Regional characteristics of Ancient Greek cuisine 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Regional characteristics of Ancient Greek cuisine



Аннотация. Исследование древнегреческой кухни может дать нам более полное представление о культуре Древней Греции. Данная работа демонстрирует региональные особенности греческой культуры питания. Это касается не только существования каких-либо местных продуктов или блюд, но и того как люди их воспринимали, какой смысл они им придавали. Кроме того, особенность данной работы в том, что она фокусируется на визуальных источниках, таких как изображения на краснофигурных и чернофигурных вазах.

Ключевые слова: Древняя Греция, история еды, визуальная история, древнегреческая вазопись, культура питания, древнегреческий пир.

Abstract. This research is devoted to regional characteristics of Ancient Greek cuisine. The aim of the research is to identify special products and dishes of different regions and cities. Moreover, Greeks paid special attention to food and its role in social and cultural life, thus, the images of food are found on Greek vases. In the paper food images on Greek black- and red-figure vases are analysed and conclusions are made.

Key words: ancient Greece, food history, visual studies, Greek vases, cuisine, Greek symposion.

Исследование существовавшей древнегреческой пищи и питья могут нам дать более полное представление о древнегреческой культуре. Важно помнить, что кухня Древней Греции не однообразна по своему характеру, а напротив, имеет множество специфических черт в зависимости от конкретной области или даже отдельного города.

Поэтому, на наш взгляд, так важно посмотреть на то, какие существовали региональные особенности в культуре питания греков. И здесь главным словом будет именно «посмотреть». Потому как помимо существующих письменных источников, таких как комедии Аристофана, «Пир мудрецов» Афинея, «Застольные беседы» и «Пир семи мудрецов» Плутарха, а также «Пестрые рассказы» Клавдия Элиана нами будут задействованы визуальные источники, а именно изображения на античной керамике. Потому как многое о древнегреческой культуре мы можем узнать через дошедшие до нас вазы, а интерпретация изображений на этих вазах позволит нам расширить наши представления об античности. Так, нами используются, взятые из «Архива Бизли» [14], изображения на керамических сосудах, датируемые VI-IV вв. до н.э., произведенные в различных областях Древней Греции.

Говоря о древних греках, интересным является, насколько у них было повышенное внимание к месту и происхождению пищи. Это отмечает и Жан-Франсуа Ревель, говоря, что «впечатление, будто они обладали обостренным восприятием вкуса конкретного местного продукта или блюда» [11, С.57]. Проанализировав письменные источники, мы видим, что каждый полис славился чем-то своим и даже начинал ассоциироваться с этим в глазах других людей. Яркий пример этому комедия «Мир» Аристофана, где Раздор кидает в свою ступку лук, символизирующий Мегары, сыр – Сицилию и мед – Аттику (Aristoph, Pax, 240-253). Эти же ассоциации перечислены и у Афинея, еще к ним добавляется «сикионская рыбешка» (Athen, I,49), «беотийские угри» (VII,56), «кабаны аргосские» (Athen, VII,32), «спартанская похлебка» (Athen, IV, 136), «фессалийская запеканка» (Athen, III, 127) и «эвбейские фрукты» (Athen, I,49). Визуальные источники также дают нам информацию о существовавших особенностях. Например, если мы посмотрим на керамику Северной Греции, таких регионов как Эпир и Фессалия, то увидим множество изображений коз (рис. 1, 2). Это связано с преимущественно пастбищным скотоводством этих областей. Хотя животноводство было распространено повсеместно, именно северные козы ценились больше всего. «Клит в книге «О Милете» рассказывает [FHG.II.333], что самосский тиран Поликрат в погоне за роскошью собирал все и отовсюду: коз из Эпира, овец из Милета, свиней из Сицилии. И Алексид в третьей книге «Самосских летописей» подтверждает это [FHG.IV.299]» (Athen, XII, 57).

 

                                   Рис. 1                                                                                            Рис.2

Если рассматривать беотийскую керамику, то помимо угрей, о которых было сказано ранее, внимание привлекает обилие всевозможных птиц: петухов, куропаток, гусей и лебедей (рис. 3, 4). Это не просто элемент украшения - у Афинея не раз упоминается беотийская дичь (Athen, IX,43).

   

                               Рис. 3                                                                                            Рис.4

Разнообразие пищи не единственная отличительная черта регионов. Еще одним важным показателем являются традиции питья. Для начала стоит отметить, что не все древнегреческие вина были одинаково хороши, некоторые ценились больше, такие как фасосское, хиосское и лесбосское. Наоборот, екоторых даже старались избегать: «Вино там завозное, ведь коринфское – Была бы пытка сущая» (Athen, I, 56). Помимо различий в том, что они пили, существовали различия в том, как они это делали. В этом вопросе важной является цитата из «Пира мудрецов»: «обычаи питья бывают в каждом городе свои, как объясняет нам Критий в «Государственном устройстве лакедемонян» [FHG.II.68]: «Хиосцы и фасосцы пьют за здравие по кругу слева направо из больших чаш, афиняне – по кругу слева направо из малых чаш, фессалийцы – из больших чаш, за кого пожелают, но лакедемоняне всегда пьют строго каждый из своей чаши» (Athen, XI,10). На вазах с изображением пиров, мы также видим различные сосуды и застольные порядки. Кроме того, стоит отметить существовавшее разнообразие форм сосудов и даже наличие у различных областей собственных типов ваз, каталог которых дает нам Афиней (Athen, XI, 22-111). При этом примечательно, что одинаковые по названию и известные по всей Греции вазы, такие как килик, кратер, амфора в зависимости от того или иного региона могут отличаться по форме. Для сравнения рассмотрим чаши для питья афинские (рис. 5), беотийские (рис. 6), кипрские (рис. 7) и коринфские (рис. 8). Мы видим, насколько они все разные: разная форма и количество ручек, какие-то на более вытянутых ножках, какие-то на более коротких. Данные особенности могут рассказать о том, как принято было держать чашу в том или ином полисе, какой объем у них являлся стандартным для напитка.

