Национальный состав населения региона в Х VII - хх вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальный состав населения региона в Х VII - хх вв.



 

Безусловно, появление русских в регионе оказало значительное влияние на все сферы жизни, в том числе культуру и быт жителей края. В XII-XVII вв. происходил обмен, взаимообогащение между коренным населением и русскими (большинство - крестьяне).

Это, например, по данным этнографов проявилось в развитии пашенного земледелия, влиянии на деревянное зодчество, распространении русского языка, письменности, православия (официальной религии феодального государства).

Но было и обратное - русские перенимали приемы охоты, рыбной ловли и другие элементы культуры.

Здесь важно отметить, что развитие русской культуры в регионе, оставаясь частью общерусского культурно-исторического процесса, но особенности освоения края придавало специфику, в силу социально-экономических отношений и контактов с другими народами.

К 19 в. консолидация коми-пермяков, удмуртов, башкир и других завершилась. Несмотря на особенности культуры, быта, наличия языка они были включены в общероссийский процесс. Закономерности его определяли все стороны жизни страны и регионов, всего населения и отдельных народов, народностей, этнических групп. Все это обуславливалось взаимопроникновением и взаимовлиянием культуры хозяйствования народов. Происходила нивелировка национальных различий, особенно в земледелии, животноводстве, промыслах. Хозяйство народов Урала исподволь вовлекалось в товарно-денежные отношения. Катализатором этого процесса была бурно развивающаяся уральская промышленность. Территории расселения основных народностей Урала в XVIII в. почти совпадают с современными. Еще к концу XVII в. большая часть коми-пермяков, живших в верховьях Камы и по Вишере, переселилась в бассейн западных притоков Камы - Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы.

В XVIII в. завершился процесс консолидации северной и южной групп удмуртов в единую народность. Небольшие группы удмуртов жили в Осинском и Красноуфимском уездах Пермской губ. Татары в пределах Уральского региона расселялись несколькими группами. А также марийцы, башкиры и др.

По переписи 1869 г. в регионе проживало русских - 506 724 человека, коми-пермяков - 62 130, татар - 19 130, башкир - 32 882, удмуртов - 3346, марийцев - 9815, манси - 424.

В 20 в. для Прикамья, его этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы, ссылки, высылки, депортации, выдворение и пр.

Наряду с репрессиями целых народом национальным меньшинствам уделялось особое внимание власти. Так в 1920-1930 гг. национально-государственное строительство было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской области Пермяцкий округ (с небольшими дополнительными правами). В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. В этот период на основе русского алфавита был создан язык для коми-пермяков. На основе азбуки были составлены первые национальные учебники для обучения грамоте коми-пермяков. К 1932 г. удалось ликвидировать неграмотность в округе. Авторы А.Н. Зубов и М.П. Лихачев: ровесники, коми-пермяки, писатели.

М.П. Лихачев работал в редакции окружной газеты «Пахарь», с 1934 г. член Союза писателей СССР. А.Н. Зубов - основоположник коми-пермяцкой литературы и письменности, член Союза писателей СССР. Их работа продолжалась до ареста. В 1937 г. им предъявлено обвинение «за участие в контрреволюционной организации, объединении угро-финских народностей, коми-пермяцких народностей, коми-зырян, карелов и финнов и организации самостоятельной угро-финской федерации. Выход из Союза ССР, объединение с Финляндией, установление буржуазно-демократического строя государственного управления». Обвинение было абсурдным и недоказанным. Однако Зубов признал «полностью предъявленное ему обвинение, а Лихачев не признал ни одного из них». Для властей это не имело значения - ученые-пермяки были приговорены к высшей мере наказания. По иронии судьбы в этом же, 1937 г. состоялась окружная языковая конференция, после которой принятый проект алфавита был предоставлен на рассмотрение и утверждение в областных и центральных организациях. Надо отметить, что подобные обвинения - объединение угро-финских народностей, татаро-башкирские группировки в этот период приобрели массовый характер.

Массовые миграции населения привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали представители 22 национальностей, то в 1989 г. - более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие край.

Три магистральные культуры включены в Пермский регион - финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские). Финно-угорская наиболее древняя для территории региона. Коми-пермяки являются народом, культура которого представлена прежде всего в регионе. Тюркский элемент позднее здесь формировался и вобрал черты угорского населения. Пермские татары и башкиры также являются одной из самых северных периферийных групп этих народов.

Для советской историографии были характерны формулировки: «В антифеодальной борьбе, как и в совместном труде, закладывались и крепли традиции сотрудничества и дружбы народов Урала с трудовыми массами русского народа».

Действительно, этническая история региона многогранно. Безусловно, коренное население не всегда положительно встречало пришлых. Одним из самых болезненным для язычников был процесс христианизации. Однако в целом серьезных конфликтов и противостояний не наблюдалось.

Более того, история ХХ в., когда на территории региона арестовывались по политическим мотивам наряду с русскими коми-пермяками, башкирами, татарами литовцы, англичане, армяне, литовцы, латыши, китайцы, грузины, японцы и представители др. национальности с одном стороны подтверждает многонациональность региона, с другой стороны канва исторических событий может выступить тем связующим звеном в истории народов (общей, одной на всех истории) для преодоления конфликтов и установления взаимопонимания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.005 с.)