Особенности, пути, средства эмоционального воспитания личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности, пути, средства эмоционального воспитания личности



 

Может ли существовать музыка, лишенная какой-либо эмоциональной окраски? Ответ здесь - тот же, что и по поводу эмоционального состояния человека. Согласно данным психологов, та или иная эмоция всегда окрашивает человеческое восприятие мира. Даже если состояние субъекта совершенно спокойное, это и есть характер его эмоции. Так же и в музыке: даже преднамеренная «аэмоциональность» - будь то отрешенное пение в церкви или иссушенный структуралистский опус середины XX века, - всё это проявления особого рода эмоциональности. Эмоция - сущность, неотъемлемая от феномена музыки [9].

Именно эмоция приносит слитность разделенного - человека и музыки. А поскольку характер такого слияния по своей природе интуитивен, то благодаря нему и возникает тысячелетиями воспеваемое «чудо музыки» - способность возвышать, облагораживать, доставлять наслаждение и даже исцелять. Как пишет В. Медушевский, «интуитивный характер восприятия музыкальных знаков и отнесенность их к миру чувств обусловливает действие и механизма отражения, и механизма внушения, «заражения»: чувство оценивается не только как изображенное, но часто и как «принадлежащее» самому слушателю» [10].

Музыкальные эмоции участвуют в создании музыкального образа, в музыковедении (и вообще в музыкальном обиходе), поэтому по сравнению с психологией и физиологией терминология приобретает свои особенности. Так, термины «эмоция», «аффект», «чувство», «переживание», «ощущение», «состояние», «настроение» в психологии имеют иной смысл:

·   «ощущение» - восприятие органами чувств, не доведенное до сознания;

·   «аффект» - состояние возбуждения, не контролируемое сознанием;

·   «чувство», в отличие от «эмоции», - сложное психическое состояние, связанное с социальными представлениями и т.д. (Правда, у психологов, близких музыке, слово «чувство» имеет также значение, близкое интуитивному «знанию», - «чувство ритма», «чувство интервала», «чувство лада»).

В целом же в музыкознании все термины лежат в одном, образном ряду и различаются лишь по тем оттенкам, которые несут в себе сами слова языка:

·   «настроение» - нечто преходящее;

·   «чувство» - относительно постоянное;

·   «аффект» стабилен, «переживание» имеет оттенок некоего процесса.

Они различаются также по периодам их появления в истории: понятие «эмоции» ввел в XVII веке Р. Декарт, «аффекты», «страсти души» также восходят к эпохе барокко, «чувство» (нем. Gefühl, Empfindung) заняло место у венских классиков и романтиков, «Erlebnis» (переживание) идет от Гегеля, «настроение» в русском языке по отношению к музыке возникло на грани XIX-XX веков и т.д.

Оптимальным из всего приведенного синонимического ряда целесообразно считать термин «эмоция», введенный Р. Декартом в трактате «Страсти души» («Les passions de l\'âme», 1649), в дальнейшем сходный по смыслу в музыке и психологии (фр. emotion - волнение, возбуждение, от ср.-фр. emouvoir - колебать, волновать и от лат. emovere - выдвигать, отодвигать, потрясать: е + movere - двигать) [11].

Музыкальные эмоции имеют все шансы существовать проявлены гласом, хоть какими музыкальными приборами. И этот критерий-эталон историчен: во всем мире мелодическая, вокальная «концепция» музыки распространена более, чем ритмическая, ударная. Специфичен вопрос об электронной музыке. Вслед за тем все характеристики музыкальной композиции - симфония, мелодика, фактура и т.д. - стают в особенных ракурсах. Нестандартной является и ситуация с музыкальными чувствами. Тем ненаименее, и в данной области имеется творения, проникнутые реальным человечьим ощущением идозволяющие «проверку» голосовыми интонемами, как к примеру, «Via dolorosa» Т. Буевского, передающая глубочайшее эмоция скорби [10].

