Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальный состав населения региона в Х VII - хх вв.
Безусловно, появление русских в регионе оказало значительное влияние на все сферы жизни, в том числе культуру и быт жителей края. В XII-XVII вв. происходил обмен, взаимообогащение между коренным населением и русскими (большинство - крестьяне). Это, например, по данным этнографов проявилось в развитии пашенного земледелия, влиянии на деревянное зодчество, распространении русского языка, письменности, православия (официальной религии феодального государства). Но было и обратное - русские перенимали приемы охоты, рыбной ловли и другие элементы культуры. Здесь важно отметить, что развитие русской культуры в регионе, оставаясь частью общерусского культурно-исторического процесса, но особенности освоения края придавало специфику, в силу социально-экономических отношений и контактов с другими народами. К 19 в. консолидация коми-пермяков, удмуртов, башкир и других завершилась. Несмотря на особенности культуры, быта, наличия языка они были включены в общероссийский процесс. Закономерности его определяли все стороны жизни страны и регионов, всего населения и отдельных народов, народностей, этнических групп. Все это обуславливалось взаимопроникновением и взаимовлиянием культуры хозяйствования народов. Происходила нивелировка национальных различий, особенно в земледелии, животноводстве, промыслах. Хозяйство народов Урала исподволь вовлекалось в товарно-денежные отношения. Катализатором этого процесса была бурно развивающаяся уральская промышленность. Территории расселения основных народностей Урала в XVIII в. почти совпадают с современными. Еще к концу XVII в. большая часть коми-пермяков, живших в верховьях Камы и по Вишере, переселилась в бассейн западных притоков Камы - Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы. В XVIII в. завершился процесс консолидации северной и южной групп удмуртов в единую народность. Небольшие группы удмуртов жили в Осинском и Красноуфимском уездах Пермской губ. Татары в пределах Уральского региона расселялись несколькими группами. А также марийцы, башкиры и др. По переписи 1869 г. в регионе проживало русских - 506 724 человека, коми-пермяков - 62 130, татар - 19 130, башкир - 32 882, удмуртов - 3346, марийцев - 9815, манси - 424. В 20 в. для Прикамья, его этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы, ссылки, высылки, депортации, выдворение и пр.
Наряду с репрессиями целых народом национальным меньшинствам уделялось особое внимание власти. Так в 1920-1930 гг. национально-государственное строительство было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской области Пермяцкий округ (с небольшими дополнительными правами). В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. В этот период на основе русского алфавита был создан язык для коми-пермяков. На основе азбуки были составлены первые национальные учебники для обучения грамоте коми-пермяков. К 1932 г. удалось ликвидировать неграмотность в округе. Авторы А.Н. Зубов и М.П. Лихачев: ровесники, коми-пермяки, писатели. М.П. Лихачев работал в редакции окружной газеты «Пахарь», с 1934 г. член Союза писателей СССР. А.Н. Зубов - основоположник коми-пермяцкой литературы и письменности, член Союза писателей СССР. Их работа продолжалась до ареста. В 1937 г. им предъявлено обвинение «за участие в контрреволюционной организации, объединении угро-финских народностей, коми-пермяцких народностей, коми-зырян, карелов и финнов и организации самостоятельной угро-финской федерации. Выход из Союза ССР, объединение с Финляндией, установление буржуазно-демократического строя государственного управления». Обвинение было абсурдным и недоказанным. Однако Зубов признал «полностью предъявленное ему обвинение, а Лихачев не признал ни одного из них». Для властей это не имело значения - ученые-пермяки были приговорены к высшей мере наказания. По иронии судьбы в этом же, 1937 г. состоялась окружная языковая конференция, после которой принятый проект алфавита был предоставлен на рассмотрение и утверждение в областных и центральных организациях. Надо отметить, что подобные обвинения - объединение угро-финских народностей, татаро-башкирские группировки в этот период приобрели массовый характер.
Массовые миграции населения привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали представители 22 национальностей, то в 1989 г. - более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие край. Три магистральные культуры включены в Пермский регион - финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские). Финно-угорская наиболее древняя для территории региона. Коми-пермяки являются народом, культура которого представлена прежде всего в регионе. Тюркский элемент позднее здесь формировался и вобрал черты угорского населения. Пермские татары и башкиры также являются одной из самых северных периферийных групп этих народов. Для советской историографии были характерны формулировки: «В антифеодальной борьбе, как и в совместном труде, закладывались и крепли традиции сотрудничества и дружбы народов Урала с трудовыми массами русского народа». Действительно, этническая история региона многогранно. Безусловно, коренное население не всегда положительно встречало пришлых. Одним из самых болезненным для язычников был процесс христианизации. Однако в целом серьезных конфликтов и противостояний не наблюдалось. Более того, история ХХ в., когда на территории региона арестовывались по политическим мотивам наряду с русскими коми-пермяками, башкирами, татарами литовцы, англичане, армяне, литовцы, латыши, китайцы, грузины, японцы и представители др. национальности с одном стороны подтверждает многонациональность региона, с другой стороны канва исторических событий может выступить тем связующим звеном в истории народов (общей, одной на всех истории) для преодоления конфликтов и установления взаимопонимания.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.005 с.) |