Сущность эмоционального воспитания личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность эмоционального воспитания личности



Прекрасное в жизни - результат эмоционального воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эмоционального воспитания в целом использует все эмоциональные явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в музыкальной деятельности, развитию у человека способности принимать красоту.

В рамках современной гуманистической парадигмы все большую актуальность и значимость приобретают такие формы поведения человека, которые обеспечивают ему поддержку в борьбе с разрушительными воздействиями среды, снабжают его более эффективными механизмами защиты от пагубных тенденций общества, позволяют сохранять гармонию с самим собой и окружающим миром, отстаивать свою духовную целостность, свои нравственные идеалы, свои права на личное счастье и здоровье, повышают адаптационные возможности организма и психики в целом.

Осуществление данных форм поведения людей во многом зависит от свойства их эмоциональной жизни. Не напрасно отображение почти всех обстановок общественной привыкания и дезадаптации сейчасисполняется в определениях эмоциональных состояний.

Угнетение и хандра, чувство бессмысленности существования, постоянное возмущение собой и иными; расположение к злости, стрессовость, нелюбовь, злость, завидность; недостаток сострадания, альтруистических порывов, заботы о близком, - вот итоги неизменной борьбы человека за выживанье, непомерных трудовых нагрузок, нередкого ущемления его прав и свобод, конфликтов и неудач намаршрутах к достижению собственной собственной значительности и т.д., ставшие устойчивыми чертами современной религиозно ущербной личности, выполненные в эмоциональных определениях. Неприятности, депрессии, фрустрации, эмоциональные депривации, - образцы разных проявлений эмоционального неблагополучия, изъясняющие современным докторам предпосылки почти всех телесных и психических болезней. Становится ясно, что эмоции человека с необходимостью вовлекаются в процесс его социализации, но при этом результаты их влияния не однозначны. Не всегда эмоциональная деятельность человека способствует его успешной социальной адаптации и коммуникации, служит опорой его адекватным поведенческим действиям.

Между тем, в культуре выработаны определенные способы и формы эмоционального поведения людей, обеспечивающие им целесообразное и эффективное взаимодействие, составляющие основу их социальной компетентности. Эти способы и формы в опыте отдельного человека объединяются в сложное личностное качество, которое проявляется в эмоциональной отзывчивости, умении сопереживать, эмоциональной саморегуляции, направленности личности на свои переживания и может быть названо эмоциональной культурой. Эмоциональная культура как личностное качество не передается по наследству, не образуется с необходимостью в опыте каждого человека без исключения, а требует целенаправленного воспитания.

Воспитание эмоциональной культуры - это процесс целенаправленного развития способности личности школьника к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности [1]. Он предусматривает выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эмоциональной чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Искусство - особенно сильное и незаменимое средство эмоционального воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни.

Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эмоциональное чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая прекрасные эмоции, рождаются мысли, формируются интересы. В процессе эмоционального восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации.

Желание узнать, о чем рассказывает картина, музыка, заставляет детей присматриваться к краскам и линиям, прислушиваться к звучанию музыки и стихов. Школьники начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное эмоционально необыкновенное.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмоций, слова - эмоциональное переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от школьника определенных знаний и определенного уровня развития. Дети младшего школьного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей в целом правильно определяют эмоции других людей.

Источником переживаний младшего школьника оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом - на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра

На протяжении всего детства происходит «воспитание чувств» - они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью.

Личность человека воспитывается и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

Выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский называл музыку могучим средством воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он [2].

В собственных книгах, повествующих о способах обучения деток в школе. В.А. Сухомлинский не один раз дотрагивается заморочек музыкального обучения. Вот некие его выражения о музыке: «Музыка - мощный родник идеи. Без музыкального обучения нереально настоящее умственное формирование малыша. Развивая отзывчивость малыша к музыке, мы облагораживаем его идеи, стремления» [3].

