Тема 7. Индивидуальные особенности в деловом общении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Индивидуальные особенности в деловом общении



Цель практического занятия: научиться разбираться в многообразии индивидуальных особенностей личности в деловом общении; учитывать кросскультурные особенности деловой культуры; изучить явление профессиональных кризисов делового человека.

План занятия:

7.1 Личность как субъект делового общения:

- темперамент;

- характер;

- способности;

- мотивация.

7.2 Кросскультурные особенности деловой культуры.

7.3 Профессиональные кризисы делового человека.

Задания:

1. На основании лекционного материала дайте ответы на следующие вопросы:

­ В чем заключаются сущность понятия «личность» в контексте делового общения? Какие существуют типы личностей и выполняемые ими работы? Подробно их охарактеризуйте.

­ В чем заключаются сущность понятий «темперамент», «характер», «мотивация» и какое они оказывают влияние на процесс ведения деловых переговоров?

­ В чем заключаются сущность понятия «деловая культура»? Какие существуют особенности деловой культуры?

­ Что такое кросскультурные различия в национальных деловых культурах? Подробно опишите их.

­ В чем заключается сущность понятия «профессиональный кризис делового человека»? Какие бывают типы профессиональных кризисов? Подробно охарактеризуйте их.

2. Прочитайте следующие особенности коммуникативного поведения мужчин и женщин в переговорах. Ответьте на следующие вопросы:

1. Какие существуют особенности женского коммуникативного поведения?

2. Какие существуют особенности мужского коммуникативного поведения?

3. Как можно использовать знание гендерных особенностей коммуникативного поведения в деловом общении?

Особенности мужского коммуникативного поведения

1.    Мужское общение практически всегда ориентировано на результат, на принятие решения. Мужчина старается видеть конечный результат разговора и старается прояснить этот результат для себя.

2.    Мужчина более жестко, чем женщина, контролирует тему разговора, его очень раздражает отклонение от темы и перескакивание с одного на другое.

3.    Для мужчины важно, чтобы общение было отделено от дела. Женщина может смотреть телевизор, говорить по телефону и готовить одновременно, мужчина же не может совмещать работу с разговором. Необходимость делать это его раздражает. Мужчине нельзя говорить «по руку».

4.    Мужчины любят «сущность» и требуют начинать беседу с главного, обходиться без подробностей и многочисленных деталей.

5.    Мужчины более категоричны в формулировках, чем женщины, они формулируют свои утверждения более безапелляционным тоном.

6.    В диалоге мужчины чаще склонны оспаривать заявления и утверждения партнера, чаще выражают несогласие.

7.    Мужчины чаще, чем женщины, склонны игнорировать в процессе диалога замечания партнера.

8.    Мужчины перебивают женщин в два раза чаще, чем женщины мужчин.

9.    Мужчины удовлетворяются гораздо меньшим объемом общения, чем женщины. Они немногословны и более молчаливы.

10.  Мужчины по сравнению с женщинами в два-три раза меньше задают вопросов собеседнику.

11.  Мужчины не любят, когда им задают много вопросов.

12.  Мужчины любят «слушать себя».

13.  Мужчины больше женщин любят спорить, демонстрировать свою компетентность, доказывать свою правоту, приводить убедительные с их точки зрения аргументы.

14.  Мужчина склонен при обсуждении какого-либо вопроса давать готовые советы, не особенно выслушивая собеседника и не задавая ему дополнительных вопросов.

15.  Мужчина умеренно выражает оценку, не любит крайних оценок, очень эмоциональных оценок и восклицаний.

16.  Мужчина предпочитает краткие оценки и почти не умеет давать развернутых. Вопрос к мужчине «А что тебе особенно понравилось?» обычно ставит его в тупик, и он отвечает «Все понравилось».

17.  Мужчины не любят эмоциональных разговоров и всячески стараются их избегать.

18.  Мужчине трудно словами выразить эмоции, и он не старается этому научиться, так как неэмоциональность рассматривает как важную составляющую мужского поведения.

19.  Мужчина хуже, чем женщина, владеет навыками связной речи. Он склонен к диалогизму в общении и не любит произносить длинных связных речей.

