Исторические предпосылки полиэтничности региона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические предпосылки полиэтничности региона



КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края


Введение

 

В последней четверти ХХ в. развитые страны активно продвигали идеи толерантности, в том числе и в национальной политике: поддержка национальных меньшинств, наделение их равными правами, финансовая и др. поддержка мигрантов и др.

Однако сегодня ситуация усугубилась. Яркий пример тому конфликты во Франции, всемирная угроза терроризма, которая исходит от исламского мира и др.

Сегодня перед полиэтничными странами остро стоит проблема поиска такой интеграции, которая учитывала бы и устраивала доминирующее большинство и этнокультурные меньшинства. Безусловно, признание, включение нации в общество другой страны, получение гражданских прав часто сопровождаться конфликтами (в том числа и в экономически благополучных развитых странах). В нашей стране проблема интеграции усложнена тем, что Россия исторически многонациональная территория.

Цель работы проанализировать причины и последствия полиэтничности Пермского края.

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:

) выявить сущность категории «этнос»;

) охарактеризовать категорию этничности, выделить полиэтничность, описать причины её возникновения и последствия существования;

) исследовать исторический предпосылки полиэтничности Пермского края;

) проанализировать современный этнический профиль Пермского края, выявить проблемы и обозначить пути их решения.

Объект исследования является этничность, а предметом - полиэтничность как сущностная характеристика исторического развития территории. Исследование проводилось на примере Пермского края.

Методологическую основу исследования составили концепции толерантности и мультикультурализма. Базовым тезисом концепции толерантности является утверждение, что группы людей должны иметь возможность мирно сосуществовать. Толерантность в данном случае - это принятие других, как они есть, и взаимодействие, основанное на понимании и согласии. Концепция же мультикультурализма предполагает равенство культур и равенство прав на существование, а также интеграцию культур без ассимиляции.

Основными методами исследования выступили традиционный анализ документов, синтез, дедуктивный метод, социологический опрос.

Источниковую базу исследования составили работы зарубежных и отечественных авторов. Так, одними из первых в отечественной науке проблемы культурной принадлежности страны подняли западники и славянофилы. Первые идентифицировали Россию как европейскую цивилизацию, другие в рамках самобытности и самодостаточности.

Советские историки, этнографы, социологи, политологи и др. исследователи обратились к данной проблеме после смерти Сталина И.В. Гумилев Н., Джунусов М.С. , Рогачев П.М. и др. разрабатывали теоретическую базу и такие термины как «интернационализм» и «советский народ».

В мировой науке сложилась специализированная отрасль исследований управления полиэтничными сообществами - этнополитология. Ее концептуальные основы созданы в работах Ротшильда Дж., Геллнера Э., Хобсбаума Э., Келласа Дж., Хоровитца Д. и др.

Работы европейских и американских ученых, Альтера П., Вебера М., Ландау И., Пайпса Р. Парентса М., Поппера К., Ротшильда И., Тойнби А., Хоскинга Дж., Шилза Ф., Ясперса К., наводят на мысль, что Россия в оценках западных коллег есть «вещь в себе», интеллектуальное осмысление которой связано с международными проявлениями, но не всегда с внутренней жизнью и закономерностями этнического и социального бытия.

Из современных отечественных авторов, обратившихся к проблемам сочетания социального и этнического в обществе следует отметить Арутюняна Ю.В., Бромлея Ю.В., Здравомыслова В.А., Коротеевой В.В., Мнацаканяна М.О., Седовой H.H. и И.А. и др. В нашем регионе данные проблемы изучали историки Нечаев М.Г., Черных А.В.


Заключение

В Пермском крае на современном этапе существенных противоречий в этнополитической сфере нет. Это может быть связано с тем, что регион не является привлекательным для мигрантов. Местные жители не проявляют этнополитической активности (негативной), кроме националистических группировок среди русского населения. Угроза для коми-пермяков - это утрата собственной идентичности. Для этого, помимо поддержки региона и культуры необходимо, необходимо сохранить подготовку кадров - учителей коми-пермяцкого языка на базе ПНИПУ.

Самой активной и многочисленной является татарская диаспора. Другие народы не проявляют этнополитической активности. Наиболее сложная - группа выходцев из стран СНГ.

