Факторный анализ и интерпретация полученных данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторный анализ и интерпретация полученных данных



 

. Методы и цели.

В дополнение к корреляционному анализу был проведен факторный.

Цель его - группировка взаимосвязанных переменных, участвующих в тесте, выяснение более общих, нежели в корреляционном анализе, взаимосвязей. При помощи программы «STATISTICA-6» мы свели 36 переменных в 6 факторов хотя бы отдаленно взаимосвязанных между собой. Это косвенно характеризует объективность нашего исследования, показывает взаимосвязь параметров. Но в тоже время этот анализ никак не позволяет нам судить ни о непосредственных качествах отдельных исследуемых, ни о разнице их качеств между экспериментальной и контрольной группой. В факторном анализе использовался метод «Varimax».

. Выводы анализа.

В результате обработки мы получили 6 факторов, а также собственные значения факторов (дисперсия каждого фактора), долю дисперсии, накопленную дисперсию и накопленный ее процент от общего (см. таблицу 3.3. и 3.4.). Дисперсия показывает разброс значений переменной, относительно своего среднего арифметического значения. Как видим из таблиц, рассчитанные факторы объясняют 66,3% данных исследования экспериментальной группы и 73,6% - контрольной группы.

 


Таблица 3.3. Сводная таблица факторного анализа признаков экспериментальной группы (Varimax raw) (n=30)

Экспериментальная группа Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6
A открытость -0,114871 -0,182782 0,358625 0,111914 0,495721 -0,005673
B интеллект -0,283720 -0,005191 -0,059026 0,243789 -0,123499 0,501314
C эмоциональная уравн-сть -0,046088 -0,002783 -0,016095 0,112920 -0,120854 0,819824
Е зависимость -0,060757 0,266936 0,724342 0,130162 0,002846 -0,110731
F беспечность -0,106017 0,015684 0,446547 -0,422561 0,412646 0,329880
G добросовестность 0,021664 0,012103 -0,211757 -0,001665 0,798711 -0,097736
H смелость -0,239047 -0,146047 0,712872 0,143128 0,114780 0,306353
I чувствительность 0,849557 0,081352 0,000060 0,078163 -0,173352 0,039163
L доверчивость -0,392527 0,250594 0,281360 -0,451774 0,152728 -0,374408
M практичность 0,455015 -0,027771 -0,460656 -0,063282 -0,319040 0,197976
N наивность 0,006020 0,817913 0,010506 -0,038123 -0,004013 0,040197
O самоуверенность 0,854411 -0,086513 -0,128763 -0,137708 0,043922 -0,182271
Q1гибкость -0,050185 0,340329 0,376369 0,328475 0,396854 0,056931
Q2 самодостаточность 0,262297 -0,585381 -0,134416 -0,058796 -0,447112 -0,117840
Q3 импульсивность 0,098755 0,057151 -0,031218 -0,115999 -0,787653 -0,072113
Q4 напряженность 0,716351 -0,005052 0,108486 0,176637 0,436692 0,126052
Hs Ипохондрия 0,219410 0,270765 -0,142561 0,204563 0,545441 -0,565214
D Депрессия 0,411736 0,227259 -0,017073 0,351325 0,092628 -0,586885
Hy Истерия 0,004871 0,753480 0,015396 -0,000668 -0,123433 -0,223735
Pd Психопатия -0,297040 0,683157 0,072604 0,192920 0,122306 0,164469
Pa Паранойя 0,607259 0,490564 0,093385 0,065384 -0,039088 -0,133431
Pt Психастения 0,493787 0,643093 -0,310394 0,089767 0,100281 -0,174623
Sc Шизофрения -0,078541 0,627327 0,321375 0,036776 -0,081564 -0,037014
Ma Гипомания 0,149438 0,092381 0,838756 -0,081247 -0,218040 0,000661
Экстраверсия -0,030055 -0,067244 0,641360 -0,212640 0,376329 -0,048256
Нейротизм 0,346853 0,142683 0,300408 0,016434 0,682654 -0,327755
Ситуационная тревожность 0,221352 -0,311112 0,011285 0,697332 -0,069434 -0,303700
Личностная тревожность 0,311053 -0,068417 0,396671 -0,083432 0,387410 0,101129
Физическая агрессия -0,566813 0,333539 0,215021 0,321104 -0,407382 0,270794
Косвенная агрессия -0,626485 0,217297 -0,355079 0,265539 0,127002 0,176099
Раздражение -0,097800 0,050731 -0,010425 -0,127200 0,067383 0,803232
Негативизм 0,221201 0,053991 0,211068 0,310189 -0,009002 0,601465
Обида 0,064270 0,194495 0,322851 0,732356 0,121852 0,024077
Подозрительность -0,228244 0,111249 -0,345979 0,740497 0,010538 -0,067049
Вербальная агрессия -0,084735 0,184382 0,045943 0,727419 0,229346 0,279108
Чувство вины 0,611710 -0,182476 -0,053758 0,347314 0,174799 -0,189681
Собствен.значения фактора 5,9071 5,3042 4,0012 3,3154 3,0404 2,3026
Доля общей дисперсии% 16,4088 14,7338 11,1146 9,2095 8,4457 6,3960
Накопленная дисперсия 5,9072 11,2113 15,2126 18,5280 21,5684 23,8710
Накопленная доля% 16,4088 31,1426 42,2572 51,4666 59,9123 66,3083

