Я новью замолить мечтаю старь, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Я новью замолить мечтаю старь,



ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.

Тема этого реферата актуальна и в наши дни. Это, пожалуй, и есть та причина, по которой я выбрал эту тему. Выводы, к которым я пришел, можно использовать в школе при изучении творчества Игоря Северянина.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

Целью данной работы является нахождение, вычленение и анализ утопических мотивов в творчестве Игоря Северянина.

 

ЗАДАЧИ РАБОТЫ.

1. Дать краткую характеристику идей старших современников поэта В.Соловьева и Д.С.Мережковского о Творчестве, Боге и Поэте - центральных образов творчества Игоря Северянина.

2. Проанализировать и дать построчный комментарий утопической эпопеи Игоря Северянина "Солнечный дикарь".

             3. Проанализировать и дать сравнительный анализ центральных поэтических образов других поэтических произведений Игоря Северянина.

 

МАТЕРИАЛ.

1. Утопическая эпопея "Солнечный дикарь"

2. Поэтические произведения.

Поэзы.

"Поэза правительству"

"Поэза отчаяния "                                                                                       

Секстины и элегии.

"Секстина XII"

"Элегия изгнания"                                                    

Стихотворения.

"Люди ли вы".

"Их культурность".

"Чем они живут".

"Зарею жизни".

"Их образ жизни".

"Те, кто морит мечту".

"Культура! Культура!"

"Возмездие".

"Коктебль".

 

МЕТОД РАБОТЫ.

Анализ и построчное комментирование.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Утопия - вымышленное общество как воплощение произ-

            вольно сконструированного и зачастую статичес

            кого социального идеала.

Эпопея - обширное повествование в стихотворной или

             прозаической форме о каких - либо событиях,

             отражающее все стороны жизни.

Поэза - определение стиха, которое предлагал ввести Игорь

         Северянин.

Секстина - одна из стихотворных форм, автором которой

               является Игорь Северянин.

Элегия - поэтическое произведение, которое выражает

           грусть или философские раздумья.

                 

           ДЛЯ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА ПОНЯТИЕ

"УТОПИЯ" ИМЕЕТ СВЯЗЬ С ПОНЯТИЕМ "БО-

ГА" И "ЧЕЛОВЕКА". К РЕФЕРАТУ ПРИЛОГАЮТ-

СЯ СХЕМЫ, КОТОРЫЕ ЭТО ПОЯСНЯЮТ.

АНАЛИЗ УТОПИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ "СОЛНЕЧНЫЙ ДИКАРЬ" И ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.

АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.

В первых же строчках эпопеи мы находим стремление поэта к природе и естественной красоте

Я заточил себя в монастыре

Над озером, в монастыре зеленом…

Уже в пятой строке заметен первый утопический мотив в этом произведении

Священная мечта - святой алтарь…

То есть автор ставит знак равенства между утопией и священной мечтой и значит первая для него священна.

Интересна шестая строка

Монастыря бесстенного природы…

Но в самом начале мы прочли, что автор заточил себя в монастыре, значит, этот монастырь бесстенен и поэт заточил себя практически "везде" или "нигде".

Далее по тексту

Я новью замолить мечтаю старь,

Своих грехов, забыть ошибок годы…

Я думаю, Северянин отказывается от некоторых ценностей, которые мы привыкли причислять к числу ценностей вечных - речь идет об отказе от Любви - далее по тексту мы найдем это еще ни раз, заметен так же отказ от Успеха и от Славы.

Поэт признает свое несовершенство, признает, что ошибался в предыдущие годы (…забыть ошибок годы…).

Ниже мы читаем строки, которые это подтверждают

Я сжег любви испытанный корабль

И флаг успеха разорвал на части…

Но почему автор сам и "…сжег…" и сам же "…разорвал…".

Значит, все эти действия добровольны, добровольным было также и само действие заточения.

Но почему поэт отказывается от Успеха и от Славы - есть ли в этом какой - то смысл?

Далее:

Я заживо себя похоронил

В чужой, лесной, озерной деревушке…

Здесь мы опять находим стремление к природе и вновь узнаем, что оно добровольно.

В стихотворении "Коктебль", которое было написано в 1909 году, мы находим строки, которые показывают стремление поэта к природе.

Это стремление наиболее ярко отразилось в "Солнечном дикаре" - поэту потребовалось 15 лет, чтобы понять свое стремление к природе и естественной красоте.

Мотив добровольного изгнания, который есть в начале эпопеи, "Элегии изгнания" - стихотворении, которое было написано в октябре 1918 года:

А разве осталась культура

Изыски ее и изборы?

