Часть 1. Оценка уровня речевого развития депривированных детей раннего возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть 1. Оценка уровня речевого развития депривированных детей раннего возраста



Подготовка исследования.

При оценке состояния речевого развития детей второго и третьего года жизни следует оценивать его исходя из основных линий развития речи, которые представлены определенными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и двух лет.

Перед началом обследования необходимо точно установить дату рождения ребенка, так как первоначально предлагаются задания из того возрастного периода, который соответствует его фактическому возрасту. Если возраст ребенка оказывается между двумя возрастными периодами, то исходными являются задания для ближайшего младшего периода. После предъявления ребенку всех заданий из исходного возрастного периода и оценки их выполнения в зависимости от полученных результатов переходят к заданиям либо из более старшего, либо из более младшего возрастного периода.

Проведение исследования.

год 1 месяц - 1 год 3 месяца.

I Понимание речи: понимает названия окружающих предметов, действий и движений.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов

. Материал - три-четыре игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления: ситуация естественная. Перед ребенком раскладываются четыре контрольных предмета. На вопрос взрослого: «Где…?» - ребенок должен отыскать все предметы. После этого их убирают, ставят в другом порядке и вновь предлагают их найти.

Помощь ребенку: если ребенок ошибается или не ищет взглядом называемую игрушку, взрослый показывает ему только две игрушки и спрашивает: «Где…?» При отсутствии ответа показывает одну из игрушек и называет ее. Можно показать и назвать две игрушки, а затем спрашивать обо всех четырех.

 

 


Заключение

 

Результаты многочисленных исследований доказывают, что качество социального окружения и состояние психического развития детей в Домах Ребенка требует глубокого анализа и соответствующих изменений.

Грамотный подход к воспитанию и развитию детей-сирот раннего возраста - основа их дальнейшего благополучия. Очень важно так построить развивающую среду, окружающую ребенка на данном жизненном этапе, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста. При недостаточном коррекционно-развивающем воздействии ребенок не приобретает соответствующих его возрасту новообразований, все больше отдаляясь от сверстников.

 

 


Библиографический список.

 

1. Авдеева Н.Н., Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Просвещение, 1996.

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1969.

.   Аксарина Н.М., Щелованов Н.М. Методика развития речи в яслях. - М.:, 1940.

.   Антонов В.В. О роли контакта с матерью в психическом развитии детей // Журнал невропатологии и психиатрии. - 1975. - №10.

.   Борисенко М.Г., Датешидзе Т.А., Лукина Н.А. Учимся слушать и слышать. - СПб.: «Паритет», 2003.

.   Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Начинаем говорить. Развитие речи. - СПб.: «Паритет», 2003.

.   Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… Развитие общеречевых навыков. - СПб.: «Паритет», 2003.

.   Винарская Е.И. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. - М., 1987.

.   Волосовец Т.В. Состояние и перспективы развития системы ранней помощи детям в России. // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. - М.: Полиграф сервис, 2003.

10. Выродова И.А. К вопросу об использовании выразительных средств музыки в коррекционной работе с детьми первого года жизни с отклонениями в развитии в условиях дома ребенка // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. Материалы научно-практической конференции - М.: Полиграф сервис, 1999.

11. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. - М.: Просвещение, 1986.

12. Голубева Л.Г., Лещенко М.В., Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

.   Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

.   Громова О.Е. Обследование речи детей раннего возраста / Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М.: АРКТИ, 2003.

.   Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит? Почему? Что делать? Коррекционно-педагогическая работа с неговорящими детьми. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

.   Дети - сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф сервис, 1998.

.   Джонсон-Мартин Н.М., Дженс К.Г., Аттермиер С.М., Хаккер Б.Дж. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями. / Под. Ред. Барановой Н.Ю. - СПб.: Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, КАРО, 2005.

.   Диагностика психического развития детей от рождения до трех лет: Методическое пособие для практических психологов / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

.   Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.

