Сертификация качество правовой продовольственный 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сертификация качество правовой продовольственный



Оглавление

Сертификация качество правовой продовольственный

Введение

Глава 1. Государственная политика России в области обеспечения качества продукции животного происхождения

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Организация обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации

Глава 2. Государственное регулирование сертификации продукции животного происхождения в Челябинской области

Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения

Органы по сертификации продукции животного происхождения Челябинской области

Практика сертификации продукции ООО «Равис»

Заключение

Список литературы


Введение

 

В центре внимания отечественной науки постоянно находятся проблемы качества пищевых продуктов, предотвращение алиментарно-зависимых заболеваний, снижение уровня пищевой контаминации, обеспечение охраны здоровья российских граждан. Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (действующий в новой редакции с 1 января 2005 года) является основой нормативно-правового регулирования и политики государства в области здорового питания населения России. К настоящему времени в стране создана законодательная и методическая база в области качества и безопасности пищевых продуктов, имеющая выраженную тенденцию гармонизации с международными требованиями. Вместе с тем, продолжает наблюдаться системный кризис в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности, усиливается антропогенное загрязнение продуктов питания.

С 2003 г. в России началась важная с точки зрения международного взаимодействия реформа технического регулирования. Ставится задача сведения всех обязательных требований разного профиля (санитарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, фитосанитарных, технологических) в один правовой документ - технический регламент. Минимально необходимые и обязательно соблюдаемые требования по безопасности продукции, в частности, биологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, будут устанавливаться исключительно в технических регламентах. В связи с проводимой реформой с 2003 г. положения ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» являются общеобязательными только в той части норм, характер которых - поддержание биологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, соблюдение требований к пищевой ценности пищевых продуктов, материалов и изделий (ПМИ). Все остальные качества пищевых продуктов, то есть такие потребительские свойства, как органолептические характеристики (вкус, запах), дизайн, технологическая взаимозаменяемость, пригодность для обычных целей использования и другие, не влияющие на безопасность - достигаются в добровольном порядке. Основные инструменты технического регулирования - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

В России до 2010 г. предполагается разработать около 2000 технических регламентов. В связи с этим после принятия конкретного технического регламента соответствующие ему прежние нормативные правовые акты будут отменены. Это определяет существование вопроса - какое время применяемый с 2000 г. Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» будет оставаться действующим законодательным актом? В настоящее время в процессе разработки и принятия находятся два общих технических регламента санитарно-гигиенической направленности, причем один из них посвящен безопасности пищевых продуктов.

Обязательные требования к продукции и процессам в связи с нею, в отношении которых технические регламенты в указанный период (2003-2010 годы) не будут приняты, прекращают свое действие по истечении установленного срока. Это означает полное прекращение действия всех законодательных актов, а также подзаконных - ГОСТов, санитарных, ветеринарных норм и правил, гигиенических нормативов, распоряжений и других нормативных правовых актов, сегодня содержащих обязательные требования к продукции. В данной ситуации представляет научный и практический интерес исследования влияния этих процессов на деятельность предпринимателей и на качество производимой ими продукции.Исследование проведено на материалах Челябинской области и ООО «Равис».

Объект исследования: ООО «Равис»

Предмет исследования: государственное регулирование сертификации продукции животного происхождения на ООО «Равис»

Цель исследования: анализ процесса государственной сертификации продукции животного происхождения, путей ее совершенствования

Задачи исследования:

изучить государственную политику России в области обеспечения качества продукции животного происхождения

проанализировать правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

- исследовать организацию обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в РФ

проанализировать государственное регулирование сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения

- изучить органы по сертификации продукции животного происхождения Челябинской области

проанализировать практику и проблемы сертификации продукции ООО «Равис»

В исследовании предлагается систематизированный анализ действующего федерального законодательства в указанной сфере, анализ принятых нормативных правовых актов.

В исследовании представлены материалы по истории правового регулирования правовых средств обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, сертификации продуктов животного происхождения. Материалы работ отечественных авторов В.А. Тутельян, М.И. Милушина, О.С.Минаевой, В.С.Ершова, А.И. Горшкова.


Определение необходимости проведения определяется в соответствии с Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации».

