Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности самоотношения у подростков с девиантным поведением
Как видно из вышеизложенного, в изучение проблемы самосознания вообще и самоотношения подростков в частности накоплен немалый научный опыт. Переходя к данной части работы необходимо отметить, что исследований посвящённых непосредственно самоотношению данной группы людей (подростков с девиантным поведением) немного. В 2005 году этой проблемой занималась Л.С. Печникова при факультете психологии МГУ. Кроме самооценки девиантных детей, автором изучались отдельные компоненты их самоотношения. Л.С. Печникова подтверждает предположение о том, что самоотношение подростков мужского и женского пола с девиантным поведением действительно имеет свои отличительные особенности. Исследователи отмечают, что большинство девиантных подростков эмоционально негативно относятся к себе. При этом девочки чаще демонстрируют отвержение себя, а мальчики склонны принимать себя в качестве плохого, социально неодобряемого объекта. Этим обуславливаются некоторые различия в поведении девиантов мужского и женского пола. На фоне общей для всех подростков с отклонениями в поведении заниженной самооценки, у мальчиков она всё-таки несколько выше и более устойчива, чем у девочек. Подростки и женского и мужского пола с девиантным поведением описывают себя через удовлетворение собственных потребностей [34], что более характерно для детей 3 - 5 лет [14]. Девочки-подростки с девиантным поведением склонны описывать себя через категории, а для мальчиков более значимой оказывается сфера субъективных предпочтений. Девиантное поведение у мальчиков-подростков формируется в связи с торможением развития самоконтроля (на фоне фрустрированной потребности) и затруднением формирования моральных ценностей. Когнитивный компонент самосознания девиантных подростков отличается незрелостью [34]. В том, что интимно-личностное общение со сверстниками является ведущим видом деятельности подростков, сходятся многие авторы (И.Ю. Кулагина, В.С. Мухина, Д.И. Фельдштейн и др.). Это общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями [14]. В этих отношениях со сверстниками, как бы опираясь на них, подросток лучше и отчётливее формирует отношение к самому себе.
Девиантные же подростки, напротив, чаще всего используют в качестве основы для отношения к себе именно отношения с семьёй, а не со сверстниками, которые при нормальном развитии в подростковом возрасте должны становиться более значимыми [34]. Выводы по 1 главе Итак, рассмотрев теоретические аспекты проблемы данной работы, можно сделать вывод о том, что само по себе самоотношение подростков с девиантным поведением попадало под пристальное внимание учёных в основном в контексте исследования ими более общих вопросов: самосознание личности, самоотношение в структуре самосознания, девиантное поведение, отклоняющееся поведение подростков и т.д. Нельзя не отметить, что охватить даже на уровне теоретического анализа все аспекты самоотношения необычайно сложно, и состояние проблемы на сегодняшний день не позволяет ясно и однозначно определить данное понятие. Сопоставив позиции и взгляды учёных на проблему девиации также нужно признать, что в силу разных причин единого подхода к трактовке даже самого понятия «девиантного поведения» на сегодняшний день также в психологической науке не существует. Однако знакомство с работами большинства исследователей позволяет однозначно утверждать, что девиация, как форма поведения, находится в прямой зависимости от комплексного личностного образования, а, следовательно, напрямую связана и с самоотношением личности. Самоотношение, в свою очередь, также по утверждению большинства авторов, вступает в критический, можно сказать решающий, этап своего развития именно в подростковом возрасте. Кроме того, результаты уже имеющихся исследований подростковых девиаций, а также, самоотношения и самооценки девиантных подростков, говорят о том, что и сами девиации подросткового возраста, и самоотношение подростков мужского и женского пола с девиантным поведением действительно имеет свои отличительные особенности.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.198 (0.006 с.) |