Учебно-тренировочные занятия с баскетболистами в транспортном вузе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-тренировочные занятия с баскетболистами в транспортном вузе



Романов А.А.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Российский университет транспорта (МИИТ),

кафедра «Физическая культура»,

Институт прикладных технологий, доцент

Россия, г. Москва

Е-mail: Romanov 74.00@ mail. ru

 

Аннотация. Автор попытался дать свое видение учебно-тренировочного процесса по баскетболу в высшем учебном заведении транспорта. Подготовка высококвалифицированных специалистов в области транспорта, через тренировочные занятия баскетболом.

Ключевые слова: студенческий баскетбол, учебно-тренировочные занятия, аэробика, физическая работоспособность

Annotation. The author tried to give his vision of the training process in basketball at the higher educational institution transport. Training of highly qualified specialists in the field of transport, through training basketball.

Keyword: student basketball, training sessions, aerobics, physical efficiency

Новые формы физкультурно-оздоровительной деятельности, сохранение и укрепление здоровья студенческой молодёжи, являются основной задачей преподавательского состава в высших учебных заведениях России.

Перед учебными заведениями транспортной направленности ставится задача подготовки высококвалифицированного специалиста, творчески самостоятельного, способного решать производственные задачи любой сложности, готового к сотрудничеству, интерактивному взаимодействию в условиях информационного общества и цифровой экономики [1]/

 Студент транспортного учебного заведения должен быть психофизически устойчивым к различным ситуациям, возникающим на производстве.

Одним из направлений и одновременно условием развития высшего образования является обеспечение адекватного целям физического потенциала обучающихся.

В высших учебных заведениях этому способствует физическая культура и массовый студенческий спорт.

Особой популярностью у студенческой молодёжи пользуются спортивные игры и в частности баскетбол. 

В баскетбольных поединках студент должен демонстрировать в экстремальных условиях розыгрыша каждого очка умение мгновенно находить рациональный путь решения возникающих игровых ситуаций.

Пожалуй, в таких ситуациях, наиболее поразительным свойством человеческого интеллекта является способность принимать правильные решения и подкреплять их соответствующими двигательными действиями.

Естественно, базой для физического совершенствования студентов занимающихся баскетболом являются:

1. Состояния здоровья занимающихся;

2. Уровень физического развития и двигательной подготовленности;

3. Успешность овладение двигательными умениями и навыками, способствующими формированию технической базы студентов.

Тенденции развития студенческого баскетбола предъявляет повышенные требования к росту индивидуального мастерства баскетболистов в атаке, выраженного:

1) в легкости, непринужденности и слитности выполнения технических приемов и финтов;

2) в возрастании скорости выполнении технических действий;

3) в расширении диапазона вариативности и управлении игровыми двигательными навыками;

4) в использовании рациональных способов дриблинга, обводки, острых передач мяча через плотную защиту;

5) в сверхдальних точных бросках в корзину.

Студенческие баскетбольные команды все более и более нуждаются в игроках, обладающих не только высоким ростом, но и так же баскетболистов с высокой скоростью, филигранной техникой исполнения игровых приемов и действий, игровой ловкостью, стабильностью в поражении кольца противника [2].

Многоходовые длительные комбинации в современном студенческом баскетболе заменяются быстрыми кратковременными атаками, в которых резко ускоряются передвижения и активизируются действия игроков. Вследствие увлечения темпа игры, повышаются требования к быстроте реакции, ориентировании, распределении внимания и другим свойствам центральной нервной системы (ЦНС).

Координационная сложность и многообразие технико - тактических действий, ступенчатость достижения спортивного результата, быстрая и непредсказуемая смена ситуаций, наличие противодействия соперника определяют необходимость интегральной подготовки студента занимающегося баскетболом.

Поэтому одной из важнейших задач является совершенствование методики воспитания координационных способностей игроков и игровой ловкости, т.е. способности овладевать новыми движениями и способности перестраивать двигательную деятельность в изменяющейся обстановке.

Для баскетболиста чрезвычайно важны координационные действия с мячом в различных и сложных условиях с противодействием соперников, характеризующихся трудными и промежуточными позами положения тела.

С целью повышения уровня координационных способностей студентов занимающихся баскетболом нами был разработан комплекс занятий по аэробике, как один из элементов подготовки баскетболистов.