Беспристрастное эмоциональное оглавление творения и его субъективное переживание слушателем, эмоциональное положение под воздействием слушания музыки, до этого только, взаимосвязаны. В. Медушевский правильно замечает, что конкретно музыка лучше всех иных искусств владеет возможностью формовать вкладываемую в творение эмоциональную ситуацию: «Но посреди остальных искусств музыку выделяет особенная держава конкретного эмоционального действия, её дееспособностьне элементарно обрисовать ситуацию ощущения, однако как бы» изнутри» воспроизвести его» [10]. В. Медушевский анализируя «эмоциональное состояние» отмечает, прежде всего, соотнесение его с имеющимися в мозгу центрами «удовольствия» и «неудовольствия». Говорит о мгновенной подготовке организма к формированию требуемого эмоционального состояния: «Соответственно этой задаче одновременно с рождением знака эмоции наступает целый комплекс изменений в организме - повышается или снижается скорость психических или физиологических процессов, меняется тонус, степень напряжения. Комплекс изменений охватывает все специфические стороны жизнедеятельности - дыхание, движение, речь, восприятие, мышление, поведение. Эмоции активизируют восприятие, либо, наоборот, тормозят его, ограничивая контакт с окружающим. <…> Все эти целостные комплексы изменений, будучи зафиксированы в глубинах памяти, и составляют суть наших интуитивных знаний об эмоции. Активизируясь в процессе слушания, они обеспечивают постижение эмоционального характера музыки» [10].

Эмоции делятся на жизненные и музыкальные. Жизненные эмоции многосторонне влияют на музыкальные эмоции. Прежде всего, они естественно имитируются самим музыкально-биологическим материалом - человеческим голосом, моторными реакциями.

Взаимодействие музыкальных чувств с жизненными проистекает и при конкретном сочинении, выполнении, слушании музыки. Л. Бочкарев изучил подневольность восприятия музыки от психических состояний и собственных необыкновенностей слушателей. Ежели испытуемые находились в подавленном, беспокойном психическом состоянии, они быстрее слышали в предлагаемых образчиках творений тревогу, уныние, печаль, ежели в рациональном состоянии - воспринятие было наиболее безмятежным и умеренным. Не считая такого, «тревожность как положение приподнято коррелирует с тревожностью как свойством личности…» [12].

Совместный вывод таков: «Благодаря ассоциациям слушатель в процессе треволнения проверяет нелишь этак именуемые «эстетические» («художественные») эмоции и ощущения, [но] и «жизненные», выходящие за рамки эстетически направленной музыкально-слуховой деятельности» [12].

Любая музыкально-историческая эра выработала свои эмоциональные процессы. Для инструментальной музыки барокко были в особенности свойственны ровненькие «террасы» (с внезапными сменами) и нехарактерны кульминации; для венских классиков - взлеты (мангеймские crescendo), кульминации-плато, - зоны; для романтиков XIX века - волны, кульминации-точки, динамические и тихие; для XX века - вседавние виды эмоциональных действий с введением новейших - как одно только diminuendo, статическое развертывание и др.

В XX веке возникли и совершенно нетрадиционные музыкально-эмоциональные явления, определяемые необычным соотношением человека с ситуацией концерта и вообще с условиями слушания музыки: психоделические процессы (интенсивные и экстенсивные), интерактивные музыкально-психологические процессы [12].

Эмоциональные функции музыкального материала в форме и сама «эмоциональная форма» существуют в музыке в силу «направленности формы на слушателя», как говорил Б. Асафьев. На первый план по эмоциональной активности из них выходит ритмика, за ней следует мелодика. У мелодики есть признанное свойство: на этом ярком голосе фактуры свертываются все отношения целого, включая гармонию, при всей ее значимости в музыкальной композиции [13].

Как показывает практика педагогических наблюдений, категоризация эмоций достаточно четко проявляется при восприятии музыки эпохи барокко (А. Вивальди, И.С. Бах), венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс), русской классической музыки (П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), современной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович).

Однако при переходе к так называемой музыке новых средств (А. Веберн, К. Пендерецкий, А. Шенберг), в которой мажорно-минорные соотношения становятся зыбкими и неопределенными, часто наслаиваясь друг на друга, ритмическая структура произведения становится предельно свободной, основным носителем художественного смысла становятся своеобразие интонационных тяготений, тембровые и гармонические характеристики звучания, а предлагаемые принципы выявления эмоциональных состоянии перестают себя оправдывать.

