Февраля / 7 марта 1898. Понедельник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Февраля / 7 марта 1898. Понедельник



По школам начались обычные занятия. Я еще не кончил с отчетами. После обеда Анна, старуха, приходила: учительница Надежда Намеда оказалась мошенницей: у одной богатой тоокейской ученицы мало-по­малу отобрала все платья и передала матери; деньги, сколько могла, тоже; начала было обирать и другую, но эта пожаловалась Анне, и все вышло наружу. Мать ее, вероятно, все позаложила; постараются разыскать, что можно, но для школы немалый позор. Надежду отошлем к дяде Иоанну Фукузава, в Маебаси.

А в Женскую школу все больше и больше просятся; сегодня — проше­ния из двух мест,— между прочим, из Фукуока, на Киусиу, откуда непре­менно надо будет принять в девятом месяце, ибо оттуда никого еще нет в наших школах.

Февраля / 8 марта 1898. Вторник

Савва Сакурада, катихизатор в Иокояма, оказавший было такую рев­ность там, пишет, что и на Рождество Христово не был в своей Церкви, а в Исиномаки. Плох, значит!

Георгий Оно, катихазатор в Кумамото, пишет, что католики скупают там земли; уже шесть-семь дорогих участков купили, чтобы дома на них отдавать в наем.— Да они так и везде делают. В Йокохаме у них — лучшая часть города с домами — приносит огромный доход (захватили это место, когда Йокохама еще была пустырем,— помню это, когда был с Гошкеви- чем у Аббэ Жерара в 1865 году). Везде, где могут, они делают эту афёру, чтобы, по возможности, содержаться местными средствами. Народ практический, нечего сказать!

Февраля / 9 марта 1898. Среда

Анна Кванно на девять ен, вчера взятые у меня, выкупила из залога почти все вещи, отобранные Надеждой Намеда у ученицы и заложенные ее матерью. Пять-шесть незначительных вещей пропадут — урок ученице, которая могла бы быть догадливее, ибо уже четырнадцать лет ей.

Отцы Сергий и Андроник со вчерашнего дня посещают приход о. Се­мена Юкава, который сам предложил им сделать это, и находят сей приход лучшим, чем Канда, принадлежащее о. Павлу Сато.

Отец архимандрита Сергий сказал мне сегодня, что о. Андроник слаб сердцем; его дед и мать померли от разрыва сердца; о. Андроник сегодня в приходе чувствовал себя очень нехорошо, прежде недавно с ним было то же.

Вот беда-то! Нужно ему японский чай совсем не пить и воздержаться от всяких волнений.

Февраля /10 марта 1898. Четверг

Симеон Мацубара, из Аомори, спрашивает: «Были ли на Флорентий­ском Соборе Марк Ефесский и русский митрополит Исидор? Вопрошал- де о сем священника (о. Бориса Ямамура), но он отозвался неведением». Хороши оба, и старый катихизатор, и священник; «Церковная история» Рудакова, где, хотя и краткие, но все же определенные, сведения о сих материях есть, у обоих пред глазами, и хоть бы развернули! Какой-то французский патер лжет там Семену Мацубара какую-то свою чепуху. Послал я указание страниц в Истории.

Простудил горло в пятницу на прошлой неделе на службах в Соборе, и до сих пор мучает проклятая болезнь.

Февраля /11 марта 1898. Пятница

Писание донесений Святейшему Синоду, к миссийскому отчету. Про­чее исправление корреспонденции в Россию.— Болезнь горла, не позво­ляющая выходить, отчего тяжесть головы.— Неприятные телеграммы по поводу Китая и Порт-Артура, и Кореи, и наших русских служащих там...

Февраля /12 марта 1898. Суббота

То же, что выше. Во время всенощной о. архимандрита Сергия обо­крали; вор взял ключ из-под мата, отворил квартиру, замкнул ее изнутри, нашел ключ от железного сундука в кармане старого подрясника, скину­того о. Сергием пред всенощной и, отворив ящик, украл все деньги, которые нашел там, то есть ен семьдесят японскими бумажками и долла­ров пятьсот золота разных стран.