 

Таблица 3.4. Сводная таблица факторного анализа признаков контрольной группы (Varimax raw) (n=30)

Контрольная группа Фактор 1 Фактор 2 Фактор 3 Фактор 4 Фактор 5 Фактор 6
A открытость -0,076323 0,015766 0,775475 0,128532 -0,037456 0,177339
B интеллект -0,399638 0,074932 -0,394628 -0,103897 0,113395 -0,666247
C эмоциональная уравн-сть -0,708603 -0,450169 0,150301 -0,265715 -0,056554 0,090888
Е зависимость -0,115220 -0,107209 -0,067654 -0,791791 0,313685 0,268339
F беспечность -0,467433 0,336558 0,179015 -0,439146 0,091150 0,449886
G добросовестность -0,231958 -0,247141 0,350227 0,150434 0,076754 -0,609771
H смелость -0,400802 -0,325562 -0,009737 -0,211069 0,313041 0,647033
I чувствительность 0,318866 -0,177253 0,702419 0,120118 0,300657 -0,288769
L доверчивость 0,250730 0,457108 0,512003 -0,065654 -0,190012 -0,020078
M практичность 0,100471 -0,060232 0,083132 -0,188154 -0,295076 -0,702499
N наивность -0,059502 -0,060593 0,111527 0,144763 -0,602871 -0,047057
O самоуверенность 0,626100 0,016649 0,277253 -0,054262 0,364189 0,154987
Q1гибкость -0,247248 0,097391 -0,162222 -0,147112 0,824785 -0,242805
Q2 самодостаточность 0,427377 0,381123 -0,121376 0,224188 0,076368 -0,601273
Q3 импульсивность -0,156266 -0,077406 0,653060 -0,523050 -0,346944 -0,001454
Q4 напряженность 0,269827 -0,224374 0,149163 -0,118350 0,658616 0,232686
Hs Ипохондрия 0,921858 -0,002864 -0,205753 0,017818 0,055360 0,002002
D Депрессия 0,803660 -0,012328 0,111193 0,183619 0,018417 -0,071786
Hy Истерия 0,953359 -0,082912 0,103613 0,068604 0,058306 -0,059183
Pd Психопатия 0,605889 0,380375 0,522505 -0,167268 -0,187318 0,108711
Pa Паранойя 0,641662 0,203505 0,286798 0,287960 -0,043513 0,129958
Pt Психастения 0,819042 -0,011525 0,315805 -0,155488 0,137125 -0,066790
Sc Шизофрения 0,861618 0,332228 -0,080785 -0,098851 -0,104410 0,077951
Ma Гипомания 0,408943 0,306677 -0,295070 0,044053 0,389710 0,047213
Экстраверсия 0,083813 0,289686 -0,026577 0,022668 -0,242202 0,763967
Нейротизм 0,545604 0,352612 -0,151868 0,089874 0,485264 0,200297
Ситуационная тревожность 0,591940 -0,216970 0,053633 -0,585972 0,083560 -0,143986
Личностная тревожность 0,537053 -0,120274 -0,016936 0,011535 0,360199 -0,229482
Физическая агрессия -0,059624 0,870784 -0,119023 -0,030511 -0,020883 -0,137899
Косвенная агрессия 0,555798 0,492974 0,200775 0,200821 0,104805 0,271536
Раздражение 0,126056 0,617625 -0,167211 -0,001627 0,662703 0,105414
Негативизм 0,112162 0,871601 -0,015978 0,192731 0,220725 0,093916
Обида 0,066432 0,263887 0,265002 0,507021 0,512117 0,252445
Подозрительность -0,014223 0,040229 -0,020014 0,745966 0,145642 0,111773
Вербальная агрессия 0,067618 0,703442 0,460500 0,068012 -0,128896 0,116889
Чувство вины 0,367798 -0,039274 0,172032 0,321268 0,659793 -0,084369
Собств.значение фактора 9,4529 4,3939 4,0138 3,5738 2,6447 2,4045
Доля общей дисперсии 26,2581 12,2053 11,1496 9,9271 7,3464 6,6792
Накопительная дисперсия 9,4529 13,8468 17,8607 21,4344 24,0791 26,4836
Накопленная доля 26,2581 38,4634 49,6130 59,5401 66,8865 73,5657

