Влияние малоподвижного образа жизни на физическое состояние работников железнодорожного транспорта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние малоподвижного образа жизни на физическое состояние работников железнодорожного транспорта



 

Греков   Ю.А.,

кандидат педагогических наук,

Российский университет транспорта (МИИТ),

кафедра «Физическая культура»,

Институт экономики и финансов, доцент

Россия, г. Москва

Е-mail: grek_of@mail.ru

 

Аннотация. В статье рассматривается влияние малоподвижного образа жизни работников железнодорожного транспорта на их здоровье. Проведено анкетирование среди работников экономистов ж/д транспорта для выявления их режима труда и физической активности в течение дня. Даны рекомендации по увеличению физической активности, которая помогла бы работникам улучшить общее состояние организма и, в то же время, не повредить рабочему процессу.

Ключевые слова: сидячий образ жизни, здоровье, работоспособность, физическая активность.

Annotation. The article discusses the impact of the sedentary lifestyle of railway workers on their health. A survey was conducted among the workers of railway transport economists to identify their work patterns and physical activity during the day. Recommendations were made to increase physical activity, which would help workers to improve the general condition of the body and, at the same time, do not damage the work process.

Key words: sedentary lifestyle, health, performance, physical activity.

 

Введение. Общеизвестно, что сидячий образ жизни неблагоприятно сказывается на здоровье работников. Нехватка времени в течение дня, отсутствие желания и мотивации трудящихся заниматься спортивной деятельностью, а также равнодушие работодателей к данной проблеме ухудшает в долгосрочной перспективе качество штата компаний, а также снижает общий потенциал нации [1-3]. Вопрос заключается не только в здоровье и внешнем виде конкретных людей, на самом деле проблема еще состоит в их энергичности и концентрации, что немаловажно в сфере транспорта, как зоне повышенной опасности.

Цель исследования – выявить физическую активность работников ж/д транспорта в течение дня, чья трудовая деятельность преимущественно связана с сосредоточенными, но физически пассивными задачами, и разработать комплекс упражнений для улучшения общего состояния их организма.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, опрос, педагогическое наблюдение.

Результаты исследования.

Среди работников экономистов различных подразделений ОАО «РЖД» был проведен опрос, в результате которого было опрошено 52 человека. На рисунке 1 представлены вопросы и количественные показатели проведенного опроса.

По результатам первого вопроса 26 человек (50%) подтвердили связь сидячего образа жизни с неблагоприятным воздействием на их здоровье. 46 человек (88%) не выполняют каких-либо физических упражнений на рабочем месте.

При этом 25 человек (48%) считают, что их работоспособность ухудшается из-за недостатка физической активности и еще 21 человек (40%) затруднились с ответом, однако на наш взгляд, данная категория просто не задумывается о связи различного рода болезней и снижением работоспособности с низким уровнем физической активности.

 

Рис. 1. Результаты опроса служащих различных подразделений ОАО «РЖД».

Также, можно подчеркнуть, что работодатели всех респондентов равнодушно относятся к данному вопросу. Несмотря на явное ухудшение физических показателей при «сидячей» работе, лишь около 45% опрошенных занимаются спортом в свободное время. Однако если бы существовала возможность выполнять физические упражнения во время рабочего процесса, примерно 60% респондентов делали бы это.

Для ознакомления работников с возможностью улучшения их общего тонуса и здоровья на рабочем месте было принято решение разработать комплекс упражнений, который бы не требовал больших усилий и не вредил рабочему процессу. Представленная ниже подборка упражнений является лишь примером возможности любого работника поддерживать на должном уровне свою двигательную активность и как следствие здоровье и работоспособность на долгие годы. Представлены примеры упражнений на различные группы мышц, суммарное время на выполнение для которых не превысит 10-15 минут.

Комплекс упражнений для работников экономистов ж/д транспорта:

1. Упражнения для глаз: сделайте 8-10 движений глазами вправо-влево, по кругу; устремите взгляд вдаль, затем на предмет вблизи 6-8 раз.

2. Поочередное поднимите и опустите плечи, дыхание свободное. Повторите 6-8 раз.

3. Отведите локти назад и сведите лопатки. Повторите 15-20 раз.

4. Необходимо втянуть живот, словно хотите, чтобы он коснулся позвоночника. Досчитайте до шести и расслабьтесь. Повторяйте произвольное количество раз, как можно с большей регулярностью.

5. Стоя или сидя на стуле, руки соедините вверху. Выполните наклон вправо, задержитесь на несколько секунд, затем вернитесь в исходное положение и повторите тоже самое в другую сторону. Общее количество повторений 10-15 раз.

6. Приседания возле стены. Прижмите лопатки и поясницу к стене, присядьте так, чтобы согнуть коленные и тазобедренные суставы под углом 90°. Задержитесь в таком положении на минуту. Повторите упражнение три раза. Не нужно делать больше: вы приседаете не ради спортивных достижений, а чтобы предотвратить дегенерацию тканей.

