Оценка влияния факторов внутренней среды на эффективность использования ресурсов предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка влияния факторов внутренней среды на эффективность использования ресурсов предприятия



 

Профиль внутренней среды ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Факторы

Уровень оценки факторов

Воздействие факторов + сила - слабость Взвешенная оценка + сила - слабость
  0 1 2 3 4 5    

Кадры

Высокая квалификация управленческого персонала         *   +30 +120
Ненормированный рабочий день у ИТР         *   - 20 -80
Возможности служебного роста     *       + 30 + 60
Рациональная система мотивации персонала     *       + 40 +180

Управление

Четкое распределение обязанностей       *     + 30 +90
Хорошая репутация завода         *   +50 +200
Высокая квалификация персонала       *     +40 +120
Внедрение системы качества, оптимизация бизнес процессов       *     + 30 + 90
Наличие стабильной организационной структуры           * + 30 + 150

Производство и технология

Высокие стандарты качества           * + 50 + 250
Своевременная быстрая реакция на появление новой техники и технологий.       *     + 50 + 150
Недогрузка производственных мощностей         *   - 40 -160
Постоянное обновление рецептуры       *     + 40 + 120
Высокая производительность труда       *     +50 +150

Маркетинг

Устойчивая конкурентная позиция на рынке         *   +40 + 160
Отсутствие рекламы продукции компании         *   - 40 -160
Качественная и экономичная упаковка продукции           * + 40 + 200
Несвоевременное отслеживание действий конкурентов           * - 40 - 200
Широкий ассортимент       *     + 50 + 150
Гибкая система скидок для оптовиков       *     + 40 + 120

Финансы и учет

Возможность привлечения долгосрочного капитала       *     + 50 + 150
Возможность привлечения краткосрочного капитала       *     + 40 + 120
Планирование доходов и расходов от производственной и коммерческой деятельности   *         + 40 + 40
Принятие мер по снижению себестоимости     *       + 40 + 80
Рост кредиторской задолженности           * - 40 - 200
Оценка финансового состояния предприятия     *       +40 +80

 

В результате анализа внутреннего потенциала предприятия были выделены следующие сильные стороны:

· Хорошая репутация компании на рынке;

· Высокая квалификация управленческого персонала;

· Качественная и экономичная упаковка продукции;

· Широкий ассортимент продукции сравнительно для мелкого предприятия;

· Своевременная быстрая реакция на появление новой рецептуры и технологий.

Эти преимущества предприятие должен использовать для сохранения и укрепления своих позиций на рынке, а также для минимизации угроз со стороны внешней среды. При этом руководство предприятия не должно забывать и о своих слабых сторонах:

· Несвоевременное отслеживание конкурентов;

· Недогрузка производственных мощностей;

· Рост кредиторской задолженности.

Они не должны снижать конкурентные позиции компании.

Руководству необходимо уделять должное внимание этим факторам и постараться устранить их.

Факторы внутренней среды организации находятся под влиянием внешней среды. Для дальнейшего анализа необходимо составить профиль внешней среды организации и определить степень влияния внешних факторов на внутренний потенциал организации.

В таблице 2.23 определим некоторые возможные изменения факторов макросреды, дадим количественную оценку внешних возможностей и опасностей для организации, используя экспертный метод оценок. При этом важность фактора для организации будем оценивать по шкале от 0 (нейтральные) до 5 (очень важные). Воздействие фактора - по шкале от + 50 (сильное, возможность) до -50 (сильное, опасность), 0 - нейтральное.

 

Профиль внешней среды ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Факторы

Важность фактора для предприятия

Воздейст-ие фактора +возможности, - опасности

Взвешенная оценка +возможности, - опасности
  0 1 2 3 4 5

 

 

Политические

Государственная стандартизация и сертификация продукции         *  

+30

+120

Экономические

Рост курса доллара (евро)            

- 20

- 40
Рост цен на бензин       * *  

-20

-80
Большие потери урожая в области     *      

- 40

-200
Льготные ставки по кредитам       *    

+30

+90

Социально-культурные

Рост рождаемости в регионе       *    

+ 30

+ 90
Рост популярности здорового образа жизни         *  

+ 40

+ 160
Психологическая напряженность в обществе     *      

- 30

- 60
Увеличение уровня доходов на душу населения         *  

+30

+120

Технологические

Разработка новой рецептуры хлебобулочной продукции         *

 

+40 +160
Появление нового высокотехнологичного оборудования          

*

+50 +250
Итого

 

+ 770

                   

 

Как показывает анализ, основные опасности для ОАО «Самарский хлебозавод №9» исходят из экономической среды, а большие возможности для развития предприятия наблюдаются в технологической сфере.