В данную категорию попадают мясо, мясные продукты, яйца, яйцепродукты и многое другое, за исключением тех товаров, соответствие которых может быть подтверждено декларацией соответствия. Далее идет ссылка на «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья», в которых сплошь и рядом идут ссылки на требования и положения Закон РФ от 10 июня 1993 г. N 5151-1 «О сертификации продукции и услуг», который давно утратил силу. Это, несомненно, создает сложности и проблемы.

В структуру Системы сертификации пищевой продукции входят:

Центральный орган Системы - Управление продукции сельскохозяйственного производства, пищевой, легкой и химической промышленности Госстандарта России. В его составе также: Совет Системы - консультативный орган при центральном органе Системы; Комиссия по апелляциям при центральном органе Системы; Аттестационный совет экспертов, научно-методический центр при центральном органе Системы на базе ВНИИ сертификации Госстандарта России;

органы по сертификации;

испытательные лаборатории, аккредитованные на независимость и техническую компетентность или только на техническую компетентность.

Постановление Госстандарта РФ от 28 апреля 1999 г. N 21 «О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья»

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Процедура сертификации направлена на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья и является одной из основных мер органов государственной власти в реализации задачи по охране жизни и здоровья населения.

Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья введены в действие Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 28.04.99 г. N 21 «О правилах проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья» (далее - Правила).

В соответствии с Правилами под объектом сертификации понимается конкретная пищевая продукция или конкретный вид продовольственного сырья, к качеству и безопасности, которых на территории России установлены определенные требования. Эти требования относятся, прежде всего, к соблюдению законодательства в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, санитарно-эпидемиологического и ветеринарного законодательства, фитосанитарных, гигиенических требований, а также требований, предъявляемых к производству, переработке, хранению, транспортировке и реализации продуктов питания и продовольственного сырья.

Перечень пищевых продуктов и продовольственного сырья, подлежащих сертификации на территории России, утверждается Правительством РФ и содержит 11 групп однородных товаров. Вся пищевая продукция, подлежащая сертификации, делится в соответствии с требованиями, предъявляемыми к срокам годности и хранения, на скоропортящуюся продукцию или продукцию кратковременного хранения (срок годности или хранения составляет месяц и более короткий промежуток времени) и продукцию со сроком годности или хранения более одного месяца (продукцию длительного хранения).

Процедура сертификации может осуществляться в обязательном и добровольном порядке. Обязательная сертификация проводится на основании принадлежности конкретного вида пищевого продукта или продовольственного сырья к перечню, утвержденному Правительством РФ. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителя. Однако порядок ее проведения аналогичен порядку проведения обязательной сертификации. Следует иметь в виду, что добровольная сертификация не может заменить обязательную сертификацию.

В соответствии с Правилами добровольная сертификация пищевых продуктов и продовольственного сырья, включенных в номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, проводится в случае, если пищевая продукция или продовольственное сырье не предназначены для реализации гражданам для их личного потребления, для реализации в государственный резерв либо для реализации на территории России. Помимо этих случаев добровольная сертификация проводится при отсутствии возможности системы обязательной сертификации подтвердить соответствие конкретного вида пищевого продукта или продовольственного сырья по определенным критериям и показателям, требуемых заявителем.

Согласно Правилам оплату расходов, связанных с проведением обязательной сертификации, осуществляет заявитель.

Процедуру сертификации проводят специальные органы по сертификации, а также аккредитованные в установленном законом порядке исследовательские лаборатории. Анализ ведется с соблюдением специальных методик, перечень которых устанавливается законодательно. При использовании методик, не закрепленных в законодательных документах, указанные субъекты должны подтвердить точность и достоверность результатов проведенных исследований при помощи специального контрольного и учетного оборудования.

Сертификация пищевой продукции и продовольственного сырья проводится на основании определенной номенклатуры характеристик и показателей продуктов питания по различным схемам. критерием для выбора схемы проведения сертификации является уровень затрат (выбирается минимальный) и группа, к которой непосредственно принадлежит конкретный вид пищевой продукции или продовольственного сырья.

Помимо сертификации пищевой продукции и продовольственного сырья их качество и безопасность могут подтверждаться декларацией соответствия требованиям законодательства в области обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и продовольственного сырья. Перечень пищевой продукции и продовольственного сырья, на которые оформляется декларация соответствия, утверждается Правительством РФ. Декларация соответствия подлежит регистрации в органе сертификации и обладает равной юридической силой по сравнению с сертификатом соответствия.

