The Modern Condition of Speech of Young Generation 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

The Modern Condition of Speech of Young Generation



Аннотация. В статье рассматриваетсяпроблема современного состояния молодежной речи в России. Автор анализирует проблему потери интереса к чтению, к родному языку, и как следствие, снижается уровень речевой культуры молодого поколения.

Ключевые слова: русский язык, молодежная речь, нецензурная речь.

Abstract. The article describes the problem of the modern condition of the speech of young generation in Russia. The author analyzes the problem of loss of interest for reading, for the native language, and as the consequence, the decrease of level of the speech culture of young generation.

Key words: Russian language, speech of young generation, foul language.

 

Почему молодое поколение допускает небрежное отношение к своему родному языку?

Действительно, данный вопрос тревожит не только преподавателей Вузов, учителей школ, но и правительства нашей страны.

Президент России Владимир Путин, в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению подписал 13 июня 2014 года указ «О проведении в Российской Федерации в 2015 году Года литературы».

Правительству России поручено образовать оргкомитет, обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в России Года литературы.

Идею проведения Года литературы Владимир Путин озвучил еще 21 ноября 2013 года на Российском литературном собрании. Государство намерено вплотную заняться решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению. Сделан первый шаг – для поддержки современных авторов учреждена премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества, которой были награждены лауреаты в 2014 году, в День России 12 июня [6].

Общество стало катастрофически мало читать. Статистическое измерение катастрофы — это 9 минут в день, затрачиваемых «усреднённым» россиянином на чтение книг. С этими 9 минутами России далеко до лавров «самой читающей страны».

«Безусловно, русский язык слишком велик, слава Богу, чтобы его традиции можно было разрушить. Но, повторю, мы всё чаще сталкиваемся и с безграмотностью, и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли» — отметил Владимир Путин.

А тенденции таковы, что «новые медиа» (интернет, компьютерные игрушки, социальные сети) готовы без остатка «сожрать» эти жалкие 9 минут, оставшиеся для Толстого, Достоевского и Пушкина впридачу. Остроту ситуации придаёт тот факт, что молодёжь, при всей её «продвинутости» и «открытости», является наименее читающей категорией. А с уходом культуры чтения - уходит и сама культура[4. С.41].

На наш взгляд, данный вопрос очень актуален в наше время. Ведь мы, молодое поколение, находимся в вечной погоне за модой и не всегда помним о том, что мода-это не только ношение брендовой одежды, но и умение грамотно выражать свои мысли важно для успешного общества.

Как писал Александр Иванович Куприн: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

К сожалению, и по нашему недопониманию, русский язык не воспринимается нами как национальное сокровище. А ведь культура языка – составная часть национальной культуры. В своих высших проявлениях язык – это духовное достояние, святыня народа. Речь русской классики в ее высоких образцах и литургическая речь представляют вершины ценностной духовной иерархии самовыражения и выражения народа, они по существу своему – предметное воплощение высших духовных ценностей, без которых человек теряет свое лицо, при поругании которых народ испытывает ущерб своего достоинства и духовной самостоятельности, оттесняется, становится духовно бессильным, уязвимым [3. С.123].

Основной «болезнью» молодого поколения является сквернословие, которое порождает новые «болезни», уничтожает атмосферу нормального общества. Тогда возникает один вопрос: почему нецензурные слова являются такими актуальными проявлениями русского языка в кругу курсантов? Можно объяснить, что нецензурные слова относятся к самому экспрессивному пласту лексики, служат для снятия напряжения, стресса, демонстрируют близость к народу, демократичность. Все эти причины вторичны. Вторична и чрезвычайно опасна еще одна причина - взрослых людей, безответственность, равнодушие, а то и прямой пример для подражания. «Виновата» общая деградация нашей культуры. На наш взгляд, данный факт очень плачевен, ведь даже люди, которые попадали в экстремальные ситуации, не брали бранную речь за основу, на которой строится речь половины курсантов [2, С. 84].

Например, Александр Билык, воевавший в Чечне, говорит: «Даже там, на войне, мы таким образом не разговаривали друг с другом».

В оправдании не отесанных курсантов не редко можно услышать такие разговоры: «мы уже перестаем замечать то, как мы разговариваем друг с другом, и для нас мат становится обычным, он сопровождает нас практически везде. А если его слышишь постоянно, то уже автоматически начинаешь выражаться, как все» или к примеру: «Большинство моих друзей матерятся, и это становится привычкой». Это очень плохо, но вырваться из этого круга очень и очень непросто. При разговоре с родителями, с преподавателями у курсанта может по привычке вырваться то или иное нецензурное выражение. Чтобы остановить такое безобразное общение, надо как можно больше говорить о вреде матерщины, прививать любовь к русскому языку. В Пермском институте ФСИН России с данной проблемой борются следующими способами: во-первых, курсантом первого курса преподается дисциплина «Русский языки культура речи», во-вторых, на протяжении четырех лет обучения здесь курсантам прививается любовь к чтению. Важно помнить, что Русский язык помогает людям понимать друг друга, он настолько богат, что нет необходимости приукрашивать его дополнением.

В завершение своего рассуждения отметим, что в России ищут не просто новые ценности и новые идеалы. Ищут ценности «вечные» – абсолютное добро, вечную и нетленную красоту, в неисторическую мудрость. Язык не выбирают, и нет никаких наших заслуг в том, что русский язык действительно великий, могучий и свободный. Но нам дано право гордиться им. Взамен, мы должны быть ответственны за наш родной язык, беречь его, оттачивать и шлифовать свою речь – развивать русский язык.

Пусть же сбудется пророчество великой русской поэтессы А. Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово!» [1].

 

Список литературы

1. Ахматова А.А. Мужество. Стихи. Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/1/Ahmatova/76.htm.

2. Валгина Н. С. Теория текста. - М.: Логос, 2003. – 173 с.

3. Зарва М.В. Русское словесное ударение. – М.: НЦ ЭНАС, 2001. – 600 с.

4. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1983. – 399 с.

5. Максимова В. И. Русский язык и культура речи. - М.: Гардарики, 2002. – 413 с.

6. Путин В.В. Речь на Российском литературном собрании – 2013. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19665.

7. Речь подростков и нравственность. Режим доступа: http://www.languages-study.com/russian-lihachov.html.

 

УДК 94(479.24)

Мустафаева Рухия Сабир кызы

аспирант кафедры новой и новейшей истории России

Пермский государственный гуманитарное-педагогический университет, Пермь, Россия,

e-mail: elshan.mustafaev69@yandex.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.008 с.)