Мусхаджиева Тамара Адуллавна 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мусхаджиева Тамара Адуллавна



к. п. н., ст. пр. кафедры специальной психологии

и дошкольной дефектологии ЧГПУ,

Анзурова Таисия Чимурзаевна

Студентка института педагогики, психологии и дефектологии ДД-171

Чеченский государственный педагогический университет г. Грозного

Российская Федерация

tovsiyat541999@mail.ru

 

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

 

Аннотация: в этой статье рассматривается тема благотворного взаимодействия педагога и учащихся. В школе возникают такие ситуации, которые радуют и огорчают учеников, особенно - отношение учителя к нему. Доверие учителя в большей степени побуждает ученика на преодоление собственных слабостей, лени, неудач, в частности, и страхов. Если правильно подобрать ключ к каждому ученику с правильным и искренним отношением во время обучения и воспитания, то можно добиться эффективного результата.

Ключевые слова: ученик, учитель, взаимодействие, конфликт, учебный процесс, воспитательный процесс, профессионализм, личность.

 Данная тема актуальна тем, что в настоящее время важное место отводится проблеме взаимодействия педагога и учащихся.

Учитель - то самое чистое прозрачное стекло, через которое ученик смотрит на жизнь и воспринимает именно так, как ему показывают. Учитель является личным примером для воспитательной цели [1, c.11].

Учитель, как и воспитатель, обязан знать, чем живут и интересуются его ученики.

В школе возникают такие ситуации, которые радуют и огорчают учеников, особенно - отношение учителя к нему. Доверие учителя в большей степени побуждает ученика на преодоление собственных слабостей, лени, неудач, в частности, и страхов.

Как писала Н. К. Крупская: «То, что говорит любимый учитель, воспринимается по - другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек» [5].

Если правильно подобрать ключ к каждому ученику с правильным и искренним отношением во время обучения и воспитания, то можно добиться эффективного результата.

Приведём мнение В. Ключевского в пример: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...» [5].

Две основные фигуры в школе - это учитель и ученик, основной компонент фундамента учебно-воспитательного процесса - это благотворное взаимодействие педагога и воспитанника; общение на уроке, во внеклассных работах, во время отдыха или досуга является важным составляющим условием эффективного протекания учебно-воспитательного процесса и средством формирования личности каждого школьника [3, c.57]. Полагаясь на то, что встречи учителя и ученика ограничены, естественно, они продолжаются в течение определённого времени, но тем менее на учителе лежит задача создать и поддерживать доброжелательность, взаимопонимание, так как дети очень переживают, когда у них отношение с учителем не складываются. Весь учебно-воспитательный процесс, во многом, зависит от учителя: его умения организовывать со школьниками педагогически целесообразные и дружеские отношения как основой творческого общения. Учитель -это ещё один источник получения полезной информации, знаний и умений, с многолетним опытом; это тот, кто делится с мудростью, а ученик их перенимает. Ученик как губка, впитывает всё, что его окружает.

Можно построить очень комфортные отношения с учеником, но конструктивность по решению образовательных и развивающих задач будет минимальна. Задается вопрос: как построить отношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и развития личности, и чтобы оставалось перспективным для дальнейшего конструктивного общения? Ответ на этот вопрос скорее всего является модель взаимодействия «учитель –ученик», главной задачей которой является - оптимизация учебного процесса.

Учителя не всегда могут осознать свою ведущую роль в организации контактов. В общении учителя и учащихся главными должны быть отношения, построенные на уважении и требовательности [4].

У педагога с устойчивым и прочным эмоционально - положительным отношением к своим воспитанникам, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и уравновешенным тоном в обращении школьники намного общительны, доверчивы, раскрепощены, свободны. Правильно выбранный стиль общения создаёт атмосферу эмоционального благополучия, которая, в основном, определяет эффективность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, который соответствует неповторимому своеобразию педагога, способствует решению многих задач.

Не стоит забывать о том, что правильное педагогическое общение имеет познавательный аспект: оно направлено на повышение интереса и мотивации овладения предметом, умений и навыков в процессе обучения.

Важен и эмоциональный аспект, который проявляется в эмоциональном отношении, в процессе возникает атмосфера доверия, где учащийся расположен более раскрепощенно и свободно.

Педагогический такт, чуткое отношение к учащимся играют большую роль в успешности труда педагога. Это, безусловно, важная сторона профессионализма педагога. Неумение реализовать ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут создать негативное отношение как к самому учителю, так и к его предмету, приводить к острым конфликтам и ситуациям [1, c.67].

Немного про конфликты субъектов учебно-воспитательного процесса. Как мы знаем, конфликты-это столкновения между спорящими несогласованными сторонами, различные по своему характеру возникновения. В школах всегда случаются конфликты между учителем и учеником, в основном, в подростковом периоде. Профиль общения учителей зависит от того, в каком классе они преподают уроки, интенсивность обращений учителей особенно в старших классах понижается. Это можно объяснить так: старшие школьники более понятливые и выполняют, в основном, уже знакомые им упражнения. В средних классах увеличивается интенсивность воспитательных обращений, по особенностям соответствующего возраста. Интенсивность поучающих обращений учителей от младших классов к старшим снижается, а продуктивность их использования увеличивается.

Каждое слово учителя воздействует на ученика как положительно, так и отрицательно, может повлиять на настоящее и будущее учеников. Важно, чтоб учитель исключал из своей речи, обращённого к учащимся, обидные слова и высказывания, которые могут задеть его, а также вызвать отрицательное отношение к педагогу. Слова с негативом могут повлиять на личность школьника, то есть он может стать неуверенным, замкнутым.

Обязательные требования к современному учителю являются такие качества и свойства как любовь к детям, к своей профессии, внимательность, наблюдательность, доброта, честность, справедливость и профессионализм.

Невозможно рекомендовать один и тот же способ учения любому учителю, забывая его индивидуальность и уникальность. Главное, чтобы общение было личным и естественным для учителя [3, c.201].

Для плодотворной коммуникации необходимо поддерживать ученика на занятиях, включать учащихся в деятельность парами, группами, давать творческие задания, различные беседы на интересные темы, экскурсия, ролевые и деловые игры, всё это сближает учащихся, вместе решая вопросы, они учатся к общению, учитывая при этом мнение своих товарищей.

 Следовательно, для эффективного достижения образовательной цели необходимо создать в классе такой микроклимат, элементами которого являются доброжелательность, справедливость, умение правильно контактировать с учениками, уважение, взаимопонимание, поддержка, продолжительное и плодотворное взаимодействие. Все это будет благотворно влиять и на результат, и на самочувствие учеников, к тому же обучение и воспитание зависят от уровня активности личности учителя и ученика, богатства и разнообразия их взаимосвязей, отношений и совместной работы.

Список литературы:

1.А.А.Леонтьев. Педагогическое общение. М / 1996 г. – 92с.

2.В.А.Сухомлинский. Рождение гражданина. М / 1971 г. – 336с.

3.М.Ю. Тихонова. Учитель – ученик проблемы, поиски, находки М / 2007 г. – 231с.

4.Формирование отношений. http://nvobrazovanie.ru/M2009/Sem180309.

5.Педагогическое взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. otherreferats.allbest.ru

 

 

УДК 372.3.4

Нальгиева Ханифа Лячиевна

Кандидат социологических наук, доцент кафедры МНО,

Чеченский государственный педагогический университет,

г. Грозный, РФ

E-mail: xanifa.nalgieva@mail.ru

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.006 с.)