Глава 2. История возникновения и развития конституционных норм, декларирующих право на доступ к культурному наследию и обязывающих беречь памятники истории и культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. История возникновения и развития конституционных норм, декларирующих право на доступ к культурному наследию и обязывающих беречь памятники истории и культуры



 

Каждая конституционная обязанность имеет предпосылки своего появления. Отдельные из них возникли с появлением первых конституционных актов, иные - с развитием государства и изменением потребностей общества. Некоторые источники основываются на том, что обязанность охраны памятников истории и культуры основывается на церковных традициях и первые попытки сохранение культурного наследия относятся к 11-14 вв. В данной курсовой работе мне бы хотелось подчеркнуть, что предпосылки появления вышеназванного института в конституционном праве возникли гораздо позже, приблизительно с конца XVII - начала XVIII вв. Именно в этот период появляются первые государственные нормативно-правовые акты (в первую очередь, конечно, Указы Петра I) защищающие объекты культурного наследия от произвола подданных. защита культурное наследие памятник

В XIX в. необходимость защиты обостряется, в связи с укрупнением строительства, в связи с бурным развитием новых архитектурных стилей, особенно в городах. То есть появляется необходимость в сохранении культурной идентичности народа. При Николае I издается ряд Указов, по которым запрещалось сносить постройки крепостного зодчества. «Теория официальной народности, составляющими частями которой были православие, самодержавие, народность, в значительной мере способствовала пробуждению интереса широкой общественности к своему прошлому. Именно к 30-70-м гг. 19 в. относятся первые попытки реставрации или воссоздания памятников: Дома бояр Романовых, палат Печатного двора, интерьеров Теремного дворца в Москве, палат Романовых в Ипатьевском монастыре».

Самая значительная роль в деле охраны памятников в дореволюционной России принадлежала различным обществам (Одесскому обществу истории древностей (1839), Археологической комиссии (1859), Московскому археологическому обществу (1864) - в скобках указана дата основания). Последнее внесло огромный вклад в изучение и охрану памятников. Во многом благодаря активности членов обществ различными ведомствами Империи были изданы постановления, запрещавшие самовольные реставрации, раскопки. Обществом была разработана и классификация памятников (архитектуры, истории, живописи, письменности, ваяния и др.). К концу XIX в. на местах сформировалась сеть учреждений и организаций, в деятельности которых охрана памятников занимала важнейшее место. Среди них - местные музеи, статистические губернские комитеты (с 1830-х гг.), церковные археологические общества, комитеты и древлехранилища (с 1870-х гг.), губернские ученые архивные комиссии (с 1880-х гг.), общества изучения местного края. В большинстве русских губернских городов эти организации объединяли в основном любителей старины и энтузиастов в деле сохранения памятников истории и культуры.

До 1917 г., несмотря на наличие некоторых законодательных актов, охрану памятников истории и культуры нельзя назвать правовой, в частности, конституционной, которой она является в современном государстве. Тем не менее, охрана осуществлялась, силами различных сообществ, ведомств и заинтересованных граждан. Массивного законодательства по защите памятников истории и культуры до 1917 г. создать не удалось.

После революции советская власть первоначально не проявляла какого-либо интереса к сохранению культурного наследия вовсе по идеологическим соображениям. Таким образом, все архитектурное и культурное наследие России оказалось под угрозой, так как дореволюционных объединений граждан по защите уже не существовало. Тем не менее, «под эгидой Народного комиссариата просвещения (нарком А.В. Луначарский) в 1918 - 1920 гг. оформилась государственная система охраны памятников во главе с Отделом по делам музеев и охраны памятников искусства и старины (Музейный отдел)».

На местах, в некоторых отделах народного образования возникли подотделы или комиссии по делам музеев и охране памятников искусства и старины. В 1918 г. была создана реставрационная комиссия под руководством И.Э. Грабаря, известная позднее как Центральные государственные реставрационные мастерские, имевшая подразделения в Петрограде и Ярославле. Активную работу развернули в первые послереволюционные годы местные музеи и краеведческие общества. Существовали разнообразные способы охраны памятников: вывоз из национализированных усадеб, имений и монастырей историко-художественных ценностей и создание на их основе новых музеев; взятие на учет архитектурных памятников и надзор за их состоянием (ремонт и реставрация). Открытие музеев в усадьбах (Архангельское, Кусково, Останкино, Астафьево), монастырях (Донском, Новодевичьем, Воскресенском, в Новом Иерусалиме) способствовало их сохранению. В 1920-е гг. были отреставрированы памятники Московского Кремля, Ярославля, Средней Азии, Крыма. При этом в больших городах уничтожаются целые пласты культурно-исторической среды при новой застройке.

В период Великой Отечественной войны растет внутренняя самоидентификация народа, вслед за этим в послевоенные годы (естественно, речь идет не о ближайших годах восстановления хозяйства) растет и осознание важности охраны историко-культурного наследия.

В Конституции 1977 года появляется статья №: 68: «Забота о сохранении исторических памятников и других культурных ценностей - долг и обязанность граждан СССР». С этого момента обязанность защиты памятников истории и культуры можно считать, по моему мнению, конституционной.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.004 с.)