20.  Во время спора мужчина старается перевести разговор с уровня чувств на уровень интеллекта, логики.

21.  Если у мужчины трудности на работе, профессиональные проблемы и т.д., он начинает избегать общения с женщиной, нередко в довольно грубой форме отвергая ее попытки узнать, в чем у него дело.

22.  Во время разговора с женщиной мужчина боится того, что общение будет длительным и эмоциональным, и любит иметь временные рамки разговора.

23.  Мужчине трудно извиняться. Особенно неохотно мужчины извиняются перед женщинами.

24.  Мужчины не любят консультироваться, они более скептичны по отношению к учебе. Это связано с тем, что мужчины не любят обращаться за помощью, ведь это означает для них признать свою некомпетентность и несостоятельность.

25.  Мужчины говорят, понижая в конце фразы интонацию, что придает их речи признаки уверенности, убедительности и безапелляционности.

26.  Фразы, произносимые мужчинами, в среднем на два-три слова короче, чем у женщин.

27.  Мужчины больше женщин употребляют существительных и слов с абстрактным значением.

28.  Выявленные в диалоге разногласия мужчины, как правило, не рассматривают как состоявшуюся ссору с собеседником, а женщины часто склонны воспринимать подобную ситуацию именно как произошедшую ссору.

29.  Мужчина гораздо медленнее женщины реагирует на вопросы и требования в свой адрес, он не любит быстро отвечать и вообще быстро реагировать.

30.  Мужчина размышляет молча, он старается выдать в словесной форме уже готовый результат мышления и не любит рассуждать вслух, как женщина.

31.  Мужчины лучше понимают письменный текст, чем устный. Хуже женщин различают нюансы интонаций.

32.  Мужчины плохо понимают подтекст, намеки, очень многое склонны воспринимать буквально.

33.  Мужчины сравнительно мало внимания уделяют форме речи, а больше – ее содержанию.

34.  Любую эмоциональную речь мужчина воспринимает иронически и скептически, с некоторой настороженностью.

35.  Ассоциаций на слова собеседника у мужчины возникает меньше, чем у женщин, мужские ассоциативные ряды короче и рациональней.

36.  Советы в свой адрес мужчина воспринимает как критику, сомнение в его компетентности.

37.  Мужчина не выносит иронии в свой адрес, особенно если она исходит от женщины.

38.  Наглядную демонстрацию чувств предпочитает словесной, он не требует словесной демонстрации чувств к себе.

39.  Мужчины крайне иронично воспринимают многословие, при котором они вынуждены присутствовать.

Особенности женского коммуникативного поведения

1.    Женщины гораздо легче, чем мужчины, меняют свои планы, вносят коррективы, порой весьма существенные, вплоть до быстрого принятия совершенно противоположного плана действий.

2.    Женщины менее настойчивы, чем мужчины, в реализации своих стратегических планов.

3.    Женщины менее сдержанны в проявлениях эмоций, больше мужчин склонны демонстрировать свои эмоции окружающим.

4.    При восприятии и оценке человека или ситуации женщина склонна воспринимать и ситуацию, и конкретного человека в деталях, в отличие от мужчины, который и человека, и ситуацию воспринимает целостно.

5.    У женщин преобладает конкретно-образный характер мышления, у мужчин же больше развито абстрактно-логическое мышление.

6.    Женская самооценка связана, прежде всего, с семейным положением женщины, в то время как мужская самооценка напрямую зависит от его профессиональных достижений.

7.    Женщины крайне легко по сравнению с мужчинами переключаются с мыслей на чувства, для мужчин это трудно.

8.    Женщины гораздо быстрее мужчин принимают решения.

9.    У женщин очень высокая психическая заражаемость, способность поддаваться общему эмоциональному настрою.

10.  Женщины зачастую склоны видеть маленькие проблемы как большие, драматизируя незначительные события; мужчины умеют такие события просто не замечать.

11.  В эмоционально-стрессовом состоянии женщины склонны выбирать стратегию поведения по принципу «чем хуже, тем лучше».

12.  В рассуждениях женщины часто пропускают логические звенья. Что мало характерно для мужского рассуждения.

13.  Женщины любят все улучшать и совершенствовать.