Здесь возникает первый мотив человека - зверя и автор задается вопросом о сущности человека:

И разве мимозы не смяты

Стопой озверелых людей?

ПОДОБНЫЙ ВОПРОС БУДЕТ ВОЗНИКАТЬ ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ НА ПРОТЯЖЕНИИ ЭПОПЕИ.

АНАЛИЗ ВТОРОЙ ГЛАВЫ.

Начало второй главы составляют следующие строки:

Уста святую чистоту улыбки

То есть поэт утверждает, что он не мертв, что он не замкнулся в себе, что не отошел от творчества, но опять же напоминает нам, что отказался от своего прошлого – это упоминание уже шестое, а глава всего навсего только вторая, а их в этом произведении всего десять, плюс еще финал, именно финал, а не эпилог.

Но тут же мы узнаем, что отказ от всего этого, по мнению поэта, имеет смысл лишь уже потому, что человеческий дух после этого притерпевает некоторые изменения, которые, на мой взгляд, весьма существены – это крылья и чистота улыбки.        

Подобные настроения мы найдем в стихотворении Игоря Северянина “Возмездие”, но тут поэт еще сомневается в Крылатых способностях своей души – духа:

Был дух крылат

Бескрыло тело

Земных палат

Не захотело

Приобрело

У птицы крылья

Превозмогло

Свое бессилье

Все побороть!

Не тут – то было:

Крылата плоть,

Душа бескрыла.

Такие же настроения выражает стихотворение “Зарею жизни”:

Ее детей не проходящий спор

Чужды ушедшему в природу божью…

Тут мы находим, и уже не в первый раз, стремление поэта к природе и в природу, но уже в природу обожествленную, то есть стремление в природу Божью.

Далее мы находим философские размышления поэта о правде и о лжи, но в этих размышлениях поэт приходит к немного страному и не очень понятному и ясному, на наш взгляд, умозаключению – он решает, что ложь и правда отсутствуют на Земле, как таковые одна независимо от другой, то есть раздельно и, значит, каждое из этих понятий имеет черты другого (“ Ложь истины и эта правда лжи ”), то есть, по мнению поэта, каждое из этих понятий включает в себя черты другого, то есть для лжи характерны некоторые черты истины, а для правды – черты лжи, то есть в данном случае Игорь Северянин решил, что даже истина не так уж и правдива, а иногда ясно, что она лжива, в то время, как ложь может быть правдивой и порой истинной.

Ниже поэт задается вопросом о предназначении человека и решает для себя, что человек является и по природе своей, и по помыслам, и по мыслям своим, по делам, и по деяниям животным, то есть обычным зверем.

(аналогичные настроения выражает стихотворение

Игоря Северянина “Культура! Культура”, цитату из которого я счел необходимым привести немного позже при анализе девятой  главы)

Ниже мы еще раз найдем отказ поэта от своей прошлой жизни, который выразился в захоронении в себе уже не порока, а лишь его следов:

Похоронил в себе следы порока…

И ниже мы читаем:

Я возродился в мире красоты

Для подвига поэта и пророка…

То есть поэт уподобляет себя пророку и становясь им окончательно побеждает порок в себе. 

 

АНАЛИЗ ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЫ.

Эта глава начинается строчками - воспоминаниями о прошлой жизни и очередным отказом от нее. Далее находим очень интересные строки, которые, стали афоризмом:

Что люди поразрушат города,

АНАЛИЗ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава связана с наукой и учеными. Здесь мы находим отрицательное отношение поэта к ним. Обращаясь к ученому, он пишет:

И почему зверями уважаем?

Но этот вопрос, как и многие другие, остается без ответа.

В этой же главе возникает первый раз в поэме мотив войны и если сказать словами Владимира Соловьева, то поэт хочет показать нам весь ужас войны.   

АНАЛИЗ ПЯТОЙ ГЛАВЫ.

В пятой главе поэт продолжает развивать тему науки и пишет о двух типах ученых и если мы предположим, что один из этих типов плох, а второй хорош, то мы уже изначально будем не правы - мы ошибемся.

Ученому ученый рознь

Наука - вздор

Попробуй на железе…

Мы понимаем - поэт прав, это отразилось в нижеприведенных строках:

АНАЛИЗ ШЕСТОЙ ГЛАВЫ.

      В этой главе автор продолжает свои размышления о науке и вновь пишет о ее вредности и ненужности, то есть он находит в науке лишь отрицательные и не желает найти ее пользы.

