Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кривощекова Виктория Николаевна
студентка кафедры гуманитарных дисциплин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Пермь, Россия, e - mail: kiltyrie @ outlook. com «ЖИТИЕ СВ. КОЛУМБАНА» КАК ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ МОНАШЕСКОЙ ОБЩИНЫ В ГАЛЛИИ В КОНЦЕ VI – НАЧАЛЕ VII ВВ. Viktoria N. Krivoshchekova student of the Department of Humanities National Research University «Higher School of Economics», Perm, Russia, e-mail: kiltyrie@outlook.com «LIFE OF ST. COLUMBANUS» AS A PRIMARY SOURCE FOR HISTORY OF THE MONASTIC COMMUNITY IN THE LATE 6TH – EARLY 7TH CENTURY GAUL Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования «Жития св. Колумбана» в качестве источника по истории монашеской общины в Галлии в конце VI – начале VII вв. Колумбанианское монашество выступает как одна из моделей развития галльского монашеского движения. Интерпретация материала жития позволяет вывявить такие аспекты монастырской организации, как роль аббата, правила жизни монахов, хозяйственное устройство монастыря. Ключевые слова: «Житие св. Колумбана», галльское монашество, монашеская община, роль аббата, св. Колумбан, монастырский устав. Abstract. The paper examines possibilities of using «The Life of St. Columbanus» as a primary source for history of the monastic community in the late 6th – early 7th century Gaul. Columbanian monasticism is regarded as one of the development models of the Gallic monastic movement. Interpretation of the Life reveals such aspects of Columbanian monasterial organisation as the role of the abbot, rules for the monks, economic functioning of the monastery. Key words: Vita Columbani, Gallic monasticism, monastic community, role of abbot, St. Columbanus, monastic rule. Святой Колумбан известен как один из самых активных ирландских монахов, покинувших родину во имя Христа. За четверть века, проведенных на континенте, с 590 по 615 гг., Колумбан успел основать четыре монастыря (Аннегре, Люксёй, Фонтен и Боббио), и стать видной фигурой в церковной и политической жизни Галлии. созданная им модель монашеской жизни получила широкое развитие во франкских и лангобардских землях.[6] Между 639 и 643 гг. Иона, монах Боббио, по заказу своего аббата написал житие Колумбана, отразившее деятельность святого по созданию обширной монашеской сети. Данная статья посвящена реконструкции особенностей монашеской общины Колумбана на основе его жития. Хотя до нас дошли собственные сочинения Колумбана о монашеской дисциплине,[7] они, ввиду своей лаконичности, не могут претендовать на всестороннее изложение его концепции монашеского сообщества. Роль такого «программного документа» взяло на себя созданное Ионой житие [5, P.527-528]. Представляя различные аспекты жизни в монашеских общинах Колумбана, оно могло быть ориентировано не только на самих монахов, но и на «непосвященную» аудиторию. Это в особенности касалось высокопоставленных патронов колумбанианских монастырей, от которых зависело их благосостояние [7, P.143-146]. В этих условиях произведение Ионы служило яркой иллюстрацией достижений Колумбана и его братии, убеждая потенциальных покровителей в достоинствах их монашеского движения.
Чтобы рассматривать житие как свод правил для монахов, необходимо учитывать, что святой Колумбан изображен в нем именно как глава монашеской общины. Наряду с ним самим равноправными героями жития становятся все его монахи, разделяя с ним венец святости [5]. Таким образом, святость как коллективный феномен сопровождается описанием этого святого сообщества и его правил в контексте деятельности самого Колумбана. Не случайно значительная часть жития (главы 6-17) посвящена процессу обустройства монастырей. Житие Колумбана дает представление об обязанностях аббата, тогда как в его уставах такая информация отсутствует. Так, Колумбан как отец монахов и глава монашеской сети обладал всеми властными полномочиями. Монахи находились у него в подчинении, он же следил за соблюдением устава. Об этом можно судить по тем наставлениям, которые Колумбан, уже пребывая в Боббио, дал ставшему аббатом Люксёя Евстасию. Он велел «помнить о своем труде, наставлять братию властью дисциплины, собирать людей в многочисленное братство Христово и воспитывать [их в соответствии] с его установлениями» (VC, I.30). Этот же эпизод иллюстрирует другую особенность монашеской организации Колумбана: с ее разрастанием Колумбан делегировал полномочия аббатов наиболее способным и благочестивым монахам, однако сам продолжал заботиться об остальных заведениях, перемещаясь из одного монастыря в другой (VC, I.10). Кроме того, аббат выступал посредником между братией и миром: Колумбан от своего имени вел переговоры с правителями и устанавливал связи с аристократами. Святой был ярым защитником интересов своих обителей от посягательств враждебных сил, как светских, так и церковных (VC, I.19; 28).[8]