Представление чувств средствами музыки владеет старинную традицию, восходящую к учению об аффектах у старых греков. Сообразно Аристотелю, музыка воссоздаёт перемещение, каждое же перемещение несет в себе энергию, содержащую этические характеристики. Схожее жаждет к схожему, и потому человек станет обретать удовольствие от музыки в той мерке, в какой-никакой музыка подходит его нраву либо настроению в этот момент. Для старых греков - Аристотеля, Платона, пифагорийцев - музыка была средством, которое уравновешивало наружную сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Исследователи теории аффектов устанавливали, при каких обстоятельствах надо использовать те или иные способы музыкального выражения, чтобы возбудить в слушателях ту или иную эмоцию.

Так, теоретик Кванц в одном из своих трактатов оставил нам подробное описание выражения чувств в музыке. Он обозначил признаки, на основании которых можно определить, какой господствует в музыке аффект. Это можно узнать:

. По тональности, мажорная она или минорная. Мажор обыкновенно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности;

. Связанные, близко лежащие интервалы выражают ласку, печаль, нежность. Напротив того, ноты кратко отрывистые, состоящие из отдельных скачков, выражают весёлое и грубое;

. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьёзное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с быстрыми - величественное и возвышенное;

. Чувства можно понять по диссонансам. Они производят не одинаковое, но всегда отличные друг от друга воздействия [4].

Анализируя законченности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский исследователь Дж. Хэррис отмечал, что выражаемая в музыке эмоция всегда связана с определенной идеей и что сама идея несет в себе определенное настроение.

«Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее. На основе внутреннего естественного сходства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, возникают соответствующие идеи [4].

Для практики эстетического воспитания очень важным представляется нахождение путей формирования у школьников высокой эмоциональной культуры. Воспитание способности откликаться на всю гамму человеческих переживаний является одной из важных задач музыкального воспитания. Для этого учитель музыки должен располагать сведениями относительно того, на основе каких закономерностей происходит отражение в музыке эмоций человека.

Во всех существующих программах музыкального воспитания и методических рекомендациях подчеркивается, что музыка является средством развития эмоциональной сферы учащихся, однако предлагаемый репертуар выстраивается по историческому, тематическому или по жанровому принципам.

Ни в одной из существующих программ музыкального воспитания не удалось нам обнаружить принципов отбора музыкальных произведений по их эмоциональному содержанию, а также тех субъективных оснований, по которым то или иное музыкальное произведение можно отнести к выражению определенного эмоционального состояния.

В музыкальных программах ничего не говорится о связи ценностного отношения к объекту и характере испытываемых при этом переживаний. Как правило, констатируется, что если человек что-то любит, то это каким-то образом должно его волновать. Главный вопрос - выявление связи между эмоциональной сферой человека и закономерностями ее отражения в музыке, т.е. перевод житейских эмоций в эстетические, до сих пор в музыкознании с-достаточной полнотой не раскрыт

Поиски решения рассматриваемой проблемы имеют давнюю историю. Древнегреческие философы, в, трудах которых мы находим разработку принципов этического воздействия музыки на человека, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента» - музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера.

В средние века данная проблема изучалась в рамках теории аффектов, устанавливающей связь между эмоциональными проявлениями человека в жизни и способами их отражения в музыке. В этой теории было подробно рассмотрено взаимодействие темпов, ладов, тембров, в передачи эмоциональных состояний, их действие на людей с различным темпераментами [4].

Познание окружающего мира не может быть беспристрастным, равнодушным его объяснением и пониманием. Убежденность, верность идеалам немыслимы без высокой эмоциональной культуры, без высокоидейной направленности чувств в процессе деятельности человека.

В школьном возрасте единство эмоционального и эстетического воспитания приобретает особое значение. Качественно новая ступень мышления способствует тому, что человек познает, охватывает мыслью и чувствами уже не только вещи, факты, явления, но и идеи, принципы. Чем ярче личное эмоционально-эстетическое отношение к социальной, общественной идее, тем глубже моральные чувства.

В годы отрочества эмоционально-эстетическая оценка идей, окружающего мира особенно ярко переживается личностью. Это объясняется тем, что человек словно открывает, впервые видит мир через призму идей и принципов.

