Подобрать и обосновать выбор психодиагностических методик для исследования внимания у младшего школьника с учетом особенностей возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подобрать и обосновать выбор психодиагностических методик для исследования внимания у младшего школьника с учетом особенностей возраста.



Методика 1. Корректурные таблицы (кольца Ландольта)

Цель методики – исследования произвольного внимания и для оценки темпа психомоторной деятельности, работоспособности и устойчивости к монотонной деятельности, требующей постоянного сосредоточения внимания.

Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Испытуемый просматривает ряд и вычеркивает определенные указанные в инструкции кольца. Результаты пробы оценивают по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, а также по времени выполнения заданного количества строк.

Ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.                          

 

Работа проводится в течении 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 минут истекли, экспериментатор произносит слово "стоп". По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

Уровень концентрации внимания может быть выражен с помощью индекса точности:

К=S*S/n

Где S – число строк таблицы, проработанных испытуемым;

n- количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний, лишних знаков).

Показатель темпа выполнения (А) имеет следующий вид

A=S/t

Где S – количество знаков в проработанной испытуемым части корректурной таблицы,

t – время выполнения

Определение продуктивности и устойчивости внимания

S=0,5*N – 2,8*n/60,

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания,

N – количество колец, просмотренных ребенком за минуту,

n – количество ошибок, допущенных студентом за это же время

В процессе обработки результатов вычисляются пять поминутных показателей S, относящихся ко всем пяти минутам работы, вместе взятым.

По полученным результатам строится график работы ребенка надзаданием.

Методика 2. Исследование особенностей распределения внимания метод корректурной пробы (методика Бурдона)

Испытуемый должен как можно быстрее разными способами зачеркивать, например, две фигуры, а одну обводить кружком: зачеркнуть кружок и флажок, а квадрат обвести кружком. Методика проводится 5 минут, по истечению каждой минуты экспериментатор говорит слово «черта». Испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения экспериментатором слова «черта», и продолжать работу дальше.

Обработка результатов.

Нужно подсчитать количество просмотренных фигур, количество зачеркнутых фигур и количество ошибок. Ошибкой считается пропуск тех фигур, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

После проведения методики: вычисляется К.

Формула: К=n1-n2-n3/N*100%

N – общее количество фигур

n1 – количество правильно зачеркнутых фигур

n2 - количество пропущенных фигур

n3 - количество ошибочно зачеркнутых фигур

Эта формула просчитывается по всем минутам, т.е. должно получиться 4 вычисления К.

0 - 20% - очень плохое внимание

21 - 40% - плохое внимание

41 - 60% - среднее внимание

61 - 80% - хорошее внимание

81 - 100% - очень хорошее внимание

 После вычисления К, строится график:

В норме резких скачков не должно быть. Если кривая понижается - сниженная работоспособность. Чем более выражен спад, тем более выражен этот признак.

Методика 3. Методика изучения распределения внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

 

Анализ результатов: Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка: Высокий уровень - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень распределения внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Методика 4. "Корректурная проба" (буквенный вариант).

Методика используется для определения объема внимания (по количеству просмотренных букв) и его концентрации - по количеству сделанных ошибок.

Норма объема внимания для детей 6-7 лет - 400 знаков и выше, концентрации - 10 ошибок и менее; для детей 8-10 лет - 600 знаков и выше, концентрации - 5 ошибок и менее.

Время работы - 5 минут.

Инструкция: "На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые.
Работать надо быстро и точно. Время работы - 5 минут".

Пример:

Методика 5. Таблицы Шульте

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.191 (0.013 с.)