 

Как и в корреляционном анализе, показателем успешного проведения исследования стало бы совпадение факторов по составу переменных. Большие расхождения между группами свидетельствовали бы о низкой достоверности тестирования в одной из групп или обеих группах.

Рассмотрим факторы экспериментальной группы (таблица 3.3.). В I (самый весомый) фактор экспериментальной группы (критерий включения в фактор коэффициент корреляции больше или равен 0,5) вошли 7 переменных: чувствительность, самоуверенность, напряженность, паранойяльность, физическая и косвенная агрессия, чувство вины. Этот фактор условно можно назвать «эмоциональная неустойчивость». Во II фактор попали наивность, самодостаточность, истерия, психопатия, психастения, шизоидность (6 переменных). Мы назвали его «акцентуационным». III фактор - это зависимость, смелость, гипомания и экстраверсия (4 переменные), назвали фактор «общительность». IV фактор составили ситуационная тревожность, обида, подозрительность и вербальная агрессия (4 переменные), назвали его «агрессивная мнительность». В V фактор включено 4 элемента: добросовестность, импульсивность, ипохондрия и нейротизм. Он назван «беспокойностью». В последний VI фактор вошли 6 характеристик: интеллект, эмоциональная уравновешенность, снова ипохондрия (но с противоположным знаком, что совершенно нормально), депрессия, раздражение и негативизм. Назвали этот фактор «агрессивный аффект».