Важнейшим этапом при выработке эффективной стратегии предприятия, является стратегический анализ, который должен дать реальную оценку собственных ресурсов и возможностей применительно к состоянию (потребностям) внешней среды, в которой работает завод.

Выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей проводят с помощью SWOT-анализа.

 


SWOT-анализа ОАО «Самарский хлебозавод №9»

Сильные стороны (потенциально позитивные внутренние факторы) Возможности (потенциально позитивные внешние факторы)
1. Известность предприятия на рынке Самары, положительная репутация, многолетний опыт работы 2. Хорошо подобранный квалифицированный персонал 3. Собственная торговая сеть (20 магазинов) 4. Широкий ассортимент и высокое качество выпускаемой продукции 5. Коммуникативный опыт, хорошие деловые связи с основными поставщиками сырья и материалов 6. Социальный пакет для работников 7. Собственный транспортный парк 1. Постоянные поставщики 2. Продукт потребляется всеми слоями населения 3. Материальная поддержка из областного бюджета 4. Обновление оборудования, программного обеспечения 5. Высокие требования стандартов качества продукции 6. Поддержка со стороны муниципальных органов власти при осуществлении значимых для города и области бизнес-проектов 7. Увеличение доли рынка за счет участия в тендерах на госзакупки 8. Успешное продвижение новых продуктов за счет эффективного маркетинга
Слабые стороны (потенциально негативные внутренние факторы) Угрозы (потенциально негативные внешние факторы
1. Изношенность основных производственных фондов 2. Недостаточная развитость сбытовой сети 3. Увеличение дебиторской задолженности 4. Нестабильность долгосрочных договоров с поставщиками сырья 5. Недостаток рабочего персонала, текучесть кадров на уровне низшего и среднего звена 6. Отсутствие инвестирования в маркетинг (за исключением средств на размещение рекламы) 7. Политика стимулирования продаж, слабая политика продвижения товара 1. Снижение качества сырья 2. Увеличение налогов, тарифов на электроэнергию, цен на сырье 3.освоение рынка новыми производителями 4. Низкая потребительская платежеспособность 5. Высокая себестоимость 6.расширение конкурентами каналов сбыта 7. Агрессивная политика крупных конкурентов и усиление их позиций на рынке 

 

Основным преимуществом, которым обладает ОАО «Самарский хлебозавод №9» - это, конечно, качество выпускаемой продукции, обеспечивающее большое количество постоянных клиентов. Наличие собственной сбытовой сети, в свою очередь, стимулирует покупки в каждом конкретном районе города и гарантирует покупателям свежесть и качество продукции. Безусловно, у хлебозавода есть возможность роста, основу которого, на мой взгляд, составляет освоение новых методов и каналов сбыта готовой продукции. В свою очередь, слабые стороны предприятия будут тормозить процесс его развития. Их основу составляют: низкие темпы роста номенклатуры продукции и недостаток рабочего персонала. Важно отметить, что проблема недостатка квалифицированного рабочего персонала - из-за низкого уровня заработной платы.

Отсутствие рекламы, негативно сказывается на сбыте продукции, поскольку на потребительском рынке постоянно появляются новые и возрождаются традиционные виды данной продукции. Это и требует проведения рекламных мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта.

Существует также нестабильность долгосрочных договоров между хлебозаводом и его поставщиками, что влияет на процесс планирования деятельности предприятия.

Поставщики сырья влияют на качество и ассортимент, скорость технологического процесса. Во избежание сильной зависимости от поставщиков, предприятие старается ориентироваться на наличие сразу нескольких поставщиков сырья.