 Северянин пишет, что наука бесполезна уже лишь от того, что противостоит природе.                                                                                                                                                                                                                                          

Поэт пишет, что медицина, которая создана наукой не может принести никакой реальной пользы человеку и, значит, не стоит при помощи медицины удлинять жизнь, и любой человек, по мнению поэта, должен жить ровно столько сколько отпустил ему Бог:

                          Я слышу, зверь, я слышу твой вопрос:

                          ” А разве пользы от науки мало? ”

                            Ах, нет лекарств целебней льдяных рос

                          И средств простейших лучше! Понимала

                         

                          Толк в травах Солнечного Дикаря

                           Душа, леча природой дух и тело.

                          А воздух – то? а солнце? а заря?

                          Смола лесов без грани, без предела?

                          А ты, животворящая вода

                             Студеного ключа, там, из – под дерна,

                          Врачующая боли без следа?

                          Чудная! Чудная! Ты чудотворна!

                         Лекарства городов, все чудеса

                           Хирурга – ноль, ничто перед Природой.

                         Да исцелит тебя ее роса!

                         Души своей Наукой не уродуй!

                          Есть случаи, когда тебя ланцет

                            От смерти сбережет: что за отрада

                          Жизнь удлинять? Живешь прекрасно. Нет –

                          Так, значит, вовсе жить тебе не надо…

А если надо, что ж, и без ножа

                         Профессора останешься на свете…

                          Живи, живой собой не дорожа

                          Как мудрецы и маленькие дети!

В этой главе еще возникает характерная черта утопии Игоря Северянина – рай:

И головы себе не забивай

                           Научною сухою дребеденью,

                           И помни, что тебе доступен рай

                           И этот рай – земля с ее серенью!

Мы не должны забывать, что сирень было любимое растение Игоря Северянина, и он ни мог ни написать о немв своей эпопее:

                           Сирень – простое дерево, Сирень

                           Бесхитростна, как ты, душа поэта,

                           Она в обыкновенный вешний день

                           Все ароматней университета!

(Образ сирени очень часто встречается в творчестве Игоря Северянина, он писал:

                    Нарвите мне смеющийся букет

                         В нем будет то чего в сирене нет

                           Или:

Плывут струи сирени

                         Ах томный бред сирени

                          Или:

                          Весны моей сирень

                          Сирень моей весны

Мы можем привести еще достаточное количество таких примеров)

В этой главе поэт открыто называет людей зверьми, здесь же мы можем проследить его отношение к высшей школе:

                           “ Он полн идей ”,- мне скажут. Полн идей?!

                            Тщеславия? Убийства? Славы блуду?

                            Зверей я не считаю за людей

                            И никогда людьми считать не буду…

Поэт ниже делает интересное открытие, которое связано с учеными, он пишет:

                             Пока не изничтожиться война

                             Рычаг и главный двигатель культуры!

                             Двуногие! Поймите, что гнойна

                             Вся ваша гнусь кровавой авантюры…

В то время как общепринятое и общепризнанное мнение доказывает, что война несет культуре лишь вред и никак не может являться ее главным двигателем.

 

АНАЛИЗ СЕДЬМОЙ ГЛАВЫ.

В седьмой главе поэт пишет о науке, как об одном из средств прихода к власти:

АНАЛИЗ ВОСЬМОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава посвящена войнам. Автор желает понять их истинные причины, найти силы, которыми они вызываются и которые, в свою очередь, есть одна из причин. Он так же показать это нам – своим читателям.

В первых строчках поэт задается вопросом: 

                            Кто хочет войн – “ верхи ”  или народ?

                            Правители иль граждане державы?

и отвечает:

                            Ах, все хотят: ведь раз солдат идет

                            Кровь проливать и ищет в бойне “ славы ”

И далее:

                            Идет по принужденью – он, солдат

                            Не хочет не идти – идти он хочет

                            А если хочет, кровью он объят

                            И званье человека он порочит…

Северянин пишет, что те, кто находится у власти, будут разжигать войны и за это, по мнению поэта, их следует убить, и это будет обязанностью общества:

                          И вот он – зверь такой  же, как король,

                          Как президент, как все другие “ люди ” …

                          Отрадна человеку зверя роль,

                          Погрязшему в жестокости и блуде.

                          Правительство, посмевшее войну

                          Другому объявить, достойно казни,

                          И граждане, слиянные в волну,

                          Могли б его не слушать без боязни,

                          Немедленно его арестовав,

                          Как явно сумасшедшее правленье…

                          Нет этого – и, значит, мир не прав,

                          Горя от жажды самоистребленья.

Ниже поэт пишет, что:

                            Позорнейшее прозвище “ герой ”

                            Прославленно бесславными зверями.