Контрольная группа дала следующие факторы представленные в таблице 3.4. I фактор состоит из 13 переменных - эмоциональная уравновешенность, самоуверенность, ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойяльность, психастения, шизоидность, нейротизм, ситуационная и личностная тревожность, косвенная агрессия. Его вес - больше трети от общего. По аналогии с экспериментальной группой его можно назвать «акцентуационным», так как в нем тоже превалируют параметры из «Мини-Мульта» (из которых общие истерия, психопатия, психастения и шизоидность). Это сходство говорит о закономерности результатов. II фактор включает 4 параметра: физическая агрессия, раздражение, негативизм и вербальная агрессия. Во II факторе общие переменные с VI фактором экспериментальной группы - раздражение и негативизм - этот фактор, как и в экспериментальной группе, условно можно назвать «агрессивный аффект». В III фактор входят 5 переменных: открытость, чувствительность, доверчивость, импульсивность и снова (с тем же знаком) психопатия. Общее с I фактором экспериментальной группы - одна чувствительность, но мы тоже назвали его «эмоциональная неустойчивость». IV фактор (5 параметров): зависимость, импульсивность (с противоположным предыдущему знаком), ситуационная тревожность (тоже), обида и подозрительность. Этот фактор мы назвали «агрессивная мнительность», где общее переменные с экспериментальной группой обида, ситуационная тревожность (правда с обратной зависимостью) и подозрительность. V фактор включает 6 элементов: наивность, гибкость, напряженность, раздражение, снова обиду, чувство вины. Этот фактор не имеет общих с факторами экспериментальной группы и мы назвали его условно: «тревожность». Последний, VI фактор включает интеллект, добросовестность, смелость, практичность, самодостаточность и экстраверсию (6 характеристик). Смелость и экстраверсия роднят его с одним из факторов другой группы - III, и мы назвали его «общительность».

Итак, ничего общего нет только в V факторе экспериментальной группы и в V - контрольной. То есть в последнем случае общие параметры есть (чувство вины, обида, раздражение, напряженность), да все с разными факторами. Мы назвали из сходно: «беспокойство» и «тревожность», потому что в целом у них много сходного. А 5 факторов мы смогли даже одинаково назвать, по характеристикам схожего качества и по общим элементам, попавшим в них. Это говорит об относительной однородности результатов, которые отражают общие закономерности. Очевидно, что выделилась группа зависимых характеристик («акцентуационная») теста «Мини-Мульт», высокие балы одной из его переменных часто сочетаются с тем же другой того же теста. Можно утверждать что и в тесте Баса-Дарки раздражительность связано с негативизмом, а обидчивость с подозрительностью. Разделение исследования на 6 групп схожих между собой черт: акцентуации, психическая неустойчивость, агрессивность, мнительность, общительность и тревожность (беспокойство), на наш взгляд исчерпывающее. Факторный анализ хорошо подтверждает корреляционный, так как он и есть ни что иное, как обобщенный корреляционный анализ.

Выводы

Группа, которую мы исследовали, имеет ряд отличных от первоначально предполагаемого качеств. Это уравновешенная нервная система, выдержка, способность к адаптации и хорошая приспособляемость, доброжелательность, практичность, конформность, гибкость, терпение, высокий самоконтроль. Эти результаты получены при сравнении с другой группой, не связанной с Интернетом в своей работе. Интернет-зависимости в исследуемой группе не выявлено. Нами выдвинута гипотеза о причинах такого характерного перечня характеристик - высокий социальный статус таких работников. Рекомендаций, в виду положительности выявленных качеств, не предлагается.

 


Заключение

 

Итак, как и планировалось, мы провели 3 исследования, одно из которых касалось решения главной задачи - установления различий между группами работников интернет-бизнеса и обычной, а также характерных особенностей работников интернет-бизнеса. Второе и третье исследование определяли взаимосвязь между переменными тестов, которые использовали, то есть помогали решить вспомогательную задачу.