14.  Женщины увереннее чувствуют себя в мужском коллективе, любят руководителей-мужчин и обладают даром убеждения в мужском окружении. Женщина обычно считает, что конфликт с женщиной-руководителем решить невозможно.

15.  Женщины острее мужчин конкурируют друг с другом из-за зарплаты.

16.  Женщины больше мужчин любят учиться.

17.  Женщины, в отличие от мужчин, не всегда знают свою цель, и от этого зачастую чувствуют неудовлетворенность, внутреннее беспокойство. Типично женские фразы «Не знаю, чего мне хочется!», «Чего-то хочется такого, а чего – не пойму».

18.  Женщина больше мужчины нуждается в общении.

19.  Женщины самоутверждаются через взаимоотношения, важнейшим элементом которых всегда выступает общение; мужчина же самоутверждается через профессиональную деятельность.

20.  Женщины любят советоваться с мужчинами. Мужчины же не испытывают желания советоваться с женщинами.

21.  Женщина легко обращается к самым разным людям, в том числе и к начальству с просьбами и вопросами, так как воспринимает свой вопрос как средство получить информацию.

22.  Женщины в процессе общения следят преимущественно за манерой, тоном, стилем общения.

23.  Для женщин сам факт разговора важнее его результативности.

24.  Когда женщина жалуется на что-либо, она ждет, прежде всего, сочувствия в свой адрес.

25.  Когда женщины обсуждают в своем кругу какую-либо проблему, они делают это по кругу, вновь и вновь к ней возвращаясь.

26.  Женщины задают массу конкретизирующих вопросов для того чтобы показать свое участие и заинтересованность; мужчина же обычно избегает задавать вопросы, уважая независимость собеседника.

27.  Если мужчина дает жалующейся женщине совет, как поступить, она рассматривает это как отсутствие сочувствия.

28.  Женщина гораздо легче мужчины произносит «не знаю».

29.  Женщины обычно лучше мужчин умеют объяснять.

30.  Женщины активнее участвуют в частных беседах, а мужчины – выступают публично.

31.  Женщина – активный, заинтересованный слушатель.

32.  Выступая с публичными сообщениями, аргументируя что-либо, женщины чаще мужчин используют примеры из своей личной жизни и жизни своих знакомых.

33.  Женщины любят детали и подробности.

34.  Коммуникативная цель женщины – установить и поддержать отношения, поэтому она склонна к компромиссам, ищет согласия, примирения.

35.  Значительную часть информации в процессе общения женщина получает невербально, поэтому ей так важно быть рядом с собеседником.

36.  Женщины садятся ближе друг к другу, чем мужчины, смотрят собеседнику в глаза. Мужчины же не любят смотреть собеседнику в глаза и обычно не садятся близко, стараются сесть под углом к собеседнику.

37.  Женщины легче мужчин воспринимают критические замечания в свой адрес. Это связано с тем, что женщина привыкла все улучшать, поэтому она внимательна к идеям, направленным на улучшение ситуации.

38.  Общение в женском коллективе чаще приобретает конфликтный характер, нежели общение в мужском коллективе.

39.  Женская речь избыточнее мужской, так как треть времени женщина собирается с мыслями и восстанавливает прерванный ход разговора.

40.  У женщин есть привычка «думать вслух».

41.  В конце фразы женщина часто повышает интонацию. Что нередко делает ее утверждение похожим на вопрос или претензию.

42.  Женщина чаще обращается к собеседнику в разговоре. Называя его по имени ли имени-отчеству.

43.  Женщина склонна чаще, чем мужчина, комментировать слова тех людей, мнение которых она пересказывает.

44.  Женщина по сравнению с мужчиной выдвигает в разговоре в 3 раза больше идей.

45.  Женщина произносит больше восклицательных предложений, чем мужчина.

46.  В своей речи женщины больше мужчин употребляют собственные имена, местоимения, прилагательные.

47.  Типичной особенностью женского общения является привычка начинать разговор с подробностей, а не с главного.

48.  Женщины лучше понимают и воспринимают устную информацию.

49.  Женщины лучше мужчин понимаю подтекст.

50.  Во время разговора с мужчиной женщины склонны драматизировать выявляющиеся несходства мнений, рассматривая их как размолвку. Мужчины же, как правило, так вовсе не считают.