Со студентами один раз в неделю проводились занятия по аэробике в специально оборудованным зале и с применением разработанных комплексов упражнений. Составление комплексов осуществлялось в соответствии с поставленными задачами совершенствования необходимых двигательных способностей баскетболистов.

При этом в основном использовались упражнения:

- Базовой аэробики и степ-аэробики.

- Упражнения силового характера с резиновыми амортизаторами.

- Упражнения на гибкость и стретчинг.

Соотношение элементов различных направлений аэробики составило

1. Степ-аэробика- 25%.

2. Базовая аэробика- 25%.

3. Силовая аэробика- 20 %.

4. Упражнения на гибкость и стретчинг- 30%.

Для повышения работоспособности мышечных групп необходимо локально-направленное воздействие на мышцы, которые участвуют в том или ином техническом приеме или действии. В этом плане не следует забывать о том, что развитие физических качеств у студентов, занимающихся баскетболом, наиболее эффективно происходит, когда предлагаемые нагрузки будут выше привычного для них уровня.

Следовательно, ёмкое определение И.П. Павлова «Работа лепит орган» не потеряло своей актуальности и в нынешнее время. Оставаясь в рамках привычных для себя нагрузок, нельзя добиться качественного позитивного изменения в организме средствами физического воспитания.

При специальной тренировке можно значительно увеличить активность мышечных волокон, а также повысить согласованность работы мышечных групп, следующими режимами работы:

- Локальный (в работе заняты менее 1/3 мышц тела).

- Региональный (в работе заняты от 1/3 до 2/3 мышц тела).

- Глобальный (в работе заняты свыше 2/3 мышц тела).

Применение в тренировочных занятиях двигательно-координационных спортивных игр (баскетбол, гандбол, футбол, волейбол), были направлены на развитие разных перцептивных моторных способностей:

- Быстроты двигательной реакции.

- Быстроты одиночных звеньев тела (верхних и нижних конечностей).

- Максимальной частоты движений верхних и нижних конечностей, способности ускорять перемещение тела на коротком отрезке (15-25 м.) за счет максимальной частоты движений.

Продолжительность выполнения упражнения определяется длительностью физической нагрузки и интенсивностью выполнения.

Упражнения, направленные на развитие быстроты и координационных способностей, включались в первую половину занятия. Суть спортивной тренировки собственно и заключалось в достижении переноса тренированности. Если какое-либо упражнение не позволяет улучшить соревновательную результативность баскетболистов, то в этом случае можно говорить об отсутствии положительного переноса тренированности [3, 4]

Надо учитывать, чтобы тренировочные занятия не были изо дня в день напряженными, так как студенты могут потерять интерес к подобным занятиям, они будут постоянно испытывать чувство усталости, которое как правило приводит к плохому самочувствию баскетболистов. Одним из признаков физического состояния занимающихся служит частота сердечных сокращений (ЧСС).

В тоже время, следует помнить, что работа со студентами ориентирована не только на высокие спортивные результаты, но и должна опираться на их физическое развитие, на увеличение двигательной активности, ведущей к укреплению здоровья – именно в этом основная задача тренировочных занятий в высших учебных заведениях.

 

Список используемых источников.

1. Косарева И.А., Романов А.А., Нигай Р.М. Физическая работоспособность студентов транспортного профиля // Мир транспорта. 2018.№2.

 2. Романов А.А. Совершенствование точности бросков в баскетболе// Теория и практика физической культуры.-2008.-№6.- С.11-16.

 3. Романов А.А. Перенос тренированности при различных методах тренировки точности бросков одной рукой от плеча у юных баскетболистов 10-12 лет.// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.-2007.-№5.- C. 57-59/

4. Фирсин С.А. Современные игровые методики обучения: веб-квест «ГТО-НИКА» /С.А. Фирсин// Формирование здорового образа жизни. Передовой опыт социальнопедагогической работы с детьми и семьей: материалы областной межведомственной научно-практической конференции (25 октября 2017, Коломна) – Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2017. – С. 170-173. 

 


 

УДК 796.32

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БАСКЕТБОЛУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В РАМКАХ УЧЕБНОГО РАСПИСАНИЯ

Парыгина О.В.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Московская государственная академия водного транспорта - филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»,  

зав. кафедры «Физическое воспитание», доцент,

Россия, г. Москва

Е-mail: o. parygina @ inbox. ru

 

Аннотация.В статье приведена оценка результатов контрольного тестирования на занятиях по специализации баскетбол в рамках учебного расписания (элективный курс) у студентов технического вуза.