Таким образом, в традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях можно выделить следующие закономерности, которые следует учитывать при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций:

·   Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом;

·   Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным;

·   Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим, взволнованным, страстным, героическим;

·   Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.


Рисунок 1 Восприятие музыки для понимания заложенных в ней эмоций

Таблица 1. Обобщенные характеристики музыкальных произведений, выражающие сходное эмоциональное состояние

Основные параметры музыки Основное настроение Литературные определения (по данным музыковедческой литературы) Названия произведений
Медленная мажорная Спокойствие Лирическая, мягкая, созерцательная, элегическая, напевная Бородин, Ноткин из струнного квартета; Шопен. Ноктюрн фа-мажор (крайние части); его же. Этюд ми-мажор (крайние части); Шуберт. «Аве Мария»; Сен-Санс. «Лебедь».
Медленная минорная Печаль Сумрачная, трагическая, мрачная, тоскливая, гнетущая, подавляющая, унылая, скорбная. Чайковский. V симф., вступление; его же. VI симф., финал; Григ. «Смерть»;
Быстрая минорная Гнев Драматическая, взволнованная, тревожная, беспокойная, мятежная, гневная, отчаянная. Шопен. Прелюдия до-минор; его же. Марш из сонаты си-бемоль-минор
Быстрая мажорная Радость Праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая, радостная Шопен. Скерцо №1, Этюд №12, соч. 10; Скрябин. Этюд №12, соч. 8; Чайковский. VI симф., 1-я ч. разработка; Бетховен, финалы сонат №14, 23; Шуман. «Порыв» Шостакович. Праздничная увертюра; Лист. Финалы рапсодий №6, 12; Моцарт. Маленькая ночная серенада, финал; Глинка. «Руслан и Людмила», увертюра; Бетховен, финалы симфоний №V, IX

Следует подметить, что такие моменты музыкальной выразительности, как тембр, ритм, динамика, ритмоинтонационные и гармонические средства представляются чрезвычайно необходимыми для моделирования в музыке той либо другой эмоции, тем не наименее, они являются доп. В исследованиях Ч. Осгуда и его служащих, выполненных на материалах изобразительного художества, было известно, что «картины с самым разным предметно-иконографическим вхождением имеют все шансы обладать чрезвычайно родные эмоционально-оценочные свойства» [14].

Это состояние резонно и для музыкальных творений. Одно и то же расположение в разных музыкально-исторических стилях может замечаться несхожими ритмоинтонационными, гармоническими и тембровыми средствами, как это разрешено созидать на образцах творений И.С. Баха и Д.Д. Шостаковича, А. Вивальди и И. Стравинского, С.С. Прокофьева и Ф. Шуберта. От творений старенькых мастеров к творениям современных композиторов возрастает семантическая сложность музыкальной ткани, однако сами эмоции при этом значительно не изменяются. И ежели в творениях композиторов разных эпох мы обретаем представление похожих эмоциональных состоянии, разрешено произносить о том, что в этом случае характеристики темпа и лада будут сходными.

Эстетические ощущения, появляющиеся при восприятии музыкального творения в различие от базальных чувств, имеющих пространство в конкретной жизни, включают в себя комплекс недалёких сообразно значению настроений, дающих динамическую картину эстетического треволнения, которое может существовать выражено при поддержке бессчетных вербальных определении.

Предлагаемая модель категоризации чувств на базе 2-ух характеристик (темпа и лада) покоряется закону количественных конфигураций и переходу их в высококачественные отличия. Одна и та же мелодия, исполненная в мажорном либо же минорном ладу, стремительном либо медлительном темпе, станет в зависимости от этого отдавать иную эмоцию.

Потому ежели бы мы задались целью вместить разные музыкальные творения в предлагаемой сетке координат, то одни из их в зависимости от интенсивности проявленной эмоции будут размещаться поближе к одной из осей координат, а остальные далее. К примеру, чрезвычайно печальное творение станет находиться от оси ординат далее, чем творение, выражающее легкую элегическую грусть.