                            Вокруг убийц гудит восторга вой,

                            Об  их здоровье молятся во храме.

                            И груди их венчают ордена,

                            И, если враг, в пылу самозащиты,

                            Изранит зверя, зверева жена

                            С детенышем одеты, греты, сыты,-

                            На счет казны, - за подвиги самца,

                            Убившего других самцов немало…

                            О морда под названием лица!

                            Когда б ты эти строки понимала…  

Как видим, поэт считает, что война бесполезна и в этом он согласен с Владимиром Соловьевым, который считал, что война вредна и бесполезна.

В этой главе есть два мира: мир высший – тот, который воюет, и мир низший – тот, который страдает от войны мира высшего.

Поэт не выделяет причин войны в этой главе, как таковых, и не объясняет ее смысла – это служит доказательством, что Северянин верил в бессмысленность войны и в отсутствие в ней малейшего здравого смысла.     

Во всей эпопеи сильны мотивы безнадежности и отчаянья. Это мы можем найти в стихотворении, которое так и называется “Поэза отчаяния”. А именно: 

Я ни с этими и ни с теми,

Одинаково в стороне,

Потому что такое время,

Когда не с кем быть вместе мне…     

 

Люди жалки: они враждою

Им положенный полувек

Отравляют, и Бог с тобою,

Надоедливый человек!

Неужели завоеванья,

Изобретенья все твои,

Для изнедриванья Любви?

В лихорадке вооружения

Ищет повода для сражения

И соседу грозит сосед.

Просветительная наука,

Поощряющая войну,

Вырвет, думается у внука

Фразу горькую не одну.

А холопское равнодушье

К победительному стиху,

Увлеченье махровой чушью

И моленье на чепуху?

Ниже я привожу цитату, которая, на мой взгляд, должна вызвать особый интерес, так как здесь мы можем найти портрет типичного представителя рода человеческого – человека, который очень ценит и любит искусство, прекрасно говорит и обладает массой иных достоинств, которые просто “необходимы” и “важны”, по мнению поэта, в современном ему обществе, которое он так “любил” и которое так его ценило и всегда понимало и было готово помочь   “королю поэтов”:

Мечтоморочные поганки,

Шепелявые сосуны, -

АНАЛИЗ ДЕВЯТОЙ ГЛАВЫ.

Эту главу поэт начинает размышлениями о смерти и задает вопрос

Таящих для нас что то свое

АНАЛИЗ ДЕСЯТОЙ ГЛАВЫ.

Эта глава является последней в эпопее и целиком посвящается любви, которую автор приравнивает к любви зверей:

Любовь земная! Ты - любовь зверей!

Что розовости твоей серей?

Ты - похотная, плотская, мясная…

Из чего следует, что нормальной, на его взгляд, любви не существует и быть не может, так как по мнению поэта любовь есть простая человеческая ложь:

АНАЛИЗ ФИНАЛА.

Эпопею завершает финал.

В самом начале финала поэт задает вопрос:

Благодаря Науке я гремлю

Благославенна грешная земля

Благославенны хлебные поля

И Человечество благославенно…

Поэт благославляет природу - грешную землю и хлебные поля, но эта земля все же священна в своих мечтах и значит в действительности все далеко не так и все далеко не священно, но тут как бы в противовес природе, ее хлебным полям, поэт благославляет Человечество, то есть Человеческую цивилизацию, которая Природе противостоит, борясь с ней за свое существование в этой самой природе и вместе с ней, и отсюда следует, что Человечество или Человеческая цивилизация не может существовать без природы, а природа без человека теряет всякий смысл и становится бесполезной, и значит, противостояние Человека и Природы есть естественное следствие из существования двух этих явлений отдельно взятых.

Далее читаем:

Живи обожествленный человек

К великой участи готовься!

О! Будет век - я знаю, будет век! -

Когда твоих грехов не будет вовсе…

То есть автор верит в светлое предназначение человека.

Заключительные строки содержат весь смысл эпопеи:

ВЫВОДЫ.

В процессе работы над данным рефератом я пришел к ряду выводов. Вот основные из них:

- в утопической эпопее “Солнечный дикарь” Северянин создает свою социальную структуру общества, согласно которой во главе всего стоит Бог, затем идут Поэт и Пророк, но не следует забывать, что функции Пророка может брать на себя Поэт, ниже находятся “Человеки” и Люди-звери, разделенные на “обычных” и “ученых”, причем вопрос о том какие из них опаснее остается открытым.

- Северенянин приходит к заключению, что Поэт может символизировать себя с Пророком и Сверх-человеком, а эти два понятия связаны и одно вытекает из другого.