От того, насколько ярко окрашиваются эмоционально познанные идеи, принципы, насколько широкий круг фактов охватывает школьник своим мысленным взглядом, насколько органично сливаются, соединяются эмоциональная оценка окружающего мира, насколько глубоко отражаются познанные человеком идеи в его личной деятельности, борьбе, зависит тонкость, душевность, сердечность личного отношения к человеку и коллективу и радостям других.

В процессе эмоционального воспитания школьников необходим тонкий, разумный подход. Этот подход должен определяться ролью знаний, обучением, интеллектуальным развитие в духовной жизни школьника.

Нет на свете более трудного и напряженного труда, чем обучение в годы детства.

Труд этот становится желанным и обогащает духовный мир лишь тогда, когда одновременно с познанием, с овладением знаниями человек овладевает и высокой эмоциональной культурой. Без надежной эмоциональной основы невозможно не только успешное, но и вообще нормальное обучение. Отсутствие единства эмоционального воспитания и познания мира является одним из самых живучих и самых опасных источников равнодушного отношения к знаниям и, в конце концов, нежелания учиться.

Эмоциональная культура умственного труда, процесс овладения знаниями - важная сторона интеллектуального богатства школьной жизни вообще. Эмоциональное и воспитание начинается с развития культуры ощущений и восприятий. Как для воспитания трудового мастерства необходимы длительные упражнения руки, которые развивают ум, интеллектуальные способности, так и воспитание духовной, моральной, эмоциональной, эстетической культуры требует длительных упражнений органов чувств, прежде всего зрения и слуха.

Тонкость чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и к самому себе зависит от культуры ощущений и восприятии. Чем тоньше ощущения и восприятия, чем больше видит и слышит человек в окружающем мире оттенков, тонов и полутонов, чем глубже выражается личная эмоциональная оценка фактов, предметов, явлений, событий, тем шире эмоциональный диапазон, который характеризует духовную культуру человека.

Эмоционально-эстетическая оценка идей, принципов как важнейший элемент идейного воспитания зависит от того, как глубоко способен школьник переживать в связи с познанием окружающего мира такие чувства, как радость, восхищение, удивление, печаль, тревогу, стыд, гнев, возмущение, смущение.

Целенаправленное формирование и развитие личности обеспечивает научно организованное воспитание. Ушинский К.Д. говорил, что искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически [5].

Современные научные представления о воспитании как процессе целенаправленного формирования и развития личности сложились в итоге длительного противоборства ряда педагогических идей. Так, П.П. Блонский считал, что воспитание есть преднамеренное, организованное, длительное воздействие на развитие данного организма, что объектом такого воздействия может быть любое живое существо - человек, животное, растение [6]. А.П. Пинкевич трактовал воспитание как преднамеренное планомерное воздействие одного человека на другого в целях развития биологически или социально полезных природных свойств личности.

Современная педагогика исходит из того, что понятие процесса воспитания отражает не прямое воздействие, а социальное взаимодействие педагога и воспитуемого, их развивающихся отношений. Цели, которые ставит перед собой педагог, выступают как некоторый продукт деятельности школьника; Процесс достижения этих целей также реализуется через организацию деятельности школьника; оценка успешности действий педагога опять-таки производится на основе того, каковы качественные сдвиги в сознании и поведении школьника. Главный результат воспитательного процесса - формирование гармонично развитой, общественно активной личности.

В современной школе на первый план выходит работа по развитию эмоциональной сферы ребенка, так как главным ориентиром в современном обществе является воспитание личности ребенка параллельно с получением теоретических и практических знаний и навыков. Вопрос развития эмоций и чувств, в процессе исполнительской деятельности затрагивает сложную тему в воспитании школьника.

При работе с детьми следует помнить, что эмоции - это его попытки выразить окружающий его мир во внутреннем своем отображении, выразить свое отношение к каким-то проблемам.

Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эмоциональное воспитание.