Ключевые слова:элективный курс, баскетбол, студенты технических вузов, специальная физическая подготовка, контрольные нормативы.

Annotation. The article provides an assessment of the results of benchmark testing in class on the basketball specialization within the framework of the training schedule (elective course) for students of a technical college.

Keywords: elective course, basketball, technical college students, special physical training, control standards.

 

Элективные курсы по физической культуре базовой части учебного плана позволяют студенту освоить содержание и направленность различных систем физических упражнений для сохранения здоровья и повышения уровня физической подготовленности.

Новый подход к процессу физического воспитания в вузе технического профиля определил следующие задачи: обеспечить педаго­гический процесс необходимой документацией в форме рабочих программ, соответствующих требованиям ФГОС 3+ ВПО; разработать методику обуче­ния студентов технического профиля основам баскетбола; содержание пред­мета «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол» привести в соответствие с общей тру­доемкостью дисциплины; разработать необходимое методическое обеспечение для практических, лекционных занятий; разработать методическое обеспечение по теме «Баскетбол» для семинарских и само­стоятельных занятий студентов.

В этой связи реализация педагогиче­ских условий элективного курса по обучению игры в баскетбол столкнулась с противоречиями между привычным способом преподавания общей физической подготовки с элементами спортивной специализации у студентов технического профиля и необходимо­стью внедрения нового методического и организационного подхода в форми­ровании знаний, умений и навыков по обучению игры в баскетбол.

Цель исследования - оценить уровень специальной физической подготовленности у студентов 1-3 курсов Московской государственной академии водного транспорта за период освоения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол».

Наши разработки представляют дисциплину «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол» как важнейший компонент целостного развития общей культуры личности, психофизического становления и профессиональной подготовки обучающегося в течение всего периода обучения. Мы используем возможности данного курса для развития в практике образовательной программы бакалавриата компетенций: ОК-5 - способность к самоорганизации и самообразованию; ОК-7 - способность поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; ОК-8 – способность использовать ме­тоды и средства физической культуры для обеспечения полноценной социаль­ной и профессиональной деятельности.

Гипотезой является то, что реализация педагогических условий позволит полу­чить планируемые результаты по специализации баскетбол.

Решение проблемы внедрения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол» мы видим в конкретном наполне­нии курса по физической культуре в вузе специальным содержанием, позволяющим давать студентам ком­плекс новых теоретических знаний по избранному виду спорта.

Для практического курса по физическому воспитанию (328 часов) мы предлагаем программу обучения для формирования основных технических, тактических и инструкторских знаний, умений и навыков по баскетболу. Кроме этого, мы рассматриваем дисциплину «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол» не только как сред­ство формирования у студентов технического профиля специальных навыков, но и как важный инструмент повышения эффективности учебного процесса, интеграцию знаний по физической культуре и спорту в область необходимых компетенций для студентов технических вузов.

Процесс реализации поставленных образовательных целей мы предлагаем провести через следующие принципы организации элективного курса:

1) разработка лекционного материала, представляющего интерес не только с точки зрения физической культуры и спорта, но также и с точки зрения специальных знаний о спортивной игре баскетбол;

2) подготовка темы «Теория и практика избранного вида спорта. Баскетбол» для самостоятельной работы студентов;

3) проведение элективных практиче­ских занятий, на которых студенты смо­гут получить необходимый объем умения и навыки по техническим, тактическим, инструкторским навыкам в баскетболе;

4) разработка рабочих планов для дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол». По данным пунктам нами внедрены и апробированы в МГАВТ – филиале ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» следующие педаго­гические условия.

 Разработан лекционный материал, включающий в себя информа­цию по истории зарождения и развития баскетбола, истории соревнований, системе проведения соревнований, правилам игры, материал по технике и тактике игры.

Разработано учебно-методическое пособие «Элективные курсы по физической культуре», в котором представлены теоретические основы по технике выполнения силовых упражнений с помощью отягощений (гантели, штанга), направленных на развитие максимальной взрывной силы, что дает значимый прирост в прыжке в длину с места, кистевой динамометрии и прыжок вверх [5, с. 21].

