СНГ.

Регион первым в России применил программно-целевой подход к решению межэтнических проблем. Программы гармонизации межнациональных отношений являются основным документом для регулирования и механизмом осуществления региональной этнокультурной политики. Содействие национально-культурным автономиям и другим национальным общественным организациям осуществляется на основе партнерских отношений, что является одним из приоритетных направлений. В регионе активно поддерживается традиционная народная культура (поддержка творческих коллективов, поддержка этнических видов спорта).

В рамках избранной концепции мультикультурализма полагаю, что единство - в разнообразии. И основа стабильного существования кроется в постоянном обмене информацией (на разном уровне), перенимать опыт других культур, уважительно относится к особенностям. Именно данные процессы вносят оживление в культуру, статику, не дают умереть обществу, позволяют развиваться и динамично реагировать на изменения, происходящие в мире.

А поездка нашего губернатора в Кудымкар и знакомство с национальной кухней, возможно, станут основой нового бренда, вместо картошки на прилавках появятся «Пермские пистики».

 


Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики / Р.Г. Абдулатипов. - М.: РАГС, 2001. - 253 с.

2. Бачев Г.Т. Страницы истории Коми - Пермяцкого автономного округа. - Пермь, 1995. - 96 с.

.   Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? - М., 2000. - 78 с.

.   Гумилев Н. От Руси к России. Очерки этнической истории - М.: Экопресс, 1992. - 336 с.

.   Джунусов М.С. Национализм. Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998. - 123 с.

6. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конце ХIХ - начало ХХ вв.). М., 1971. - 124 с.

7. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999. - 118 с.

8. Магомедов А. Мистерия регионализма. М., 2000. - 214 с.

9. Малахов B.C. Национализм. - М., 2005. - 213 с.

. Нечаев М.Г. Полиэтничность - исторический путь и особенность Пермского края // Общественные слушания «Культура коми-пермяков в прошлом и настоящем города Перми», 4 нояб. 2004 г.: (в рамках проекта «Культурное достояние» - победителя 5 гор. конкурса соц. значимых проектов «Общественные инициативы») / Адм.г. Перми. - Пермь, 2004. - С. 17 - 20.

. Общественная жизнь Добрянки (вторая половина ХIХ - начало ХХ в) // Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала.

12. Орлова О.С. Библиотека в инфраструктуре распространения идей межэтнической толерантности // Образование и межнациональные отношения: пути подготовки специалистов: материалы межрегионал. науч.-практ. конф., 17-18 окт. 2008 г. / ред. Э.Р. Хакимов; ГОУ ВПО «УдГУ». - Ижевск, 2008. - С. 176-185.

.   Орлова О.С. Дискуссионная площадка «Миграция и толерантность» // Толерантность как образ жизни современного человека / Департамент внутрен. политики, Администрация губернатора Перм. края, Администрация Ленин. р-на, Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2007. - С. 35-40.

.   Орлова О.С. Межэтническая толерантность: роль Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького в её продвижении // Формирование культуры толерантности в молодёжной среде Пермского края: интеграция опыта: материалы проблемного семинара, г. Пермь, 18 окт. 2008 г. - Пермь, 2008. - С. 57-66.

.   Орлова О.С. Мостик к взаимопониманию: библиотечная среда и продвижение идей межэтнической толерантности // Библиотечное дело. - 2009. - №14. - С. 24-27.

.   Орлова О.С. Принять и помочь // Вопросы социального обеспечения. - М., 2009. - №1. - С. 23-26.

.   Орлова О.С. Уроки русского / О.С. Орлова, М.А. Плаксин // Личное дело (Пермь). - 2005. - №1 (82). - С. 9.

18. Паин Э.А. Этничность и власть: некоторые аспекты становления этнополитики в современной России // Свободная мысль. - 2003. - №6. - С. 4-15.

19. Рогачев П.М., Свердлин М.С. Нация народ - человечество. - М.: Политиздат, 1967.-173 с.;

.   Симахин Е. Русскому-каша, немцу - пирог // Бизнес класс. 32 (97) от 07 августа 2006 г.

.   Соколовский С.В. Перспективы развития концепции этнонациональной политики в Российской Федерации. - М., 2004.

22. Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения. Материалы научной конференции. Пермь. 2001.

. Тишков В.А. Этнология и политика. - М., 2005.

24. Уолцер М. О терпимости. М., 2000. - 342 с.

25. Черных А.В. Этносоциальные процессы в таджикской диаспоре Пермского края на современном этапе (по материалам этносоциологического исследования). - Пермь, 2006. - С. 130-146.

. Черных А.В. Формирование специфики этнических культур народов Прикамья: К проблеме межэтнического взаимодействия // Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Центр этнолог. исслед. УНЦ РАН, 2006. С. 52-54;

27. Чернявская Ю.В. Психология национальной нетерпимости. - Минск, 1998. - 120 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.011 с.)