51.  Женщины более обидчивы в разговоре, чем мужчины.

Источник: Тарко, Г.Н. Этика делового общения: пособие для практических занятий: / Г.Н. Тарко. – М.: Изд-во МГТУ«МАМИ», 2011. – С. 35–38.

3. Оцените приемы ведения беседы с точки зрения того, насколько они

способствуют пониманию партнера. Распределите эти приемы по трем разделам:

- способствующие пониманию партнера, -не способствующие пониманию

партнера, -нейтральные.

1) В беседе мы сопровождаем высказывания партнера репликами вроде: «Глупости ты

говоришь», «Ты, я вижу, в этом вопросе ничего не понимаешь», «Я бы мог вам это

объяснить, но боюсь, вы не поймете», «А на вашем месте я вообще помолчал бы» и т.

п.

2) 2. Мы сопровождаем речь партнера высказываниями типа: «Да-да», «Угу...», «Что вы

говорите?», «Неужели...»

3) Мы дословно повторяем высказывания партнера. При этом можно начать с вводной

фразы: «Как я понял вас...», «По вашему мнению...», «Ты считаешь...», «Если я вас

правильно понял, то вашей основной мыслью является...» и т. д.

4) В ходе беседы мы вставляем высказывания типа: «Пора приступить к предмету

разговора...», «Мы несколько отвлеклись от темы...», «Давайте вернемся к цели нашего

разговора...» и пр.

5) Мы воспроизводим высказывания партнера в обобщенном, сокращенном виде, кратко

формулируем самое существенное в его словах. Начать можно с вводной фразы:

«Другими словами, вы считаете, что...», «Таким образом, вашими основными идеями

являются...» и т. д.

6) Мы пытаемся вывести логическое следствие из высказывания

партнера или выдвинуть предположения относительно причин высказывания.

Вводной фразой может быть: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит,

что...» или «Вы так считаете, видимо, потому, что...»

7) Мы пытаемся найти у партнера понимание тех проблем, которые волнуют нас самих.

8) Мы задаем партнеру вопрос за вопросом, явно стараясь разузнать что- то, но не

объясняем своих целей.

9) Мы не принимаем во внимание то, что говорит партнер,

пренебрегаем его высказываниями.

4. Круглый стол на тему «Индивидуальные особенности переговорщиков»

Многообразие индивидуальных особенностей личности в деловом общении. Как грамотно учитывать кросскультурные особенности деловой культуры. Как предупредить назревание профессиональных кризисов делового человека.

5. Выполните тест для контроля знаний по теме.

1. Конкретный человек со своеобразными физическими, физиологическими, психологическими, социальными качествами и свойствами ‒ это:

а) личность;

б) индивидуальность;

в) индивид;

г) субъект.

2. Определите тип темперамента каждого молодого человека.

Четыре молодых человека опоздали в театр и столкнулись с сопротивлением билетера, который отказался их пускать, так как спектакль уже начался. Один из молодых людей затеял спор, он настойчиво утверждал, что часы в театре спешат и что он никому не помешает, если пройдет в партер. Другой быстро сообразил, что в партер ему не попасть, а первое действие можно посмотреть и с верхнего яруса, куда проникнуть проще. Третий молодой человек решил, что первое действие, как правило, малоинтересно и направился в буфет. Четвертый же посетовал, что ему вечно не везет, и уехал домой.

а) холерик;

б) сангвиник;

в) флегматик;

г) меланхолик.

3. Укажите особенности, которые характеризуют холерика:

а) энергичность;

б) выдержанность;

в) переменчивость настроения;

г) сосредоточенность внимания;

д) общительность;

е) подвижность;

ж) порывистость в движениях;

з) ровное и спокойное настроение;

и) возбужденное состояние;

к) невыразительность речи;

л) быстрая приспосабливаемость к новой обстановке;

м) громкая речь.

4. Поговорка «Семь раз отмерь, один раз отрежь» характеризует:

а) сангвиника;

б) меланхолика;

в) флегматика;

г) холерика.

5. Неповторимое индивидуальное сочетание, или совокупность особенностей личности ‒ это:

а) характер;

б) темперамент;

в) индивидуальность;

г) личность.

