Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурно-антропологические ценностные ориентиры
Для содержательного наполнения теоретического конструкта «ценностной самообраз» человека необходимо конкретизировать: что значит наполненность жизненных миров, в которых происходит поиск личностных смыслов, а затем и укоренение человека. О.И. Генисаретский выделяет следующие горизонты человеческого существования, задающие определенные ценностные ориентиры: экотехнический, профессиональный, институциональный (социальный) и инкультуративный. Экотехнический горизонт деятельности включает в себя всевозможные технические системы, машины, объекты и технологические сети (по переработке вещества, энергии и информации), помещенные в средовые, пространственно-временные условия, определяющие как функционирование технических систем и технологических сетей, так и поведение людей. В экотехническом горизонте психическая реальность деятельности описывается в терминах функциональных состояний человека-работника, а сам он сводится к роли оператора как одного из функциональных элементов экотехнических сред и систем. Важно, что все феномены деятельности, описываемые функционально, до тех пор, пока они не осмыслены с точки зрения самообраза, относятся исключительно к роли оператора, а не к человеку, исполняющему эту роль. Ценностные ориентиры в данном горизонте выглядят как формирование установки на здоровый образ жизни и деятельности, поддержание благоприятного соотношения работоспособности и общей жизнедеятельности, умение преодолевать ситуации телесного и психоэмоционального утомления, ведущие к сужению сознания, снижению уровня самоидентичности и самоотдачи. С мировоззренческой точки зрения это означает культивирование самообраза человека как существа, находящегося в постоянной и осознаваемой связи со своим природным окружением. Ценностное качество «здоровья», как образа жизни, образа мыслей и деятельности связывается с принятием таких духовных ценностей, как цельность, естественность, органичность человеческого существования в окружающем мире. Оно выражается в положительной жизнеприемлющей интонации всех ценностных чувствах-ощущениях, переживаемых человеком как радость жизни, и опирается на этику благодарственного, благоговейного отношения к целому окружающей жизни, к духовному наследию своего народа и человечества. Свое ценностное завершение оно получает в признании жизненного значения нравственной чистоты, правдолюбия, справедливости и других гуманистических ценностей, защищать и утверждать которые всегда было свойственно здоровому сознанию [5].
Профессиональныйгоризонт деятельности связан с формированием инфраструктуры рабочих мест, реализацией какой-то политики занятости (привлечение, сохранение и развитие кадров), образованием в ней профессиональных сообществ и коммуникацией специалистов-профессионалов. Реальности экотехнического уровня при этом учитываются с точки зрения уменьшения «риска деятельности», обеспечения ее экологически приемлемых условий и социальной защиты членов профессиональных корпораций, а также защиты их специфических профессиональных интересов. Находясь на рабочем месте, человек не только работает, но и сознает, что работает. У него есть определенное отношение к выполняемой работе, на формировании которого сказываются: · профессиональная подготовка, взятая и со стороны квалификации работника, и со стороны освоенности ценностного содержания профессии; · ближайшее социальное окружение, прежде всего сообщество коллег, бытующая в нем эмоциональная атмосфера работы; · трудовая этика, общекультурные нормы отношения к труду, принятые в данном обществе и задающие общую для всех точку отсчета в осознании ценности труда как такового и личной работы. Отношение к работе, проявленное в самообразе работника, - интенциональная психическая структура более высокого уровня, чем функциональное состояние. Оно выражено личностно, с его помощью регулируются связи между психическим органом занятия, психической работоспособностью и общей жизнеспособностью. Именно благодаря наличию в составе всякого занятия такого рефлексивного элемента, как самообраз, становится понятным, почему с каждым занятием связана своя ценность, сколь бы свернуто, скрыто она в иных занятиях ни присутствовала. Ценностный ориентир личностного роста в профессиональном горизонте - формирование установки на хорошую, высокопрофессиональную работу (как самоценность и носитель различных ценностей), установки в профессиональной этике того или иного цеха.
Реализация этой установки касается в первую очередь таких профессиональных, а вместе с тем и социальных ценностей, как: · личностная осмысленность и целесообразность процесса работы (пребывания в ней), при длительном культивировании перерастающая в ценность занятия трудом и переживание в труде напряжений и разрядок, имеющих функцию психоэмоциональной саморегуляции, · а потому: опознание за работой развивающего, воспитывающего значения, восприятие его как пространства личностного, а не только профессионального роста. Институциональныйгоризонт деятельности впрямую связан с реальностью социально-культурных институтов, традиций и практик. Если объектом профессионализации является работа, то для институционализации - это занятия, т.е. виды деятельности, круг которых куда более широк, чем те или иные работы. Развитость институциональной структуры общества выражается в богатстве тех социальных ролей, которые человек может играть в этом обществе. Социальные роли, в отличие от профессиональных, значимы не в производственной сфере, где они различаются по функционально-технологическим, квалификационным или иным признакам, а в социально-институциональной. Они характеризуются социальным статусом и престижем, определяющими возможности влияния на принятие общественных решений, а также специфическим стилем социальных действий, разделяемой представителями данной субкультуры. Институциональный горизонт деятельности является именно тем пространством, где соотнесение самообраза деятельности к ее личностным образцам реализуется в полной мере. Формирование ценностной ориентации на реализацию всех социально признанных (и авторитетных) занятий, как на возможное поле будущей профессиональной или общественной деятельности, важно для нормального функционирования общества и обеспечения единства идей всех входящих в него групп и людей. Ценностная установка в институциональном горизонте - это установка на развитие особой чувствительности к ценностному, эмоциональному строю каждого наблюдаемого, а затем испытываемого занятия, способность за каждым стилем поведения видеть особый род занятий и оценивать его развивающие возможности. А также умение выбирать из множества предлагаемых жизненными обстоятельствами занятий те, что наиболее вероятно могли бы стать вехами на пути личностного роста. В горизонте инкультурации деятельность целиком принадлежит культуре, осуществляется в ее символических пространствах именно на основе самообразов действующего человека. Инкультурация - это вхождение в наличное тело культуры новых ценностно значимых содержаний (образов, персонажей, символических и энергийных комплексов). Это раскрытость культуры - через ценности как органы «внутреннего человека», переживаемые душевные состояния - в реальность духовной жизни, означаемую в терминах той или иной картины мира. Причем вхождение это происходит в форме особых состояний, спонтанно раскрывающих для сознавания сокрытые ранее пространства ценностно-подлинного опыта, традиционно обозначаемых как «озарения», «духовные запечатления» и трактовавшихся как «воображение» или «творчество». Процесс инкультурации тесным образом сопряжен с действительностью личностного роста, с осознаванием ценностных изменений в самообразе. Их осуществляется в терминах разного рода самоотношений - самобытия, самомышления, самодействия - и переживается как опыт самоценности. Личностный рост и есть накопление и проработка в переживании опыта самоценного существования, самобытия и самодействия [5].
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.007 с.) |