7. Снимите обувь и покатайте стопами массажный шарик или маленькую бутылку с ледяной водой по своду стопы. Давление от массажа расслабит ткани и улучшит кровообращение.

8. Закройте глаза и откиньтесь на спинку кресла. Начинайте «таять», то есть максимально расслабляться, сползать. Затем поднимите руки за голову и постарайтесь максимально прогнуть спину в области лопаток (задержка на несколько секунд и расслабление).

Данный комплекс рекомендуется выполнять несколько раз в день. После месяца регулярных «офисных упражнений» общий тонус организма повыситься, улучшиться циркуляция крови, снизиться утомляемость, увеличится работоспособность.

Выводы.

В результате проведенной работы была выявлена проблема нехватки двигательной активности работников экономистов транспортной отрасли. Для повышения работоспособности и снижения утомляемости трудящихся был подобран комплекс упражнений, которые при регулярном выполнении смогут улучшить общее физическое состояние.

 

Список используемых источников

1. Когут С.В. Особое значение физической культуры и спорта в процессе жизнедеятельности человека. В сборнике: Теория и практика современных гуманитарных и естественных наук сборник научных статей ежегодной XV межрегиональной научно-практической конференции. 2015. С. 92-98.

2. Щепина Н.А., Федина А.И. Влияние малоподвижного образа жизни на современного человека. Проблемы и пути решения. В сборнике: Молодёжь Сибири - науке России Материалы международной научно-практической конференции. 2015. С. 377-380.

3. И.А. Косарева. Физическая работоспособность студентов транспортного профиля / И.А. Косарева, А.А. Романов, Р.М. Нигай // Мир транспорта. – 2018. - №2. – С. 246-249.

 

 

УДК 796.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ СПОРТИВНОГО ФЕХТОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ РУТ (МИИТ)

Войнова Е.В.,

преподаватель,

Российский университет транспорта (МИИТ),

кафедра «Физическая культура»,

Институт управления и информационных технологий,

Россия, г. Москва

Нестеров И. В.,

кандидат технических наук,

Российский университет транспорта (МИИТ),

кафедра «Физическая культура»,

Институт управления и информационных технологий, доцент

Россия, г. Москва

 

Щадилова И.С.,

кандидат педагогических наук, доцент,

Российский университет транспорта (МИИТ),

зав. кафедры «Физическая культура»,

Институт пути, строительства и сооружений, доцент

Россия, г. Москва

Е-mail: ishchad@mail.ru

Аннотация: Классические приёмы преподавания технически сложных видов спорта не всегда доступны современному студенту. Повысить мотивацию и привлекательность учебных спортивно-ориентированных занятий по спортивному фехтованию позволят нестандартные подходы и компоновки комплексов упражнений с предметами на начальном этапе обучения.

Ключевые слова: физическая культура студента, спортивное фехтование, обучение техническим элементам, комплекс упражнений с предметами.

Annotation: Classical methods of teaching technically challenging sports are not always available to the modern student. To enhance the motivation and attractiveness of training sports-oriented sports fencing classes will allow non-standard approaches and the layout of exercise complexes with subjects at the initial stage of training.

Keywords: physical education of a student, sports fencing, training for technical elements, a set of exercises with objects.

Актуальность. В современном мире, стремительно меняющемся, в зависимости от нововведений, распространяющихся быстро благодаря всемирной сети интернет, которые не обошли стороной и сферу физической культуры, позволяет молодым людям выбирать и самостоятельно осваивать различные виды спортивной деятельности и направленной тренировки. Интерес молодежи к физическим упражнениям в последние годы возрос благодаря модной тенденции вести здоровый образ жизни. Данная тенденция всячески поддерживается, потому что экономически выгодна многим крупным предпринимателям, начиная от производителей спортивной одежды и экипировки, заканчивая огромным сектором медицины красоты.

Подобная доступность и высокий спрос на услуги специалистов по физической культуре, к сожалению, может частным образом приводить к ухудшению состояния здоровья молодых людей, занимающихся либо самостоятельно, либо получающие услуги низкого качества. Отсутствие системного подхода к фитнес-тренировке, неправильная оценка исходной физической формы молодого человека, отсутствие промежуточного врачебного контроля, все эти факторы могут отрицательно повлиять на здоровье человека, принимающего такие физические нагрузки.

Результаты и обсуждение. В Спортивном Клубе РУТ (МИИТ), в рамках обучения студентов физической культуре, предлагается достаточно широкий перечень качественных спортивно-образовательных направлений. Такие виды физической активности как плавание, волейбол, занятия в тренажерном зале, аэробика, футбол всегда привлекают молодых людей. Есть более «экзотические» для технических вузов виды спорта, например, фехтование. Всплеск интереса был отмечен в 2016 году после летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро, где наша сборная по спортивному фехтованию показала высокий результат. Тренеры отделения фехтования постоянно находятся в поиске пути привлечения большего количества студентов[3].