Музыка - самое эмоциональное из всех искусств и поэтому самое близкое и дорогое для человека. Эмоция - наиболее специфичная и ощутимая сторона музыкального содержания. Возникали даже представления о сути музыки как «языке чувств».

С позиции антропологии эмоциональные знаки старше словесного языка, правое, эмоциональное, полушарие старше левого, логически-понятийного. Эмоциональное состояние - само естество для человека, и именно эмоциональный мир формировал общение древних племен, пралюдей. Цивилизация и технический прогресс неуклонно несли с собой всестороннюю рационализацию, регламентацию, ограничение естественного в человеке, в том числе и в отношении его эмоций.

И на современном этапе человеческой культуры ценность искусства вообще и музыки в первую очередь состоит не только в создании эмоционального резонанса, адекватного состоянию и самосознанию человека, но и в реабилитации утрачиваемых им свойств, целостности человеческой натуры, в сбережении всего богатейшего комплекса человеческих способностей для успешного существования человека в будущем.

Эмоциональный способ восприятия музыки всегда связан с познавательной и практической деятельностью школьника на учебном процессе в начальной школе. Эмоциональное воспитание на учебном процессе направлено на решение следующих задач:

Ø формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;

Ø развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;

Ø вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств - музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;

Ø развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;

Ø развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эмоциональное восприятие музыки, характеризуется целостностью. Эмоциональное чувство более сложный вид осознания прекрасного в жизни, поэтому оно характеризуется способностью и подготовленностью человека испытывать наслаждение от соприкосновения с прекрасным (или возмущение при встрече с безобразным). Воспринимаются не только и не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков. В восприятии всегда сказываются интересы, отношения, весь предварительный художественный и жизненный опыт человека. Особую роль играют слух и зрение - способность вслушиваться, всматриваться в окружающий мир.

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе,

обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость

нравственного, эстетического и эмоционального.

Эмоции - эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Поэтому они выбирают и более простые пути решения жизненных ситуаций. Тому, кто последует их «совету», эмоции добавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами в отличие от разума, которому подчиняются отнюдь не все системы организма. Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, ни понуканиями.

Определение эмоции в музыке может быть следующим: музыкальная эмоция - процесс, результат, образ и опыт переживания музыки человеком. Ведь сама музыка живет не в нотных значках на бумаге, а в слуховом опыте человека. И эмоциональные ее характеристики в основном не фиксируются в семиографии.

Изучение этой стороны содержания музыки сопряжено с исследованием областей ее выражения и восприятия, что требует и музыкально-психологического подхода. Психологами поставлен, в частности, следующий вопрос о самом предмете «музыкальные эмоции»: музыка выражает мир эмоций и переживаний или она формирует определенные стороны и структуры душевной жизни, вне музыки не существующие [7].

На Западе около 1990-х годов произошел даже раскол психологов на когнитивистов и «эмоционалистов»: первые считают эмоцию в музыке коренящейся в событиях человеческой жизни, вторые считают музыку саму по себе наделенной эмоциональным зарядом.

Ответ видится тотальным: музыка и выражает человеческие эмоции, и воздействует на них, и претворяет их в специфические эмоции художественного порядка, и образует эмоции, общие с другими видами искусства, и содержит эмоции, вне музыки не существующие.

Несмотря на то, что вопрос эмоционального воспитания изучался на протяжении многих веков, тем не мене, будучи непонятийными, незримыми, нетактильными, необонятельными, невкусовыми и т.д., оставался загадкой. Это давало повод для идеалистических воззрений в философии: «власть музыки «нематериальна» и являет собой образец чистой «интенции».

Напротив, наука одного лишь XX века на уровне хрестоматийных знаний убедила в материальной основе восприятия музыки. Помимо идей о музыке, порожденных философией и искусством, религиозными установками, эстетическими постулатами разных эпох, формулировками замыслов конкретных произведений и т.д., воздействующих на воображение, фантазию и пробуждающих эмоциональную реакцию на музыку, именно с эмоциями связано и воздействие на моторику, включая голосовые связки, на дыхание, пульс - на всю материальность живого человека [8].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.108.11 (0.045 с.)