- Поэт делает вывод, что Природа имеет связь с Утопией, Богом, Домом и Вдохновением, причем Утопия является священной. Всему этому, согласно Северянину, противостоит цивилизация, неотъемлемые черты которой – Ложь, Город, Культура, Соддом и Любовь. Стоит заметить, что отношение поэта к Культуре и к Любви, мягко выражаясь негативное.

Значит, поэма Северянина посвящена таким важным вопросам как Культура, Человек, Любовь, Природа и другим, но мнение поэта не претендует на положение единственно верного и правильного и не может таковым считаться и быть, поскольку другие могут с ним не согласиться.          

 

РЯ  СЕВЕРЯНИНА.

СХЕМА ПЕРВАЯ.


СХЕМА ВТОРАЯ.


СХЕМА ТРЕТЬЯ.


ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ.

Тема этого реферата актуальна и в наши дни. Это, пожалуй, и есть та причина, по которой я выбрал эту тему. Выводы, к которым я пришел, можно использовать в школе при изучении творчества Игоря Северянина.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ.

Целью данной работы является нахождение, вычленение и анализ утопических мотивов в творчестве Игоря Северянина.

 

ЗАДАЧИ РАБОТЫ.

1. Дать краткую характеристику идей старших современников поэта В.Соловьева и Д.С.Мережковского о Творчестве, Боге и Поэте - центральных образов творчества Игоря Северянина.

2. Проанализировать и дать построчный комментарий утопической эпопеи Игоря Северянина "Солнечный дикарь".

             3. Проанализировать и дать сравнительный анализ центральных поэтических образов других поэтических произведений Игоря Северянина.

 

МАТЕРИАЛ.

1. Утопическая эпопея "Солнечный дикарь"

2. Поэтические произведения.

Поэзы.

"Поэза правительству"

"Поэза отчаяния "                                                                                       

Секстины и элегии.

"Секстина XII"

"Элегия изгнания"                                                    

Стихотворения.

"Люди ли вы".

"Их культурность".

"Чем они живут".

"Зарею жизни".

"Их образ жизни".

"Те, кто морит мечту".

"Культура! Культура!"

"Возмездие".

"Коктебль".

 

МЕТОД РАБОТЫ.

Анализ и построчное комментирование.

 

ВВЕДЕНИЕ.

Утопия - вымышленное общество как воплощение произ-

            вольно сконструированного и зачастую статичес

            кого социального идеала.

Эпопея - обширное повествование в стихотворной или

             прозаической форме о каких - либо событиях,

             отражающее все стороны жизни.

Поэза - определение стиха, которое предлагал ввести Игорь

         Северянин.

Секстина - одна из стихотворных форм, автором которой

               является Игорь Северянин.

Элегия - поэтическое произведение, которое выражает

           грусть или философские раздумья.

                 

           ДЛЯ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА ПОНЯТИЕ

"УТОПИЯ" ИМЕЕТ СВЯЗЬ С ПОНЯТИЕМ "БО-

ГА" И "ЧЕЛОВЕКА". К РЕФЕРАТУ ПРИЛОГАЮТ-

СЯ СХЕМЫ, КОТОРЫЕ ЭТО ПОЯСНЯЮТ.

АНАЛИЗ УТОПИЧЕСКОЙ ЭПОПЕИ "СОЛНЕЧНЫЙ ДИКАРЬ" И ДРУГИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПОЭТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.

АНАЛИЗ ПЕРВОЙ ГЛАВЫ.

В первых же строчках эпопеи мы находим стремление поэта к природе и естественной красоте

Я заточил себя в монастыре

Над озером, в монастыре зеленом…

Уже в пятой строке заметен первый утопический мотив в этом произведении

Священная мечта - святой алтарь…

То есть автор ставит знак равенства между утопией и священной мечтой и значит первая для него священна.

Интересна шестая строка

Монастыря бесстенного природы…

Но в самом начале мы прочли, что автор заточил себя в монастыре, значит, этот монастырь бесстенен и поэт заточил себя практически "везде" или "нигде".

Далее по тексту

Я новью замолить мечтаю старь,

Своих грехов, забыть ошибок годы…

Я думаю, Северянин отказывается от некоторых ценностей, которые мы привыкли причислять к числу ценностей вечных - речь идет об отказе от Любви - далее по тексту мы найдем это еще ни раз, заметен так же отказ от Успеха и от Славы.

Поэт признает свое несовершенство, признает, что ошибался в предыдущие годы (…забыть ошибок годы…).

Ниже мы читаем строки, которые это подтверждают



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.16 с.)