Эксплуатационные качества судна. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эксплуатационные качества судна.



Эксплуатационные качества определяют степень соответствия судна его назначению, современным требованиям постройки, эксплуатации и ремонта как инженерного сооружения и транспортного средства. К ним относят:

- надежность и безопасность мореплавания;

- провозоспособность;

- обитаемость;

- экономичность.

 Надежность и безопасность мореплавания – обеспечивается нормированием показателей технического совершенства судна, качеством его корпуса, оборудования. Устройств и систем, уровнем технологичности постройки, эксплуатации и ремонта, квалификации обслуживающего персонала.

В процессе проектирования показатели мореходных качеств, общей и местной прочности, показатели и состав оборудования, устройств и систем должны быть достигнуты такими, какими они регламентируются государственными классификационными обществами.

Провозовместимость – количество грузов перевезенных за навигацию.

Навигация – это период непрерывной эксплуатации судна между двумя плановыми ремонтами с очисткой и окраской подводной поверхности.

Показателями провозовместимости являются:

- грузоподъемность;

- грузовместимость;

- пассажировместимость;

- скорость хода;

- автономность;

- дальность плавания.

Полная грузоподъемность (дедвейт) – масса полезного груза, пассажиров, экипажа, багажа, запасов топлива, воды для парогенераторов, смазочного масла, пресной воды, и провизии для экипажа и пассажиров, расходных материалов. Обозначается D у и измеряется в тоннах.

Чистая грузоподъемность – масса грузов, багажа и пассажиров. Обозначается D и измеряется в тоннах.

Грузовместимость – суммарный объем судовых грузовых помещений. обозначается W измеряется в кубических метрах (м³). Различают: теоритическую, зерновую, киповую грузовместимость. Грузовместимость по жидкому грузу и рефрижераторных помещений.

Теоритическая грузовместимость – равна объему грузовых помещений, вычисленному по их обводам при помощи теоритического чертежа.

Зерновая грузовместимость – вместимость по сыпучему грузу, равна теоритической за вычетом объема, занимаемого набором корпуса, пайолами, шифтинг – бордсами (Shifting boards — продольные и поперечные деревянные переборки, устанавливаемые в трюмах и межпалубных помещениях судна, перевозящего зерновой груз насыпью, с целью предотвратить перемещение этого груза во время плавания), пиллерсами, трапами. Обычно она составляет около 95% от теоритической грузовместимости.

Киповая грузовместимость – вместимость по штучному (тарному) грузу, равна зерновой за вычетом объема между элементами набора, который не может быть использован для размещения ящиков, бочек, кип хлопка и т. п. ее определяют по внутренним кромкам рыбинсов, нижним кромкам бимсов. Обычно киповая грузовместимость составляет 85 – 90% от теоритической грузовместимости.

Грузовместимость по жидкому грузу – равна зерновой за вычетом объема, учитывающего тепловое размещение груза.

Грузовместимость рефрижераторных помещений – получают вычитанием из теоритической грузовместимости объема изоляции и конструктивных элементов холодильных систем.

Особым способом измеряют грузовместимость судов при перевозке ряда укрупненных унифицированных грузов – контейнеров, лихтеров, трейлеров, автомашин, железнодорожных вагонов. В этом случае грузовместимость измеряется количеством единиц соответствующего груза, принимаемого в грузовые помещения и на верхнюю палубу. например контейнеровместимость, выражается в количестве стандартных 20 – фунтовых (шестиметровых) контейнеров, которые могут быть размещены на судне.

Чтобы оценить возможности полного использования грузовместимости судна для перевозки различных грузов, используют понятия:

- удельной грузовместимости;

- удельного погрузочного объема груза.

Удельной грузовместимостью судна – называют отношения грузовместимости судна к массе груза, для перевозки которого оно проектировалось.

Удельным погрузочным объемом груза – служит отношение объема, занимаемого определенным грузом в судовом грузовом помещении, к массе этого груза. Значение удельного погрузочного объема в значительной степени зависит от плотности груза, его упаковки и особенностей укладки в трюмах, размеров пустот между отдельными грузовыми местами и элементами набора корпуса. В практике перевозок грузы с удельным погрузочным объемом х < 1,1 принято называть массовыми или дедвейтными, а с х > 1,1 – объемными.

К объемным характеристикам судна относят – регистровую вместимость, или регистровый тоннаж, который является условным показателем объема помещений, защищенных от воздействия моря. Единицей измерения регистровой вместимости служит так называемая регистровая тонна, равная 100 куб. футам, или 2.83 м³.

Регистровая вместимость служит в качестве универсальной сравнительной характеристики судов, а также для установки величины сборов, связанных с заходами, а порты, проходом каналом и т. п.

 Различают два вида регистровой вместимости:

- валовая;

- чистая.

Валовая регистровая вместимость – представляет собой объем всех судовых помещений под верхней палубой и в надстройках за вычетом объемов, установленных правилами обмера судов.

Чистая регистровая вместимость – включает в себя объем грузовых и пассажирских помещений. Исходя из этого производится начисление портовых налогов и сборов.

Для пассажирских и грузопассажирских судов важной эксплуатационной характеристикой является пассажировместимость.

Скорость хода судна – важнейшая эксплуатационная характеристикам, определяющая быстроту перемещения. Скорость хода морских судов измеряют в узлах (узел – 1 морская миля в час).

Различают скорость хода на испытаниях, замеряемую в период сдаточных испытаниях на мерной мили, спецификацтонную гарантируемую договорной спецификацией для водоизмещения судна в полном грузу.

Эксплуатационную – соответствующую средним навигационным условиям и длительному эксплуатационному режиму работы энергетической установки.

Путевую – получаемую делением расстояния между портами отправления и назначения на время, потраченное на преодоления этого расстояния.

Экономическую – соответствующую минимальному расходу топлива на милю пути.

Скорость хода современных судов в зависимости от их назначения составляют 12 – 18 узлов, а океанских пассажирских лайнеров и крупных контейнеровозов и рефрижераторных судов 25 – 35 узлов и более.

Автономность – длительность пребывания судна в море без пополнения запасов топлива, провизии и пресной воды. Измеряется в сутках. Для морских транспортных судов составляет 30 – 60 суток, а для крупных ледоколов, гидрографических и научно – исследовательских судов 6 – 12 месяцев.

Дальность плавания – расстояние, которое может пройти судно с заданной скоростью без пополнения запасов топлива, смазочных материалов, котельной воды. Дальность плавания современных крупных морских судов может достигать 15 – 30 тыс. миль.

Обитаемость – комплексная характеристика судна, показывающая степень его приспособленности к жизнедеятельности человека в условиях плавания. Обитаемость характеризуется совокупностью ряда факторов окружающей среды:

- социальных (условия размещения экипажа и пассажиров, организации служб, труда и отдыха, психологического климата);

- физических (микроклимат, освещенность, шум, вибрация, электромагнитное излучение);

- биологических (обеспеченность водой, пищей, наличие микрофлоры, грызунов, растений);

- санитарно – гигиенических (наличие туалетов (гальюнов), душевых помещений на судне).

К экономическим характеристикам судна относят:

- стоимость постройки и содержания судна;

- срок окупаемости судна;

- себестоимость перевозки одной тоны груза на одну милю;

- уровень рентабельности и др.  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.006 с.)