Марта 1898. Воскресенье

Выпал ночью снег и утром глубокий снег. Болезнь горла помешала мне служить; о. архимандрит Сергий служил соборне с четырьмя иереями.

Вечером он и о. Андроник были на церковном собрании в катехиза­торской квартире «Кандаквай».

Видно, что идет оживление Церкви благодаря их посещениям домов христиан. s

Марта 1898. Понедельник

Отправил сегодня большую почту: донесения, приходно-расходные отчеты за 1897 год в Святейший Синод и Совет Миссионерского об­щества и прочие.

Полиция разыскивает пропажу о. Сергия, но едва ли будет успех. Кажется, дело рук И. Но указать на него значило бы погубить его. Гос­подь с ним! А может, и не он.

Марта 1898. Вторник

Забыл вчера записать жалкую фигуру жены катихизатора в Одавара, Ильи Сато, с ребенком на руках, пришедшей просить прибавки ежеме­сячного содержания. Бедная — больная глазами — с синими очками на них; говорит: «Зарабатывала шитьем несколько, но теперь не могу; трое детей; христиане ничем не помогают; муж запретил мне просить, но я не вытерпела»... Ответил я ей, как и другим: «Напишу к местным христианам, чтобы они помогали; Миссия же не может; муж получает двенадцать ен; многие по восемь или по десять; надбавить вам — нужно надбавить и другим, чего Миссия решительно не в состоянии».

Пошел сейчас же при ней в канцелярию, сказал секретарю написать к христианам Одавара; но вернувшись в комнату, нашел ее с ребенком сидящей на том же месте. Сказал: «Сегодня почта,— спешу приготовить к отсылке, и потому не имею ничего больше сказать ей, а буду занимать­ся своим делом». Думал, после этого она уйдет; но она остается по-преж­нему. Я стал писать письмо; больше полчаса прошло; ребенок — позади ме­ня, на руках матери — то хныкал, то лепетал, мать ни с места. Наконец, приходит секретарь Нумабе,— «где, мол, делась жена Сато?» Я вновь стал наказывать ему убедительно написать христианам Одавара помо­гать своему катихизатору. Тогда, наконец, бедная госпожа Сато, подня­лась и поплелась молча с своей ношей из комнаты. Крайне жаль мне стало ее, и я пошел к ней в канцелярию и сказал, что прибавлю по одной ене в месяц им на содержание, кроме того, что христиане, вероятно, дадут вследствие письма отсюда (если только дадут! Написано, чтобы помогали чем могут — углем, солью, соей, зеленью и прочим).

О. Игнатий Мукояма пишет, что в Фукуяма (в Циукоку) начинает зарождаться Церковь. Есть серьезно слушающие учение у Василия Хираи; между прочим один протестант, Сакамото, которого особенно пленило то, что православные молятся за умерших. «Почему у нас нет сего?» — добивался он у своих учителей и получил в ответ: «Потому что сказано: предоставь мертвым погребать своих мертвецов». Оригиналь­ное объяснение! Я впервой слышу его. Похоже на католическое в дру­гом вопросе: «Мол, ключи даны Петру,— и сам Христос не мог войти в Рай без Петра»,—так учил католический проповедник в Кумамото.— Нашелся один и православный в Фукуяма; протестанты было завлекли его, но он оживился ныне.

В Ономици также есть православные; между прочим, Матфей Мурад- зуми, без одной ноги что. И подвижной же человек сей безногий! Учил­ся в Катихизаторской школе, потом проектировал мост чрез реку' в Исиномаки, потом резал печати в Хакодате, ныне в Ономици, а родом из Сендая.

Марта 1898. Среда

Составил Построечный приходно-расходный отчет за 1897 год,— переписать и послать.

Из Церквей скучнейшие письма; видно, что нечего делать и потому пишут убийственно длинно и водянисто. По окончания чтения всегда такая тоска нападет, что не знаешь, куда деться.

Куда свечей, куда стихарей, куда икону, куда книг, куда помогут на бедность или погорелье,— вот крупицы дела в огромных чашках пустой воды. Все тотчас же исполняется, насколько возможно.