К импортируемой продукции и продовольственному сырью применяются те же схемы, что и к отечественным продуктам. В отношении импортируемых продуктов обязательно наличие на упаковке информации на русском языке, а для продукции, ввоз которой осуществляется впервые на территорию России, необходимо наличие заключения о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы.

Как для импортной, так и для отечественной продукции или продовольственного сырья, для которых отсутствуют требования законодательства в области обеспечения качества и безопасности по причине их новизны, необходимо наличие гигиенического заключения, оформленного в установленном законом порядке. Для продукции животного происхождения обязательно наличие ветеринарного заключения в соответствии с ветеринарным законодательством РФ.

Согласно Правилам система сертификации имеет определенную структуру, в которую входят: центральный орган сертификации, который ответственен за администрирование всей системы сертификации; консультативный орган, представленный Советом; органы сертификации; испытательные лаборатории; комиссия по апелляциям. Для каждого органа системы сертификации разрабатывается свое положение. В случае возникновения спорных вопросов в отношении процедур проведения сертификации либо отдельных вопросов, касающихся сертификации конкретных видов продукции или услуг, они решаются комиссией по апелляциям. Заявитель вправе самостоятельно определить орган сертификации.

Порядок проведения обязательной сертификации продуктов и продовольственного сырья предусматривает подачу заявки о проведении сертификации, ее рассмотрение и принятие решения (на этом этапе осуществляется также выбор схемы сертификации). Далее производится отбор проб и образцов продукции или продовольственного сырья. На следующем этапе проводится необходимый анализ и исследования с привлечением исследовательских лабораторий.

После всех необходимых процедур в соответствии со схемой проведения обязательной сертификации оцениваются полученные результаты. В случае признания их удовлетворительными заявителю выдается сертификат соответствия.

Этапы проведения обязательной сертификации включают проведение соответствующего инспекционного контроля, а также мероприятия, которые направлены на ликвидацию фактов несоответствия сертифицированной продукции или сырья установленным нормам и правилам.

В соответствии с Правилами заявка на проведение сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья рассматривается в течение трех дней - для продукции сроком годности или хранения более одного месяца. Для продукции и продовольственного сырья, срок годности или хранения которых установлен месяц и менее, рассмотрение заявки производится в тот же день.

Согласно Правилам срок действия сертификата соответствия устанавливается органом сертификации. При этом орган сертификации должен учесть сроки, на которые сертифицированы производство и система качества выпускаемой продукции. Так, срок действия сертификата соответствия на серийно выпускаемую продукцию может быть установлен не более трех лет.

Оформление сертификатов соответствия производится на бланках установленной формы. В общем случае сертификат соответствия оформляется на конкретный вид пищевой продукции или продовольственного сырья. Возможно также оформление сертификата соответствия с приложением к нему перечня наименований продукции и продовольственного сырья, на которые распространяется действие такого сертификата. В данном перечне пищевая продукция и продовольственное сырье должны быть объединены в определенные группы по тому или иному классификационному признаку. Это может быть сырьевой состав пищевой продукции, тип пищевой продукции или продовольственного сырья, идентичность продукции, схожесть рецептур и т.д.

Если после получения сертификата соответствия в технической или иной нормативной документации произошли изменения, заявитель обязан сообщить об этом в орган сертификации.

Согласно Правилам сертифицированная пищевая продукция и продовольственное сырье маркируются специальным знаком соответствия, который оформляется на основании сертификата соответствия.

Для продукции, на которую установлены сроки годности, хранения, действие знака соответствия распространяется только на промежуток времени, которым определяется срок годности или хранения такой продукции.

Органами сертификации организуется инспекционный контроль над продукцией, на которую в надлежащем порядке оформлен сертификат соответствия.

Помимо мероприятий, установленных схемой сертификации продукции, органы сертификации имеют право проводить внеплановые проверки в случае поступления информации о нарушении организацией-заявителем норм и правил, предъявляемых к сертифицируемым видам продукции.

Таким образом, возможно, сделать вывод, что обязательная сертификация отдельных видов продукции, материалов и изделий - это одна из форм обязательного подтверждения соответствия. Обязательное подтверждение соответствия производится в случаях, установленных техническими регламентами, а до их принятия - по перечню продукции, в отношении которой подтверждение соответствия проводится в форме обязательной сертификации.


Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов является одним из важнейших направлений деятельности государства в сфере охраны здоровья граждан России. Данная проблема находится в центре внимания отечественных ученых и органов государственной власти.

К настоящему времени в стране существует законодательная и методическая база в области качества и безопасности пищевых продуктов, но она чрезвычайно противоречива и находится в состоянии постоянного изменения, реформирования.

Таким образом, можно сделать выводы:

¾ На сегодняшний день в России не сложилась нормативная правовая база, обеспечивающая должный уровень безопасности и качества пищевых продуктов, в том числе и продуктов животного происхождения. Стандарты качества, требования к продукции не определены достаточно четко и понятно для производителей и потребителей.

¾ Важнейшим элементом, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов являются органы государства и организации, осуществляющие надзор за исполнением законодательства.

¾ Продолжается процесс перераспределения функций, создания органов и организаций, осуществляющих регулирование и контроль в сфере обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в РФ. В виду огромного разнообразия самой пищевой продукции, а также процессов ее производства, переработки и т.п. организация его весьма сложна.

¾ Органы государственного надзора и контроля осуществляют взаимодействие по вопросам планирования контрольной деятельности, обмена информацией, принятия совместных решений с целью повышения эффективности государственного надзора и контроля и исключения дублирования деятельности. Следует отметить, что процесс их взаимодействия на сегодняшний день далек от желаемого уровня.

¾ Важнейшим направлением обеспечения качества продовольственного сырья и пищевых продуктов является ее сертификация. Ее сущность и процедура значительно видоизменились в свете изменения общих целей и задач реформирования системы обеспечения контроля качества и безопасности продуктов.

¾ Обязательная сертификация отдельных видов продукции, материалов и изделий - это одна из форм обязательного подтверждения соответствия. Обязательное подтверждение соответствия производится в случаях, установленных техническими регламентами, а до их принятия - по перечню продукции, в отношении которой подтверждение соответствия проводится в форме обязательной сертификации.

¾ Система сертификации продукции животного происхождения Российской Федерации подразделяется на уровни - федеральный и региональный. В соответствии с Федеральным закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» органы государственной власти субъектов Российской Федерации, и Челябинской области в том числе, вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов посредством:

принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- осуществления совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроля и надзора за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

¾ В Челябинской области сертификация продукции животного происхождения осуществляется в соответствии с требованиями действующего российского законодательства;

¾ В процессе регулирования качества и безопасности продуктов животного происхождения принимают участие органы государственной власти области, территориальные управления федеральных органов;

¾ Важную роль в процессе сертификации продукции данного направления играет ФГУ «Челябинская межобластная ветеринарная лаборатория»

¾ Одним из ведущих предприятий области в сфере производства продуктов животного происхождения является ООО «Равис». В организации сертификации своей продукции ООО «Равис» руководствуется следующими основными нормативными и правовыми актами «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1, Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», техническими регламентами по отдельным видам продукции, Постановлениями Правительства РФ, Постановлениями Главного санитарного врача РФ, Приказами Госстандарта а также законами, методическими рекомендациями ведомств, нормативными правовыми актами субъектов РФ, многими другими документами.

¾ Даже такому крупному предприятию, имеющему солидный штат юристов и менеджеров, достаточно не просто отслеживать изменения в современном российском законодательстве;

¾ Проблемой является неоднозначное их понимание и применение различными органами власти, наличие в самом законодательстве некоторых значительных противоречий;

¾ Приведение документации предприятия ООО «Равис» в соответствие с происходящими изменениями отражается лишь на стоимости продукции, но не на ее качестве.

Возможно предположить через несколько лет с принятием соответствующих технических регламентов ситуация однозначно упростится, так как обязательные требования будут устанавливаться в этих актах. Тем самым исключится многочисленное, порой противоречивое и дублирующее друг друга ведомственное нормотворчество. А на переходный период в обороте будет находиться продукция, произведенная согласно ГОСТам, СанПиНам и другим документам, устанавливающим обязательные требования к качеству товара в соответствии с нормами п. 1 ст. 46 Закона «О техническом регулировании» и техническими регламентами.


