Роль СМИ в современном обществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль СМИ в современном обществе



 

Сложившаяся экономическая обстановка на данный момент способствует усилению роли СМИ в современном обществе. Каждый институт средств массовой информации нацелен на свою аудиторию слушателей, зрителей, учитывает специфику жизненного уклада аудитории, ее интересы, проблемы, потребности. Эти знания помогают средствам массовой информации контролировать общество.

СМИ - самостоятельная индустрия, нацеленная на формирование общественного мнения с использованием организационно-технических комплексов, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной и музыкальной информации.Средства массовой коммуникации - результат интеллектуальной деятельности, имеющий форму периодического распространения информации. Средства массовой информации являются одним из важнейших институтов современного общества. Они выполняют многообразные функции: информируют, просвещают, рекламируют, развлекают. Очевидно, что они играют важную роль в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом. Более того, восприятие и интерпретация важнейших явлений и событий, происходящих в стране и в мире в целом, осуществляются через СМИ.

На сегодняшний день нельзя недооценивать роль средств массовой информации: нельзя представить ни одну сферу нашей жизни без каких-либо информационных отношений. Общение сегодня происходит не только в самом обществе, как межличностная беседа, но и посредством интернета, телевидения, радио, газет, журналов и других средств коммуникации. Сложно представить мир без средств массовой информации. Информационные технологи продвинулись настолько далеко, что сегодня в сети можно не только найти необходимую информацию и прочитать о последних событиях, но и, найти друзей, пройти курсы английского онлайн или устоится на работу, не вставая с места. При этом средства массовой информации значительно влияют и на формирование сознания людей, именно поэтому электронные и печатные СМИ являются значительной частичкой культурной и духовной жизни социума.

Печатные СМИ, пожалуй, самые известные. История их появления началась задолго до появления радио и телевидения. Прообразом газеты можно считать свитки с новостями, которые появились еще в Древнем Риме. С тех пор газеты постоянно видоизменялись. Затем появилось радио, и начался новый виток истории в развитии СМИ. Телевиденье считалось верхом эволюции, но лишь до тех пор, пока не появился интернет. Мы привыкли к тому, что средства массой информации постоянно нас окружают, где бы ни оказались. Из этих источников люди черпают знания, которые всегда актуальны и значимы для общества. Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей степени определяют характер жизни общества, вопрос о взаимоотношении общества и СМИ, приобретает особое значение.

Деятельность СМИ оказывает исключительно большое влияние на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что всякая новая информация, поступающая по каналам СМИ, соответствующим образом стереотипизирована и несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей. Создавая определенные модели поведения, влияя на сознание.

Таким образом, можно сделать вывод, что СМИ - это отдельный мир, некая вселенная, которая управляет нашим сознанием, навязывает нам свои идее и стереотипы. Постоянно быть в курсе событий, вот к чему стремиться современный человек. Информированность стала для нас обыденностью. В день мы получаем столько информации, что перестает быть значимым, то откуда мы ее получаем. СМИ постоянно влияет на наш выбор начиная с того что мы буем есть и как одеваться, заканчивая выбором того, кто будет править государством.

 

Виды СМИ и их типология

 

На данный момент принято выделять четыре вида СМИ: Печатные издания. Информация в таких случаях предоставляется в виде текста, графических изображений, рисунков и т.д. и может восприниматься без специальных технических средств. Далее доступность и избирательность, т.е. человек, приобретает то печатное издание, которое ему необходимо в любое удобное для него время. К тому же читать газету или журнал можно в любом месте, не мешая при этом окружающим, можно возвращаться к одному и тому тексту, делать пометки, зачитывать интересные места, фиксировать необходимую информацию. Недостатки это низкая оперативность.

Радиовещание. В данном случае информация передаётся с помощью звука, поэтому оперативность достаточно высокая. Такой способ информации оптимален для людей, которые не могут отвлекаться на просмотр, например, для водителей. Минус в том, что отсутствует избирательность, т.е. вы не можете сами выбрать подходящее для вас время получения информации, не можете вернуться назад, чтобы прослушать ещё раз и т.д.

Телевидение. Здесь информация подаётся одновременно аудио и видео способом. Достоинством, несомненно, является очень высокая оперативность, возможность во время просмотра делать акцент либо на звук, либо на картинку, а так же доступность и избирательность.

Интернет. Такой вид информации, по сути, является «сборником» трёх предыдущих. Она так же может подаваться как в аудио, так и в видео варианте, как и печатные издания можно просматривать несколько раз, делать пометки, распечатать при необходимости. К недостаткам можно отнести, что для её получения необходимы специальные технические средства, а так же то, что информация в данном случае является «вторичной», т.е. она уже была либо опубликована в газетах или журналах, объявлена по радио или телевидению.