        Рис. 5                                                                              Рис.6

                      

                                    Рис. 7                                                                                            Рис.8

 

 

Говоря теперь в целом об отношении древних греков к пище, стоит отметить, что в большинстве своем они ценили простоту, а роскошество блюд и различные гурманские изощрения считались неподобающими истинного эллина. Поэтому Плутарх в «Застольных беседах» ставит отдельный вопрос, касающейся скромности пищи (Plut., Moral., IV, 1-3). Множество исследователей тоже отмечают скромность греков в еде [8, 12, 13]. Такая приверженность к скромности свойственна и художникам-вазописцам. В основном пиршественные столы изображены так, что блюда совсем не прорисовываются (рис. 9, 10), или вообще столики пусты. Изображения с реальными закусками крайне редки, и понять, что именно представлено, достаточно трудно (рис. 11, 12).

     

                                   Рис. 9                                                                                          Рис.10

                                Рис. 11                                                                                            Рис.12

 Изображение еды часто отходит на второй план. Возможно, большинство художников изображало заключительную часть пиршества, которая проходила уже с играми и беседой, однако закуски там все-таки были, поэтому и интересно, почему художник совершенно не уделяет им внимание? Но все это, скорее всего, лишь идеальное представление, на деле все было несколько иначе. Если человек мог позволить себе устроить праздник с множеством еды и вина, он, конечно, это делал. Иначе как до Афинея могло дойти такое огромное количество описаний всевозможных блюд. Очевидно их готовили и даже записывали и сохраняли рецепты. Итак, даже жители областей, которые как считалось, довольствуются малым: афиняне, ахейцы и лакедемоняне – постепенно начинают забывать о былой скромности. В неумеренности и обжорстве обвиняют целые народы: беотийцев: «Все у него замашки беотийские: Ест без конца, и не наестся досыта» (Athen., X,11); фессалийцев: «по общему мнению фессалийцы тратят больше всех на еду и наряды» (Athen., XIV,83); элидян: «я знаю еще почитаемого в Элиде Аполлона Чревоугодника» (Athen., VIII,36).

Проанализировав кухню разных греческих народов, понимаешь, что говорить о древнегреческой культуре питания как таковой не совсем корректно. Так, можно отдельно говорить об аттической, спартанской, беотийской, фессалийской, коринфской, критской и о других кухнях. То есть, о целой совокупности культур. Существовавший у греков бурный товарообмен еще раз подчеркивает это. И ученые, которые занимаются изучением древнегреческих трапез и застольных обычаев должны это учитывать. Поэтому труды таких исследователей как П. Гиро[5], А. Делби[14], Ф. Лиссарага[9], Г. А. Цветаевой[13] нуждаются в уточнениях.

 

Список литературы

1. Аристофан. Комедии. Фрагменты / Пер. Адриана Пиотровского. М.: Ладомир; Наука, 2000. 1034 с.

2. Афиней. Пир мудрецов: Книги I-VIII / Пер. Н.Т. Голинкевича: Комм. М.Г. Витковской. М.: Наука, 2003. 656 с.

3. Афиней. Пир мудрецов: Книги IX—XV / Пер. и примеч. Н.Т. Голинкевича. М.: Наука, 2010. 597 с.

4. Гаспаров М.Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 384 с.

5. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / Пер. с франц. Н.И. Лихаревой. Петроград: Издание Т-ва О. Н. Поповой, 1915. 683 с.

6. Дубровский И. Спартанский эксперимент // Вокруг света. — 2006. — №1. — С. 157-167

7. Ивик О. Еда Древнего мира: Пусть храбро челюсти жуют![Электронный ресурс] // Сайт «Олега Ивика»: Интернет-сайт. URL: http://olegivik.narod.ru/books/food.htm.

8. Колобова К.М., Озерецкая Е.Л. Как жили древние греки. Ленинград: Из-во УЧПЕДГИЗ, 1959. 165 с.

9. Лиссарраг Ф. Вино в потоке образов: Эстетика древнегреческого пира / Пер. с франц. Е. Решетниковой. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 176 c

10. Плутарх. Застольные беседы / Пер. Я.М. Боровского. Ленинград:Наука, 1990. 592 с.

11. Ревель. Ж. Кухня и культура: литературная история гастрономических вкусов от античности до наших дней. Екатеринбург: Из-во У-Фактория, 2004.336 с.

12. Скржинская М.В. Будни и праздники Ольвии в VI-I вв. до н. э. СПб: Научное издание, 2000. 288 с.

13. Цветаева Г. А. Дом и частная жизнь // Античная цивилизация: сб/ Акад. наук СССР, Ин-т археологии; [отв. ред. В. Д. Блаватский]. - М.: Наука, 1973. - С. 97 — 116

14. Beazley archive [Электронный ресурс] // The classical art research centre: Интернет-сайт. URL: http://www.beazley.ox.ac.uk/index.htm (Дата обращения: 15.05.2013).

15. Dalby A. Food in the Ancient world:From A to Z. L.,N.Y.:Routledge, 2003. 408 p

 

УДК 94(37)

Мальцев Максим Григорьевич

студент кафедры культурологии

Пермский Государственный гуманитарно-педагогический Университет, Пермь, Россия

e-mail: max_maltsev87@mail.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.018 с.)