Тема: Методика формирования грамматически правильной речи детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Методика формирования грамматически правильной речи детей



Содержание:

Введение

1. Основная часть

1.1. Особенности усвоения детьми дошкольного возраста грамматического строя русского языка.

1.2. Типичные синтаксические и морфологические ошибки в речи детей.

1.3. Задачи и содержание работы по формированию грамматически правильной речи детей в возрастных группах.

1.4. Виды специальных игр и упражнений для формирования морфологической стороны речи, способов словообразования, синтаксической стороны речи.

2. Практическая часть.

2.1. Разработать конспект дидактической игры для усвоения детьми трудных грамматических форм.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М.: Академия, 1998. - 400 с.

2. Арушанова А.Г. Вторая младшая группа: формирование грамматического строя речи. // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 9.

3. Арушанова А.Г. Грамматические игры и упражнения. // Дошкольное воспитание. -1996. -№2.

4. Арушанова А.Г. Дидактические игры // Дошкольное воспитание. -1996. - № 3.

5. Арушанова А.Г. Старшая группа: формирование грамматического строя речи. // Дошкольное воспитание. -1997. - № 1.

6. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

7. Тамбовцева А.Г. Формирование структуры предложений // Дошкольное воспитание. -1987. - № 2.

8. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи детей. // Дошкольное воспитание. 1988.- № 2,3, 4.

9. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. - М.: Просвещение. - 1966. - 200 с.

Методические рекомендации:

■ Во введении дайте понятие грамматического строя русского языка, значение его усвое­ния для развития ребенка.

■ При изложении материала основной части раскройте типичные морфологические и синтаксические ошибки в речи детей. Приведите примеры.

■ Сделайте таблицу и выпишите задачи по возрастным группам (из программы) и приведите примеры игр.

Сделать таблицу:

 

II мл. гр.

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Задачи Игры Задачи Игры Задачи Игры Задачи Игры
               

 

■ Раскройте методику формирования грамматических навыков через игры и упражнения.

■ Разрабатывая конспекты дидактических игр и упражнений, соблюдайте требования к оформлению конспектов: название игры, задачи, материал к игре, ход игры (писать в прямой речи) по структуре:

 

Начало игры Основная часть Окончание
- привлечение - название - постановка игровой задачи перед детьми - объяснение правил (разре­шающих, запрещающих) - руководство ходом игры - оценка речи детей, их владение грамматическими категориями - подведение результатов игры

 

Оформление конспекта дидактической игры (в таблице):

· Название игры

· Цель:

· Программное содержание:

· Оборудование:

· Организация:

· Руководство:

 

Этапы Время Взаимодействие педагога с детьми в прямой речи Приемы, примечания
1.Организационный      
2.Сообщение названия игры      
3.Формулировка игровой задачи игры, ее мотивация      
4.Объяснение содержания, правил игры, показ игровых действий      
5.Руководство игрой - роль педагога в игре, приемы работы, указания к выполнению игровых действий, оценка речевых умений и навыков      
6.Результат игры: подведение итогов игры от игровой задачи; оценка выполнения правил детьми; оценка речевой деятельности детей; использование приемов рефлексии      

Вариант № 4

Тема: Беседа как метод обучения диалогической речи

Содержание:

Введение

1. Основная часть

1.1. Воспитательно-образовательное значение беседы, ее место среди других методов работы.

1.2. Виды, тематика и содержание бесед в возрастных группах.

1.3. Структура обобщающей беседы.

1.4. Методика проведения беседы.

2. Практическая часть.

2.1. Разработать конспект обобщающей беседы в старшей или подготовительной к школе группе.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 1998. - 400 с.

2. Бородин А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 1981. - 255 с.

3. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. - М.: Просвещение, 1978.

4. Короткова Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1977.

5. Крылова Н.М. Влияние беседы на умственное речевое развитие детей. //Дошкольное воспитание. - 1973. - № 4.

6. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1961.

Методические рекомендации:

■ Во введении дайте понятие диалогической речи как одной из форм связной речи. Подчеркните важность овладения детьми диалогической формой общения.

■ Раскрывая вопрос 1.1, обратите внимание на подготовку детей к беседе. Её роль может быть выполнена, если беседа опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения.

■ Излагая вопрос 1.2., сделайте таблицу тематики обобщающих бесед в возрастных группах.

■ Описывая структуру беседы, покажите содержание каждой части (1, 2, 3), раскройте методические приемы, обратите внимание на преобладание вопросов поискового характера над репродуктивным вопросами.

■ Опишите приемы активизации мышления и речи в процессе беседы. Покажите роль и место использования наглядного материал в обобщающей беседе.

Разрабатывая конспект обобщающей беседы, обратите внимание, что практическая часть беседы делится на микротемы, в конце каждой микротемы воспитатель делает обобщение. В конспекте выделите предварительную работу с детьми, перечислите методы подготовки детей к беседе. На полях напишите названия приемов, используемых в беседе.

Алгоритм написания конспектов беседы по развитию диалогической речи:

1.определить тему беседы, ориентируясь на программу для реализации задач образовательных областей по ФГОС - «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»;

2.поставить цель НОД, определить конечный результат;

3.сформулировать программные задачи;

4.определить этапы НОД (структуру беседы), их цели и промежуточные результаты;

5.продумать формы организации деятельности детей;

6.подобрать материал: демонстративный и раздаточный;

7.наполнить содержанием направления работы по технологической карте в соответствии с  методикой организации и проведения бесед.

Оформить конспект беседы (в таблице):

· Название НОД

· Цель

· Программное содержание

· Материал

· Предварительная работа: подготовка педагога, детей

· Организация

· Руководство

 

Этапы Время Взаимодействие педагога с детьми в прямой речи Приемы
1.Вводно- организационный:      
2.Мотивационно-побудительный      
3. Практический: Микротемы: 1. 2. 3. 4.      
4. Результативный: а)рефлексивно-оценочный: б)рефлексивно- побудительный:      

 

Вариант № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.43.122 (0.016 с.)