Культурно-историческая ситуация 3 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурно-историческая ситуация 3



Эгалитарная педагогика
     

 

Приводимые здесь реконструкции необходимо рассматривать в тех исторических ситуациях, в которых эти типы педагогических деятельностей впервые появились. В этом смысле Естественная педагогика, как задающая всеобщность воспитания, образования и подготовки, возможна только при изолированном существовании, которое характерно для тех типов общества и культуры, которые можно обозначить как первобытные. Для этой культурно-исторической ситуации целостность и полнота образовательной сферы культуры обеспечивается Естественной педагогикой. Для всех других ситуаций, исторической перспективе следующих за первобытным состоянием культуры, Естественная педагогика выступает как один из типов организации образовательной сферы и комлексируется с другими типами по принципу настройки и конкретизации. Она сохраняется как локальная и частичная и сосуществует в комплексной целостности с другими типами. [3]

Таким образом, воспитание как воспроизводство социальной жизни и культуры, в исторической перспективе человечества, разворачивалась в этих трех педагогических парадигмах. Каждая из которых формировалась в соответствии с запросами своего времени.

Доцивилизационные формы педагогики - естественная педагогика

Первая педагогическая проблема, возникшая на заре образования человеческого общества, актуальна и по сей день. Используя современную терминологию это можно сформулировать как проблему управления процессом взросления. Содержание которой, есть попытка ответа на вопрос: как ребенка превратить в полноценного взрослого или каким образом взрослое сообщество будет оставлять после себя полноценных взрослых людей?

Впервые, так называемая, Естественная педагогика появляется при зональном изолированном существовании первобытных культур и сообществ,

Следует отметить, что в таком подходе управления процессом взросления выглядит как искусственная деятельность детей, несмотря на то, что названа Естественной педагогикой. «Естественность» вещь вторичная являющаяся результатом натурализации некоторых принципов, подходов и отношений, сформированных человеком.

Для описания механизмов этой педагогики, достаточно определить две исходные точки, две инстанции ребенка и взрослого. Правовые отношения являются необходимым различием между ребенком и взрослым, они определяют ту педагогическую действительность, в которой разворачивается Естественная педагогика. [3]

Можно выделить три этапа, которые проходит ребенок в парадигме Естественной педагогики:

1. Адаптивный. В первобытном племени взрослые должны были научить ребенка сначала отправлять его естественные жизнедеятельностные функции. Пока ребенок не способен самостоятельно питаться, избегать опасностей взрослые заботятся и оберегают ребенка.

2. Социально-инфантильный. После того как ребенок овладел минимумом навыков, необходимых для выживания в окружающем мире, его лишают прав в социальном смысле. Ему запрещают участвовать во взрослой жизни сообщества. Через определенное время он должен был доказать имеет право стать взрослым.… Потому, что человеческая взрослость определяется не успешностью отправления индивидом своих жизнедеятельностных функций, а тем, признают ли его равным себе взрослые этого вида, племени. Ребенок во второй период переводят в другой статус - социальный статус, целиком связанный с человеческими отношениями. Причем статус ребенка характеризуется полным бесправием, по отношению к статусу взрослого. Он лишается прав на участие во взрослой жизни.

3 Социально-зрелый. Для того чтобы перейти в третий возрастной этап, ребенок должен преодолеть серьезное испытание. В современных племенах можно наблюдать, как происходит обряд взросления. Это есть обряд инициации. Такой обряд есть техническая процедура посвящения ребенка во взрослого.

Можно заметить, что здесь главное не содержание самой процедуры, а существования труднопреодолимого препятствия, которое становиться главным экзаменом в жизни каждого члена сообщества. Для того чтобы его выдержать, необходима мобилизация всех психических и физических сил. Все сознательное детство проходит в подготовке к этому испытанию. Стимулом к обучению и овладению всех богатств культуры этого сообщества является стремление получить право на взрослую жизнь. Чем бесправнее был ребенок, тем с большей энергией и активностью ребенок эти права желает получить.

Принципиальное устройство технологии Естественной педагогики:

1. Лишение всех прав ребенка, достигшего определенного уровня физического созревания

2. Наделение этими правами, через достаточно больной промежуток времени

Механизм, задающий процесс взросления и возможность управления этим процессом определяется тем, что может быть названо спонтанной активностью человека.

Спонтанная активность проявляется в экспансии отношения на все новые области и объекты. Движущая сила механизма взросления, по своей природе, будучи непроизвольной, спонтанной, отнесенной неизвестно к чему, приобретает культурные формы только в том случае, когда на нее накладываются определенные ограничения, ставятся барьеры и запреты, которые нельзя преодолеть, либо преодоление которых связано с очень большими трудностями.

Вне запретов и ограничений на проявление спонтанной активности, никакую форму придать ей нельзя, а ограничения могут выставляться только в действительности особого права. Другими словами можно сказать, содержание этой педагогике - права взрослых, а мотивация к обучению - получение прав на взрослую жизнь. «Школой» выступает все пространство жизнедеятельности ребенка, а педагогом любой взрослый [3]. Так родители, воспитывая ребенка, не задумываются над педагогическими основами воспитания своего ребенка, но воспроизводят в нем семейный сценарий и образ жизни, который ребенок затем воспринимает как своего рода эталон отношений и взаимодействия. Вообще любая фигура взрослого для ребенка является носителем Естественной педагогики.

