Речевое управление обществом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Речевое управление обществом



Речевая структура общества дана, с одной стороны, как виды словесности, характеризующие данное общество, с другой стороны – системой классов речедеятелей. Виды словесности даны в теории словесности (см. Ю.В. Рождественский. Общая филология. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996). Классами речедеятелей называются группы людей, определяемые по отношению к видам словесности, например: фольклор – разделяет людей на диалектные и языковые группы; письменная речь – разделяет людей на грамотных и неграмотных; печатная речь – делит грамотных на читателей, книготорговцев, издателей и авторов. Более подробное деление по видам словесности разделяет речедеятелей на более дробные подклассы. Классы речедеятелей, распределенные относительно родов и видов словесности и по отношению к характеру физического труда, выглядят так:

1. Работники физического труда.

2. Работники торговли, военные, врачи.

3. Финансовые работники.

4. Управленцы.

5. Работники развлечений.

6. Изобретатели.

7. Информационные работники (архив, библиотека, музей).

8. Работники образования.

Степень вовлеченности в речевой труд выражается гистограммой.

Чем больше степень вовлеченности в речевой труд, тем больше мера культурно-исторической глубины текстов, потребная для данной категории работников, и тем больше число затрат времени на речевой труд в сравнении с другими затратами времени.

Оптимизация жизни общества сводится к оптимизации временных затрат на каждый вид речевого и неречевого труда. Это доказано японской системой языкового существования речевых коммуникаций.

Этос речевых коммуникаций – организованное воздействие средствами морали, административными мерами и юридическими установлениями на отправление речевых действий:

1. Фольклорная речь – речевой этикет.

2. Судебная речь – речевой этикет и процессуальный кодекс.

3. Совещательная речь – речевой этикет и регламент собрания;

4. Показательная речь – речевой этикет и ритуал.

5. Учебная речь – этикет и школьные правила.

6. Проповедь – этикет, литургика, каноническое право.

7. Пропагандистская речь – этикет, гражданское законодательство, административные нормы.

8. Документная речь – этикет, канцелярские правила, административные нормы, архивные правила.

9. Письмо – этикет, почтовые правила.

10. Рукописная книжная речь – этикет, духовная мораль, правила исполнения рукописей.

11. Печатная речь – этикет, авторское право, цензурные правила.

12. Массовая информация – этикет, цензурные правила, авторское право, лицензионное право, трудовое право.

13. Информатика – этикет, цензурные правила, авторское право, трудовое право.

14. Реклама – этикет, законы о рекламе, авторское право, лицензионное право, цензурные правила, трудовое право. Этос в речевых коммуникациях усложняется по мере усложнения техники речи и развития классов речедеятелей.

Этос речевых коммуникаций образует системы.

Основное правило управления речевыми коммуникациями состоит в совершенствовании системы этоса. Если система несовершенна, то возникают тяжелые социальные эксцессы, происхождение которых неясно для людей и имеет в глазах людей как бы стихийный характер.

Пафос в речевых коммуникациях – тот эффект, который может быть достигнут тем или иным видом словесности (см. таблицу).

Управление обществом, его настроениями, деятельностью определяется тем, насколько мощно соотносительно с другими видами словесности представлен данный вид словесности. Общество может быть устремлено на практическую деятельность, если в нем большое место занимает диалог, обмен письмами и документами и массовая коммуникация.

Общество может быть пассивным, если эти виды речи ослаблены по отношению к слову, к молве, фольклору, судебной и совещательной речам, всем видам гомилетики и всем видам литературы. Стагнация в СССР была связана с предпочтением недейственных видов речи («Дух играл, а дела мало»).

Правильный баланс объемов разных видов речи дает оптимизацию всех видов речи. Отсюда повсеместное требование гласности. Гласность же обеспечивается всеми видами эффективно построенного этоса речевых коммуникаций.

Логос в речевых коммуникациях с точки зрения развития диалогов представлен, прежде всего, общими местами морали (см. таблицу ниже).

Роды и виды словесности

Сферы эффективности речи

Эмоция Внимание Знание Навыки Намерения Действия
Диалог + + + + + +
Молва + +
Фольклор + + +
Судебная речь + +
Совещательная речь + +
Показательная речь + + +
Проповедь + + + +
Учебная речь + + + + <!--[if!supportEmptyParas]-->   <!--[if!supportEmptyParas]-->  
Пропаганда + + + +
Письма + + + + + +
Документы + + + + + +
Рукописные сочинения + + + +
Художеств, литература + +
Научная литература + + +
Журналистика + + + + +
Массовая информация + + + +
Информатика + + + +
Реклама + + + +

Правила морали как общие места не отменяются, т.к. составляют достояние культуры, а наслаиваются по мере развития речевых коммуникаций и выстраиваются в сложную систему, требующую искусного применения разных правил морали по отношению к возникающим ситуациям. Чем сложнее мораль, тем большее искусство в нравственных суждениях требуется от членов общества.

С развитием речевых коммуникаций углубляется асимметрия между создателем речи и получателем речи. Симметрия существует только в устном домашнем диалоге и его бытовом аналоге.

ПМ – практическая мораль, ДМ – духовная мораль, ПрМ – профессиональная мораль, НЭМ – новая экологическая мораль.

Письменная рукописная речь делает позицию вла деющего письменным языком преимущественной по сравнению с неграмотным. Книгопечатание делает позицию малой группы людей: авторов, издателей и книготорговцев – фактически господствующей над всеми грамотными и через них над неграмотными. Средства массовой информации и рекламы владеют максимально широкой аудиторией, а люди, составляющие эту аудиторию, фактически лишены возможности вступить в диалог с коллективами, создателями СМИ, и только компьютеры через системы типа Интернет как бы возвращают себе, хотя бы в потенции, контроль над создателями текстов путем прямых реплик через E - mail. Однако массовость пользователей Интернет делает общение хаотичным. Так складывается тоталитаризм в создании текстов.

Получатели текстов отвечают на это развитием устной речи и письменных обменов, а также развитием «риторики для слушающих» (получателей текстов). Эта риторика для получателей текстов становится основой критики текстов. Искусство риторической критики становится ведущим направлением в риторике. Оно позволяет не совершать необдуманных поступков под влиянием всей мощи коллективно создаваемых и снабженных мощной техникой создателей текстов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.205.2 (0.009 с.)