Оглавление

сертификация качество правовой продовольственный

Введение

Глава 1. Государственная политика России в области обеспечения качества продукции животного происхождения

Правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

Организация обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в Российской Федерации

Глава 2. Государственное регулирование сертификации продукции животного происхождения в Челябинской области

Сертификация продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения

Органы по сертификации продукции животного происхождения Челябинской области

Практика сертификации продукции ООО «Равис»

Заключение

Список литературы


Введение

 

В центре внимания отечественной науки постоянно находятся проблемы качества пищевых продуктов, предотвращение алиментарно-зависимых заболеваний, снижение уровня пищевой контаминации, обеспечение охраны здоровья российских граждан. Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (действующий в новой редакции с 1 января 2005 года) является основой нормативно-правового регулирования и политики государства в области здорового питания населения России. К настоящему времени в стране создана законодательная и методическая база в области качества и безопасности пищевых продуктов, имеющая выраженную тенденцию гармонизации с международными требованиями. Вместе с тем, продолжает наблюдаться системный кризис в сельскохозяйственном производстве и пищевой промышленности, усиливается антропогенное загрязнение продуктов питания.

С 2003 г. в России началась важная с точки зрения международного взаимодействия реформа технического регулирования. Ставится задача сведения всех обязательных требований разного профиля (санитарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных, фитосанитарных, технологических) в один правовой документ - технический регламент. Минимально необходимые и обязательно соблюдаемые требования по безопасности продукции, в частности, биологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, будут устанавливаться исключительно в технических регламентах. В связи с проводимой реформой с 2003 г. положения ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» являются общеобязательными только в той части норм, характер которых - поддержание биологической, санитарно-эпидемиологической безопасности, соблюдение требований к пищевой ценности пищевых продуктов, материалов и изделий (ПМИ). Все остальные качества пищевых продуктов, то есть такие потребительские свойства, как органолептические характеристики (вкус, запах), дизайн, технологическая взаимозаменяемость, пригодность для обычных целей использования и другие, не влияющие на безопасность - достигаются в добровольном порядке. Основные инструменты технического регулирования - технические регламенты, стандарты, процедуры подтверждения соответствия, аккредитация, государственный контроль и надзор.

В России до 2010 г. предполагается разработать около 2000 технических регламентов. В связи с этим после принятия конкретного технического регламента соответствующие ему прежние нормативные правовые акты будут отменены. Это определяет существование вопроса - какое время применяемый с 2000 г. Федеральный закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» будет оставаться действующим законодательным актом? В настоящее время в процессе разработки и принятия находятся два общих технических регламента санитарно-гигиенической направленности, причем один из них посвящен безопасности пищевых продуктов.

Обязательные требования к продукции и процессам в связи с нею, в отношении которых технические регламенты в указанный период (2003-2010 годы) не будут приняты, прекращают свое действие по истечении установленного срока. Это означает полное прекращение действия всех законодательных актов, а также подзаконных - ГОСТов, санитарных, ветеринарных норм и правил, гигиенических нормативов, распоряжений и других нормативных правовых актов, сегодня содержащих обязательные требования к продукции. В данной ситуации представляет научный и практический интерес исследования влияния этих процессов на деятельность предпринимателей и на качество производимой ими продукции.Исследование проведено на материалах Челябинской области и ООО «Равис».

Объект исследования: ООО «Равис»

Предмет исследования: государственное регулирование сертификации продукции животного происхождения на ООО «Равис»

Цель исследования: анализ процесса государственной сертификации продукции животного происхождения, путей ее совершенствования

Задачи исследования:

изучить государственную политику России в области обеспечения качества продукции животного происхождения

проанализировать правовое регулирование отношений в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов

- исследовать организацию обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в РФ

проанализировать государственное регулирование сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения

- изучить органы по сертификации продукции животного происхождения Челябинской области

проанализировать практику и проблемы сертификации продукции ООО «Равис»

В исследовании предлагается систематизированный анализ действующего федерального законодательства в указанной сфере, анализ принятых нормативных правовых актов.

В исследовании представлены материалы по истории правового регулирования правовых средств обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, сертификации продуктов животного происхождения. Материалы работ отечественных авторов В.А. Тутельян, М.И. Милушина, О.С.Минаевой, В.С.Ершова, А.И. Горшкова.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-13; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.05 с.)