Особенности здоровьесбережения и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и подростков в летнем оздоровительном лагере. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности здоровьесбережения и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей и подростков в летнем оздоровительном лагере.



Отправляя детей на отдых в летний загородный лагерь, родители уверены, что их детям в полной мере обеспечено и оздоровление. Однако это далеко не так, ибо любое изменение условий жизни неблагоприятно влияет на организм ребенка, поскольку нарушается биоритм: время сна и отдыха, питания и т.д. Необходимо не менее двух недель, а в некоторых случаях и более продолжительное время для адаптации еще несформированных в полном объеме функциональных систем организма подростка к новым условиям среды, которые до момента приспособления к ним являются стрессогенными. Поэтому первостепенной задачей медицинских работников и педагогов является не только обеспечение безопасности жизнедеятельности на бытовом и экстремальном (в походах, экспедициях, при несчастных случаях и т.д.) уровнях, но и создание условий для оздоровления детей и подростков. Учитывая состояние здоровья молодых россиян (80% детей и подростков имеют те или иные нарушения в физическом (соматическом) и более 60% — в психическом плане: психопатии, неврастении и т.д.), необходимо во время летнего отдыха детей использовать концептуальную модель здоровьесбережения как одну из основных форм не только сохранения, но и укрепления всех компонентов здоровья. Концептуальная модель здоровьесбережения может быть представлена следующими направлениями: 1. Организационно-методическое обеспечение летнего отдыха детей. 2. Соблюдение законов здоровьесберегающей педагогики (санитарно-гигиенических норм бытовой жизни и режима дня; индивидуально-личностный подход к детям при проведении занятий и спортивно-массовых мероприятий). 3. Знание основ безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи в различных экстремальных ситуациях (при травмах, ожогах, солнечном (тепловом) ударе, отравлениях, укусах насекомых, змей и т.д.). 4. Использование творческой деятельности (занятий музыкой, танцами, спортом и т.д.) в качестве методов коррекционно-оздоровительной работы (эстетотерапия: арт-терапия и кинезотерапия).  Организационно-методическое обеспечение летнего отдыха детей Этот раздел включает проведение обучающих научно-практических семинаров для будущих воспитателей и вожатых летних оздоровительных лагерей, снабжение их соответствующей научно-методической литературой. В первые 2—3 дня знакомства с отрядом детей педагоги должны в обязательном порядке поработать в медпункте своего лагеря с медицинским персоналом, ознакомиться с медицинской картой каждого ребенка. Нередко участковые педиатры, зная, что ребенок будет отдыхать в лагере, дают одно и то же заключение — здоров. Если учесть современный уровень здоровья молодежи России, то такое заключение явно не соответствует действительности, что может привести к нежелательным последствиям. Например, чрезмерная физическая нагрузка (даже на занятиях физической культурой) на детей с III или IV группами здоровья обязательно повлечет за собой ухудшение состояния их здоровья. Следовательно, педагоги обязаны знать группу здоровья и в соответствии с ней дозировать ту или иную психофизическую нагрузку на ребенка: будь то занятия спортивной или другой творческой деятельностью. Так, дети основной (I) группы обладают крепким здоровьем и могут заниматься по полной программе: бегать и плавать на определенные дистанции и время, до 45 минут с релаксационными паузами — рисовать стенгазету или готовиться к спектаклю и т.д. Дети дополнительной (II) группы обладают сниженными резервными возможности организма; они еще не больны, но находятся на грани (в состоянии предболезни), и при перегрузках возможен срыв адаптационных систем и развитие того или иного заболевания. Дети этой группы могут заниматься по сокращенной программе. Следовательно, с целью сохранения и укрепления здоровья дети и подростки второй группы нуждаются в более продолжительных переменах (паузах) между отдельными занятиями, а сами занятия любой деятельностью должны быть укорочены по времени или снижена физическая нагрузка. Дети подготовительной (III) группы здоровья имеют те или иные хронические заболевания (часто и длительно болеющие — ЧДБ) в компенсированной форме, когда организм еще борется с недугом. В данном случае нужно помочь ребенку выйти из состояния болезни. Поэтому эти дети смогут выполнять любой вид деятельности только по облегченной программе. Например, ребенок может пойти в туристический поход, но он не в состоянии нести тяжелый рюкзак, долго грести веслами на лодке, много времени проводить за статической (малоподвижной работой), такой как подготовка стенгазет, встречи утренней зари у костра и т.