Из Саппоро катихизатор Моисей Симотомае пишет, что там есть русский, учитель русского языка, женатый; недавно у них дочь родилась, которую тотчас же и крестили, нарекши Валентиной; очень благочести­вы,— всегда ходят в Церковь. Спасибо хоть за это!

Марта 1898. Четверг

Отцы Сергий и Андроник продолжают посещать христиан, что очень полезно,— каковую пользу я именно ожидал от новоприбудущих. Ожи­вят они Церковь! О. Сергий, вернувшись сегодня, говорил, что хорошо бы всенощные служить в молитвенном доме «Хонго», очень приличном. Хорошо! Пусть будет!


Марта 1898. Пятница

О. архимандрит Сергий вчера простудился и ныне болен. День был очень теплый, а он отправился в город в теплом суконном платье. О. Семен Юкава после обхода христиан угощал их у себя японской лапшой (соба), потом шли они около пруда у Уено, из которого веяло холодом и сыростью; «тогда же я почувствовал озноб», говорил о. Сергий, ну и болен! Жаль!

Вчера я настаивал, чтобы они, отцы Сергий и Андроник, завели у себя сотрудников, в России, между своими товарищами, служащими в Петербурге и Москве, наподобие того, как у меня есть о. Федор Быст­ров. Очень это было бы полезно для них и для будущего Японской Церкви. Сегодня еще внушал, чтобы они приглашали сюда на службу, кого знают, надежных для сего людей, между своими знакомыми акаде­мистами. Двоих назвали они, и будут писать к тем. Я же буду у обер-про­курора просить еще сюда для Хакодате, Сендая, Киусиу — по миссионеру. Помоги Бог!

7 / 19 марта 1898. Суббота

Написал донесение в сопутствие к построечному отчету; при нем пойдут семь фотографий построек Семинарии и прочих. Пишу, между прочим, о необходимости постройки «вдовьего дома» для вдов и сирот священников и катихизаторов.

Марта 1898. Воскресенье

Крестопоклонное

Служил я, хотя и с большим кашлем по временам; о. же Сергий со­всем болен, хуже, чем вчера,— в Церкви не был.

Херувимскую запели на левом клиросе, но так зарознили, что сами сконфузились и стали; долго было молчание, пока начали петь на пра­вом — с начала херувимскую. Иннокентий Кису и лентяй, и бездарный; не может даже и тон занять. Недавно бранил его за леность и что срамит и себя, и левый хор пред всеми, как с гуся вода!

После Обедни был Матфей Уеда; говорил, что Симода, прожектер, плут рыбных ловель, из Хакодате три раза писал ему,— просил отпра­виться с ним переводчиком на ловли, на Сахалине. Матфей просил позволения отправиться. Я не позволил и запретил думать о том; надует Симода и погубит его, как погубил о. Петра Ямагаки.

Был Мураками седобородый, из Асакуса, с женою и сыном, прощаться: едут в Нагоя открыть лавку новоизобретенных одним нашим христиани­ном в Токио машин обтолкать рис; цель торговли — выплатить церковный долг, сделанный христианами в Нагоя на покупку земли под церковный дом. Лавку открывает фотограф Илья Миясита на свои средства; Мура­ками едет лишь на послуги ему. Восемнадцать ен ежемесячно должна расходовать Церковь, на проценты и на разное, говорит Мураками. Расход этот почти весь — на плечах Ильи Миясита. С продажи каждой машины будет получаться десять ен прибыли, которые, однако, должны делиться на три части, из которых только одна будет идти на Церковь. Как выплатится долг — непонятно.

Марта 1898. Понедельник

Совсем приготовил к отсылке в Миссионерское общество и к обер- прокурору Построечный отчет за 1897 год, донесения к ним, с приложе­нием семи листов фотографий.

Иосиф Ициномия, бывший катихизатор, пристает и просится опять на службу. Нельзя. Был катихизатором, ровно ничего не сделал, ни одного не обратил, а потом произвольно бежал со службы.