Педагогика в ранних цивилизациях - педагогика культуры

Если Педагогика взросления или Естественная педагогика претендует на практически безотходное производство и на работу практически с любым человеческим материалом. Или просто говоря, каждый человек может быть взрослым. Но, чтобы вписываться в цивилизацию, культуру и деятельность одной взрослости недостаточно.

Когда стали возникать древнейшие государства, появилась проблема воспитания гражданина в социальном смысле, или как сформировать гражданина и как управлять процессом социализации.Единственным средством упорядочить внутренние взаимодействия внутри первобытного сообщества - являлся ритуал, как правило особого поведения. Например, установленные правила ритуального общения с вождем и или жрецом племени становиться затем нормой поведения для каждого члена сообщества.

На основе воспроизводящейся из поколения в поколение самобытной культуры, каждая цивилизация, возникающая на основе универсальной, первобытной осознавала себя как нечто отличное от своего варварского окружения. Это давало ей особые преимущества и делало ее более жизнеспособной, по сравнению с менее организованными соседями.

Воспитание стало определяться главным образом общественным состоянием человека, и утратила свой единообразный характер. Появление культуры требовало воспроизводство людей различного типа. Содержание культурных норм было закреплено в форме особых ритуалов взаимодействия, которые.

Первым известным литературным источником, в котором начинают серьезно обсуждаться эти противопоставления варварства и гражданства или культурности, был Конфуций [3]. Он заметил, что культурность и цивилизованность не являются врожденными характеристиками китайцев по отношению к другим государствам, культурность является привнесенной и передаваемой характеристикой. Он заявлял, что каждый человек рождается в естественном состоянии аналогичным варварству. Поэтому каждый ребенок - варвар. А культура и цивилизация есть система ограничений и запретов подавляющая естественность ребенка или варвар, подчиняющая себе его энергию спонтанной активности. Или сказать по-другому для того, чтобы занимать определенное место в обществе нужно владеть соответствующим ритуалом или правилами поведения. Полноправия и бесправия уже недостаточно.

 

Рис. 2

 

Содержание ритуала является тем, что заменяет собой цель движения, мотивирует человека к достижению определенного уровня владения, или точности воспроизведения его формы. Целью или конечной задачей самой педагогики является исполнение ритуала. В разных социальных ситуациях существуют свои нормы поведения и общения. Ритуал же упрощает, свертывает общение. [3].

Тот, кто по каким-либо причинам отказывается от ритуала, тот теряет все преимущества, которые составляют содержание ритуала. «Школой» выступает здесь публичное место, где человек осваивает ритуалы и демонстрирует их освоенность.

Образование и воспитание в новой эре - эгалитарная концепция педагогики

Эгалитарная концепция начинает складываться впервые в 17 веке, когда в обществе появляется необходимость в массовом воспроизводстве элементарных знаний, умений и навыков. С ростом промышленного производства, расширением спектра человеческих деятельностей, появилась потребность в большом количестве элементарно образованных людей.

Появление этой педагогики тесно связана с именем Яна Амоса Каменского. Он проектирует образовательный институт, как регулятор поставки знаний о мире в общество, регулятор опыта на целое поколение.

Главная сторона школы Коменского - формы организации. Коменский узаконивает категории единиц учебного процесса, как единиц по материалу. Например, класс, единица содержания урока, учебного года, семестра и т.д. Через единицы содержание начальной и средней школы вводятся УРОВНИ. Тем самым стандартизирует учебное время, вводит категорию урока, учебного дня, года.

Можно сказать, что Коменский впервые изобрел конвейер. В этом смысле построил отличную фабрику, которая отличается тем, что на выходе есть стандартизованный продукт. Тем самым человеческий материал должен быть на входе стандартизирован тоже соответствующим образом. Появляется деление на классы, группы А.Б, С, Д. А - особая группа, В и С - ядро массового производства, Д - группа не дающее среднее образование.

Педагогика Коменского, как уже развитая технология осваивает все многообразие мотивации. Стандарты сами по себе предполагают социальную мотивацию. Имея диплом о среднем образовании, ты становишься человеком определенной страты.Например, восемь классов образования дают право индивиду заниматься определенным обществом видам деятельностей, а 11 классов позволяют включаться в уже более широкий социальный контекст и т.д. Сколько он способен освоить ЗУН, столько ему дается и возможностей для собственной реализации в социальном пространстве [3].

Учитель становиться ответственным за соблюдение технологического стандарта.

В этой технологии впервые понятия обучение и воспитание начинают разделяться. Если до этого момента воспитание и обучение были склеены между собой, как один процесс, то в Эгалитарной педагогике образование и воспитание разделяются, где воспитание начинает пониматься как механизм регуляции процессов на школе-фабрике, через систему физических и моральных наказаний. Получил «двойку» в школе - выслушал нотации учителя, пришел домой - отец дал ремня.

Собственно у Я. Коменского человек распался, на человека интеллектуального - умеющего и знающего, и человека экзистенционального, как существующего в обществе с определенными нормами поведения, ценностями и т.д. Появление конвейерного машинного производства породило вслед за этим конвейерное образование.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.55.42 (0.015 с.)