д. Однако работа педагога с этими детьми должна быть очень корректной. Недопустимо говорить мальчику, что он не в состоянии нести тот же рюкзак. Такое замечание («забота») обязательно вызовет психоэмоциональную травму и закрепление чувства неполноценности. Можно тот же рюкзак заполнить двумя волейбольными мячами (и рюкзак будет легок, и ребенок не отторгнут от коллектива). В каждом конкретном случае необходим личностно ориентированный подход. Можно не брать ребенка на реку купаться из-за его заболевания (например, имеются малые приступы каталепсии, отключения сознания всего лишь на 1 минуту, которой будет достаточно для несчастного случая, если в это время ребенок находится в воде), а лучше, зная об этом, не исключать его из общества, но установить наблюдение в период нахождения ребенка в воде. У детей нередки различные эпилептиформные (судорожные) проявления, связанные с гормональной перестройкой организма, и исключать их из социально-позитивной структуры общества крайне нежелательно. Кто знает, может заботливое, внимательное отношение педагога и явится тем положительным стимулом, который излечит ребенка от его недуга? Нашим детям часто не хватает позитивного общения со взрослыми, ибо установлено, что российская мать уделяет (в среднем) всего лишь 30 минут в день своему ребенку вследствие занятости на производстве и в домашнем быту. Дети IV группы здоровья имеют стойкие, некомпенсированные хронические заболевания или даже инвалидность. Разумеется, они смогут заниматься только по оздоровительно-коррекционной программе. Да, они также должны вместе с другими детьми ходить в походы, заниматься спортом и т.д., но все действия педагога должны быть четко спланированы. Например, пока другие дети играют (во время остановки в пути) в волейбол, дети, нуждающиеся в особом внимании, могут готовить ужин, разводить костер. Однако все это должно быть тщательно продумано, не в директивной форме, а как бы по существующему правилу (заранее, зная о той или иной группе здоровья, выделить для каждой из них свои виды деятельности, согласуясь с желаниями детей, их природными мотивациями, и следуя в ненавязчивой форме спланированному расписанию должностных обязанностей членов отряда). В данном случае нужно не забывать простую истину: дети приехали в лагерь для отдыха и оздоровления. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы этот лагерь был действительно оздоравливающим: больше бывать на открытом воздухе, заниматься подвижными играми, физкультурой и спортом и т.д. согласно желанию самих детей. Соблюдение закономерностей здоровьесберегающей педагогики Педагоги и воспитатели обязаны знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы бытовой жизни и режим дня. Обычно они заезжают в лагеря отдыха раньше своих воспитанников на 1—2 дня. За это время необходимо провести диагностику санитарного состояния помещения отряда (воздушно-теплового режима, освещенности, гигиенических аспектов быта, соответствия СанПиН мебели, игрового и спортивного инвентаря). Если в комнате чувствуется запах от наличия мышей, обнаружены экскременты грызунов, нужно обязательно сообщить об этом в медпункт и тщательно провести санитарную обработку. Это особенно касается воспитателей и вожатых первых потоков лагерных смен, ибо им чаще всего приходится заниматься обустройством общежития. При необходимости следует вызывать для санобработки работников санэпидемстанций, ибо известно, что грызуны являются переносчиками многих тяжелых инфекций, таких как геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, лептоспироз (поражающих почки и печень человека). Должен быть установлен строжайший контроль за всеми необходимыми правилами личной гигиены. Не забывать регулярно проветривать помещение, сон детей должен быть с открытой форточкой, но без сквозняков. Дети, заигравшись, часто забывают мыть руки после посещения туалета, контактов с животными, землей (после той же игры в волейбол). Несоблюдение правил гигиены обязательно проявляется различными расстройствами со стороны желудочно-кишечного аппарата, или инфекциями, или гельминтозами (глистными инвазиями). Зачастую после приезда родителей предстоит работа медицинским сотрудникам лагеря. Родители привозят детям различные лакомства, невзирая на стоимость продукта, стараются угостить своих чад. Известно, что многие продукты (особенно поступающие на прилавки наших магазинов из-за рубежа, в том числе и дальнего) не соответствуют многим мировым санитарно-гигиеническим стандартам и содержат различные искусственные красители и стабилизаторы, вызывающие не только аллергические реакции и отравления в той или иной форме, но и токсическое повреждение органов и систем, особенно ответственных и выполняющих дезинтоксикационные функции (почки, печень, поджелудочная железа и т.