Регион первым в России применил программно-целевой подход к решению межэтнических проблем. Программы гармонизации межнациональных отношений являются основным документом для регулирования и механизмом осуществления региональной этнокультурной политики. Содействие национально-культурным автономиям и другим национальным общественным организациям осуществляется на основе партнерских отношений, что является одним из приоритетных направлений. В регионе активно поддерживается традиционная народная культура (поддержка творческих коллективов, поддержка этнических видов спорта).

В рамках избранной концепции мультикультурализма полагаю, что единство - в разнообразии. И основа стабильного существования кроется в постоянном обмене информацией (на разном уровне), перенимать опыт других культур, уважительно относится к особенностям. Именно данные процессы вносят оживление в культуру, статику, не дают умереть обществу, позволяют развиваться и динамично реагировать на изменения, происходящие в мире.

А поездка нашего губернатора в Кудымкар и знакомство с национальной кухней, возможно, станут основой нового бренда, вместо картошки на прилавках появятся «Пермские пистики».

 


Список литературы

1. Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики / Р.Г. Абдулатипов. - М.: РАГС, 2001. - 253 с.

2. Бачев Г.Т. Страницы истории Коми - Пермяцкого автономного округа. - Пермь, 1995. - 96 с.

.   Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? - М., 2000. - 78 с.

.   Гумилев Н. От Руси к России. Очерки этнической истории - М.: Экопресс, 1992. - 336 с.

.   Джунусов М.С. Национализм. Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998. - 123 с.

6. Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конце ХIХ - начало ХХ вв.). М., 1971. - 124 с.

7. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999. - 118 с.

8. Магомедов А. Мистерия регионализма. М., 2000. - 214 с.

9. Малахов B.C. Национализм. - М., 2005. - 213 с.

. Нечаев М.Г. Полиэтничность - исторический путь и особенность Пермского края // Общественные слушания «Культура коми-пермяков в прошлом и настоящем города Перми», 4 нояб. 2004 г.: (в рамках проекта «Культурное достояние» - победителя 5 гор. конкурса соц. значимых проектов «Общественные инициативы») / Адм.г. Перми. - Пермь, 2004. - С. 17 - 20.

. Общественная жизнь Добрянки (вторая половина ХIХ - начало ХХ в) // Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала.

12. Орлова О.С. Библиотека в инфраструктуре распространения идей межэтнической толерантности // Образование и межнациональные отношения: пути подготовки специалистов: материалы межрегионал. науч.-практ. конф., 17-18 окт. 2008 г. / ред. Э.Р. Хакимов; ГОУ ВПО «УдГУ». - Ижевск, 2008. - С. 176-185.

.   Орлова О.С. Дискуссионная площадка «Миграция и толерантность» // Толерантность как образ жизни современного человека / Департамент внутрен. политики, Администрация губернатора Перм. края, Администрация Ленин. р-на, Перм. гос. ун-т. - Пермь, 2007. - С. 35-40.

.   Орлова О.С. Межэтническая толерантность: роль Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького в её продвижении // Формирование культуры толерантности в молодёжной среде Пермского края: интеграция опыта: материалы проблемного семинара, г. Пермь, 18 окт. 2008 г. - Пермь, 2008. - С. 57-66.

.   Орлова О.С. Мостик к взаимопониманию: библиотечная среда и продвижение идей межэтнической толерантности // Библиотечное дело. - 2009. - №14. - С. 24-27.

.   Орлова О.С. Принять и помочь // Вопросы социального обеспечения. - М., 2009. - №1. - С. 23-26.

.   Орлова О.С. Уроки русского / О.С. Орлова, М.А. Плаксин // Личное дело (Пермь). - 2005. - №1 (82). - С. 9.

18. Паин Э.А. Этничность и власть: некоторые аспекты становления этнополитики в современной России // Свободная мысль. - 2003. - №6. - С. 4-15.

19. Рогачев П.М., Свердлин М.С. Нация народ - человечество. - М.: Политиздат, 1967.-173 с.;

.   Симахин Е. Русскому-каша, немцу - пирог // Бизнес класс. 32 (97) от 07 августа 2006 г.

.   Соколовский С.В. Перспективы развития концепции этнонациональной политики в Российской Федерации. - М., 2004.

22. Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения. Материалы научной конференции. Пермь. 2001.

