Адаптивные физкультурно-оздоровительные мероприятия целостного развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптивные физкультурно-оздоровительные мероприятия целостного развития личности



Фирсин С. А.,

 кандидат педагогических наук, доцент,

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», кандидат педагогических наук, зав. кафедры человековедения и физическая культура, доцент, Россия, г. Москва.

Е -mail: firsinsa@yandex.ru

Аннотация.В статье рассматриваются проблемы адаптационного периода студентов первокурсников и их решения с помощью физкультурно-спортивной деятельностью. Проведенные исследования выявили эффективные физкультурно-оздоровительные мероприятия для разных уровнях психофизической подготовкой студентов в вузе.

Ключевые слова:  адаптация, психофизическая подготовка, целостное развития личности.

Annotation. The article deals with the problems of the adaptation period of first-year students and their solution with the help of physical culture and sports activities. The conducted studies have revealed effective physical-health-improving measures for different levels of psycho-physical training of students at the university.

Keywords: adaptation, psychophysical training, holistic personality development.

 

Здоровье и физическая подготовка студентов имеет тесную взаимосвязь с предметом физическая культура. За последний период в области физического воспитания не произошли значительные перемены в преподавание как у нас и за рубежом. Выполняемые стандарты профессионального образования регламентируют уровень преподавания предмета.

После окончания школы во время поступление в вуз у студентов, происходит огромное изменения в поведение, режима дня, общение студентов.

При этом у студентов появляется новое окружение, место жительство, конкуренция в группе, преподаватели, учебные предметы, все это создает нервную обстановку и стрессовую ситуацию у студентов, которая сопровождается разными проявлениями организма на эту ситуацию в виде нервных расстройств, частых заболеваний, капризов, страхов. У студентов в этот период происходит перестройка поведения, общения, питания и других моментов жизнедеятельности. При этом двигательная активность уменьшается в связи перегрузкой организма в умственной деятельности.

Как помочь студентам, как сделать этот адаптивный период благоприятным переходом во взрослую, полномочную, самостоятельную жизнедеятельность? На все эти вопросы мы попытаемся ответить в этой статьи.

Настоящее исследование посвящено решению проблемы адаптации студентов первокурсников к условиям вузовского образования и организационному её совершенствованию.

Актуальность данного исследования обусловлена сложившимся в Российском университете транспорта (РУТ), когда на первый курс поступают студенты, имеющие разные интересы, потребности и уровень физической подготовленности и на обязательных занятиях по физической культуры не все студенты реализуют свои потребности, используя физические упражнения традиционным способом. Традиционный способ преподавания не учитывает их мотивацию к систематическим занятиям физическими упражнениями. Не включает современные инновационные методы преподавания, используя самоконтроля и экспресс оценки здоровья студентов [1].

Группой преподавателей кафедрой физической культуры были разработаны самостоятельные адаптивные дополнительные занятия, которые мы назвали «Адаптивный курс управления психофизической подготовкой целостного развития личности студентов».

За основу было взяты полученные результаты кафедральных исследований преподавателей кафедры «Физическая культура» проведенные в период с 2013 по 2018 годы.

Цель исследования – разработать эффективный адаптивный модуль физкультурно-оздоровительных мероприятий для разнообразных уровнях психофизической подготовкой студентов.

Основные задачи:

1. Изучить психофизическую подготовку студентов транспортной отрасли.

2. Определить эффективные мероприятия физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях вуза.

3. Выявить эффективные мероприятия управления психофизической подготовкой и целостного развития личности студентов.

В исследования приняли участи 300 студентов института экономики и финансов (РУТ) первого курса, имеющие различные группы здоровья (основной, подготовительной и специально медицинской группы).

В соответствии с требованиями исследованиями, были определены контрольная (n = 150) и экспериментальная (n = 150) группы. Для контрольной группы физическая культура и физкультурно-оздоровительные мероприятия проводились в соответствии с государственным образовательным стандартом вуза. Экспериментальная группа кроме обязательной программы вуза использовала «Адаптивный курс управления психофизической подготовкой целостного развития личности студентов».

Программа адаптивного курса управления психофизической подготовкой целостного развития личности студентов включало следующие мероприятия.

1. Адаптивные "Веселые старты" направленные на адаптацию студентов первокурсников к условиям вуза и целостного развития личности, организации досуга детей и молодежи.

Уникальная соревнований адаптивные "Веселые старты" включающая в себя комплекс таких состязаний и конкурсов, дают возможность участникам адаптироваться к условиям вуза активно и творчески отдохнуть, получить положительные эмоции, эстетическое удовольствие, пообщаться с интересными людьми.

2. Спартианские игры. С 2013 кафедра «Физической культуры» Институт экономики и финансов реализует проект гуманистической программы оздоровления, воспитания, целостного развития личности, организации досуга студентов под названием «Спартианские игры».

Основной замысел проекта – разработка и внедрение в практику инновационных форм и методов гуманистического воспитания, оздоровления и организации досуга студентов, который предполагает гуманизацию (повышение духовно-нравственной ориентации) спорта, его интеграцию с искусством [2].

3. Спортивный фестиваль «ГТО-НИКА».

В 2015 г. на базе Института экономики и финансов МГУПС (МИИТ) был разработан и внедрен в практику проект «ГТО-НИКА», который ориентирован на здоровье студентов, на нравственное воспитание и позволяет в полной мере реализовать огромный гуманистический культурный потенциал игровой и соревновательной деятельности [2].

Социологический опрос, проведенный среди студентов после проведения спортивного фестиваля «ГТО-НИКА» в 2017 году показал, что 98 % студентов положительно относятся к объединению в одних соревнованиях спортивных и творческих конкурсов.

