Методика №2 Рисуночный тест «Что мне нравиться в школе?»
Содержание книги
- Подобрать психодиагностические методики для исследования психологической готовности детей к обучению в школе и сформулировать критерии готовности к школьному обучению.
- Методика 1. Тест Керна-Йерасека
- Методика 2. Опросник ориентировочного теста школьной зрелости Я. Йерасека
- Методика 3. Программа диагностики психологической готовности к школе Н. И. Гуткиной.
- Интеллектуальная и речевая сфера
- Методика 9. «Последовательность событий» (А.Н. Бернштейн).
- Подобрать и обосновать выбор психодиагностических методик для исследования внимания у младшего школьника с учетом особенностей возраста.
- Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО)Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда
- Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой
- Подобрать психодиагностические методики для исследования взаимоотношений младших школьников со сверстниками и обосновать их выбор с учетом специфики возраста.
- Подобрать психодиагностические методики для исследования компонентов учебной деятельности младших школьников с учетом содержательной специфики отдельных ее этапов.
- Оценка уровня сформированности компонентов учебной деятельности по опроснику
- Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности
- Подобрать психодиагностические методики для исследования мотивационной сферы у младших школьников с учетом возрастных особенностей и системой отношений учащегося с окружающим миром.
- Методика 3. Опросник «направленность на приобретение знаний»
- Методика 5. Автор виноградова Н. Ф.
- Методика 3. Определение понятий
- Методика 1. Определение объема кратковременной зрительной памяти.
- Методика «Изучение логической и механической памяти» - «Запомни пару».
- Данный тест основан на методе Сеченова И.М.
- Подобрать психодиагностические методики для исследования самооценки у подростков и прокомментировать различные уровни самооценки.
- Использование методики косвенного измерения системы самооценок (КИСС) в социально-психологическом исследовании
- Опросник включает следующее шкалы.
- Проективные методики: «Несуществующее животное», «Рука», «Дом.Дерево.Человек».
- Методика 1. Социометрия разработана дж. Морено, имеет много модификаций
- Методика 2. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
- Методика 1. Опросник «поведение родителей и отношение подростков к ним» (пор; Е. Шафер)
- Интерпретация результатов теста.
- Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин
- Методика 1. Опросник Шмишека. Акцентуации характера
- Методика 1. Определение свойств темперамента
- Оценка результатов и выводы об уровне развития свойств темперамента
- Методика «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А.Климова.
- Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М. Русалова
- Изучение психологического климата группы при помощи биполярной шкалы оценки взаимоотношений (Ф. Фидлер, Ханин Ю.Л.)
- Методика «Соотношение пословиц, метафор и фраз»
- Методика 2. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)
- Методика 1:опросник «уровень субьективного контроля».
- Методика 2. Диагностика рефлексии Карпова А.В.
- Методика 1: диагностика межличностных отношений Т. Лири
- Методика 2: диагностика агрессивности А. Ассингера
- Подобрать и обосновать выбор психодиагностических методик для исследования взаимодействия в коллективе взрослых людей.
- Методика 4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру)
- Методика 1. Оценка профессиональной направленности личности учителя.
- Подобрать и прокомментировать психодиагностические методики для исследования предрасположенности личности к конфликтам.
- Познавательная активность младшего школьника ( А . А . Горчинская )
- Методика №2 Рисуночный тест «Что мне нравиться в школе?»
- Методика 2. Тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен)
- Опросник темперамента (Я.Стреляу)
- Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»
Н.Г. Лусканова
Схема оценки детских рисунков.
При работе с рисунком, необходимо учитывать многие аспекты. Рисунок рассматривается как своеобразное интервью, данное ребенком при помощи изобразительных средств. Анализ рисунков позволяет определить не только интеллектуальную сферу ребенка (ум, зрительная память, запас знаний, что отражается на содержании и правильности рисунка), но и его эмоционально-волевую сферу (тон настроения, интересы, активность). Было выявлено, что дети очень подвижные (гиперактивные) чаще изображают подвижные объекты: рисунки активных, стеничных детей (устойчивых к стрессу) отличаются крупным форматом и яркостью красок, наоборот. Детей робких, астеничных (легко утомляемых) – бесцветностью и мелкостью изображения; у очень эмоциональных, импульсивных детей отмечается небрежность рисунка, размашистый штрих; у детей тревожных, неуверенных в себе – уплотненность, закрашивание всей площади, штриховка.
При анализе рисунков оценивались следующие показатели:
1. Соответствие заданной теме (если рисунок был на свободную тему)
2. Сюжет (что именно изображено)
3. Размеры рисунка и отдельных деталей
4. Цветовое изображение
5. Динамика изображения
6. Правильность рисунка
7. Законченность рисунка
Примерная схема оценки рисунка на тему «Что мне нравится в школе?»
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преобладание чаще всего игровых мотивов. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, узоры, военные действия и т.д., что свидетельствует о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать, что свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьному режиму и требованиям;
в) непонимание задачи, неверное ее истолкование. Такие дети или ничего не рисуют, или срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к теме. Чаще это дети с ЗПР.
При несоответствии рисунка заданной теме проставляется 0 баллов.
2. Соответствие заданной теме говорит о наличии положительного отношения к школе, при этом учитывается сюжет рисунка, то есть что именно изображено:
· Учебные ситуации (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов. Оценивается в 30 баллов.
· Ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене, ученики с портфелями…). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но с большей направленностью на внешние атрибуты. Оценивается в 20 баллов.
· Игровые ситуации (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации. Оценивается в 10 баллов.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно спросить ребенка, что он изобразил, почему нарисовал тот или иной предмет, ту или иную ситуацию. По рисункам детей можно судить не только об уровне школьной адаптации, но и о наиболее привлекательных для него сторонах школьной жизни.
Для изучения школьной мотивации рисунки на школьную тему в различных вариантах могут предлагаться детям несколько раз в течение года.
Анализ результатов.
· 10 баллов - игровая ситуация (качели на школьном дворе, игровая комната, игрушки, другие предметы, телевизор и т.д.). Свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации.
· 20 баллов - ситуации неучебного характера (школьное здание, ученики на перемене). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов.
· 30 баллов - учебная ситуация (учитель с указкой, ученики за партами, доска с заданиями). Свидетельствуют о высокой школьной мотивации и учебной активности ребенка, наличии у него познавательных учебных интересов.
10 баллов – низкий уровень мотивационной готовности, преобладание игровых мотивов учебной деятельности;
20 баллов - средний уровень мотивационной готовности.
30 баллов - высокий уровень мотивационной готовности.
|