д.). Так, например, минеральная вода боржоми и др., продающаяся в киосках, вообще не соответствуют санитарным нормам (исключение составляет вода аптечного производства), часто являясь подделкой местных «мастеров», где к тому же обитает чрезмерное количество микробов (кишечные палочки и др.). Поэтому педагогам и медикам необходимо разъяснять родителям нежелательность привоза скоропортящихся продуктов, особенно пирожных, которые могут храниться в магазине не один день. В креме пирожного уже через сутки (при неправильном хранении, например, в той же прикроватной тумбочке в отряде) размножается достаточное количество микробов стафилококковой, стрептококковой группы, которые вызывают пищевые отравления. Родителям, оформляющим детей в лагерь или получающим путевку, желательно выдавать памятку с перечнем продуктов, не подлежащих привозу детям в лагерь. Наряду с этим педагогам в первые же сутки пребывания в лагере необходимо четко отработать с детьми режим дня. Важно помнить, что у детей и подростков уже сложился определенный стереотип поведения в смысле режима учебы и отдыха в домашних условиях. На это накладывает свой отпечаток и тип нервной системы ребенка, позволяющий ученым выделять «жаворонков», «голубей» и «сов» согласно выработанному биоритму. Следует знать, что поездка в лагерь — это уже определенная ломка индивидуального биоритма. Грубое вмешательство в естественную биоритмологию чревато многими негативными последствиями, в частности развитием хронического стресса. В данном случае нужно также подходить с позиции личностно ориентированных взаимоотношений и постараться сгладить многие негативные эффекты от непродуманного вмешательства в биоритм детей. Разумеется, если «жаворонкам» хочется подольше поспать (в исключительных случаях, по-видимому, это нужно делать), для остальных воспитанников это сделать практически очень трудно. Однако можно подъем делать повышенным тоном голоса (окриком), а можно посредством музыки, подобранной на совместном совещании всех детей, которая им больше нравится, сглаживая тем самым для многих из них переход их состояния сна в состояние бодрствования; выбирать для утренней гимнастики (в зависимости от возраста детей) не стандартный набор упражнений, а упражнения в игровой и музыкально-ритмической форме, приблизить отдых детей в лагере к сказочному миру, отличающемуся от их повседневной жизни, однако с обязательным учетом основных жизненных устоев каждого ребенка. К сожалению, бывают случаи формального отношения педагогов, особенно физкультурных руководителей, к своим профессиональным обязанностям. Нередко это проявление элементарной неграмотности. Спросите своих воспитателей по физической культуре, какие дети на занятиях зарядкой по утрам относятся к I, II, III, IV группам здоровья? — они не ответят, а занятия проводят. Например, все дети отжимаются по нескольку раз на пыльном плацу. Мало того что площадка не подготовлена для этого вида физических упражнений, дается для всех одна и та же физическая нагрузка, для некоторых детей она является запредельной. О каком оздоровлении может идти речь в данном случае? У медиков в это время много другой работы, и они часто не замечают, как проводится эта так называемая «оздоровительная физкультура». Педагоги не должны в смысле режима дня впадать и в другую крайность. Спать, так обязательно всем, ведь есть тихий час! Опять-таки возвращаемся к личностно ориентированному воспитанию. У каждого ребенка свой запас прочности физических и психических возможностей. Кому-то достаточно 6 часов сна, кому-то, наоборот, и 8 часов будет маловато. Если часть детей в тихий час бодрствует, здесь неуместен императив и очередное: «Иванов, ты опять не спишь!». Видимо, более физиологичным в данном случае будет занять этих детей той или иной деятельностью в отряде, где они не будут мешать остальным детям, или, возможно, вне стен отряда. Все эти моменты нужно четко продумать и посоветоваться с сотрудниками медицинского профиля, психологами, валеологами и т.д. Знание основ безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи в различных экстремальных ситуациях Каждый педагог должен знать основы безопасности жизнедеятельности и в случае необходимости уметь оказать первую медицинскую помощь. С этой целью педагогам необходимо провести инструктаж и ознакомить воспитанников с правилами безопасности нахождения на воде, в туристическом походе, во время занятий спортивными играми и правилами работы со спортивными снарядами, катания на качелях, каруселях, лодках и т.д. Чаще всего несчастные случаи возникают за пределами лагеря, где нет поблизости специалиста в области медицины. Поэтому прежде чем отправиться в поход, необходимо укомплектовать аптечку совместно с медицинским работником, который поможет в инструктаже по оказанию первой медицинской помощи. Аптечка может понадобиться в следующих случаях: 1. Отравления — чаще всего летом возникают пищевые отравления грибами, ядовитыми растениями и т.п. Чтобы удалить яд из желудка, необходимо вызвать рвоту. Самый простой способ — раздражение корня языка или задней стенки глотки концом чайной ложки. Для промывания можно использовать 5—10-процентный раствор поваренной соли. После промывания желудка и рвоты полезно дать выпить активированный уголь (2—4 г) и раствор (0,5-процентный) столового уксуса. Это способствует обезвреживанию яда. 2. Солнечный удар — один из видов перегревания, возникающий при прямом воздействии солнечных лучей на голову ребенка. При оказании первой помощи ребенка переносят в тень или прохладное помещение, освобождают от лишней одежды. Если он в сознании, дают слабоподсоленую или минеральную воду. За 30 минут необходимо выпить до 1 литра жидкости. Можно рекомендовать раствор: на 1 литр воды — по 1/2 столовой ложки соли и питьевой соды, 2 столовых ложки сахара. При потере сознания кладут холод на голову, растирают кожу мокрым полотенцем, обеспечивают приток прохладного воздуха. 