Материалы и методы исследования. Было обследовано по 15 студентов 1-го, 2-го и 3-го курса со­ответственно. В рамках учебного процесса по физиче­скому воспитанию в МГАВТ – филиале ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» студентам предложен избирательный элективный курс по баскетболу. Данный практический курс проводится по рабочей программе, направленной на формирование основных навыков в баскетболе [1; 2].

В специализации баскетбол студенты сдают следующие нормативы: бег 40 секунд на количество площадок; комбинированное упражнение (рывок – бросок в движении с правой стороны правой рукой, подбор, ведение по трапеции, бросок слева – левой рукой, подбор, обводка «змейка», остановка прыжком, на 2-ом усике бросок в прыжке, (сек)); броски со средней дистанции (количество попаданий из 10 бросков); штрафные броски (количество попаданий из 5 бросков). Средние результаты представлены в таблице.

Важным педагогическим условием является разработка структуры учебно-методического комплекса для модуля «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол» для необходимых образовательных программ по различным техническим направлениям (специальностям), квалификации бакалавр и специалиста.

Результаты и их обсуждение. Согласно данным таблицы, для повышения уровня физической подготовленности студентов третьего курса, двухразовых занятий в рамках учебного расписания недостаточно. На методологическом уровне определены педагогические условия реализации программы обучения по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол» в рамках федерального госу­дарственного образовательного стандар­та (ФГОС 3+).

Результаты выполнения контрольных нормативов (М±m) по специализации баскетбол

Курс Бег 40 сек (кол-во площадок) Комбинированное упражнение (сек) Средний бросок (кол-во) Штрафной бросок (кол-во)
1, n=15 7,29±0,08 26,11±0,55 5,08±0,25 3,25±0,12
2, n=15 8,04±0,08 22,29±0,44 5,01±0,15 3,28±0,12
3, n=15 8,12±0,08 21,11±0,60 5,38±0,20 3,58±0,11

Выводы. Как показывают результаты прове­дённых исследований, анализ научной литературы и документов на теоретическом уровне есть основания считать, что вопрос организации элективных курсов по баскетболу в техническом вузе находится на стадии разработки. Кроме того, уточнен процесс реализации образовательных целей по предмету «Элективные курсы по физической культуре и спорту. Баскетбол», определены его компоненты. Для улучшения результатов выполнения контрольных нормативов также необходимо расширять материально-техническую базу спортивных сооружений.

 

Список используемых источников

1. Баскетбол. Подготовка судей. Учебное пособие. // Под ред. С. Чернов. - М.: Физическая культура, 2009- 256 с.

2. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры // Под. ред. Ю. М. Портнова. –М: Астра Семь», 1997-480 с.

3. Вуттен М. Как добиться успехов в подготовке баскетболистов / М.Вуттен. – М.: Дивизион, 2008. – 400 с.

4. Нестеровский Д.В.Теория и методика баскетбола: учебник/ Д.В. Нестеровский. – М.: ДРОФА, 2014. – 352 с.

5. Парыгина О. В. Элективные курсы по физической культуре/ О.В.Парыгина. –– М.: Альтаир МГАВТ, 2017. – 36 с.

 


 

УДК 37.037

ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНО-ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ЭЛЕКТИВНЫХ ДИСЦИПЛИНАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА

 

Золотова М.Ю.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна, Россия

Е- mail: zmu 1977@ yandex. ru

Панкратова О.Н.,

преподаватель,

Российский университет транспорта (МИИТ),

кафедра «Физическая культура»,

Институт экономики и финансов,

Россия, г. Москва

Е-mail: pon 1103@ mail. ru

Аннотация. Цель данной статьи в рассмотрении влияния спортивно-физкультурной ориентации на занятиях физической культурой на формирование у студентов социальной компетенции (ОК-8), указанной в учебных планах и программах вузов.

Ключевые слова: физическая культура, элективные дисциплины, компетенции, образовательная программа, социализация.

Annotation. The purpose of this article is to examine the influence of sports and physical education orientation on physical education classes on the formation of social competence (OK-8) in students, indicated in the curricula and programs of universities.

Keywords: physical education, elective disciplines, competencies, educational program, socialization.