Как указывает практика педагогических надзоров, приведенная категоризация эмоции на базе 2-ухкомпонентов средств музыкальной выразительности довольно верно имеет место быть при восприятии музыки эры барокко (А. Вивальди, И.С. Бах), венских классиков (Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен), композиторов-романтиков (Ф. Шуберт, Р. Шуман. Ф. Шопен. Ф. Лист, Э. Григ, И. Брамс), российской классической музыки (П.И. Чайковский, Н А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов), современной музыки (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович). Но при переходе к этак прозываемою музыке новейших средств (А. Веберн. К. Пендерецкий, А. Шенберг), в которой мажорно-минорные соотношения стают зыбкими и неопределенными, нередко наслаиваясь друг на друга, ритмическая конструкция творения делается максимально вольной, главным носителем художественного значения стают оригинальность интонационных тяготений, тембровые и гармонические свойства звучания, а предлагаемые принщры выявления эмоциональных состоянии прекращают себя выгораживать.

Понятно, что холерики и сангвиники различаются скорым темпом психической энергичности, в то время как меланхолики и флегматики - наиболее неторопливым [4].

В рамках современной гуманистической парадигмы все огромную злободневность и значимость получают такие формы поведения человека, какие обеспечивают ему помощь в борьбе с разрушительными действиями среды, снабжают его наиболее действенными механизмами охраны от пагубных веяний сообщества, разрешают предохранять гармонию с самим собой и находящимся вокруг миром, защищать свою духовную единство, свои высоконравственные идеалы, свои права на собственное блаженство и самочувствие, повышают адаптационные способности организма и психики в целом.

Осуществление данных форм поведения людей во многом зависит от свойства их эмоциональной жизни. Не напрасно отображение почти всех обстановок общественной привыкания и дезадаптации сейчас исполняется в определениях эмоциональных состояний. Угнетение и хандра, чувство бессмысленности существования, постоянное возмущение собой и иными; расположение к злости, стрессовость, нелюбовь, злость, завидность; недостаток сострадания, альтруистических порывов, заботы о близком, - вот итоги неизменной борьбы человека за выживанье, непомерных трудовых нагрузок, нередкого ущемления его прав и свобод, конфликтов и неудач намаршрутах к достижению собственной собственной значительности и т.д., ставшие устойчивыми чертами современной религиозно ущербной личности, выполненные в эмоциональных определениях.

Делается светло, что эмоции человека с необходимостью вовлекаются в процесс его социализации, однако при этом итоги их воздействия не однозначны. Не постоянно эмоциональная активность человека содействует его удачной общественной привыкания и коммуникации, служит опорой его адекватным поведенческим деяниям. Безусловно, музыка владеет гораздо наименьшей предметной и понятийной конкретностью, чемостальные виды художества. Она, к примеру, не может настолько же конкретно, как живопись, видеографика либо статуя, защищать и рисовать конкретные предметы либо явления. Она не в состоянии своими средствами проявить философские либо научные идеи, поддающиеся в серьезном значении слова только словесно-логическому воплощению.

Однако но несмотря на все вышесказанное музыка способна наиболее ясно и многообразно отдавать треволнения человека, врождённый мир его эмоций и треволнений, эмоционально-психологические состояния, их динамику и переливы Внутренние, тончайшие, сокровенные стороны души человека, то, что иногда не передаваемо на обычном языке человечного общения, делается легко доступным выражению музыкальными звуками, выступает основой специфичной образности в музыке.

Не случаем Р. Шуман заявлял, что вслед за тем, в каком месте заканчивается словечко, наступает музыка. Музыкальные звуки, особенным образом переработанные, построенные в определенную ладовую, ритмическую систему, проявляющиеся в определенном распорядке в музыке Баха, Бетховена, Глинки и др., как бы растут из эмоций, чувств, искренних состояний композитора.