3. Кровотечение чаще всего бывает капиллярное и венозное, но иногда имеет место артериальное, когда кровь фонтанирует из раны. В первых двух случаях промывают рану проточной водой, после чего на нее накладывают сухую стерильную салфетку и туго забинтовывают. При артериальных кровотечениях прижимают артерию к кости выше места ранения или накладывают жгут и как можно скорее доставляют пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение. 4. При ушибах и растяжениях связок прикладывают холод на место травмы и накладывают повязку. При переломах костей прикладывают холодный компресс, на поврежденную конечность накладывают временную шину, обеспечивая тем самым полный покой, и доставляют пострадавшего в медицинское учреждение. 5. При укусе насекомых первая помощь заключается в удалении жала, обработке места повреждения водой с мылом, прикладывании холода на место укуса. Конечно, это не все случаи, при которых необходимо уметь оказать первую медицинскую помощь, поэтому обязательным условием для педагогов, работающих в детских летних лагерях, является сдача зачета по оказанию неотложной помощи. С целью профилактики ОРЗ рекомендуется проведение закаливающих мероприятий, успешность и эффективность которых возможны только при соблюдении ряда принципов: - постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно); - систематичность (закаливание лишь тогда будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно и без перерыва); 197 - комплексность (должны быть использованы все естественные силы природы: солнце, воздух, вода); - учет индивидуальных особенностей (при закаливании необходимо принимать во внимание и возраст, и пол, и состояние здоровья, а также местные климатические условия и привычные температурные режимы). Каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие. Положительные эмоции полностью исключают негативные эффекты охлаждения. Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей является введение в эти процедуры элементов веселой игры. Целесообразным является проведение в каждой смене «Праздников здоровья», конкурсов, викторин, имеющих валеологическую направленность, соревнований за звание самого аккуратного отряда, за самую уютную и чистую комнату и т.п.: Важно, чтобы летний отдых способствовал увеличению резервных возможностей организма ребенка и был наполнен положительными эмоциями. Использование творческой деятельности в качестве методов коррекционно-оздоровительной работы (эстетотерапия) В летнем оздоровительном лагере имеются широкие возможности не только для отдыха детей, но и для проведение коррекционно-оздоровительной работы. Детские поликлиники, курирующие те или иные лагеря летнего отдыха детей, разрабатывают планы медицинской профилактики заболеваний и оздоровления детей. Это и витаминотерапия, и профилактика заболеваний различных органов и систем. Много мероприятий с детьми в летних лагерях проводится системой дополнительного образования. Это занятия творческой деятельностью (художественно-прикладным и изобразительным искусством, музыкой, танцами, различными видами спорта). Доказано, что искусство — это не только фактор развития творческих способностей личности, но, что очень важно, фактор лечебного воздействия, т.е. искусство можно успешно использовать в коррекционно-оздоровительной работе в качестве эстетотерапии. Оздоровление посредством художественно-прикладного и изобразительного искусства, музыки и т.д. называется арт-терапией, а посредством различных движений (хореография, танцы, спорт) — кинезотерапией. С целью оздоровления детей посредством искусства необходимо лишь исключить отрицательные моменты различных его видов. Педагогам, занимающимся с детьми спортом, танцами и другими видами творчества, требующими расходования физических сил, следует напомнить, что перед занятиями и после них следует ориентироваться на частоту пульса, которая у детей и подростков не может быть более 170 уд./мин. во время занятия на высоте нагрузки (в норме — 75—80 уд./мин.). По окончании занятия частота пульса должна восстанавливаться через 3—5, в крайнем случае — через 10 минут. Если этого не происходит, нужно обязательно посоветоваться с врачом, уменьшить нагрузку, а родителям рекомендовать обследовать ребенка в специализированном медицинском учреждении. Таким образом, только при соблюдении всех норм и правил здоровьесбережения лагерь летнего отдыха для детей может быть назван оздоравливающим, а воспитанники будут иметь возможность не только сохранить, но и повысить резервы своего здоровья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.004 с.)