При анализе внутренней жизни колумбанианских обителей сразу бросается в глаза строгость правил для послушников. Она проявляется как в ограничениях, накладываемых аскезой, так и в нравственной дисциплине. Житие демонстрирует практическую сторону аскезы через сюжеты поста, ведь, согласно «Монашеским правилам», «пища должна быть скромной и приниматься вечером» (Regula monachorum, 3). Таким образом, монахи Колумбана соблюдали непрерывный пост ради умерщвления плоти. Более того, едва ли не в каждой четвертой главе жития Колумбан и его братия вынуждены голодать за неимением достаточных запасов пропитания (VC, 7; 9; 11; 17; 21; 22; 27). Пища, дозволенная монахам, чрезвычайно скудна: в ход идут только хлеб, плоды, травы и изредка рыба. Питьем монахов была вода, но в монастырских погребах имелся и хлебный квас, или пиво – cervisa (VC, 16). Этот напиток дозволялся монахам, коль скоро он не вызывал «опьянения» (Regula monachorum, 3). В монастырях Колумбана монахи трудились своими руками: они сами выращивали хлеб (VC, I.13; 15), рубили лес (VC, I.15), занимались строительством (VC, I.30), мастерили одежду (VC, I.17). Это правило преследовало сразу несколько целей: во-первых, в нравственном отношении оно учило смирять гордыню, во-вторых, оно преследовало идеалы анахоретства первых восточных подвижников, в-третьих, собственный труд должен был свести к минимуму зависимость монастыря от внешних факторов, превратив его «самодовлеющую хозяйственную единицу».[9] Это было тем более необходимо, что первые монастыри были основаны в местах пустынных и безлюдных.[10] Вообще, с хозяйственной точки зрения, монастыри Колумбана представляются хорошо организованными. Они изначально располагались на местах более древних, как правило, римских построек (VC, I.6; 10; 30), что облегчало работу по освоению земли. Кроме того, растущая слава Колумбана быстро начала привлекать к нему разных людей: как аристократов, так и простой народ (VC, I.10). Представители последней категории, вероятно, нередко становились обслуживающим персоналом монастырей: келарями, служками, стражами и т.д. Иона также описывает нравственный идеал послушников монашеских общин Колумбана. Житие даже можно считать сборником exempla (примеров) монашеских добродетелей [10, P.66-67]. Так, Иона постоянно напоминает своей публике о том, что первое и главное правило в монастырях Колумбана – подчинение аббату. Подтверждение этой мысли проявляется в чудесах святого: Колумбану подчиняются не только его монахи (VC, I.11; 12; 16), но и животные и птицы (VC, I.8; 15; 17; 27).[11] Монашеская доктрина Колумбана традиционно проповедовала бедность и отказ от собственности: «Все было общим для всех; если кто-нибудь покушался присвоить себе ту или иную собственность, то он, изолированный от общества остальных, предавался наказанию покаяния» (VC, I.5). То, что Иона называет «наказанием покаяния» (ultio penitentiae) или «лекарством покаяния» (medicamenta penitentiae) (VC, I.10) также является важным элементом монашеской доктрины Колумбана.[12] Покаяние было, пожалуй, его важнейшим инструментом для воспитания монашеской дисциплины: послушники были обязаны исповедоваться «перед трапезой и перед восшествием ко сну» (Regula coenobialis, 1), то есть покаяние для Колумбана было не единичным актом, как традиционное церковное покаяние, но беспрерывным и индивидуальным процессом.
Таким образом, «Житие святого Колумбана» проясняет некоторые аспекты жизни монашеской общины Колумбана и положения его монастырской программы, представляя более развернутое изложение, чем собственные сочинения святого. Так, житие является ценным источником для выявления роли аббата в монастырях Колумбана. В многочисленных чудесах Иона восхваляет не только своего героя, но и завещанные им монашеские добродетели, которые, в качестве «нравственных императивов», предназначались для соблюдения монахами. Среди них покорность аббату, умеренность в пище и пост, трудолюбие и привычка к регулярному покаянию. Тем самым, житие могло стать ценным дополнением к сочинениям Колумбана о монашеской дисциплине или заменить их. Поэтому произведение Ионы является незаменимым источником для понимания организации и функционирования монашеской общины Колумбана.
Список литературы
УДК 13.11.44 Сайранова Ульяна Шамилевна студентка исторического факультета Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, Пермь
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.01 с.) |