Таковым образом, область эмоций и чувств человека один из главных предметов отображения в музыкальном виде. Однако их невозможно разглядывать как кристально субъективное явление, они, аналогично иным формам осознания человеком реальности, имеется индивидуальный образ беспристрастного решетка. Следственно, музыка рисует и выражает реальность не напрямик, аналогично изобразительным обликам художества, формирующим образ какой-нибудь доли предметного решетка, а непрямо, воссоздавая мир эмоций и чувственных отношений.

Постоянная служба с музыкальным материалом приносит последующие итоги:

Ø происходит модифицирование в эмоциональной сфере обучающихся;

Ø снижается степень тревожности за счет подходящего психологического климата на учебном процессе в начальной школе;

Ø развиваются творческие возможности;

Ø формируется толерантность и подготовленность взять в толк и взять культуру носителей иной культуры;

Ø формируются высоконравственные позиции, эстетические интересы.

Таковым образом, воспитание эмоциональной сочувственности на учебном процессе делается естественным.

Без музыкального обучения нереально настоящее умственное формирование ребёнка.

Развивая эмоциональное известие ребёнка к музыке, мы облагораживаем его идеи, стремления». В широком значении музыкальное воспитание - это создание духовных потребностей человека, его высоконравственных представлений, разума, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки житейских явлений. В таком осмысливании - это воспитание Человека.

В наиболее узеньком значении музыкальное воспитание - это формирование возможности к восприятию музыки. Оно исполняется в разных формах музыкальной деловитости, какие устанавливают собственной целью формирование музыкальных возможностей человека, воспитание эмоциональной сочувственностик музыке, сознание и глубочайшее переживание его содержания. В таком осмысливании музыкальное воспитание - это создание музыкальной культуры человека» [15].

Как уже было зафиксировано, художество постоянно оперирует художественными образами. Специфичными чертами музыкального художества является то, что оно отображает жизненные явления в музыкальных видах.

«Мелодический образ творения - это комплекс выразительных средств, воздействующих на слушателя собственным конкретным звучанием». Особенно главную роль играют мелодия, она более ясно передает главную мысль, ощущения. Образ обогащается и иными веществами музыкальной речи - ладогармоническим складом творения, его темповыми и динамическим аспектами приемами изложения музыкальной идеи, структурой самого творения.

Музыка сочетанием собственных выразительных средств формирует образный образ, который вызывает ассоциации с явлениями жизни, с переживаниями человека. Хитросплетение выразительных средств в музыке с поэтическим одним словом (к примеру, в песне, опере), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в спектаклях) делает мелодический образ наиболее конкретным, понятным.

Музыка владеет могучим эмоциональным действием, она пробуждает в человеке добросердечные ощущения, делает его больше, похлеще, лучше, этак как в усмиряющем большинстве она подразумевает позитивного богатыря, вознесенные эмоции. Музыка жаждет осуществлять этико-эстетический идеал - в этом изюминка и её содержания, индивидуальности её действия на человека. Музыка - это сильнейшее лекарство формирования разума, эмоциональной культуры, эмоций, нравственности.

Постановляющую роль в целенаправленном формировании культуры личности играет художественная активность, нужная не лишь экспертам, однако и всем людям без исключения, потому что она способствует сформировывать функциональное, творческое известие человека к труду, к жизни вообщем.

Бесповоротный упор делается на эмоциональное, творческое восприятие музыки, на обогащение музыкального слуха и музыкального эксперимента деток. Неувязка активный, конкретной реакции на музыку выдвигается как первоочередная задачка обучения.

Для преподавателя, чтоб воспитать энтузиазм и влюбленность к художеству, наиболее основное - обожать деток и музыку, мочь знаться с детками и творчески касаться к процессу-музыканта, который становит перед собой такие принципиальные цели, музыкального обучения, сохранив при этом главные методологические взгляды програмки и регулярно обновляя способы работы и мелодический материал.

Лишь при данных критериях малыш может эмоционально отозваться на музыку. Центральным моментом восприятия музыки остаётся возбудимый отклик на неё, переживание ее содержания. Заключение данной трудности соединено с необходимостью:

Ø специально выбирать мелодический репертуар и способы работы с ним;

Ø использовать на упражнениях остальных видов музыкальной деловитости деток, музыкального движения, пения, забавы в оркестре, дирижирования;

Ø использование на упражнениях творений остальных видов художества, до этого только изобразительного и художественной литературы.

