Сравнительный анализ исследований манипулирования общественным мнением сми в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ исследований манипулирования общественным мнением сми в современном обществе



Проведем сравнительный анализ двух исследований проведенных в городах Уфа и Орел на тему: «возможностей манипулирования СМИ на общественное мнение».

При анализе вопроса о том, сколько времени вы тратите на просмотр телепередач и чтение газет, было установлено, что люди из Орла тратят на это больше времени. Скорее всего, это связано с тем, что за прошедшее время возросла популярность СМИ.

Проанализировав вопрос: информация кого плана вас интересует больше? Выяснилось, что население Орла больше, чем население Уфы интересуется научно-популярной информацией.

При анализе и сравнение двух исследовании было выявлено, что популярность интернета возросла, так как с каждым годом все более популяризуется среди молодежи. Из этого можно сделать вывод, что интернет самыми сильными манипуляторами сознания, в отличие от печатных СМИ, которые все больше теряют свою популярность.

Проанализировав вопросы: «как часто вы обращаетесь к источникам информации»? и «доверяете ли вы предоставляемой информации»? Можно с полной уверенностью сказать, что за последние годы люди стали чаще обращаться к различным источникам информации, в основном к интернету. Это можно связать с тем, что появилась зависимость от средств массовой коммуникации за счет их постоянной пропаганды и популяризации среди подростков. Так же возрос уровень доверия к СМИ.

Проанализировав и сравнив несколько вопросов, а именно «положительно или отрицательно действует на вас информация?», «хотели бы вы ограничить круг получаемой информации?» и «как часто вы обсуждаете получаемую информацию?» результаты не показали большой разницы. Люди все так же считают, что информация негативно воздействует на их сознание. Повторное исследование показало, что общество считает необходимым ограничивать поступающую информацию. Так же из полученных результатов можно судить о том, что получаемую информацию стали чаще обсуждать. Хотя есть и те, кого информация не интересует, и они не нуждаются в ее обсуждении.

Дальше было выяснено, что большую часть респондентов волнует информация, которую они получают. В Уфе - 75%, а в Орле - 83%, что незначительно отличается от прошлых результатов.

При сравнении результатов на вопрос «какую оценку вы даете событиям, происходящем в стране?» Ответы были почти одинаковы с небольшой разницей в 4%. Больше половины опрошенных дают отрицательную оценку событий в стране.

К среднему классу себя отнесли больше половины в Уфе - 65% и в Орле - 60%.

Также при анализе ответа на вопрос «как часто вы покупаете продукцию, только потому, что ее показали в СМИ?» половина респондентов ответили, что часто это делают, это 58% и лишь незначительное число сказали, что никогда так не делают 10%.

Таким образом, сравнив два исследования, можно с уверенность говорить о том, что результаты опросов не выделяются принципиальным отличием. В подавляющем большинстве, люди знают о манипулировании обществом со стороны средств массовой коммуникации, но все равно поддаются манипулированию, позволяя им влиять на свой выбор и решения.


Заключение

Рассмотрев тему возможности манипулирования общественным мнением СМИ в современном обществе, теперь можно с уверенностью сказать, что воздействие средств массовой информации существует и оно достаточно существенное. Общество - это такая социальная группа, которая очень сильно поддается влиянию масс-медиа. Выяснилось, что люди различают как позитивное, так и негативное воздействие СМИ, однако всё чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации. Общество стало замечать манипулирование средств массовой коммуникации.

В ХХ веке появились новые источники массовой информации, которые заняли особую позицию среди давно устоявшихся масс-медиа. Эти источники - телевидение и интернет. Они активно влились в жизнь людей и стали ее неотъемлемой частью. Телевидение оказывает сильное влияние на сознание молодого человека. Телевидение оказывается стимулом для действий. Также по нему пропагандируются определенные ценности, которые способны формировать у людей соответствующие установки.

Обратившись к проблеме влияния СМИ на общество необходимо изучить способы уменьшения влияния негативного рода информации. Иначе у нового поколения сформируются неправильные ценностные установки и будет грустно смотреть на их образ жизни. Эту проблему нужно решать, как можно скорее. Здоровый образ жизни, высокий реализованный интеллектуальный потенциал, глубина доброй морали, вот что должно в первую очередь, характеризовать наше общество.

Цель: изучить возможности влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения - достигнута.


Библиографический список

 

1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита.- М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 1997. - 344 с.

. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием /Пер. с англ.; Науч. ред. Я. Н. Засурский. - М.: Мысль, 1980. - 306 с.

. Система средств массовой информации России / Я. Засурский, М. Алексеева, Л. Болотова. - М.: Аспект-пресс, 2003. - 259 с.

. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. СПб.: Скифия, 2008. -248 с.

5.Амелин В.Н. Социология политики / В.Н. Амелин. - М.: МГУ, 1992. - 183 с.

6. Влияние СМИ на формирование общественного мнения, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: <http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-12-53-33/69-2010-12-30-12-24-46/663-2010-12-31-03-05-00> (дата обращения: 9.12.2013).

. Манипулирование общественным мнение через СМИ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. <http://yaneuch.ru/cat_99/manipulirovanie-obshhestvennym-mneniem-cherez-smi/26177.1157847.page1.html> (дата обращения: 9.12.2013).

. Роль СМИ в жизни современного общества, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:URL. <http://userdocs.ru/marketing/9639/index.html?page=5> (дата обращения: 10.12.2013).

. Средства массовой информации, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. <http://bibliofond.ru/view.aspx?id=6472> (дата обращения: 10.12.2013).

.СМИ - виды, типы и функции, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. <http://www.prizyv.ru/smi/smi-vidy-tipy-i-funkcii.html> (дата обращения: 11.12.2013).

.Типология СМИ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. <http://sviazyobsh.ru/connectp5/128-tipologiya-smi.html> (дата обращения: 11.12.2013).

. Общество как социальная система, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. <http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Soc_Nauk/03.php> (дата обращения: 11.12.2013).

. Виды манипулирования, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL.

<http://revolution.allbest.ru/psychology/00228492_0.html>

(дата обращения: 11.12.2013).

. Манипулирование общественным мнением через средства массовой информации, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL. <http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00092702_0.html>

(дата обращения: 11.12.2013).

. Ноам Хомский: 10 способов манипуляции по средствам СМИ, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: <http://www.inosmi.ru/world/20110517/169481135.html> (дата обращения: 12.12.2013).

 


Приложения

Приложение А

Программа социологического исследования

«Возможности влияния СМИ на общественное мнение»

Мир СМИ неразрывно связан с процессами, происходящими в обществе. Эти процессы есть пища, основа развития СМИ. Отсюда можно сделать вывод, что СМИ полностью зависимы от общества. Возможно, так было раньше, но по мере развития и становления СМИ ситуация изменилась и теперь совершенно ясно одно - общество зависимо от средств массовой информации и зависимо, может быть, даже больше, чем СМИ от общества. Актуальность изучения института средств массовой информации обусловлена тем, что СМИ в жизни общества играют чрезвычайно важную роль, деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, и на каждого человека в отдельности, формируя, таким образом, определенные мнения, настроения и эмоции, тем самым оказывая влияние на формирование общественного мнения. Проблема данной темы в том, что большая часть населения не имеет представления о возможностях и методах манипуляции со стороны СМИ. Именно поэтому так легко ей поддается. Возможно, общество, само того не замечая, уже давно стало частью мира СМИ и живёт по его законам. По мнению многих исследователей, современная картина социального мира наполнена «языком лжи». Распространение этот «язык» получил, как ни парадоксально это прозвучит, за счёт изучения того же социального мира; его предпочтений, (в частности, информационных), его ценностей и т.д. Тщательное изучение психологического портрета общества облегчает и даже может довести до мастерства процесс манипулирования общественным сознанием. Решением данной проблемы может стать простое недоверие с нашей стороны к информации, которую нам предоставляют средства массовой информации. Простая проверка получаемой нами информации поможет увидеть реальность происходящих событий. Также необходимо ознакомить с методами манипулирования и способами борьбы этим манипулированием.

Объектом изучения является общественное мнение студентов академии РАНХиГС.

Предмет изучения возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе.

Цель изучить степень воздействия СМИ на формирование общественного мнения молодежи.

Задачи исследования:

. Дать понятие средствам массовой информации, определить их сущность, показать типологию.

. Определить роль СМИ в обществе.

. Обозначить методы влияния СМИ на общественное мнение.

. Определить состояние СМИ и общественного мнения в современном Российском обществе.

Гипотезы:

. По мере возрастания роли СМИ в мире, возрастает и степень доверия к ним.

.СМИ негативно воздействует на общество, изменяет их отношение к окружающему миру.

. Интернет является самым популярным источником информации.