6. Основой характера является:

а) воля;

б) эмоции;

в) способности;

г) сила.

7. Из предложенных определений выберите те, которые по смыслу соответствуют:

а) целеустремленности;

б) самообладанию;

в) самостоятельности;

г) решительности;

д) настойчивости.

Определения:

1. Умение человека принимать своевременные, обоснованные и твердые решения и претворять их в жизнь.

2. Волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной борьбы с трудностями, встречающимися при достижении целей.

3. Умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели.

4. Волевое качество, помогающее людям управлять своими мыслями, чувствами, действиями и поступками.

5. Способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть.

8. Волевое качество человека, направленное на активное, старательное и систематическое исполнение приятных решений ‒ это:

а) настойчивость;

б) самостоятельность;

в) исполнительность;

г) честность.

9. Эмоциональное состояние собеседника мы узнаем:

а) по вербальным средствам общения;

б) по невербальным средствам общения;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

10. Волевые действия в ходе проведения деловых переговоров проявляются в умении:

а) контролировать свои эмоции;

б) сдерживать себя;

в) проявлять терпение;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

Тема 8. Деловые конфликты

Цель практического занятия: научиться разбираться в сущности и составе деловых конфликтов, видах конфликтогенов в деловом общении; изучить правила кодекса поведения в деловых конфликтах.

План занятия:

8.1 Сущность и состав делового конфликта.

8.2 Конфликтогены в деловом общении.

8.3 Кодекс поведения в деловых конфликтах.

Задания:

1. На основании лекционного материала дайте ответы на следующие вопросы:

­ В чем заключаются сущность понятия «конфликт» в контексте делового общения?

­ Какие компоненты входят в состав делового конфликта?

­ В чем заключаются сущность понятия «конфликтогены» в деловом общении и какое они оказывают влияние на процесс ведения деловых переговоров?

­ В чем заключаются сущность понятия «кодекс поведения в конфликтных ситуациях»?

­ Какие существуют эффективные приемов и нормы, соблюдение которых не позволит разрушить установившиеся или формирующиеся деловые отношения?

2. Прочитайте следующий материал, в котором раскрывается содержание правил ведения спора. Подчеркните важную информацию в каждом из определений.

Прочитайте текст, в котором выражено отношение Д. Карнеги к спору: «Ни одни человек, который решил действительно преуспеть в жизни, не должен тратить время на личные споры, не говоря уже о том, что он не должен позволять себе выходить из себя и терять самообладание».

«Уступайте в крупных вопросах, если чувствуете, что Вы и ваш собеседник по-своему правы, уступайте и в более мелких вещах, даже наверняка зная, что правы только вы» (Д. Карнеги).

Согласны ли Вы с Д. Карнеги? Обоснуйте свою позицию.

Прочитайте текст, в котором выражены правила поведения в споре.

Правило Гомера. Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее целесообразное расположение аргументов: сильный – средний –  самый сильный.

Правило Сократа. Для достижения вашей цели следует предпослать важному вопросу несколько простых вопросов, на которые можно ответить только «да». В этом случае вашему собеседнику трудно будет ответить отрицательно на основной вопрос спора.

Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность «сохранить лицо».

Согласны ли Вы с ними? Обоснуйте свою позицию.

3. Проанализируйте деловые ситуации, разработайте механизм критики для каждой ситуации, проведите дискуссию по обсуждению предлагаемых вариантов критики, выберите наиболее конструктивные приемы.

Ситуация 1. Подчиненный вам работник, талантливый специалист творческого типа, в возрасте, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует. Вместе с тем, у Вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает Вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно. В его работе Вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как вести себя?

Ситуация 2. Вслед за кратким выговором Вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, Вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал как всегда шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая сегодня произошла у него в доме. В конце разговора Вы поняли, что критика, с которой Вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что Вы предпримете?

Ситуация 3. Всякий раз, когда Вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, Вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, Вы расстраиваетесь и злитесь. Что можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

Ситуация 4. Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как добиться того, чтобы довести до нее свои соображения?