Такие приемы поднимают музыкальное воспринятие на наиболее высшую степень, являются методом функционального разбора музыки. При подборе творения для слушания следует базироваться на то, чтоб они отвечали двум водящим принципам - высочайшей художественности и доступности. Тогдамузыка вызывает у деток энтузиазм и позитивные эмоции.

«Лишь эмоциональное просыпание интеллекта дает позитивные итоги в работе с детьми», - заявлял В.А. Сухомлинский [2].

Музыкальное художество представляет неистощимые способности для расширения и обогащения эмоционального эксперимента. В музыке кристаллизуется достояние интонаций, выражающих различные цвета человечьих эмоций и переживаний. Музыкальное творение более углубленно захватывает человека и организует его эмоциональное вещество, в общении с ним малыш просто обретает вывод собственной эмоциональной энергичности и творческой инициативы.

Для нашего дипломного изучения необыкновенную значимость имеют выводы экспертов (В.К. Белобородовой, Н.А. Ветлугиной, М.Б. Зацепиной, Т.С. Комаровой, М.А. Медведевой, Б.М. Теплова и др.) о том, что энергичность эмоциональной сферы личности младшего школьника является условием его удачного музыкально-творческого развития. Конкретно эмоциональная энергичность дает ребёнку вероятность воплотить свои музыкальные возможности, делается средством эмоционального общения, принципиальным условием развития эмоциональной сочувственности на музыку у младших школьников.

Парадокс музыкального художества содержится не лишь в возможности удобрять эмоциональные треволнения человека, однако и в способности активизировать эмоциональные реакции и оценки, дела, лежащие в базе интересов, потребностей, предпочтений личности.

Инновационные взоры на процесс формирования ребяческой личности характеризуются опорой не лишь на покупка новейших познаний и умений, однако и на выработку определенных ценностных ориентаций человека, элементов базис личной культуры.

Ежели передача познаний просит основным образом обращения к разуму личности, то выработка ценностных ориентаций связана, до этого только, с действием на эмоции и ощущения человека, какие, в свою очередность, содействуют превращению ценностных установок в его убеждения (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, В.И. Петрушин, С.Л. Рубинштейн и др.).

Заметный нашенский грамотей, психолог Г.С. Тарасов отмечает, что высочайшее художество, в частности, музыкальная классика, являясь самым желанным управляющим психического развития деток, исполняет «множество жизненно принципиальных задач и призвана улаживать самую ключевую - выкормить в детях эмоция внутренней причастности к духовной культуре населения земли, выкормить жизненную позицию ребят в мире музыки. В эмоциональной атмосфере увлеченности создаются взоры, позиций деток, складываются публичные связи» [16].

В психолого-педагогической литературе, посвященной дилеммам обучения деток младшего школьного возраста, указывается на то, что эмоциональная чуткость поддается развитию в ранешном малолетстве (Т.С. Бабаджан, В.М. Бехтерев и др.).

В этом возрастном периоде, в связи с развитием и усложнением эмоциональной сферы, усложняется и оглавление эмоционального общения. Мотивы такового общения вполне соединяются с эмоциональным состоянием ребёнка. На рубеже младшего школьного возраста оно может сберегаться продолжительно, а, следственно, бросать наиболее глубочайший отпечаток в психике малыша (А.В. Запорожец, Г.М. Лямина, Г.В. Пантюхина, A.M. Фонарев и др.). Конкретно потому в методических наставленияхсообразно музыкальному обучению младших школьников ставится задачка развития эмоциональной сочувственности на музыку методом приобщения деток к миру музыкальной культуры.

Но методы решения данной задачки или отсутствуют, или носят очень совместный нрав.

Анализ изучений, дотрагивающихся предоставленной трудности, дает нам базу ратифицировать, что настоящее воздействие обучения на формирование эмоциональной сочувственности на музыку у деток младшего школьного возраста остается одной из малоизученных педагогических заморочек.