96 % студентов, считают, что во время подготовки сдачи норм ГТО, необходимо развивать не только физические, но также нравственные, духовные и психические качества.

99% студентов положительно относятся к внедрению программы «ГТО-НИКА» в спортивно-массовую работу вуза [3].

4. Тренажёр Агашина. После применения на занятиях физической культуры тренажёра Агашина, число пропусков занятий у студентов экспериментальной группы в течение учебного года наблюдалось значительно меньше, чем в контрольных группах.

Полученные результаты указывают, что предлагаемая модель занятий физической культурой с этими студентами позволяет добиваться существенного прироста абсолютных значений показателей, характеризующих развитие быстроты, скоростно-силовых качеств и силовой выносливости у студентов, участвующих в эксперименте. Это тенденцию подтвердили данные учащихся, отнесённые к определённому уровню развития физических качеств (группы с низким, средним и высоким уровнем развития физических качеств).

5. Метод Медискрин, показал, что он одинаково успешно работает как при обследовании студентов, занимающихся массовой физической культурой, так и спортсменов - разрядников. В основе метода лежит цифровая модель состояния здоровья человека, которая может послужить основой для организации мониторинга за состоянием его здоровья в течение всего периода занятий физической культурой.

В 2016 году заведующей кафедрой «Физическая культура» Маскаевой Татьяной Юрьевной было проведено непосредственно исследование, которое выявило факторы, повышающие рекреативно–оздоровительную активность студентов.

6. Самостоятельные электронные занятия для студентов. Разработанные преподавателями кафедры электронные программы (см. табл. № 1). Для реализации проекта «Адаптивный курс управления психофизической подготовкой целостного развития личности студентов» были определены следующие этапы:

1 этап (2016-2017 годы): начало проведения мероприятий по внедрению адаптивного курса управления психофизической подготовкой целостного развития личности студентов.

2 этап (2017-2018 годы): продолжение проведения мероприятий по управлению психофизической подготовкой целостного развития личности студентов для подготовки профессионального резерва, организации пропаганды физической культуры и спорта.

3 этап (2018-2019 годы): завершение мероприятий по внедрению адаптивного курса управления психофизической подготовкой целостного развития личности студентов для подготовки профессионального транспортного резерва, и сотрудничества транспортного образования и науки с производством.

Таблица 1.

Электронные ресурсы для самостоятельных занятий студентов

Название Электронный ресурс Автор
1. Мастер по суставам https://youtu.be/ajDGoiDFcrk Воробьев О.И., старший преподаватель кафедры «Физическая культура» ИЭФ
2. Упражнения "Здоровый позвоночник" для всех!  https://youtu.be/81Lv3xlvqCg Воробьев О.И. старший преподаватель кафедры «Физическая культура» ИЭФ
3. Обеспечение безопасности на уроках физкультуры, соревнованиях, туристических походах https://cloud.mail.ru/public/39sh/am9rGmnn3   Фирсин С.А., к.п.н, доцент кафедры «Физическая культура» ИЭФ

 

Проведенные исследования показали следующие результаты.

Наиболее сложным в течение первого семестра по адаптации у первокурсников были: - вхождение в коллектив 54 %; - обучение 35%; - к условиям 11%.

Среди физкультурно-оздоровительные мероприятий, больше всего понравились студентам это:

- Адаптивные Веселые старты 47%;

- Спортивный фестиваль ГТО-НИКА - 32;

- спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол)

– 11%; - туристический слет 10%.

Таким образом, проведенные исследование показали, что большинство студентов 89% дали предпочтение не спортивным видам спорта, где главными показателями является физическая подготовка, а воспитанию активной, целостно развитой личности, для которой характерно полноценное и гармоничное развитие физических, психических и духовных качеств.

Таким образом, можно предварительно подвести итоги и сделать соответствующие выводы педагогических исследований.

1. Проведение адаптивных физкультурно-оздоровительных мероприятий, способствуют более мягкой адаптации студентов к условиям вузовского образования и организационному её совершенствованию.

2. Программа адаптивного курса управления психофизической подготовкой целостного развития личности студентов, способствует формирования интереса студентов разнообразных групп здоровья к занятиям физической культурой и спортом и целостного развития личности.

 

Список использованных источников

1.    Столяров В.И., Фирсин С.А. Личностно-ориентированное комплексное физическое воспитание школьников: Монография. / В.И. Столяров, С.А. Фирсин.– Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. – 192 с.

2. Столяров В.И., Фирсин С.А. Методы личностно-ориентированного комплексного физического воспитания школьников: Монография. /В.И. Столяров, С.А. Фирсин. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2017. – 272 с.

3. Фирсин С.А. «ГТО-НИКА» как инновационный проект физического воспитания студентов железнодорожных вузов/ С.А. Фирсин// Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов: материалы II Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ. Казань, 24-27 ноября 2016 г. – Казань: Изд-во «Фолиант», 2016.- С. 317-319.

4. Фирсин С.А., Липский Е.В. Готовность преподавателей к проведению занятий по физической культуре с детьми и молодежью / С.А. Фирсин, Е.В. Липский //Международный журнал экспериментального образования" № 5, 2018, С. 29-33.

5. Фирсин С.А. Использование инновационных форм и методов современного гуманистического воспитания студентов на занятиях физической культурой и спортом / С.А. Фирсин, Т.В. Реутина, П.С. Фирсина// «Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» 3(157) – 2018 г. С. 296-298.

 

 

УДК 37.015.31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-11-02; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.155.150 (0.017 с.)