Мы пришли к следующим выводам относительно нашей гипотезы: она почти не подтвердилась. Действительно, некоторые показатели неусидчивости, беспокойства (Q4 тест Кэттелла) оказались у экспериментальной группы заметно выше, но в основном все, что характеризует устойчивость нервной системы в целом, выше у контрольной группы (Q3 - импульсивность, Ma - гипомания «Мини-Мульт», раздражение, негативизм, обидчивость по Басу-Дарки и, чуть менее значимого порога, подозрительность и вербальная агрессия). Другие виды агрессивности по своему уровню не отличаются. В то же время у экспериментальной группы выше интеллект (В), чувствительность (I), практичность (М) и, если сделать поверхностную оценку незначимых по различию параметров, видно, что Интернет - работники гибче, смелее, беспечнее и увереннее. Все это не оказалось значительным при оценке различий из-за большого разброса результатов тестирования, но складывается вполне закономерную картину. Гипотеза об их большей общительности и Интернет-зависимости не подтвердилась. Объяснение этому видится вот где. Основой гипотезу стали исследования зарубежных психологов, о которых сказано в теоретической части. Там, в развитых странах, нет существенной разницы в уровне жизни и социальном статусе людей, работающих с компьютером в Интернете, и людей, работающих по-иному. В нашей стране, такая работа обычно (хотя конечно, не всегда) сочетается с выше среднего уровня благополучием и социальным положением. А это качества, играющие в психологическом состоянии любого человека, роль гораздо более важную, чем форма и особенности его работы (если, конечно, она не связана, с чем-то экстремальным). Вот почему-то, что было верно для Запада, у нас оказалось не так. К тому же существует и обратная зависимость: чтобы устроиться на выгодную работу (а такая работа у нас считается выгодной), нельзя быть ни неуверенным, ни зависимым, ни слишком тревожным, а тем более чувствовать собственную неполноценность. Вот и получился результат, расходящийся с аналогичным у западных исследователей. Влияние Интернета и даже в целом компьютера не столь велико, чтобы сыграть большую роль, нежели благополучие и статус.

Что касается Интернет-зависимости, то, по-нашему, она возникает не у тех, кто работает в Интернете, а у тех, кто в нем отдыхает.

Наша работа не была напрасной, несмотря на то, что гипотеза почти не подтвердилась. Суть научных исследований и заключается в проверке сопоставимых по вероятности «за» и «против». Если б мы не сделали этой проверки, истина не выяснилась бы, и мы получили бы ложную, точнее не подходящую для нашей страны гипотезу.

Исследование взаимосвязи между параметрами выявили, что тестирование, несмотря на некоторые противоречия, прошло успешно. Тестам можно доверять, так как предполагаемые показатели оказались взаимосвязаны. Выделено 6 факторов, по которым можно сгруппировать тестовые параметры. Специальных тренингов для исправлений недостатков характера работников сферы Интернета пока не требуется. Данные вполне могут практически использоваться работниками отдела кадров при отборе персонала.

 

 


Список литературы

 

1.  Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация (введение в интерпретативную социологию). - СПб.: Алетейя, 1999. - 265 с.

2. Алексеев А.П. Информатика 2002. - М.: Солон-р, 2002. - 400 с.

.   Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. - М.: МПСИ, 1996. - 384 с. Данные электронной библиотеки http://www.terpsy.ru/page/430.shtml

.   Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект-Пресс, 2000. - 288 с.

.   Астафьев В.А. Индивидуально-психологические особенности пользователей интернет. Конференция «Психология XXI века» (Санкт-Петербург, 24.04.2001 - 26.04.2003) Секция: «Психология общества». Доклад. Данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/astaf3.htm

.   Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Кобелев В.В., Тихомиров О.К. Диалог с ЭВМ: психологические аспекты // Вопросы психологии, 1983, №2, с. 25-34.

.   Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете/ Под ред. А.Е. Войскунского. М.: Можайск-Терра, 2000. - 11-39.

.   Батаршев А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога: Учеб. пособие. - М.: Дело, 1999. - 240 с.

.   Белинская Е.П. К обоснованию социокультурного подхода в исследованиях виртуальной реальности II Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. - М.: Экопсицентр РОСС, 2000. Данные Интернет-публикации http://www.isn.ru/info/seminar-doc/soc(1).doc

.   Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.

.   Боровиков А.М. Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности. Психологический журнал т. 21, №1, 2000, стр. 68-75.

.   Боровиков В. STATISTICA: искусство анализа данных на компьютере. Для профессионалов. - Спб.: Питер, 2001. - 656 с.: ил.