В музыкально-педагогической литературе не держится опытно подтверждаемых данных о роли скопления различного интонационного эксперимента в развитии эмоциональной сочувственности на музыку у младших школьников, желая о необходимости применения шедевров музыкальной культуры в развитии личности говорится во почти всех научных трудах. Не считая такого, в неких исследованиях упоминается о широком их применении в разрабатываемых создателями програмках музыкального развития деток (Е.А. Дубровская, О.П. Радынова, P.M. Чумичева, Л.В. Школяр и др.).

Музыкально-исполнительская активность, организованная в системе музыкального образования, формирует подходящие способности для обучения эмоциональной культуры школьников. В процессе музыкально-исполнительской деловитости у деток может существовать сформирована музыкальная эмоциональная цивилизация, которая служит предпосылкой их общей эмоциональной культуры как социально важного свойства личности.

Организация обучения эмоциональной культуры учащихся в период младшего школьного юношества представляет величайшую злободневность и значимость.

Этак как у деток предоставленного возраста ясно проявлена надобность в постижении решетка и самовыражении чрез треволнения, ублажение которой самым натуральным образом исполняется в процессе обучения эмоциональной культуры, что служит массивным причиной формирования мотивации школьников к учению.

Но, как демонстрируют надзора, тренировочный процесс в начальной школе сейчас не решают задачки обучения эмоциональной культуры деток преднамеренно, преднамеренно и отлично. Тренировочный процесс обусловливают направленность на создание у малыша особых музыкальных навыков и возможностей, при которой эмоциональная элемент музыкальной деловитости вытесняется на обратный чин, теряет статус первичной ценности, и которая является одной из главных обстоятельств утраты энтузиазма школьников к музыкальным занятиям.

Ощущения деток наименее осознанны, чем ощущения зрелого. Они вспыхивают скоро и ясно и настолько же скоро имеют все шансы меркнуть. Переход от 1-го состояния к иному нередко молниеносен: буйное пиршество, а чрез минутку - слезы. Править своими переживаниями малыш неможет, практически постоянно он как оказалось в плену у ощущения, которое его обхватило.

Более мощный и принципиальный родник переживаний малыша - его отношения с иными людьми, зрелыми и детками. Когда окружающие нежно относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему интерес, он проверяет эмоциональное благоденствие - эмоция убежденности, защищенности.

Традиционно в данных критериях у малыша доминирует здоровое, жизнерадостное расположение. Эмоциональное благоденствие содействует стандартному развитию личности малыша, выработке у него позитивных свойств, доброжелательного дела к иным людям.

Потому перед учебным действием стоят задачки эмоционального обучения личности школьника средствами музыки, а конкретно:

Ø высокая социальная значимость обучения эмоциональной культуры средствами музыки;

Ø широкий потенциал музыкально-исполнительской деловитости в воспитании личности школьника и тесно спец направленностью теорий музыкального обучения;

Ø необходимость повышения уровня эмоциональной культуры деток на учебном процессе;

Ø традиционная способ организации музыкально-исполнительской деловитости учащихся создание у их особых музыкальных навыков и возможностей.

Ощущения, появляющиеся у школьника сообразно отношению к иным людям, переносятся им и на персонажей музыкальных творений этак и художественных творений - сказок, рассказов; он сострадает несчастью Красноватой Шапочки немногим не в такой мере, чем действительному несчастью.

Он может снова и снова выслушивать одну и ту же историю, однако его ощущения к персонажам от этого не слабеют, а стают даже посильнее: малыш вживается в сказку, затевает принимать еёперсонажей как знакомых и недалёких.

Он идентифицируется с обожаемыми персонажами, сострадает тем, кто попал в беду.

Особенное сострадание малыша вызывают позитивные герои, однако он может жалеть и лиходея, ежелитому приходится уж чрезвычайно нехорошо. Почаще, но, детки противятся поступками отрицательных персонажей, желают отстоять от их любимого богатыря.

