Теоретическая схема воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая схема воспитания



Рассматривая воспитание как особую деятельность, в рамках педагогического проекта мы полагаем, что ключевым содержанием воспитания должно стать оформление ценностного самообраза человека. При этом воспитание понимается как инициирование активности индивида в контексте существующей социально-культурной перспективы, с целью оформления самообраза в деятельности и взаимодействии с социальной и культурной действительностью.

Воспитания это всегда побуждение индивида к движению в сторону уже сложившейся в культуре знаково-символической среды, на «языке» и в смыслах которой происходит функционирование социальных систем, коммуникация человеческих общностей, воспроизводство социальной жизни и деятельности. Субъектом такого инициирования являются - человеческие сообщества (семейные, общественные, профессиональные и др.), несущие определенные ценности, образы идеального, нормы поведения и оформившие в культуре «идеальные образы человека» (социальные образцы по О.И. Генисаретскому).

Конкретный воспитатель - это человек являющийся «посредником» между «идеальным образом» и воспитываемым - человеком, в отношении которого осуществляется воспитывающее действие.

В рассмотренной ситуации воспитания предполагается осознанность (рефлексивность) действий, как воспитателя, так и воспитанника. Это означает, что воспитатель рефлектирует свои действия в отношении воспитанника, как в отношении предъявляемых ценностей, культурных идеалов и стилей жизни, так и в отношении индивидуальных особенностей воспитанника, его способности воспринимать и быть активным субъектом ситуации воспитания. Рефлективность воспитанника состоит в осознанности формируемого самообраза, его адекватности личной истории и личным жизненным и психосоматическим ресурсам.

При этом могут существовать ситуации псевдовоспитания, когда участники не рефлектируют происходящее, свои действия и установки, что может приводить к различным превратным формам человеческих взаимодействий: формальному морализированию, подчинению и подавлению человека и др.

Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно и индивидуализировано, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь членами определённых социальных групп и носителями определенной субкультуры, более или менее осознанно и целенаправленно реализующие во взаимоотношениях друг с другом тот тип социального поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

Содержание воспитывающего действия определяется его коммуникативным характером, развернутостью этого действия в определенную представленность в виде образа действия, ценностной детерминированностью действия или предъявленностью его ценностных оснований.

При этом коммуникативный характер означает особую развернутость воспитывающего действия к данному персонифицированному ребенку, как развернутость, инициирующую активность ребенка в отношении данного действия.

Воспитывающее действие должно быть выделено из текущих событий повседневной жизни, доведено до определенной самообозначивающейся формы, несущее в себе особую образность (обозначенность), опирающуюся на символические и метафорические контексты.

В воспитывающем действии должны предъявляется ценностные основания этого действия или ценностная позиция воспитателя.

В различных ситуациях в рамках воспитывающего действия акцент может делаться на следующее:

· обращение к внутренним переживаниям ребенка и обеспечение его рефлексии «образа себя»;

· обращение к ребенку через другого человека (или на примере другого человека) для обеспечения возможности соотнесение самообраза с имеющимися «социальными образцами» и «образами идеального человека» в культуре;

· инициирование собственной активности ребенка по оформлению самообраза, включение самообраза в более широкий социальный и культурный контекст.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.81.154 (0.007 с.)