Введение. В настоящее время в российской системе образова­ния реализуется компетентностный подход, который рассматривается как связующий компонент социального характера между высшей школой и рынком труда, средство углубления их сотрудничества и восстановле­ния в новых условиях взаимного доверия. Компетентностный подход как определенная модель в рамках модернизации российского образования стал интенсивно развиваться в конце 90-х гг. ХХ в. и в пер­вые годы XXI в. под влиянием систем образования в Западной Европе и США, в том числе развернувшегося в конце 90-х гг. ХХ в. Болонского процесса. Рассмот­рение данного подхода невозможно осуществлять без отождествления либо дифференциации ключевых по­нятий: «компетенция» и «компетентность» [3].

Компетентностный подход - это подход к образовательному процессу, в первую оче­редь, с позиции его ожидаемых результатов, выраженных в форме компетенций. Он также предполагает активное влияние этой формы на отбор содержания и конструирование тех­нологий реализации образовательного про­цесса [2].

При переходе на новые стандарты по физической культуре (ФГОС 3+) возникли изменения в традиционной системы образования по предмету «Физическая культура». Введение в учебный процесс элективных курсов, как спортивно-ориентированных или физкультурно-оздоровительной направленности в физическое воспитание, в основе которых лежит учет интересов занимающихся, должны в большей степени мотивировать студентов к учебным занятиям по дисциплине — физическая культура.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования 3+ (ФГОС ВО 3+) общая трудоёмкость (объём) учебной дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре» составляет 328 часов и изучается студентами вузов соответственно на 1–3 курсах (1–6 семестры) дневной (очной) формы обучения [4].

Данный элективный курс является дисциплиной по выбору, в основе которой должен лежать учет интересов занимающихся и их спортивно-физкультурная ориентированность, что в свою очередь предполагает наличие нескольких вариантов и разработки программ различных направленностей и ориентаций. Студент должен самостоятельно выбрать направление с учетом своих желаний и интересов.

Цель исследования – выявить основные аспекты в элективных дисциплинах по физической культуре и спорту влияющие на формировании общекультурной компетентности бакалавра в контексте современного образования.

Изложение основного материала статьи. Требования к владению необходимым уровнем социальной компетентности, предъявляемые к современным студентам, изложены в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлениям подготовки бакалавриата. В частности, делается акцент на необходимости владения студентами способности использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8). 

Учитывая все вышесказанное, мы провели исследования в рамках преподавания дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». В нашем эксперименте приняли участие студенты первых и вторых курсов  Института экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ).

Опрос студентов показал, что ведущими положительными мотивами посещения занятий по физической культуре для них являются: желание улучшить фигуру и укрепить своё здоровье - 68 %, получить знания, двигательные умения и навыки в избранном мною виде спорта или физкультурной деятельности – 15%, повысить уровень развития физических качеств и физ. подготовки – 18% и посещают занятия, чтобы получить зачет - 3 %.

Что примечательно, около 70% респондентов указали на желание получать методическое обоснование по избранному виду физкультурной деятельности в рамках элективных дисциплин на практических занятиях. В теоретической работе для респондентов привлекательно использование современных технических средств (просмотр фильмов и презентаций интересует 48,8% респондентов, выполнение заданий на компьютере – 31,2%).   

Что касается спортивно-физкультурной ориентированности и интересов студентов в выборе элективных курсов, то здесь у юношей в приоритете спортивные игры – 66% респондентов и по 16% выбрали фитнес-технологии и ОФП. А вот многие девушки студентки (это 43%) хотели бы на элективных дисциплинах изучать современные фитнес-технологии и 27% спортивные игры. И что примечательно к этим цифрам добавилось 21% студенток, которые хотят осваивать электив по этим двум направлениям параллельно.

Проанализировав ряд вопросов, мы пришли к выводу, что большинство студентов не достаточно информированы о реальном состоянии своего здоровья и об уровне физической подготовленности.

Мы полагаем, что рассмотренные нами вопросы анкетирования студентов дают толчок к поиску новых подходов и форм организации учебного процесса на занятиях физической культурой. Решением данных проблем, мы считаем, является внедрение в учебный процесс элективных курсов по физической культуре, направленных на реализацию индивидуального и дифференцированного подходов к обучению.

Согласно нашим опросам студентов и анализу программ в вузах Москвы и области самые востребованные виды и направления в элективных дисциплинах – это спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол), атлетическая гимнастика с элементами кросфита и общая физическая подготовка, современные фитнес-системы и направления, оздоровительные вида гимнастики и плавания. Большинство из перечисленных видов содержат игровой и соревновательный компоненты, которые являются действенными методами в развитии общекультурных компетенций, развивают у студентов психологические качества и навыки командного соперничества, чувство коллективизма, умение работать на высокий результат в команде и создавать честную конкурентною борьбу.