«Эмоциональное благоденствие гарантирует высшую самомнение, сформированный самоконтроль, ориентацию на фуррор в достижении целей, возбудимый удобство в семье и за пределами семьи. Конкретно эмоциональное благоденствие является более емким мнением для определения удачливости развития малыша. Оно зависит не от культурных и личных необыкновенностей малыша, а лишь от оптимальности системы» мать - дитя» [17].

Очень принципиально, чтоб действие художества начиналось как разрешено ранее, в малолетстве. Воспитывая с ранешних лет дееспособность, углубленно ощущать и воспринимать художество, влюбленность к нему сберегается потом на всю жизнь, воздействует на создание эстетических эмоций и вкусов человека. «То, что упущено в малолетстве, чрезвычайно тяжело, практически нереально нагнать в взрослые годы, - предостерегал В.А. Сухомлинский [3].

Ежели в ранешном малолетстве донести по сердца красу музыкального творения, ежели в звуках малыш ощутит многогранные цвета человечьих эмоций, он поднимется на такую ступень культуры, которая не может существовать достигнута никакими иными средствами. Эмоция красы музыкальной мелодии раскрывает перед ребенком свою красу - небольшой человек понимает своё достоинство».

Обширно популярны слова К. Маркса о том, что «для немузыкального ушица самая красивая музыка лишена смысла». Потому нужно формировать условия для повышения музыкальной культуры деток. В.А. Сухомлинский писал: «воспитание - это полиэдральный процесс неизменного духовного обогащения и обновления - и тех, кто воспитывается, и тех, кто воспитывает» [3].

В воспитании чрезвычайно принципиальным видется пребывание стезей формирования у школьников высочайшей эмоциональной культуры. Воспитание возможности отзываться на всю палитру человечьих переживаний является одной из принципиальных задач музыкального образования. Для этого преподаватель музыки обязан владеть сведениями сравнительно такого, на базе каких закономерностей проистекает отображение в музыке чувств человека.

Во всех имеющихся програмках музыкального обучения и методических наставлениях подчеркивается, что музыка является средством развития эмоциональной сферы учащихся, но предлагаемый репертуар строится сообразно историческому, тематическому либо сообразно жанровому принципам.

Ни в одной из имеющихся программ музыкального обучения не получилось найти принципов отбора музыкальных творений сообразно их эмоциональному содержанию, а еще тех беспристрастных оснований, сообразно которым то либо другое музыкальное творение разрешено отнести к выражению определенного эмоционального состояния. В музыкальных програмках ничто не говорится о связи ценностного дела к объекту и нраве испытываемых при этом переживаний. Как верховодило, констатируется, что ежели человек кое-что обожает, то это каким-то образом обязано его тревожить. Основной вопрос - обнаружение связи меж эмоциональной сферой человека и закономерностями её отображения в музыке, т.е. перевод жизненных чувств в эстетические, по сих времен в музыкознании с достаточной полнотой не открыт [18].

В научном основании обновления содержания образования начальной ступени положена инновационная мысль развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деловитости, создателя личного видения решетка, способного вступить в разговор с веществами различных культур, и элементарно как малыша строящего собственный возраст в согласовании со своими способностями.

Начальная степень - период, более подходящий для интенсивного формирования учебной деловитости, является фундаментом развития разума воспитанника. Оглавление учебной деловитости основывается в задачной форме, изучение задачной формы вырабатывается у воспитанников дисциплиной разума, ходом идеи в данном направленности, в системе. При этом создание таковых главных психологических параметров личности, как случайное интерес, рефлексия, самоконтроль, учащиеся овладевают общими методами - автономного решения разных учебных задач, самоконтроль и сам мнение личных действий.

Вправду, неувязка высоконравственного обучения деток непрерывно располагаться в центре интереса сообщества. Необыкновенную злободневность данная неувязка получает в критериях прогрессирующего конфигурации всех сторон жизни сообщества.

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в деяниях и поступках, формирование в их возможности к самовоспитанию и саморегулированию отношений. 1-ые намеренные движения руки для сотворения средств изготовления, 1-ая искорка человечной идеи были совместно с тем и первой ступенью на пути к изобретению решетка красы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.085 с.)