Ситуация 5. У Вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

Ситуация 6. Вы приняли на работу молодого способного специалиста, только окончившего престижный институт. Он отлично справляется с работой. Уже закончил несколько проектов, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

Ситуация 7. Во время делового взаимодействия с вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает ваш авторитет. Что Вы предпримете?

Ситуация 8. Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, Вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?

Ситуация 9. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают Вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, Вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой. Вопрос. Как бы Вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

Ситуация 10. Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, Вы случайно встречаете свою подчиненную ‒ молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но Вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Вопрос. Как Вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Ситуация 11. Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возникает конфликт. Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Ситуация 12. Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю... Вопрос. Как бы Вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Ситуация 13. В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

4. Прочитайте текст. Выскажите свое мнение по затронутому в нем вопросу. Дайте обоснование своей позиции.

По разным данным, «Интернетсерфингом» во время рабочего дня, занимается от 40 до 50% сотрудников, тратя на изучение сайтов до двух часов в день. Исследователи, правда, считают, что такое праздное, с точки зрения работодателей, времяпрепровождение даже полезно.

В разумных пределах, конечно. По их мнению, оно вполне может иметь положительное воздействие на культуру компании, окружающую работу и даже бизнес - результаты: ведь использование интернета в личных целях нередко приводит к рождению новых идей и предложений.

С данным утверждением, впрочем, категорически не согласны начальники, всеми способами стремящиеся ограничить доступ своим сотрудникам в интернет. Недаром в текущем году продажи систем блокировки корпоративных каналов связи выросли на 136%, став самым быстрорастущим сегментом рынка информационной безопасности.

Источник: Источник: Тарко, Г.Н. Этика делового общения: пособие для практических занятий: / Г.Н. Тарко. – М.: Изд-во МГТУ«МАМИ», 2011. – С. 35–38.

5. Выполните тест для контроля знаний по теме.

1. Конфликтная ситуация – это:

а) открытое противостояние взаимоисключающих интересов;

б) накопившиеся противоречия;

в) стечения обстоятельств.

2. Конфликтогены – это слова, действия (бездействия), которые:

а) способствуют возникновению конфликта;

б) препятствуют возникновению конфликта;

в) помогают разрешить конфликт;

3. Установите соответствие между типом конфликта и его описание:


1. Внутриличностный;

2. Межличностный.

 

 

а) Конфликт, возникающий у руководителя организации в результате проявления родственных

чувств к одному из подчиненных и служебного долга;

б) Конфликт между руководителем и подчиненным по поводу премирования.


4. Поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон, это:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) соперничество.

5. Установите соответствия между стилем поведения в конфликтной ситуации и его описанием:


1. сотрудничество;

2. компромисс;

3. избегание;

4. соперничество;

5. приспособление.

 

 

а) открытая борьба за свои интересы;

б) поиск решения, удовлетворяющий интересы двух сторон;

в) стремление выйти из конфликта, не решая его;

г) урегулирование разногласий через взаимные уступки;

д) тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.


6. Какая стратегия поведения позволяет выработать навыки слушания, приобрести опыт совместной работы, навыки аргументации, выработать умения сдерживать свои эмоции:

а) компромисс;

б) сотрудничество;

в) приспособление.

7. Укажите позиции, которые соответствуют приспособлению:

а) недостаток власти для решения проблемы желаемым способом;

б) лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать свою точку зрения;

в) открытое обсуждение проблем приведет к ухудшению ситуации.

8. Укажите позиции правильного поведения в условиях конфликтной ситуации:

а) настаивая на своем предложении, не отвергайте предложения партнера, рассматривайте все предложения и оценивайте все «за» и «против»;

б) не позволяйте себе отвечать агрессией на агрессию;

в) независимо от результата разрешения конфликта старайтесь не разрушать отношения с партнером.

9. Чего нельзя допускать в условиях конфликта:

а) преувеличивать свои заслуги;

б) обрушивать на партнера множество претензий;

в) исходить из добрых намерений партнера;

г) видеть все только со своей позиции;

д) учитывать интересы партнера по общению;

е) критически оценивать партнера.

10. Выберите структурные элементы конфликта:

а) сторона конфликта;

б) предмет конфликта;

в) образ конфликтной ситуации;

г) мотивы конфликта;

д) позиции конфликтующих сторон;

е) все ответы верны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.154 с.)