Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мусхаджиева Тамара Адуллавна
к. п. н., ст. пр. кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии ЧГПУ, Анзурова Таисия Чимурзаевна Студентка института педагогики, психологии и дефектологии ДД-171 Чеченский государственный педагогический университет г. Грозного Российская Федерация tovsiyat541999@mail.ru
ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация: в этой статье рассматривается тема благотворного взаимодействия педагога и учащихся. В школе возникают такие ситуации, которые радуют и огорчают учеников, особенно - отношение учителя к нему. Доверие учителя в большей степени побуждает ученика на преодоление собственных слабостей, лени, неудач, в частности, и страхов. Если правильно подобрать ключ к каждому ученику с правильным и искренним отношением во время обучения и воспитания, то можно добиться эффективного результата. Ключевые слова: ученик, учитель, взаимодействие, конфликт, учебный процесс, воспитательный процесс, профессионализм, личность. Данная тема актуальна тем, что в настоящее время важное место отводится проблеме взаимодействия педагога и учащихся. Учитель - то самое чистое прозрачное стекло, через которое ученик смотрит на жизнь и воспринимает именно так, как ему показывают. Учитель является личным примером для воспитательной цели [1, c.11]. Учитель, как и воспитатель, обязан знать, чем живут и интересуются его ученики. В школе возникают такие ситуации, которые радуют и огорчают учеников, особенно - отношение учителя к нему. Доверие учителя в большей степени побуждает ученика на преодоление собственных слабостей, лени, неудач, в частности, и страхов. Как писала Н. К. Крупская: «То, что говорит любимый учитель, воспринимается по - другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек» [5]. Если правильно подобрать ключ к каждому ученику с правильным и искренним отношением во время обучения и воспитания, то можно добиться эффективного результата. Приведём мнение В. Ключевского в пример: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь...» [5]. Две основные фигуры в школе - это учитель и ученик, основной компонент фундамента учебно-воспитательного процесса - это благотворное взаимодействие педагога и воспитанника; общение на уроке, во внеклассных работах, во время отдыха или досуга является важным составляющим условием эффективного протекания учебно-воспитательного процесса и средством формирования личности каждого школьника [3, c.57]. Полагаясь на то, что встречи учителя и ученика ограничены, естественно, они продолжаются в течение определённого времени, но тем менее на учителе лежит задача создать и поддерживать доброжелательность, взаимопонимание, так как дети очень переживают, когда у них отношение с учителем не складываются. Весь учебно-воспитательный процесс, во многом, зависит от учителя: его умения организовывать со школьниками педагогически целесообразные и дружеские отношения как основой творческого общения. Учитель -это ещё один источник получения полезной информации, знаний и умений, с многолетним опытом; это тот, кто делится с мудростью, а ученик их перенимает. Ученик как губка, впитывает всё, что его окружает.
Можно построить очень комфортные отношения с учеником, но конструктивность по решению образовательных и развивающих задач будет минимальна. Задается вопрос: как построить отношения с учеником, чтобы взаимодействие с ним позволяло получать максимальный результат в сфере образования и развития личности, и чтобы оставалось перспективным для дальнейшего конструктивного общения? Ответ на этот вопрос скорее всего является модель взаимодействия «учитель –ученик», главной задачей которой является - оптимизация учебного процесса. Учителя не всегда могут осознать свою ведущую роль в организации контактов. В общении учителя и учащихся главными должны быть отношения, построенные на уважении и требовательности [4]. У педагога с устойчивым и прочным эмоционально - положительным отношением к своим воспитанникам, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и уравновешенным тоном в обращении школьники намного общительны, доверчивы, раскрепощены, свободны. Правильно выбранный стиль общения создаёт атмосферу эмоционального благополучия, которая, в основном, определяет эффективность учебно-воспитательной работы. Верно найденный стиль педагогического общения, который соответствует неповторимому своеобразию педагога, способствует решению многих задач.
Не стоит забывать о том, что правильное педагогическое общение имеет познавательный аспект: оно направлено на повышение интереса и мотивации овладения предметом, умений и навыков в процессе обучения. Важен и эмоциональный аспект, который проявляется в эмоциональном отношении, в процессе возникает атмосфера доверия, где учащийся расположен более раскрепощенно и свободно. Педагогический такт, чуткое отношение к учащимся играют большую роль в успешности труда педагога. Это, безусловно, важная сторона профессионализма педагога. Неумение реализовать ожидания учащегося и невнимание к этим ожиданиям могут создать негативное отношение как к самому учителю, так и к его предмету, приводить к острым конфликтам и ситуациям [1, c.67]. Немного про конфликты субъектов учебно-воспитательного процесса. Как мы знаем, конфликты-это столкновения между спорящими несогласованными сторонами, различные по своему характеру возникновения. В школах всегда случаются конфликты между учителем и учеником, в основном, в подростковом периоде. Профиль общения учителей зависит от того, в каком классе они преподают уроки, интенсивность обращений учителей особенно в старших классах понижается. Это можно объяснить так: старшие школьники более понятливые и выполняют, в основном, уже знакомые им упражнения. В средних классах увеличивается интенсивность воспитательных обращений, по особенностям соответствующего возраста. Интенсивность поучающих обращений учителей от младших классов к старшим снижается, а продуктивность их использования увеличивается. Каждое слово учителя воздействует на ученика как положительно, так и отрицательно, может повлиять на настоящее и будущее учеников. Важно, чтоб учитель исключал из своей речи, обращённого к учащимся, обидные слова и высказывания, которые могут задеть его, а также вызвать отрицательное отношение к педагогу. Слова с негативом могут повлиять на личность школьника, то есть он может стать неуверенным, замкнутым. Обязательные требования к современному учителю являются такие качества и свойства как любовь к детям, к своей профессии, внимательность, наблюдательность, доброта, честность, справедливость и профессионализм. Невозможно рекомендовать один и тот же способ учения любому учителю, забывая его индивидуальность и уникальность. Главное, чтобы общение было личным и естественным для учителя [3, c.201]. Для плодотворной коммуникации необходимо поддерживать ученика на занятиях, включать учащихся в деятельность парами, группами, давать творческие задания, различные беседы на интересные темы, экскурсия, ролевые и деловые игры, всё это сближает учащихся, вместе решая вопросы, они учатся к общению, учитывая при этом мнение своих товарищей. Следовательно, для эффективного достижения образовательной цели необходимо создать в классе такой микроклимат, элементами которого являются доброжелательность, справедливость, умение правильно контактировать с учениками, уважение, взаимопонимание, поддержка, продолжительное и плодотворное взаимодействие. Все это будет благотворно влиять и на результат, и на самочувствие учеников, к тому же обучение и воспитание зависят от уровня активности личности учителя и ученика, богатства и разнообразия их взаимосвязей, отношений и совместной работы. Список литературы: 1.А.А.Леонтьев. Педагогическое общение. М / 1996 г. – 92с. 2.В.А.Сухомлинский. Рождение гражданина. М / 1971 г. – 336с. 3.М.Ю. Тихонова. Учитель – ученик проблемы, поиски, находки М / 2007 г. – 231с. 4.Формирование отношений. http://nvobrazovanie.ru/M2009/Sem180309. 5.Педагогическое взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. otherreferats.allbest.ru
УДК 372.3.4 Нальгиева Ханифа Лячиевна Кандидат социологических наук, доцент кафедры МНО, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, РФ E-mail: xanifa.nalgieva@mail.ru
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.006 с.) |