Занятия в рамках избранных элективов дают студентам возможность более углубленно освоить то или иное спортивное направление, овладеть методикой обучения техническим элементам, расширить свой двигательный потенциал и под руководством педагога научиться самостоятельно оценивать свои силы, контролировать состояние своего организма при физической нагрузке, освоить методы самоконтроля и средства восстановления работоспособности [4]. Наряду с практическими занятиями необходимо проведения и теоретической составляющей, которая предполагает использование современных информационно-компьютерных технологий, мультимедийных наглядных материалов, видеоматериалов, анализ современных тенденций и научных разработок в области физической культуры и спортивной индустрии. Однако, такое видение преподавания элективных дисциплин по физической культуре требует от вуза наличие хорошо оснащенной материально-технической спортивной базы или её модернизации в соответствии с современными требованиями и запросами. Но далеко не все учебные заведения имеют современную и оборудованную спортивную инфраструктуру.

Помимо обучающей и методической составляющей избранных физкультурно-спортивных направлений данные курсы ориентированы на составление индивидуальных комплексов упражнений для удовлетворения собственных потребностей в физическом совершенствовании, разработку индивидуального режима дня и сбалансированного рациона питания, подбор рекомендаций для укрепления иммунитета средствами физической культуры и спорта, формирование здорового образа жизни, который даст, на наш взгляд, положительные результаты в будущей профессиональной деятельности.

Выводы. Таким образом, внедрение элективных дисциплин по физической культуре в вузе обеспечивает будущих специалистов знаниями, умениями и навыками прикладного характера в физической культуре индивида. Освоение студентами программ по избранным направлениям вносит весомый вклад в формирование общечеловеческих ценностей и здорового образа жизни студентов, укрепление их здоровья и профилактику вредных привычек.

На наш взгляд, внедрение элективных дисциплин по физической культуре и спорту в бакалавриат даёт возможность студенту в различных видах деятельности проявлять самостоятельность, самоорганизацию, реализовывать свои интересы и потребности, а также осуществлять межличностное взаимодействие в группах по спортивным предпочтениям, что, в результате, способствует формированию их общей социальной компетентности и адаптивности. Отсюда, физическое воспитание в вузе побуждает студентов к их социализации посредством физкультурно-спортивной деятельности и является важным условием в достижении личностно-значимых потребностей, максимальных результатов в физическом и личностном совершенствовании.

Список используемых источников

1. Виленский М.Я. Приоритетные направления развития физического воспитания в вузах // Культура физическая и здоровья. – 2015. – №3 (54). – С. 42–47.

2. Воронин Д.М., Золотова М.Ю., Глачаева С.Е. Формирование здоровьеформирующей среды высшего учебного заведения //Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2018. – Вып. 60. – Ч.2. – С.76-79.

3. Загревская А. И. Компетентностный подход к общему физкультурному образованию студентов // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 359 (июнь). - С. 154-156.

4. Золотова М.Ю., Глачаева С.Е.Анализ изменений состояния здоровья студентов социально-гуманитарного профиля на занятиях физической культурой. Сборник материалов международной научно – практической (очно-заочной) конференции «Современные здоровьесберегающие технологии». – Орехово-Зуево, ГГТУ, 2016.

5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2013 г. №1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" // Минобрнауки.рф [офиц. сайт]. - URL: http://rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html (дата обращения - 5.04.2016).

 

УДК 796.32

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ СНОУБОРДИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

Андриашина А.М.,

магистрант,

Московский педагогический государственный университет,

Россия, г. Москва,

Е-mail: Aromage95@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения развития двигательно-координационных способностей юных сноубордистов

Ключевые слова: координация, юные сноубордисты, спортивная подготовка, методика развития.

Annotation. The article is devoted to the study of development of coordination abilities of young snowboarders

Key words: coordination, young snowboarders, sports training, technique development.

 

Введение. От тренера, его умения контролировать и направлять развитие функциональных процессов, во многом, зависит успешность многолетней тренировки сноубордистов. Недостаток внимания к физиологическим особенностям юного организма может препятствовать своевременному достижению высоких спортивных результатов, и стать причиной нанесения вреда здоровью растущего организма[1].