Степень разработанности проблемы: Исследование проблемы актуализируется ее слабой разработанностью в социологической литературе. Во многом это объясняется новизной данных процессов для современного российского общества. Интерес к проблеме влияния СМИ на общественное мнение возник в 40-60-х гг. 20-го века. Непосредственный вклад в изучение проблемы взаимодействия СМИ и общественного мнения внесли многие ученые как дореволюционные, так и современные, отечественные и зарубежные. К числу наиболее известных западных специалистов по проблемам взаимодействия СМИ и общественного мнения следует отнести Б. Берельсона, Л. Богарта, Ж. Бодрийяра, Г. Лассуэлла, У. Липпмана, М. Маклюэна, Ю. Хабермаса, Ш. Гоуайзер, Э. Уитт и других.

Среди российских ученых, занимающихся вопросами изучения общественного мнения, можно выделить А.К. Уледова, Л.Г. Судас, B.C. Коробейникова, Г.Г. Почепцова, A.A. Ручку, A.A. Саар и Б.С. Савина и др.

Метод исследования - пилотажное исследование методом анкетирования.

Интерпретация основных понятий:

Общественность - это группа людей, во-первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во-вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в-третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию. Манипуляция - это вид духовного, психологического воздействия. Мишенью манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности или это скрытое воздействие. Общественное мнение - способ массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности. Общественное сознание - это система чувств, взглядов, идей, теорий, в которых отражается общественное бытие. В структуре общественного сознания выделяются два уровня - обыденное сознание (совокупность идей, представлений, взглядов, которые возникают непосредственно). Общественная психология (настроения, чувства, нравы, обычаи, привычки), общественная идеология (совокупность воззрений людей, теоретически оформляющих и отражающих интересы определенного класса). Также различают такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная. Общество или человеческое общество - группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D0%B0> с общей географической или социальной территорией, подчиняющаяся единой политической власти <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C> и доминирующей культуре <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D1%83%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0>. Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроника, программа, иная форма периодического распространения массовой информации. Внушение - воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий.

Описание генеральной и выборочной совокупности: Генеральная совокупность молодежь Орловской области в возрасте от 17 до 25 лет. Выборочная совокупность - 30 человек.

Логическая структура анкеты

Операциональное понятие Индикатор Тип шкалы измерения
знание термина знание термина порядковая
использование опред. источника информации источник информации порядковая
оценка доверия к получаемой информации уровень доверия порядковая
оценка качества получаемой информации оценка качества порядковая
оценка влияния СМИ на человека степень влияния порядковая
просмотр ТВ программ название номинальная
представление о времени потраченном на просмотр ТВ количество времени интервальная
представление о времени потраченном на нахождение в интернете количество времени интервальная
участие в социальных сетях участие в соц. сетях порядковая
членство в социальных сетях название номинальная
оценка полезности СМИ на развитие оценка полезности порядковая
самооценка уровня жизни потребительский статус порядковая
образование уровень образование порядковая
возраст количество лет интервальная
пол пол номинальная

Приложение Б. Анкета

Анкета: «Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе».

Уважаемый респондент!

Приглашаем Вас принять участие в социологическом опросе на тему: «Возможности манипулирования общественным мнением посредством СМИ в современном обществе». Ваши искренние ответы помогут нам.

Обведите вариант (варианты) ответов, соответствующие Вашему мнению, или впишите свой на отведенной строке.

1. Знаете ли Вы о манипуляциях общественным мнением СМИ?

А. да

Б. нет

. Сколько времени Вы тратите на просмотр телепередач?

А. 1-3 ч.

Б. 3-5 ч.

В. 6-8 ч.

Г. более 8 часов

. Информация, какого плана Вас интересует больше?

А. развлекательная

Б. научно-популярная

. Откуда Вы получаете информацию?

А. интернет

Б. телевидение

В. печатные СМИ

. Какими социальными сетями Вы пользуетесь?

. Как часто Вы обращаетесь к источникам информации?

А. раз в день

Б. несколько раз в неделю

В. время от времени

. Доверяете ли Вы информации, передающейся в СМИ?

А. определенно, да

Б. не всегда

В. определенно нет

. Положительно или отрицательно действует на Вас информация?

А. отрицательно

Б. положительно

В. затрудняюсь ответить

. Хотели бы Вы ограничить круг поступаемой информации?

А. да

Б. нет, не вижу необходимости

. Как часто Вы обсуждаете получаемую информацию?

А. постоянно

Б. не обсуждаю

. Волнует ли Вас информация, получаемая от СМИ?

А. да

Б. нет

. Какую оценку Вы даете событиям, происходящим в стране?

А. отрицательную

Б. положительную

. К какому классу Вы себя относите?

А. к среднему

Б. выше среднего

В. ниже среднего

. Насколько часто вы покупаете продукты, вещи, только потому, что увидели их рекламу по ТВ, в интернете или в печати?

А. почти всегда

Б. иногда

В. почти никогда



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.041 с.)