Самоотношение в структуре самосознания и как отдельная проблема психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самоотношение в структуре самосознания и как отдельная проблема психологии



Одной из важнейших особенностей социального и психологического бытия человека является его отношение к самому себе, к своим поступкам, собственной личности, т.е. самосознание. Самосознание отражает всю сложную совокупность психических процессов и состояний, посредством которых личность вычленяет себя из окружающего мира, формирует собственное видение мира, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему [29].

Исторически проблема осознания человеком того, что «он есть на самом деле» возникла в философии и долгое время развивалась лишь в русле этой науки. Собственно психологической проблемой самосознание стало только в конце XIX века. Огромное количество трудов русских и зарубежных психологов посвящено этой проблеме (З. Фрейд, У. Джеймс, Д. Мид, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, И.С. Кон и мн. др.). Учёные-психологи подходят к данному явлению со стороны разных концепций, внедряя при этом в науку варианты структуры самосознания, его ключевых аспектов и составных частей. Так, в отечественной психологии под самосознанием понимается процесс познания человеком самого себя, в результате которого образуется представление о себе как субъекте действий и переживаний [13, 32].

Большинство подходов объединяет выделение в качестве компонента самосознания - самоотношения.

Выделение самоотношения, как самостоятельного объекта психологического анализа, чаще всего, осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний), и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Это соответствует когнитивному и эмоциональному компонентам самосознания.

Проблема самоотношения или эмоционально-ценностного отношения личности затрагивалась ещё в работах психологов гуманистического направления, однако наиболее детально данный феномен стал изучаться отечественными психологами-фундаменталистами: В.Н. Мясищевым, А.Ф. Лазурским, В.В. Столиным и другими, работы которых послужили источником для последующих научных открытий.

По мнению таких авторов, как В.В. Столин, С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова самоотношение является центральным компонентом в структуре самосознания [23, 32]. Самоотношение определяет картину представления о себе и поведенческие проявления. Позитивное самоотношение формирует позитивную Я-концепцию. Самоотношение определяет самовосприятие, представление о себе, фильтруя перцептивные признаки и приписывая им вес [33].

В.Н. Мясищев, А.Ф. Лазурский, И.В. Ильенков рассматривают самоотношение в качестве одного из видов человеческих отношений, наряду с субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями [20].

Многие авторы рассматривают самоотношение, в первую очередь, как фактор психического здоровья, обращая внимание на то, что сфера самоотношения поражается одной из первых при психических заболеваниях [13].

М.И. Лисина, отмечая важность данного образования в структуре личности, считает линию отношении к себе определяющей в системе отношений [21].

Одна из наиболее успешных попыток построить модель строения самоотношения была предпринята В.В. Столиным. На основе разработанных им представлений о личностном смысле "Я", как основной единицы анализа самосознания, было показано, что самоотношение не является ни следствием знания о себе, ни реакцией на определенные аспекты "образа Я". Наоборот, и знание о себе, и самоотношение - есть следствие одних и тех же общих причин, лежащих вне субъекта, в его деятельности. И, лишь вторично, в феноменологически превращенных формах, отдельные самооценки могут восприниматься самим субъектом, как способные порождать его истинное отношение к себе.

Разнообразие взглядов усложняется и отсутствием чёткой терминологической традиции. Для обозначения компонента самосознания, связанного с отношением к себе, авторы используют различные термины: самооценка, самоуважение, самопринятие, самоотношение и эмоционально-ценностное отношение к себе.

Сам же термин «самоотношение» был впервые применён в советской психологии в 1974 году грузинским психологом Н.И. Сарджвеладзе. Этот учёный имеет свой взгляд на природу самоотношения, в корне отличающийся от других. Он полагает, что представление самоотношения как образования расположенного или взаимодействующего с самосознанием имеет много слабых сторон.

По его мнению, способ отношения к себе не стоит в одном ряду с когнитивным, эмоциональным и регулятивным моментами самосознания; а напротив, феномен самоотношения в качестве своих отдельных сторон включает самосознание, самопознание, самооценку, эмоциональное к себе отношение, самоконтроль, саморегуляцию. А само понятие самоотношения является родовым относительно понятий самооценки, самопознания и других подобных понятий, имеющих приставку «само» и отражающих широкий спектр феноменов внутренней жизни личности [31].

Сарджвеладзе даёт следующее определение личности:

Личность - системообразование, не только имеющее определённый статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием - подструктурой самоотношения [31].

Автор утверждает, что сущность личности выводится из системы её отношений, а не наоборот. Не особенности личности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив - особенности такой связи обуславливают личностные характеристики.

Далее, опираясь на теорию установки Д.Н. Узнадзе, Сарджвеладзе называет самоотношение подклассом социальной установки.

К сказанному следует добавить, что если верно, что, с одной стороны, установка - это отношение субъекта потребности к ситуации её удовлетворения, и, с другой стороны, такое установочное отношение реализуется в процессах и посредством познания, чувства и действия, то следует подчеркнуть, что аналогичным образом и самоотношение реализуется в особых актах познания (вернее, самопознания), эмоциональных состояниях и действиях относительно самого себя. Следовательно, самоотношение никак не сводится к одному из его проявлений, будет то самосознание или самопознание, эмоциональное отношение к себе или действия относительно самого себя [31].

По мнению учёного, самоотношение отдельным компонентом входит в систему «личность - социальный мир» и является одной из структурных единиц диспозиционного ядра личности.

Н.И. Сарджвеладзе выделяет следующие компоненты самоотношения:

- когнитивный (психические функции, которые выступают в качестве источника и средства информации о самом себе);

-  эмоциональный;

-  конативный (внутренние действия в свой адрес или готовность к ним: манипуляторно-инструментальное и диалогическое отношения к себе, самоуверенность (отбрасывание сомнений) и самопоследовательность, самоприятие (одобрение самого себя, доверие к себе и самосогласие) и самообвинение, самоснисходительность и самобичевание, самоконтроль и самокоррекция, ожидаемое отношение от других (отбор информации о себе) и самопредставление другому и т. д.) [31].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1000; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.006 с.)