Рынок хлебобулочных изделий в настоящее время характеризуется высокой насыщенностью, но, несмотря на это, существует неудовлетворённый спрос на качественные хлебобулочные изделия, доступные по цене для категорий населения со средними доходами.

Наиболее высокую долю покупателей (80%) составляет группа, приобретающая хлеб «заводской выпечки», так как эта продукция имеет четкий имидж, отличающий его от продуктов конкурентов (качество выпечки, сытность).

Все факторы внешней среды делятся на факторы прямого и косвенного воздействия.

Для их анализа проведем качественный и количественный анализ с использованием метода бальных оценок.

Анализ факторов прямого воздействия можно более наглядно представить в виде следующей таблицы:

 

Качественный анализ факторов среды прямого воздействия ОАО «Самарский хлебозавод №9»

факторы возможности угрозы
Поставщики 1.на основе анализа имеющихся поставщиков определять наиболее выгодных и перспективных; 2.поиск новых поставщиков более качественного и недорого сырья 1.недостаточный уровень обслуживания со стороны поставщиков; 2.нестабильность цен поставщиков; 3.нестабильность поставок; 4.большинсто поставщиков расположено в других областях, что затрудняет поствки
конкуренты 1.короткие сроки выполнения отгрузки продукции 1.увеличение числа конкурентов; 2.возможность перехода потребителей к конкурентам
потребители 1.рост потребности в обеспечении качественными хлебобулочными изделиями 1.потребность в высококачественной продукции; 2.заинтересованность потребителя в низких ценах; 3.снижение платежеспособности потребителей

 

На основе приведенной выше таблицы можно провести количественную оценку факторов методом бальных оценок, представленной в таблице.

 

Количественная оценка факторов внешней среды прямого воздействия ОАО «Самарский хлебозавод №9»

факторы Важность для отрасли (X) Влияние на организацию (Y) Направленность влияния (Z) Степень важности (S=X*Y*Z)
конкуренты 3 3 -1 -9
поставщики 2 2 +1 +4
покупатели 3 3 +1 +9

 

Оценка важности фактора для отрасли (X): 3 - большое значение;

- умеренное значение;

- большое значение.

Оценка влияния на организацию (Y): 3 - сильное влияние;

- умеренное влияние;

- сильное влияние.

Оценка направленности влияния (Z): -1 - негативная направленность;

+1 - позитивная направленность.

Таким образом, внешняя среда прямого воздействия имеет довольно благоприятный характер. Анализ внешней среды косвенного воздействия осуществляется с помощью PEST - анализа, который приводим ниже в таблице 2.18. PEST-анализ позволяет сделать вывод преимущественно благоприятном влиянии политических, экономических, социальных технологических факторов на деятельность ОАО «Самарский хлебозавод №9».

 

Качественный PEST - анализ среды косвенного воздействия

Факторы Что дает возможность? Что дает угрозу?
Политические 1. Стабильная политическая ситуация в стране. 1. Несовершенство государственной политики в области инвестирования; 2.неэффективная практика исполнения существующего законодательства.
Экономически 1.существенное замедление темпов инфляции; 2. Рост покупательной способности рубля 3.понижение курса доллара и его стабилизация 3. Благоприятная для Росси внешнеэкономическая конъюнктура; 4. Продолжение экономического роста. 1.повышение цен на энергоносители; 2.недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность; 3.уменьшение объемов прибыли предприятий и организаций; 4. Снижение рентабельности производства вследствие опережающего роста издержек по сравнению с объемами производства; 5.повышение цен на транспортные перевозки; 6.несовершенство налогообложения.
Социальные 1.рост реальных денежных доходов населения; 2.рост склонности населения к организованным сбережениям; 3.рост числа квалифицированных специалистов вследствие повышенного внимания молодежи к образованию; 4.изучение и применение зарубежного опыта и использование эффективных методов управления человеческими ресурсами. 1.социальная незащищенность населения; 2.отсутсвие благоприятных экономических условий, позволяющих гражданам обеспечивать 3.высокий уровень социального потребления. 4. Высокий уровень смертности мужчин в трудоспособном возрасте; 5. Нехватка молодых квалифицированных рабочих.  
Технологические и технические 1.появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования; 2.вложение инвестиций в усовершенствовании е технологического процесса и модернизацию оборудования; 3.постепенная активизация усилий Правительства, ориентированных на модернизацию имеющихся производств. 1.критическое состояние производственной инфраструктуры; 2.наличие незагруженных технологически эффективных мощностей, квалифицированных кадров, научно-технических заделов; 3.воэможность использования конкурентами современных технологий, позволяющих занять более выгодное положение по ассортименту продукции и уровню затрат.
экономические 1.рост экологической и социальной ответственности; 2.осознание проблемы экологического неблагополучия и необходимость создания в стране системы экологии, которая должна включать механизмы власти, наукоемкие технологии, систему згнаний об объективной экологической опасности. 1.низкие темпы развития высокотехнологичного, трудо- и наукоемкого машиностроения, определяющего прогресс в экологической сфере; 2.отечественные изношенные основные фонды, стареющая в ходе реформ инфраструктура - источник роста числа техногенных аварий; 3.рост нарушений природоохранных норм; 4.недостаток мер экологического характера со стороны Правительства.