Марта 1898. Вторник

Илья Накагава, из Иннай, в Акита, пишет, что человек десять приго­товлены им к крещению,— чтобы о. Павел Кагета прислан был окрес­тить их, и тем положить основание Церкви там,— что утверждение там необходимо, ибо бонзы Монтосиу очень настойчиво творят свою про­поведь. Написано к о. Кагета отправиться крестить и пробыть там не менее недели для утверждения новых верующих; препровождено пись­мо Ильи и посланы семь ен на дорогу. Илье же написано, что по его просьбе сделано, но чтобы он сам там оставался до начала сельских работ и прилежал дальнейшей проповеди. Посланы, по его просьбе, иконы для молельни, в дома христиан, богослужебные книги и прочее.

Марта 1898. Среда

Написаны письма к обер-прокурору Константину Петровичу Побе­доносцеву и его товарищу Владимиру Карловичу Саблеру о том, что непременно нужны здесь еще два миссионера; один для Хакодате и северных Церквей, другой для Киусиу. Отцы архимандрит Сергий и Андроник между своими знакомыми усматривают двух достойных для сего иеромонахов: Николая (Орлова), ныне помощника инспектора в Новгородской Духовной Семинарии, и Владимира, студента четвертого курса в Казанской Духовной Семинарии. Я указал на них о. Феодору Быстрову и просил его, узнав от них, принимают ли предложение отцов Сергия и Андроника проситься сюда в миссионеры, уведомить о том Победоносцева и Саблера.

Марта 1898. Четверг

Павел Исии, катихизатор из Татебаяси, был, говорил, что на днях о. Тит совершил крещение у него шестнадцати человек,— все почти воз­растные, хорошо усвоившие вероучение, из тринадцати домов, бывших доселе языческими. Упомянул еще, между прочим, что младшая сестра его, бывшая здесь в женской школе и вышедшая по болезни, хворала и дома очень тяжко; но пожелала причаститься и, когда о. Тит Комацу причастил ее, внезапно выздоровела. «Удивительно это и страшно!» — промолвил он весьма просто. Видно, что для простецов-нововерующих дело есть, как оно есть: тело и кровь Христовы — и суть истинные тело и кровь Христовы; принимают они так их и пользуются от них так, как должно: приобщились всеблагому и всемогущему Богочеловеку, с кото­рым не может быть, там где Он, болезнь и немощь, и бежит болезнь, совершается исцеление; и не удивляется этому нисколько верующий японец и рассказывает о сем так, в конце разговора, истощивши другие материи.

Марта 1898. Пятница

Сегодня мы с Павлом Накаи опять принялись за исправление перевода Нового Завета.

Из Коофу, в Яманаси кен, пишут два католика,— будто бы от лица больше тридцати католических домов; просят принять их в правосла­вие,— «патер-де надул их,— обещался построить Церковь и не строит, катихизаторы — плохие»,— Вероятно, и они хотят надуть нас; оттуда не в первый раз уже такие письма. Впрочем, о. Мидзуно завтра отправится туда и увидит, в чем дело. Кстати, там есть два семейства православных: Иоанна Хасуике и Мисима, брата катихизатора Мисима; о. Мидзуно снесет им, христианам, утешение,— исповедует и приобщит их.

Вечером, когда я сидел за переводом, Давид, младший секретарь, пришел сказать, что один христианин из прихода о. Матфея Кагета, находясь ныне в Токио, хочет приобщиться у одного из здешних свя­щенников и просит на то разрешение. Я сказал, чтобы он, если не к спеху, письмом, если к спеху, телеграммой, испросил позволения на то о. Матфея, или известия сюда, что со стороны его нет к тому препятствий.

Марта 1898. Суббота

Павел Оонума, певец и вместе катихизатор в Маебаси, длинным письмом описывает цветущее состояние Церкви там: и слушатели учения есть, и в Церковь хорошо ходят христиане, и собрания с назидательным «энзецу» производятся. Дай Бог!

Из тюрьмы один язычник просит назидательных книг. Посланы три.

