Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства



 

Важнейшим элементом и даже базой научных исследований в этой области должны стать материалы, представленные в правительственных докладах. Именно доклады Правительства РФ должны были не только служить основой анализа процессов, связанных с развитием малого и среднего предпринимательства, но и выявлять и устранять основные барьеры, препятствующие развитию таких субъектов.

В соответствии с общей доктриной в целях упорядочения общественных процессов и достижения определенных целей общества и различных социальных групп в обществе создаются различного рода социальные институты. Вместе с тем для создания и функционирования полноценного института поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, должны быть в совокупности выполнены следующие условия:

законодательно установленные формы поддержки;

создан правовой механизм реализации конкретной формы поддержки;

определены субъекты, полномочные осуществлять установленный механизм реализации конкретной формы поддержки.

Анализ положения Закона <consultantplus://offline/ref=A39DA6D0060EC5E20EA8CCF2BC74EEC75FF230948C0641475149D4A3C6t3g5R> о МСП позволяет утверждать, что в настоящее время создается многоуровневая и малоэффективная система институтов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предполагающая распределение полномочий между федеральными и региональными уровнями государственной власти и органами местного самоуправления. При этом логика законодателя заключается в том, что государственные органы и органы местного самоуправления оказывают поддержку не самим субъектам малого предпринимательства (за исключением субъектов малого предпринимательства, ориентированных на экспорт товаров), а поддерживают организации, составляющие инфраструктуру поддержки. В рамках такой логики организации инфраструктуры должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. Соответственно механизм функционирования именно этой инфраструктуры должен быть отрегулирован наиболее четко.

С другой стороны, инфраструктура поддержки должна включать в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационные технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации (п. 2 ст. 15 <consultantplus://offline/ref=A39DA6D0060EC5E20EA8CCF2BC74EEC75FF230948C0641475149D4A3C6352DAE584315t3gFR> Закона от МСП).

Таким образом, в рамках предложенного законодателем подхода организации, входящие в инфраструктуру поддержки, разделены на две группы.

В первую группу входят коммерческие и некоммерческие организации, которые являются (привлекаются) поставщиками (исполнителями, подрядчиками) при выполнении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Во вторую группу входят организации и фонды, осуществляющие непосредственную поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства в виде предоставления им инвестиций, а также в виде предоставления помещений и оказания консультационных услуг. Как следует из буквального толкования положений Закона <consultantplus://offline/ref=A39DA6D0060EC5E20EA8CCF2BC74EEC75FF230948C0641475149D4A3C6t3g5R> о развитии предпринимательства, одновременно оказываются две поддержки - одна поддержка оказывается организациям, составляющим непосредственно инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а другая - самим субъектам. Представляется, что такой подход не способствует эффективному развитию субъектов малого и среднего предпринимательства.

Закон <consultantplus://offline/ref=A39DA6D0060EC5E20EA8CCF2BC74EEC75FF230948C0641475149D4A3C6t3g5R> о МСП устанавливает требование, в соответствии с которым деятельность государственных органов и органов местного самоуправления по созданию и обеспечению деятельности указанных организаций должна осуществляться в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом законодательно установленных критериев эффективности деятельности организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, не установлено. Вместе с тем необходимо отметить, что требования к отдельным видам организаций инфраструктуры поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации (МЭР РФ) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Проведенный в настоящей статье анализ позволяет сделать следующие выводы:

) целевые ориентиры поддержки и развития малого предпринимательства должны исходить из необходимости сочетать интересы как государства, так и субъектов малого и среднего предпринимательства с упором на создание максимально благоприятного климата для развития таких субъектов;

) государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства практически не достигли ожидаемых результатов, и субъекты малого предпринимательства развиваются не благодаря поддержке государства, а преодолевая административные барьеры, воздвигаемые государством;

) смена политики в области поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства проходит без широкого научного обсуждения, основанного на научном анализе развития малого предпринимательства не только в Российской Федерации, но и за рубежом;

) для создания и функционирования полноценного института поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства должны быть установлены формы поддержки, создан правовой механизм реализации конкретной формы поддержки и определены субъекты, полномочные осуществлять конкретный механизм;

) государственная поддержка оказывается не самим субъектам малого предпринимательства, а организациям, составляющим инфраструктуру поддержки (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих экспорт товаров);

) нет законодательно установленных ограничений на организационно-правовые формы для организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, и нет ограничений на участие в таких организациях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

) множественность организаций, составляющих инфраструктуру поддержки, создает определенные трудности для субъекта малого и среднего предпринимательства, поскольку не позволяет ему получить поддержку во всей совокупности форм, предусмотренных Законом <consultantplus://offline/ref=A39DA6D0060EC5E20EA8CCF2BC74EEC75FF230948C0641475149D4A3C6t3g5R> о развитии предпринимательства, в одном месте.

В Ведомственной целевой программе <consultantplus://offline/ref=5719C44A1BD735C47E3D248742A36FA2A5448E63B4B806C7257E4725BC3B6D91A1D3685BF606DD82A8E2R> «Развитие малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности и торговле», утвержденной Приказом Минпромторга России от 15 февраля 2010 г. № 123, в качестве основных мер содействия развитию малого и среднего предпринимательства в торговле предусмотрено осуществление двух мероприятий - проведение мониторинга реализации и последующей корректировки (при необходимости) основных положений Закона <consultantplus://offline/ref=5719C44A1BD735C47E3D248742A36FA2A5478F64BDB806C7257E4725BCA3EBR> о торговле и методическая поддержка органов государственной власти субъектов Российской Федерации по формированию региональных программ в области развития торговли. Таким образом, в данном документе специальных мер поддержки субъектов МСП не содержится, положения Ведомственной программы направлены в целом на повышение эффективности торговой деятельности в регионах. Закон <consultantplus://offline/ref=5719C44A1BD735C47E3D248742A36FA2A5478F64BDB806C7257E4725BCA3EBR> о торговле не предусматривает разработку и утверждение федеральной программы развития торговли. Программы развития торговли в регионах принимаются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Основной формой государственной поддержки торговой деятельности, предусмотренной в Законе о торговле, является предоставление не менее чем 60% нестационарных торговых объектов от общего их количества, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, субъектам МСП, осуществляющим торговую деятельность (ч. 4 ст. 10) <consultantplus://offline/ref=5719C44A1BD735C47E3D248742A36FA2A5478F64BDB806C7257E4725BC3B6D91A1D3685BF606DC83A8E3R>. В данном случае имеется в виду розничная торговая деятельность. При этом следует отметить, что впервые в Законе <consultantplus://offline/ref=5719C44A1BD735C47E3D248742A36FA2A5478F64BDB806C7257E4725BCA3EBR> предусмотрена обязательная разработка схем размещения нестационарных торговых объектов, и тем самым неупорядоченное размещение ларьков, палаток, киосков в населенных пунктах, препятствующих пешеходному и транспортному движению, не соответствующих установленным нормам и правилам, должно быть прекращено.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.148.210 (0.007 с.)