.   Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости // Вестник МГУ, 2000, с. 11-20. Или данные Интернет-публикации http://www.user.lvs.ru/vita/doclad.htm http://www.erudition.ru/referat/printref/id.34440_1.html

.   Войскунский А.Е. Зависимость от интернета: актуальная проблема // Конференция на портале «Аудиториум», «Социальные и психологические последствия информационных технологий», 2005. Данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/voysk8.htm http://www.portalus.ru/modules/psychology/print.php?subaction=showfull&id=1106583709&archive=1129709116&start_from=&ucat=15&

.   Войскунский А.Е. Психологические аспекты деятельности человека в интернет-среде. 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.: Экопсицентр РОСС, 2000. - с. 240-245.

Или данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm

16. Войскунский А.Е. Развитие речевого общения как результат применения Интернета. Данные Интернет-публикации http://psynet.carfax.ru/texts/voysk6.htm

17. Войскунский А.Е., Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, т. 20, №1, с. 88-100.

.   Горностай П.П., Титаренко Т.М. Психология личности: словарь-справочник. - Киев: Рута, 2001. - 320 с. Данные интернет-публикации http://testlab.kiev.ua/PUBLICAT/PSY/PSYTEOR/txt07.htm

.   Джеймс У. Психология/Под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.

.   Жариков Н.М., Тюльпин Ю.Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2000. - 544 с.

.   Жичкина А.Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете //Copyright FLOGISTON, 1999. Данные Интернет-публикации http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf

.   Жичкина А.Е. О возможностях психологических исследований в сети Интернет // Психологический Журнал, 2000, том 21, №2, с. 75-78.

.   Жичкина А.Е., Ефимов К.Ю. Результаты исследования поведения в Интернете //Copyright FLOGISTON, 1999. Данные Интернет-публикации http://flogiston.ru/projects/articles/oprosrezults.shtml

.   Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатинформ, 2002. - 360 с.

.   Иванов М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека // Кемерово, 1999. Данные Интернет-публикации http://flogiston.ru/articles/netpsy/gameaddict2

.   Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обзор. Психиат. и мед. психол., 1991, №1, с. 34-41.

.   Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. Данные Интернет-публикации http://www.azps.ru/hrest/80/6094298.html

.   Котова И. Появился новый сильнодействующий наркотик под названием Интернет. Данные Интернет-публикации http://psynet.by.ru/texts/davtyn.htm

.   Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия, 2004. - 352 с. Данные электронной библиотеки http://www.lib.ru/PSIHO/LEONTIEV/dsl.txt

.   Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1990. - Т. I, 392 с.

.   Личность: определение и описание // Вопросы психологии, №3-4, 1992. - С. 35.

.   Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

.   Московская психологическая школа: История и современность: В 3 т. / Под ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова. Т. I. Кн. 2. - М.: ПИ РАО, МГППУ, 2004. - 464 с.

.   Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед.учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.

.   Панферов В.Н. Психология человека: Учебное пособие. 2-е издание. - Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 253 с.

.   Психология зависимости: Хрестоматия/сост. Сельченок К.В. - Мн.: Харвест, 2004. - 592 с. - (Библиотека практической психологии).

.   Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. - 544 с.

.   Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - Спб.: Питер, 2002. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века")

.   Ромек В.Г., Сатин Д.К. Сохранение надежности многофакторных тестов при их использовании в сети Интернет // Психологический Журнал, 2000, том 21, №2, с. 70-75.

.   Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.: Питер, 2000. - 712 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»). Данные электронной библиотеки http://www.krotov.info/lib_sec/shso/77_rub1.html

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2000. - 350 с.: ил.

.   Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователей. Краткий курс. - М.: Инфра-М, 2004. - 638 с. (55-69)

.   Хашба Б.Г., Филичева К.А. Интернет-зависимость. Данные Интернет-публикации http://www.depressia.com/page_180.html

.   Холл К., Линдсей Г. Теории личности. - М.: КСП+, 1997. - 720 с., илл. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун.

.   Янг К.С. Диагноз: Интернет-зависимость // Мир Internet, 2000, №2, с. 24-29. Или данные Интернет-публикаций: http://www.narcom.ru/ideas/common/15.html http://www.iworld.ru/magazine/index.phtml?fnct=page&p=51779010



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.94 (0.052 с.)