Овладение техникой и тактикой ведения боя является главенствующей стороной тренировки фехтовальщиков, так как спортивные достижения определяются уровнем овладения типовым составом действий и тактическими умениями. К сожалению, обучение базовой основе фехтовальных движений связано с монотонным многократным повторением одного двигательного действия. А без освоения определенного набора специальных технических приемов невозможно совершенствование технико-тактических действий, что в свою очередь приводит к невозможности проведения фехтовальных поединков/ Фехтование, не смотря на внешнюю травмоопастность, не является видом спорта, где можно приобрести тяжелые травмы, чаще всего спортсмен во время поединка получает небольшие гематомы. Это происходит, потому что во время прохождения этапа начального обучения у неопытных спортсменов формируются и развиваются специальные умения и навыки, такие как, «чувство дистанции», «чувство железа» (или оружия), чувство видения оптимального момента для нанесения укола [1, 2]. 

Этап начального обучения фехтованию построен на основе педагогических принципов и как-то конструктивно менять содержание тренировки первого года, значит рушить последовательность получения специальных знаний и умений. Поэтому перед тренерами-преподавателями отделения ставятся непростые задачи: оптимизировать учебно-тренировочный процесс студентов первого курса таким образом, чтобы с одной стороны, привлечь к занятиям больше современных молодых людей, пресыщенных разнообразием предлагаемых услуг спортивной индустрии, с другой стороны на занятии студент получал необходимые знания и умения в области спортивного фехтования, в частности и физической культуры в целом [4].

На основе обобщения многолетнего практического опыта предлагается вводить в тренировочный процесс первого года обучения разнообразные упражнения с предметами, на основе которых изучаются базовые коэлементы техники вида спорта и, сформированный эмпирическим путем. Примерный перечень упражнений, применяемых на занятиях «Физической культурой» и «Элективных курсов по физической культуре» в вузе:

1. УПРАЖНЕНИЯ С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

Данный комплекс упражнений позволяет закрепить положение боевой стойки, избегая типичных ошибок в положении вооруженной руки и ног.

2. УПРАЖНЕНИЯ НА СТЕПАХ

Данный комплекс упражнений дает возможность занимающимся получить навык удерживать ноги в полусогнутом положении и на расстоянии полторы стопы между ними, что требует техника боевой стойки. Подобные упражнения студенты выполняют активно и с удовольствием, поэтому часто используются на занятиях фехтованием в нашем университете.

3. УПРАЖНЕНИЯ С ПЯТИТОЧЕЧНОЙ ПЕРЕНОСНОЙ МИШЕНЬЮ

Данный комплекс упражнений позволяет совмещать тренировку на мишени с работой над сохранением дистанции. Использование подобной мишени дает возможность тренеру одновременно заниматься с пятью учениками, что повышает эффективность занятия.

Выводы

1. Для повышения мотивации студентов к занятиям фехтованием и увеличения количества студентов, желающих заниматься спортивным фехтованием на базе спортивного клуба РУТ (МИИТ), тренерам необходимо найти новые, более привлекательные для современных молодых людей, формы проведения занятий.

2. Были предложены комплексы упражнений, которые отличаются от классического преподавания. Предполагается, что данные виды физических упражнений привнесут в занятия положительный эмоциональный фон, что привлечет большее количество студентов в отделение фехтование. А также эти комплексы упражнений помогут студентам первого курса быстрее овладеть специальными навыками техники боя без типичных ошибок на данном этапе обучения.

3. При разработке комплексов упражнений был использован метод педагогического наблюдения, комплексы упражнений сформированы эмпирическим путём, на основе обобщения многолетнего педагогического опыта.

Список использованных источников

1.  Бурнацев, И.В., Осадчеко И.В. Исследование травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата фехтовальщиков для выявления их локализации / И.В. Бурнацев, И.В. Осадченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 5 (135). - С. 36-41

2.   Гамалий, В.В. Совершенствование технико-тактического мастерства спортсменов, специализирующихся в единоборствах, на разных этапах многолетней подготовки (на примере фехтования) / В.В. Гамалий, Е.Н. Шевчук // Наука в олимпийском спорте. - 2014. - № 4. - С. 64-73.

3. Фирсин С.А., Липский Е.В. Отношение преподавателей физической культуры к разнообразным инновационным программам, технологиям, методикам //С.А. Фирсин, Е.В. Липский / Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=28012(дата обращения: 12.09.2018).

4. Щадилова И.С. Элективные курсы по физической культуре как основа мотивации студентов к практическим занятиям// И.С. Щадилова / Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. № 2. С. 92-96.

 

УДК 796.011.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.028 с.)