За несколько столетий в системе СМИ сформировалась четкая типология. Самое крупное классификационное деление СМИ сегодня происходит по признаку «печатные» и «электронные».

Электронные СМИ, использующие электронные каналы передачи - радио и телевидение. Электронные СМИ обладают большим экспрессивным зарядом за счет имитации живого человеческого общения. Они более оперативны, в этих СМИ существует явление «прямого эфира» - моментальной передачи информации о событиях. Их недостатком можно считать привязанность телевизионных и радиопередач ко времени эфира. Телевидение подкрепляет восприятие визуальными образами, оно передает картинку. Зато радио иногда хорошо именно тем, что не отвлекает зрение. Его можно слушать, занимаясь домашними делами или управляя автомобилем.

Печатные средства массовой информации, которые производят при помощи печатного станка - газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества - к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. Кроме того, проигрывая в оперативности, газета может выигрывать за счет публицистичности, аналитичности, специфически-газетного репортажного своеобразия, литературных симуляций и т.п. Текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук.

Типологические характеристики СМИ:

. Территория вещания, распространения (всероссийское радио, городская газета).

. Регулярность выхода или вещания (круглосуточное телевидение, ежедневная газета).

. Тираж (для печатных СМИ), объем аудитории (для электронных СМИ).

. Собственность на издание или телерадиокомпанию. СМИ может принадлежать государству, ведомству, корпорации, частному лицу.

. Формат выхода.

. Тематическая направленность (деловая, развлекательная, политическая).

. Регион распространения: транснациональные, общенациональные, общероссийские, федеральные, региональные, местные и муниципальные.

. Собственность на издание или телерадиовещание.

. Аудитория СМИ.

. Легитимность: легитимные; квазилегитимные (не запрещенные и не разрешенные законом); нелегитимные (не имеющие права на существование).

. Качественная и массовая пресса: содержит развивающую информацию и развлекательные компоненты.

. Издательские характеристики: периодичность, формат, объемы, техника производства.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что в быстро развивающемся мире средств массовой информации возникла необходимость типологизации СМИ.

Для того чтобы хоть как- то упорядочить этот большой мир. Типология помогает понять место изданий в системе средств массовой информации, способствует их взаимодействию, высвечивает место СМИ в рамках социального, географического, информационного и экономического пространства.

Типология определяет особенности деятельности и помогает выработать подходящие методы общения с аудиторией, для эффективного воздействия на нее.


Функции СМИ

 

Средства массовой информации являются одним из важных социальных институтов. СМИ выполняют огромное число функций: информируют, просвещают, развлекают и много других функций. Более того именно через СМИ мы воспринимаем те или иные события, которые происходят в мире. Рассмотрение и анализ функций любой системы социальной деятельности - это, несомненно, важнейший момент ее изучения. Это связано с тем, что процессы, происходящие в каждой системе социальной деятельности, в конечном счете, влияют на более крупные процессы, происходящие в мире.

У СМИ огромное количество функций в совершенно разных сферах. Е.П. Прохоров, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций средств массовой информации:

.коммуникативную - функцию общения, налаживания контакта;

.непосредственно-организаторскую;

.идеологическую (социально-ориентирующую), связанную со стремлением оказать глубокое влияние на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления;

.культурно-образовательную, заключающуюся в том, чтобы, будучи одним из институтов культуры общества, участвовать в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитывать людей на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию человека;

.рекламно-справочную, связанную с удовлетворением утилитарных запросов в связи с видом увлечений разных слоев населения;

.рекреативную: развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия. Однако в современных исследованиях можно встретить более простое разделение основных функций средств массовой информации:

• гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение, и множество других;

• политические функции СМИ - формирование массового общественного сознания или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть оказывает воздействие на общественное мнение и сознание, формирует определенную идеологию, привлекает внимание различные группы лиц к политическим идеям. Особенно сильное влияния на общество происходит в предвыборный период, когда происходит навязывание кандидатов с их идеями и установками. Происходит подталкивание к определенным действиям. Реклама воздействует с одной определенной целью, чтобы человек, увидевший ее, сделал выбор, который от него требуется. Однако стоит отметить, что это не единственное деление функции.

Так, автор С. Г. Корконосенко выделяет четыре функции СМИ: экономическую, политическую, духовно-идеологическую и социальную.

В каждой из этих сфер СМИ играют свои социальные роли:

·   производственно-экономическую,

·   регулирующую,

·   духовно-идеологическую,

·   информационно-коммуникативную.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что в мире существует множество мнений на тему функций СМИ. У авторов различный взгляд на функции средств массовой информации, каждый выделяет в них что-то свое. Это может говорить о том, что этих функций гораздо больше, чем каждый автор может выделить в отдельности, но большинство из них сходятся во мнении, что основными функциями СМИ являются гуманитарная и политическая, а уже от них и идет дальнейшее разделение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 8628; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.158.1 (0.02 с.)