 

Количественный PEST - анализ среды косвенного воздействия ОАО «Самарский хлебозавод №9»

факторы Важность для отрасли (X) Влияние на организацию (Y) Направленность влияния (Z) Степень важности (S=X*Y*Z)
Политические и правовые 2 1 +1 +2
экономические 2 3 -1 -6
социальные 2 1 +1 +2
Технологические и технические 1 2 +1 +2
экологические 2 1 -1 -2

Оценка важности фактора для отрасли (X): 3 - большое значение;

- умеренное значение;

- слабое значение.

Оценка влияния на организацию (Y): 3 - сильное влияние;

- умеренное влияние;

- слабое влияние;

- отсутствие влияния

Оценка направленности влияния (Z): +1 - позитивная направленность.

Вывод:

. Анализ внешней среды предприятия показал, что наибольшую угрозу для предприятия представляют экономические факторы, их влияние оценивается как самое большое (-6).

. Технологические, политические и социальные факторы дают умеренные возможности, которое оно в силах реализовать, если правильно направит на это свои сильные стороны, также, если сумеет использовать эти возможности для усиления своих слабых сторон.

Влияние угрозы со стороны потенциальных конкурентов оценивается по нескольким факторам. Барьеры входа в отрасль очень высоки, особенно для крупных компаний. Необходимы большие капиталовложения в производственные мощности и сбытовую сеть. Инвесторы вряд ли на это пойдут, что обусловлено высоким уровнем конкуренции на рынке, поэтому угроза оценивается как низкая.

Сила реакции существующей компании на вхождение нового конкурента характеризуется ответными действиями компании. Угроза является сильной, так как при появлении нового конкурента компания сможет лишь незначительно расширить ассортимент и немного снизить цены.

В основе матрицы Бостонской консалтинговой группы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар - «проблема»), рост (товар - «звезда»), зрелость (товар - «дойная корова») и спад (товар - «собака»).

В зависимости от комбинации доли и роста рынка для каждого квадрата подбирается индивидуальная маркетинговая стратегия. Одна из возможных стратегий - постоянно создавать продукты, пользующиеся спросом. Деньги, вырученные за счет таких популярных товаров, можно инвестировать в «проблемы» с тем, чтобы добиться их превращения в «звезды». По мере созревания рынка «звезды» становятся популярными «дойными коровами» и процесс повторяется.

К «Дойным коровам» можно отнести хлебобулочные изделия и Бараночные изделия потому, что у них относительно низкая себестоимость, конкурентоспособность, собственный фирменный бренд способствует продажам.

К «Звездам» можно отнести кондитерские изделия, и лечебно-профилактические сорта хлеба. При небольших затратах на переоснастку оборудования, небольшого изменения в рецептуре получились совершенно новые продукты пользующиеся в настоящее время большой популярностью.

К «Знаку вопроса» отнесем мармелад и кукурузные палочки из-за высокой себестоимости, дополнительных затрат на производство и высокой конкуренции.

К «Собакам» отнесем пряничные изделия так как основной конкурент специализируется именно на этом виде продукции.

