Схема 1.2 Варианты кривых жизненного цикла
Таблица 1.1 Матрица жизненных циклов товаров и факторов, которые их характеризуют
ФАКТОРЫ
| ЭТАП ВНЕДРЕНИЯ
| ЭТАП РОСТА
| ЭТАП ЗРЕЛОСТИ
| ЭТАП СПАДА
|
Товары
| Ключевое значение имеют дизайн, свойства и качества товара, важна обратная связь с потребителями. На рынке достаточно разных товаров.
| Технические и функциональные различия товаров. Качество на довольно высоком уровне. Появляются конкурирующие товары.
| Качество на отличном уровне. Темпы изменения товара замедляются.
| Качество товара нестабильно
|
Маркетинг
| Высокие затраты на рекламу в сравнении с объемами продаж. Большие расходы на маркетинговую деятельность
| Расходы на рекламу все еще высоки, но их доля меньше по сравнению с этапом внедрения.
| Рынок разделяется на отдельные сегменты. Идет конкуренция рекламных компаний. Усилия направлены на продление жизненного цикла.
| Низкие расходы на маркетинг.
|
Производство и распредел
| Незагруженность производственных мощностей. Товар выпускается малыми или средними партиями. Есть специально выделенные каналы товарораспределения, высокая себестоимость.
| Товарораспределение осуществляется по каналам массового сбыта. Происходит сдвиг в сторону массового производства.
| Товары выпускаются крупными партиями. Применяются стабильные, отработанные технологии.
| Использование лишь некоторых каналов товарораспредел
|
Конкупенц
| Немного фирм-конкурентов
| Многие компании вступают в конкурентную борьбу.
| Усиление конкуренции.
| Количество конкурентов уменьшается. Еомпании начинают выходить из конкурентной борьбы.
|
Цена товара и прибыль
| Цены высокие, прибыль небольшая
| Прибыль растет, цена все еще остается высокой, однако ниже, чем на предыдущем этапе.
| Цены падают. Прибыль уменьшается. Распределение между компаниями-конкурентами сегментов рынка устоялось.
| Низкая цена, низкая прибыль.
|
Потребитель и его поведение
| Покупатель инертнен, его необходимо заинтересовать в покупке товара.
| Круг потребителей расширяется.
| Массовый рынок. Насыщение. Многократные, повторяющиеся покупки.
| Покупатели опытные, хорошо знают товар.
|
Таблица 1.2 Классификация типов потребителей
№
| Этап
| Тип потребителя
|
1
| Внедрение
| Новаторы
|
2
| Рост
| Рано одобряющие, раннее большинство
|
3
| Зрелость
| Раннее и позднее большинство
|
4
| Спад
| Позднее большинство, консерваторы
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
V
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
График 2.1 Кривая возобновления спроса торговой марки «Новый Жемчуг»
Рисунок 2.1 Объем производства зубной пасты в России
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 3.1 Серии зубной пасты «Новый Жемчуг»
№
| Серия
| Виды
| Особенности
| Целевая аудитория
|
1
| «Защита от кариеса»
| - со фтором; - с кальцием; - двойное действие.
| Препятствуют возникновению кариеса, содержат фтор и кальций для укрепления эмали
| Для всей семьи Дети от трех лет
|
2
| «Здоровье десен»
| - с шалфеем; - прополисом (2 вида); - женщенем; - лечебными травами; - алоэ; - с корой дуба; - с ромашкой.
| Наличие в составе экстрактов растений, которые помогают остановить кровоточивость десен
| Для всей семьи Дети от трех лет
|
3
| «Комплексная защита»
| - с живицей; - с хвойным бальзамом; - сила моря; - семь трав; - тотал нежное отбеливание; - тотал комплекс (с сильным ароматом мяты); - тотал комплекс (с легким ароматом мяты)
| В составе антибактериальные компоненты и комплексы + натуральные экстракты
| Для всей семьи Дети от трех лет
|
4.
| «Взрыв вкуса»
| - гранат; - зеленый чай и мята; - ледяная мята; - мед и шиповник; - лесные ягоды; - зеленое яблоко
| Вся группа представленна пастами с эффектом отбеливания.
| Для взрослых и детей старше 12 лет
|
5.
| «Белоснежная улыбка»
| - бережное отбеливание; - отбеливающая
| В составе не содержит жестких абразивов и перекисей, повреждающих эмаль.
| Для взрослых и детей старше 12 лет
|
6
| «Для детей и подростков»
| - для детей; - малина; - апельсин; - юниор; - юниор ICE
| Гелевая основа, безопасна при проглатывании, не содержит фтор
| Для детей от 1 до 6 лет. Для детей от 7 до 12 лет
|
Таблица 3.2 SWOT-анализ торговой марки «Новый Жемчуг»
Сильные стороны - узнаваемость бренда; - высокое качество продукции; - собственная аккредитованная лаборатория, в которой ведутся разработки новой продукции; - собственные рецепты зубных паст; - автоматическая система изготовления, исключающая контакт с внешней средой; - использование качественных ингридиентов; - использование ламинированной, герметичной упаковки; - большой срок годности продукции; - модернизация производства; - проведение акций совместно со стоматологическими клиниками; - равитая дистрибьютерская сеть
| Слабые стороны - перенасыщенность видов зубных паст; - недостаточное изучение потребительских потребностей; - понравившийся вид пасты не всегда легко найти в точках розничной торговли; - малое количество акций, конкурсов и других рекламных мероприятий, направленных на привлечение внимания к бренду; - дорогой технологический процесс; - слабый имидж компании; - снижение объема продаж продукции; - официальный сайт компании плохо продуман, присутствуют пустые страницы (к примеру, рубрика Инвесторам), обновление новостей нерегулярно, поиск по сайту зачастую не работает; - слишком широкая целевая аудитория;
|
Возможности - четкое определение целевых аудиторий бренда и их потребностей; - увеличение доли рынка за счет вытеснения конкурентов посредством оптимизации цены и качества продукции; - снятие с производства тех видов зубной пасты, которые не пользуются спросом или «морально устарели», сокращение ассортимента; - разработка новой продукции, помимо зубной пасты под брендом «Новый Жемчуг» для выхода на другие сегменты рынка и расширения; - разработка плана рекламных кампаний, акций, конкурсов; - работа над имиджем; - повышение качества продукции, ее вкусовых характеристик.
| Угрозы - падение интереса к бренду; - позиции конкурентов сильнее, их рост увеличивается; - снижение объемов продаж; - потенциальные потребители путаются в чрезмерном ассортименте.
|