Глава 1. Понятие и общая правовая характеристика малого и среднего предприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие и общая правовая характеристика малого и среднего предприятий



Казань - 2013


Содержание

Введение

Глава I. Понятие и общая правовая характеристика малого и среднего предприятий

История развития малого и среднего предпринимательства

Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Глава II. Особенности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Заключение

Список использованных нормативных актов, специальной литературы

 


 

Введение

Актуальность избранной темы заключается в том, чторазвитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.

Конкуренция является основным условием работы малых и средних предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

В целом, ведущую роль в национальном хозяйстве играют крупные предприятия, но основное число предприятий представлено малыми и средними предприятиями.

Малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Актуальность проблемы обусловила появление множества научных работ, посвященных рассмотрению вопросов малого предпринимательства.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов как Гусевой Т.А., Егоровой М.А., Лесковой Ю.Г., Шишкина С.Н. и иных.

Методы исследования: исследование проведено с использованием общенаучного диалектического метода познания, а также частно-научных традиционных методов исследования, принятых в юриспруденции: догматический и формально-логический, метод системного анализа; метод сравнительного анализа. Применение в совокупности этих методов позволило осуществить решение задач, поставленных в курсовой работе.

Объектом работы являются общественные отношения, связанные с правовым статусом субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью данной работы является исследование малого и среднего предпринимательства как субъектов предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить историю развития малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

исследовать государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

охарактеризовать отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

По своей структуре работа состоит из введения, основной части - двух глав подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 


Заключение

 

Малое предпринимательство (бизнес) - важный и необходимый элемент рыночной экономики. В промышленно развитых странах Европы малый и средний бизнес играют ключевую роль в устойчивом росте национальной экономики и повышении благосостояния граждан. И не только. «Азиатское экономическое чудо» также во многом обязано малому предпринимательству. Почти все страны Юго-Восточной Азии (за исключением Северной Кореи) осуществляют беспрецедентную по своим масштабам поддержку малого бизнеса. По показателям динамики развития предпринимательства и темпам экономического роста они втрое превосходят европейские страны.

В Российской Федерации соответствующие показатели развития малого предпринимательства значительно ниже. Причины здесь разные. Практика показывает, что основными препятствиями на пути развития малого бизнеса в России являются прежде всего административные и экономические барьеры: коррупция и мздоимство чиновников через необоснованные проверки, бюрократизм, высокая арендная плата, дорогие банковские кредиты и т. д.

Несовершенство действующего законодательства также сдерживает развитие малого предпринимательства в России. Не случайно основным элементом современной государственной политики, проводимой в отношении российского малого предпринимательства, является нормативно-правовое обеспечение внешней среды малого бизнеса.

Малое предпринимательство (бизнес) - вид предпринимательской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве (п. 1 ст. 2 ГК). Однако малое предпринимательство как экономическая категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков). С количественной точки зрения - это размеры малых предприятий, которые зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Создание комплексной системы развития малого и среднего предпринимательства - задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но определенный уровень развития предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого и среднего предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью властей к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще и к малому и среднему бизнесу в частности.

Необходимым элементом прогрессивного экономического развития государства является наличие в стране эффективно функционирующей системы малых и средних предприятий. В целях создания благоприятного климата для развития частного бизнеса, стимулирования предпринимательской инициативы населения в Российской Федерации реализуется комплекс мероприятий по поддержке малых (в том числе микро-) и средних предприятий.

Закон <consultantplus://offline/ref=AE4362C4462F74D88517CB11C131C329B188C009E57FE727FDB40DB9UBl6R> о МСП регулирует отношения, возникающие между юридическими, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие реализацию целей и принципов Закона <consultantplus://offline/ref=E0E8295EA533621ACCBB278169D68672FB49F550EBA0DD924602D34As1lCR> о МСП: развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; имущественная, информационная, консультационная поддержка; поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Малые и средние предприятия в числе организационно-правовых форм юридических лиц в ГК <consultantplus://offline/ref=5EF7DB804BA116AE773A70ABD1BA07D66DC494D402506A1088F4394641RBnFR> РФ не указаны, несмотря на наличие в п. 3 ст. 2 <consultantplus://offline/ref=5EF7DB804BA116AE773A79B9D3BA07D66ECE9AD30B0E3D12D9A1374349EFBFF21841A419B429R8n0R> Закона СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 «О предприятиях в СССР» положения о том, что в соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численностью его работников независимо от форм собственности оно может быть отнесено к малым предприятиям. Это следует признать правильным, поскольку утративший силу Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=5EF7DB804BA116AE773A70ABD1BA07D669CF9FD20453371A80AD3544R4n6R> от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и действующий Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=5EF7DB804BA116AE773A70ABD1BA07D66DC59ED507516A1088F4394641RBnFR> «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» рассчитаны на оказание поддержки малым и средним компаниям путем их включения в федеральные, региональные и муниципальные программы развития субъектов малого и среднего бизнеса.

 


 

Казань - 2013


Содержание

Введение

Глава I. Понятие и общая правовая характеристика малого и среднего предприятий

История развития малого и среднего предпринимательства

Правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Глава II. Особенности поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства

Отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Заключение

Список использованных нормативных актов, специальной литературы

 


 

Введение

Актуальность избранной темы заключается в том, чторазвитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.

Конкуренция является основным условием работы малых и средних предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

В целом, ведущую роль в национальном хозяйстве играют крупные предприятия, но основное число предприятий представлено малыми и средними предприятиями.

Малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

Актуальность проблемы обусловила появление множества научных работ, посвященных рассмотрению вопросов малого предпринимательства.

Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов как Гусевой Т.А., Егоровой М.А., Лесковой Ю.Г., Шишкина С.Н. и иных.

Методы исследования: исследование проведено с использованием общенаучного диалектического метода познания, а также частно-научных традиционных методов исследования, принятых в юриспруденции: догматический и формально-логический, метод системного анализа; метод сравнительного анализа. Применение в совокупности этих методов позволило осуществить решение задач, поставленных в курсовой работе.

Объектом работы являются общественные отношения, связанные с правовым статусом субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства.

Целью данной работы является исследование малого и среднего предпринимательства как субъектов предпринимательской деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- определить историю развития малого и среднего предпринимательства;

рассмотреть правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

исследовать государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;

охарактеризовать отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса.

По своей структуре работа состоит из введения, основной части - двух глав подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 


Глава 1. Понятие и общая правовая характеристика малого и среднего предприятий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.232.74 (0.036 с.)