.   Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 - 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: Младшая разновозрастная группа: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004.

21. Екжанова Е.А. Использование тонкого пальцевого тренинга для коррекции и стимуляции психофизического развития детей раннего возраста // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. Материалы научно-практической конференции - М.: Полиграф сервис, 1999.

22. Землянухина Т.М., Лисина М.И. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте // Возрастные особенности психического развития детей. - М., 1982.

.   Каверина Е.К. О развитии речи у детей первых двух лет жизни. - М.:, 1950.

.   Калягин В.А., Овчинникова Т.С. энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. - СПб.: КАРО, 2004.

25. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети от рождения до пяти лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.

26. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб.: ИД «МиМ», 1998.

.   Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2004.

.   Коррекционно - развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Под. ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: КАРО, 2005.

.   Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага:, 1984.

.   Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Пер. с англ. А.С. Трошина. - М.: Просвещение, 1991.

.   Лещенко М.В. Прогностический подход к оценке состояния здоровья детей, воспитывающихся в домах ребенка. // Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. Материалы научно-практической конференции - М.: Полиграф сервис, 1999.

.   Лисина М.И. Формирование личности ребенка в обучении // Психолого - педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М.:, 1980.

.   Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. - 1994. - №1.

.   Ляксо Е.Е. Развитие речи малыша. - М.: Айрис-пресс, 2003.

.   Лямина Г.М. Развитие речи у детей в раннем возрасте. - М.: Просвещение, 1964.

.   Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. Пособие для родителей и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.   Матвеева Н.Н. психокоррекция задержки речевого развития у детей 2-3 лет: пособие для психологов, воспитателей и родителей. - М.: АРКТИ, 2005.

.   Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб.: Питер, 2001.

.   Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. - М.: Академический проект, 2001.

.   Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб.: Речь, 2003.

.   Мухамедрахимов Р.Ж., Пальмов О.И., Никифорова Н.В., Гроак К., МакКолл Р. Программа раннего вмешательства в домах ребенка (опыт российско-американского проекта в Санкт-Петербурге) // Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: Материалы конференции. Москва, 18-19 февраля 2003 г. / Сост. Ю.А. Разенкова, Е.Б. Айвазян. - М.: Полиграф сервис, 2003.

.   Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г. Раннее детство: познавательное развитие. Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2004.

.   Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. - М.: Просвещение, 1987.

.   Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

.   Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2000.

.   Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002.

.   Пилюгина Э.Г. Малыш от рождения до двух лет: развитие и воспитание. Практические советы педагога. - М.: Школьная Пресса, 2005.

.   Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.

.   Питерси М., Трилор Р. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. / Пер. с англ. Н. Грозной. - М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

.   Попова М.И.

.   Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.

.   Проселкова М.Е., Козловская Г.В., Башина В.М. Особенности психического развития детей-сирот раннего возраста. \\ Журнал невропатологии и психиатрии. - №5. - 1995. - с. 52 -58.

.   Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. - М.: Педагогика, 1990.

.   Развивающие игры с малышами до трех лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. / Сост. Т.В. Галанова. Ярославль: Академия развития, 2000.

55. Розенгард - Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1963.

56. Семаго Н.Я. Развитие речи ребенка раннего возраста / «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2003 №1.

57. Топалова Е.П. Художники с пеленок. - М.: Айрис-пресс, 2004.

.   Филиппова Л.М. Общение. Дети от рождения до пяти лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.

.   Финашина Т.А., Рузская А.Г. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях // Возрастные особенности психического развития детей. - М.:, 1982.

.   Фрадкина Ф.И. Возникновение речи у ребенка // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1955.

.   Фьюэлл Р.Р., Вэдэзи П.Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л.А. Чистович, Е.В. Кожевниковой. - СПб.: Каро, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005.

.   Янушко Е.А. Лепка с детьми раннего возраста (1 - 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика-синтез, 2005.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.018 с.)