. Тишков В.А. Этнология и политика. - М., 2005.

24. Уолцер М. О терпимости. М., 2000. - 342 с.

25. Черных А.В. Этносоциальные процессы в таджикской диаспоре Пермского края на современном этапе (по материалам этносоциологического исследования). - Пермь, 2006. - С. 130-146.

. Черных А.В. Формирование специфики этнических культур народов Прикамья: К проблеме межэтнического взаимодействия // Этнос. Общество. Цивилизация: Кузеевские чтения: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Центр этнолог. исслед. УНЦ РАН, 2006. С. 52-54;

27. Чернявская Ю.В. Психология национальной нетерпимости. - Минск, 1998. - 120 с.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края


Введение

 

В последней четверти ХХ в. развитые страны активно продвигали идеи толерантности, в том числе и в национальной политике: поддержка национальных меньшинств, наделение их равными правами, финансовая и др. поддержка мигрантов и др.

Однако сегодня ситуация усугубилась. Яркий пример тому конфликты во Франции, всемирная угроза терроризма, которая исходит от исламского мира и др.

Сегодня перед полиэтничными странами остро стоит проблема поиска такой интеграции, которая учитывала бы и устраивала доминирующее большинство и этнокультурные меньшинства. Безусловно, признание, включение нации в общество другой страны, получение гражданских прав часто сопровождаться конфликтами (в том числа и в экономически благополучных развитых странах). В нашей стране проблема интеграции усложнена тем, что Россия исторически многонациональная территория.

Цель работы проанализировать причины и последствия полиэтничности Пермского края.

Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:

) выявить сущность категории «этнос»;

) охарактеризовать категорию этничности, выделить полиэтничность, описать причины её возникновения и последствия существования;

) исследовать исторический предпосылки полиэтничности Пермского края;

) проанализировать современный этнический профиль Пермского края, выявить проблемы и обозначить пути их решения.

Объект исследования является этничность, а предметом - полиэтничность как сущностная характеристика исторического развития территории. Исследование проводилось на примере Пермского края.

Методологическую основу исследования составили концепции толерантности и мультикультурализма. Базовым тезисом концепции толерантности является утверждение, что группы людей должны иметь возможность мирно сосуществовать. Толерантность в данном случае - это принятие других, как они есть, и взаимодействие, основанное на понимании и согласии. Концепция же мультикультурализма предполагает равенство культур и равенство прав на существование, а также интеграцию культур без ассимиляции.

Основными методами исследования выступили традиционный анализ документов, синтез, дедуктивный метод, социологический опрос.

Источниковую базу исследования составили работы зарубежных и отечественных авторов. Так, одними из первых в отечественной науке проблемы культурной принадлежности страны подняли западники и славянофилы. Первые идентифицировали Россию как европейскую цивилизацию, другие в рамках самобытности и самодостаточности.

Советские историки, этнографы, социологи, политологи и др. исследователи обратились к данной проблеме после смерти Сталина И.В. Гумилев Н., Джунусов М.С. , Рогачев П.М. и др. разрабатывали теоретическую базу и такие термины как «интернационализм» и «советский народ».

В мировой науке сложилась специализированная отрасль исследований управления полиэтничными сообществами - этнополитология. Ее концептуальные основы созданы в работах Ротшильда Дж., Геллнера Э., Хобсбаума Э., Келласа Дж., Хоровитца Д. и др.

Работы европейских и американских ученых, Альтера П., Вебера М., Ландау И., Пайпса Р. Парентса М., Поппера К., Ротшильда И., Тойнби А., Хоскинга Дж., Шилза Ф., Ясперса К., наводят на мысль, что Россия в оценках западных коллег есть «вещь в себе», интеллектуальное осмысление которой связано с международными проявлениями, но не всегда с внутренней жизнью и закономерностями этнического и социального бытия.

Из современных отечественных авторов, обратившихся к проблемам сочетания социального и этнического в обществе следует отметить Арутюняна Ю.В., Бромлея Ю.В., Здравомыслова В.А., Коротеевой В.В., Мнацаканяна М.О., Седовой H.H. и И.А. и др. В нашем регионе данные проблемы изучали историки Нечаев М.Г., Черных А.В.


Исторические предпосылки полиэтничности региона



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.018 с.)