На производственную структуру ОАО «Самарский хлебозавод №9» влияют такие факторы как:

отраслевая принадлежность предприятия, номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, используемые материалы, способы получения и обработки заготовок;

простота конструкции и технологичность изделия;

уровень требований, предъявляемых к качеству продукции;

состав оборудования и технологической оснастки;

централизованная или децентрализованная организация обслуживания оборудования, его текущего ремонта и технологической оснастки;

способность производства оперативно и без больших потерь перестраиваться на выпуск новой продукции в измененной номенклатуре изделий.

Так как ОАО «Самарский хлебозавод №9» является давним предприятием, у него отсутствует возможность экстенсивного развития, то есть расширения производственных площадей, перепланировки производства и других подобных мероприятий. Значит, основными путями совершенствования производственной структуры комбината является периодическое обновление основных средств.

Факторами, определяющими величину и удельный вес оборотных средств на предприятии являются:

. Масштабность, как фактор величины и удельного веса. Хлебозавод является крупным предприятием, из этого следует что масштабы деятельности предприятия требуют больших запасов оборотных средств;

. Отраслевая специфика - относится к пищевой промышленности, хлебобулочное и кондитерское производство, следовательно основу продукции в первую очередь составляют материальные запасы. Кроме того величина оборотных средств должна постоянно обновляться, поскольку срок годности не позволяет делать запасы на длительный период.

. Доля влияния экстенсивных факторов невелика, что позволяет не делать дополнительных закупок.

. Интенсивные факторы - скорость и рентабельность оборота оборотных средств уменьшилась, обновление ассортимента влекут за собой и изменение величины и структуры оборотных средств.

Закупки запасов на предприятии проводятся в соответствии с заключенными договорами на реализацию продукции, строится бюджет реализации, производства, финансовых результатов. То есть величина запасов объективна, это также обусловлено тем, что хлебозавод является предприятием пищевой промышленности - все сырье имеет строго определенный срок хранения, что снижает вероятность затоваривания складов, соответственно доля готовой продукции также невелика.

Анализируя источники формирования имущества, нужно отметить относительную стабильность величины добавочного капитала. В последний раз уставный капитал был увеличен в 23 раза за счет дополнительного выпуска акций.

Основной показатель, влияющий на изменение источников формирования имущества - прибыль. По сравнению с 2008 г. прибыль снизилась на 7119 тыс. руб. за счет снижения выручки, и повышения стоимости энергоносителей. В абсолютном выражении величина займов и кредитов краткосрочного характера уменьшилась в 2008 году на - 3056 т.р. и увеличилась в 2009 году на - 4475 тыс. руб. Оборотные средства пополняются исключительно за счет заемных средств, срок погашения которых менее 12 месяцев.

ОАО «Самарский хлебозавод №9» обладает смешанным типом производственной структуры. Поэтому данный тип производственной структуры имеет преимущества: обеспечивает уменьшение объемов внутрицеховых перевозок, сокращение длительности производственного цикла изготовления продукции, улучшение условий труда, высокий уровень загрузки оборудования, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции.

ОАО «Самарский хлебозавод №9» может в первую очередь в отношении этих факторов применить свои сильные стороны, которые должны помочь преодолеть существующие угрозы.

С целью обеспечения не только стабилизации, но и снижения издержек во всех звеньях производственно-сбытовой цепочки при постоянном внедрении в серийное производство новых изделий, расширении номенклатуры выпускаемой продукции и изменении ассортимента в рамках стратегии социально - экономического развития Самарской области на период до 2020 г. будет создан агроиндустриальный кластер. Стержневым элементом будет являться интегрирующая продуктово-технологическая цепочка, при прохождении которой формируется и распределяется добавленная стоимость конечного продукта. Это особая социально-экономическая система, результаты функционирования которой определяются совокупностью внешних условий, таких как состояние социальной сферы, помощь государственных органов власти и влияние региональных субъектов.

В наибольшей степени благоприятное влияние на организацию оказывают покупатели и поставщики, со стороны которых нет существенных угроз.

То же можно сказать о политических, социальных и технологических факторах внешней среды. Таким образом, именно данными возможностями предприятие должно воспользоваться для преодоления своих слабых сторон.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.078 с.)