Для развития координационных способностей юных сноубордистов необходима правильная методика тренировки и учет анатомо-физиологических особенностей данного возрастного периода.

Недостаток внимания к физиологическим особенностям юного организма может препятствовать своевременному достижению высоких спортивных результатов, и стать причиной нанесения вреда здоровью растущего организма. От тренера, его умения контролировать и направлять развитие функциональных процессов, во многом, зависит успешность многолетней тренировки.

Следовательно, для перспективного планирования тренировочной работы с юными сноубордистами, а также при утверждении объемов их специальной и общей подготовки нужно, учитывать, прежде всего, возрастные особенности функциональных систем.

От возраста спортсмена зависит характер и темп формирования морфологических изменений и функциональных перестроек в организме, которые связаны с воздействием систематических занятий физическими упражнениями и спортом. Признаки, возникшие в результате естественных возрастных особенностей организма, своеобразно переплетаются с признаками, обусловленными приспособлением организма к систематическим занятиям спортом [2].

Развитие функциональных систем детей разного возраста проходит с разной скоростью, и определяется внутренними и внешними факторами.

Существует необходимость учета темпа и уровня формирования функциональных систем в различные возрастные периоды, создание благоприятных условий для развития определённых двигательных качеств [3].

 У сноубордистов 8-10 лет отмечается высокая степень овладения сложными в техническом отношении движениями. Для них характерно более быстрое и качественное овладение различными двигательными действиями. Они постоянно пополняют свой двигательный опыт, помогающий им в будущем эффективнее преодолевать задания по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками. Они также учатся более экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной деятельности. В ходе освоения новых форм и разнообразных движений юные сноубордисты испытывают радость и удовлетворение [4, 5].

На наш взгляд, развитие координационных способностей юных спортсменов в области горнолыжного спорта требуют использования методик из других сложно-координационных видов спорта, таких как акробатика и спортивная гимнастика. Таким образом, для успешного организационного процесса тренировки необходима теоретическая обоснованность применения методики начальной тренировки юных сноубордистов. На начальном этапе подготовки сноубордистов особую актуальность приобретает формирование координационных способностей.

Особенностью горнолыжного спорта является его техничность, при этом необходима специальная подготовка для обучения специфическими приемами в виде спусков и поворотов на сноуборде. Согласно классификации Ю.В. Верхошанского горнолыжный спорт относится к «гравитационному» виду спорта [6]. Формирование двигательных действий сноубордиста происходит в условиях составляющей силы тяжести в виде скатывающей силы.

Особенностью горнолыжного спорта является то, что спортсмену приходиться все время решать задачи тактического характера по построению и перестроению своих двигательных действий в зависимости от меняющихся условий спуска (крутизны склона, радиуса поворотов, скорости входа и выхода из поворота, обхода шестов разметки трассы, состояния снега, неровности рельефа и т.д.). Поэтому, cистематические тренировки способствуют совершенствованию двигательной подготовленности юного спортсмена.

Занятие сноубордом способствуют формированию способности к мгновенной обработке информации как основы для выбора верного варианта действий в условиях ограниченного времени на принятия решения. Если скорость спуска увеличивается, то это ведет к уменьшению времени на обдумывание, что ведет к формированию у сноубордистов умения «думать вперед».

На развитие спортивного мастерства сноубордиста, большое влияние оказывает деятельность вестибулярного анализатора. Двигательные и зрительные анализаторы способствуют ориентированию в пространстве, развивают двигательную координацию и качество равновесия. Для формирования способности сохранять равновесие по ходу движения важно иметь высокий уровень развития этого качества-равновесия.

Возрастной период 9-11 лет характеризуется благоприятным периодом для формирования координационных способностей. В этом возрасте происходит созревание премоторная и префронтальная области лобной коры, которая способствует осуществлению психологической регуляции и координации комплексов двигательных действий и развитию двигательных программ сложной конструкции.

Разработка специальных упражнений для формирования координационных способностей требует применения упражнений повышенной координационной сложности, которые содержат элементы новизны. Воспитание юных сноубордистов требует формирование способностей быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в зависимости от меняющихся условий. При этом эффективными могут быть подвижные и спортивные игры, единоборства (бокс, борьб



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.079 с.)