Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъективный и объективный факторы в оценке
Процессы, события, объекты и явления окружающего мира составляют среду физического и психического погружения человека в действительность. Их воспринимает и оценивает субъект прямого контакта. При определении оценки будем исходить из того, что оценка является субъективным выражением значимости предметов и явлений окружающего нас мира для нашей жизни и деятельности, т. е. оценка это умственный акт, в результате которого устанавливается отношение субъекта к оцениваемому объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта. Включаясь в контекст, оценка характеризуется особой структурой, содержащей ряд обязательных и ряд факультативных элементов. Эту структуру можно представить как модальную рамку, которая накладывается на высказывание и не совпадает ни с его логико-семантическим построением, ни с синтаксическим [16]. Одной из важнейших особенностей оценки является то, что в ней всегда присутствует субъективный фактор, который находится в постоянном взаимодействии с объективным. Всякое оценочное суждение предполагает субъект суждения, т.е. лицо, от которого происходит оценка, и его объект, т.е. предмет или явление, к которому оценка относится. Субъективный компонент предполагает положительное или отрицательное отношение субъекта оценки к его объекту (“нравится /не нравится”), в то время как объективный компонент оценки ориентируется на собственные свойства предметов или явлений, на основе которых выносится оценка. Например:gusta esa película (субъективная оценка)una película buena, filmada con talento (объективная оценка) Соотношение субъективного и объективного является основной проблемой, вокруг которой разворачиваются споры о сущности ценностей и о природе оценочных суждений. История изучения оценки характеризуется постоянной борьбой двух направлений, одно из которых опирается на представление, что основным в оценке является субъект в его отношении к объекту, а другое считает основным для оценки свойства объекта. Эти направления представляются существенными для изучения оценки с лингвистических позиций. Первое направление нашло свое наиболее явное выражение в концепциях эмотивизма, где оценочные значения рассматриваются лишь как выражение эмоций субъекта, как отношение субъекта к объекту. Исходя из субъективности оценки, сторонники эмотивизма считают, что оценку нельзя рассматривать ни как истинную, ни как ложную. Очевидно также, что, согласно этой концепции, эмоциональная сторона в оценке первична, а рациональная вторична.
Противоположное направление опирается на идею, что оценочные значения следует рассматривать как принадлежащие объектам, и таким образом они представляют собой не отношения, а свойства. Оценочные свойства являются объективной реальности и присущи действиям и состоянием дел. В рамках этих концепций предполагается, что оценочные свойства следуют как логический вывод из дескриптивных, поскольку оценка основана на объективных признаках предметов и явлений. Соответственно эмоциональная оценка вытекает из рациональной. Дальнейшее развитие идей двух направлений и стремление найти выход из противоречий, возникающих при одностороннем подходе, дало толчок исследованиям семантики прилагательных как основного вида признаковых слов. Так, П. Ноуэлл-Смит, рассматривая вопрос о том, при каких условиях употребляется данное слово и для какой цели, делит прилагательные на следующие группы: А - указывают, что предмет имеет некоторые свойства, способные называть эмоции (el vestido es cómodo) D - входят в описание (el vestido es rojo) G - обозначают свойство, которое должно повлечь за собой некоторое действие (el vestido es vulgar). Это деление условно, так как прилагательные одной группы в соответствующих контекстах могут выступать в функции другой. Взаимодействие субъекта оценки с ее объектом лежит в основе классификации частнооценочных значений, предложенной Н.Д.Арутюновой. Среди частнооценочных значений выделяются три группы, которые включают семь разрядов. Первая группа - это сенсорные оценки, они делятся на: ) сенсорно-вкусовые (гедонистические) - то, что нравится: agradable, sabroso, atractivo; ) психологические, среди которых различаются: а) интеллектуальные оценки: interesante, ameno, banal; б) эмоциональные: alegre, deseado, agradable; Вторая группа - это сублимированные, или абсолютные, оценки: ) эстетические оценки, основанные на синтезе сенсорных и психологических: bello, hermoso;
) этические оценки, подразумевающие нормы: moral, bondadoso, vicioso; Третья группа - рационалистические оценки, связанные с практической деятельностью человека: 1) утилитарные: provechoso, nocivo; ) нормативные: correcto,normal,sano; 3)телеологические: efectivo, acertado, inútil; Как можно видеть, анализ оценки в собственно лингвистическом плане также опирается на понимание субъективного и объективного аспекта значений оценочных слов и высказываний в их соотношении. В оценочных суждениях субъективное и объективное неразрывно связаны, та и другая сторона нарастают/убывают обратно пропорционально друг другу.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.006 с.) |