Из Оотавара один балбес христианин грубейшим письмом просится в школу: «Разве я не сын Божий? Разве для меня нет места в школе?» — и тому подобных ряд вопросов; письмо, являющее, что человек почти совсем не учился доселе, а ему девятнадцать лет; в какую же миссийскую школу его? Ни в какую не годен; так и отвечено.

Кашель мучает нестерпимо. Быть осторожным вперед, особенно после ванны.

Марта 1898. Воскресенье

Был «Николай Гаврилович Матюнин, Поверенный в делах и Гене­ральный Консул в Корее», говорил об о. Амбросии, начальнике Корей­ской духовной миссии, его дьяконе, двадцатитрехлетнем монахе из свет­ских, и причетнике — из орловских семинаристов. Телеграммой из Петербурга велено остановить о. Амбросия в Нагасаки,— должно быть, по поводу отставки от корейской службы финансиста Алексеева и воен­ных инструкторов; но Матюнин направляет его — на том же судне Добровольного флота, «Тамбове», на котором он ныне следует там свя­щенником — в Владивосток с тем, чтобы он там ожидал инструкции из Петербурга — отправиться к месту назначения. Хотелось бы, чтобы о. архимандрит Амбросий, на пути из Владивостока в Корею, посетил нашу Миссию. Отцы архимандрит Сергий и Андроник, его знакомые, будут звать его.

Марта 1898. Понедельник

О. архимандрит Сергий еще болен, поэтому сегодня о. Андроник один с о. Семеном Юкава ходил по приходу его; восемь домов посетил, везде говорил христианам наставления, и (говорит он) понимали его, по крайней мере, отзывались, что понимают; только он их не понимал, когда они говорили к нему; да и куда же еще! Рано!

О. архимандрит Сергий, пользуясь днями своей болезни, не позво­лявшими ему никуда выходить или заниматься с учителем, исправил свое сочинение «О спасении» и посылает его в Россию для напечатания вторым изданием.

Марта 1898. Вторник

Был в Йокохаме, чтобы разменять пришедший из Синода на содер­жание Миссии вексель и исправить другие дела. Вероятно, вследствие моей прошлогодней просьбы в письме к Владимиру Карловичу Саблеру, товарищу обер-прокурора, чтобы все суммы на содержание Миссии высылались золотом, теперь вместо 2250 долларов, каковою суммою высылались 3000 рублей из Синода, получено 316 фунтов стерлингов 11 шиллингов 2 пенни, каковая сумма сегодня, по размене, дала: 3100 ен 98 сен. Слава Богу!

Марта 1898. Среда

Матфей Нива — усердно служивший когда-то катихизатором, потом сбившийся с пути, много, кажется, благодаря своей невозможно ссорли­вой жене, почему и бросивший ее, хотя от нее имеет сына, и женившийся по-язычески на другой, которая, впрочем, ныне уже христианка — пи­шет экстатически религиозное и покаянное письмо. Догадываются сек­ретари, что собирается проситься опять на церковную службу. Но это нельзя. Впрочем, быть может, и не притворное благочестие.

Яков Ивата, из Фукурои, пишет доброе письмо: были крещения, есть и новые слушатели. Дай Бог!

Но Акилу Ивата, катихизатора в Йокохаме, сам Павел Сато находит ни к чему не годным, о чем сегодня и говорил: никогда ни малейшего успеха.

Марта 1898. Четверг

Кандидат богословия Емильян Хигуци сколько ни готовит к печати свои лекции по толкованию Посланий к Коринфинам и к Галатам, не годятся для печати. Павел Накаи сегодня, как о. Савабе прежде, ото­звался, что слог невозможный для печати, в иероглифах множество погрешностей; господин Емильян только что принес лекции после ис­правления их каким-то «бунсёока», по шесть сен за лист. Вернул я сегодня лекции Емильяна, сказав, что при всем моем сильном желании напеча­тать книгу, написанную настоящим японским языком, не переводным, не могу иметь сего утешения в его лекциях. Рассердился Емильян, не взял даже денег за исправление текста и переписку,— а что будешь де­лать? Зачем так беспечен и нерадив насчет своего детища?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.04 с.)