Основные направления здоровьесбережения обучающихся во внеурочное время. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления здоровьесбережения обучающихся во внеурочное время.



В стандартах нового поколения особую значимость в развитии и воспитании детей и подростков приобретает организация внеурочной деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Значительный здоровьесберегающий потенциал имеет систематическая организация физкультурно-оздоровительной работы в организации с обучающимися всех групп здоровья, включающей: - занятия активно-двигательного характера; - занятия по лечебной физкультуре; - динамические паузы (между третьим и четвертым уроками), динамические перемены, физкультминутки на уроках; - работу спортивных секций, ‑ регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дни спорта, соревнования, олимпиады, походы и т. п.). Физкультурно-оздоровительная работа во внеурочной деятельности обучающихся должна носить обязательный характер, проводиться в группах и объединениях, дифференцированных в зависимости от возраста и на основе учета состояния здоровья, развития. Подвижные и спортивные игры проводят не менее трех раз в неделю. На физкультурно-оздоровительных занятиях следует исключать физические упражнения, представляющие потенциальную опасность для здоровья, допускающие возможность давления на голову по вертикальной оси позвоночника; значительных наклонов головы и шеи вперед, назад и в стороны; падения на вытянутые вперед или в стороны руки; сотрясения туловища, передающиеся через руки; избегать ударов  по голове с любой стороны; длительного нахождения в положении, когда руки заложены за голову, и др. Необходимо использовать только исправное спортивное оборудование и инвентарь с подтвержденной санитарно-эпидемиологическим заключением безопасностью для здоровья обучающихся, следить за надежностью закрепления стационарного спортивного оборудования, стойкостью его покрытия к воде, моющим и дезинфицирующим средствам, соответствия возрасту и росту школьников. В совокупности система обозначенных мероприятий обеспечивает рациональную организацию двигательного режима обучающихся, их нормальное физическое развитие и двигательную подготовленность, повышает адаптивные возможности организма и способствует эмоциональной разгрузке, тем самым благотворно влияет на сохранение и укрепление здоровья. Внедрение в систему работы образовательной организации дополнительных образовательных программ, направленных на развитие у обучающихся представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни, обеспечивает реализацию образовательных модулей и компонентов здоровьесберегающей направленности. При организации дополнительного образования необходимо предоставить обучающимся возможность выбора двигательно-активных, физкультурно-спортивных занятий. Реализация раздела «Внеурочная деятельность» осуществляется на основе учета возрастных особенностей учащихся и обеспечивает баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (50/50%). Для первоклассников дополнительные занятия (особенно в первом полугодии) проводят в форме экскурсий, прогулок. Оптимальным является посещение не более 2 кружков (секций), один из которых должен быть двигательно-активным. Продолжительность одного занятия не должна превышать 1,5 часа с перерывом не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений через 30—45 минут занятий. Все многообразие детского и юношеского творчества во внеурочное время в образовательных организациях, в том числе дополнительного образования детей, можно представить в виде следующих основных направлений: - танцевально-хореографическое; - музыкальное; - спортивно-туристическое; - досуговой деятельности; - прикладного творчества; - социальной педагогики; - валеологии и психологии; - средств массовой информации. После соответствующей подготовки педагогов данных творческих лабораторий и мастерских в валеологическом плане можно успешно корригировать многие нарушения состояния здоровья детей, занимающихся тем или иным видом творчества. Так, дети, обучающиеся хореографии, могут одновременно исправлять нарушенную осанку, занимающиеся спортом — корригировать те или иные изменения мышечной ткани и опорно-двигательной системы. С помощью музыки можно восстановить психоэмоциональный фон. На занятиях прикладным творчеством (шитье мягкой игрушки, выжигание, макраме, пошив одежды и т.д.) ребенок развивает или даже восстанавливает мелкую моторику пальцев кисти, которая связана с развитием речевой и интеллектуальной активности. Таким образом, творческие лаборатории дополнительного образования — это уже почти готовые комплексы не только для занятий с детьми по интересам, но также проведения коррекционной работы. При занятии спортом, хореографией не возникает сомнений в том, что педагог обязан владеть знаниями в области валеологии, ибо чрезмерные нагрузки могут привести к существенным отрицательным сдвигам в состоянии здоровья детей. Занятия музыкой или прикладным творчеством также нуждаются в валеологическом обеспечении, поскольку существуют отрицательные факторы и негативные последствия различных видов деятельности в дополнительном образовании. Если педагог на занятиях с детьми будет использовать свои методики со здоровьесберегающих позиций, работая совместно со специалистом, имеющим медицинское образование, то он не только не навредит своим предметом ребенку, но, напротив, сможет активно участвовать в коррекции тех или иных нарушений физического, психического, нравственного и социального здоровья [171]. В настоящее время разработаны целые системы коррекции (лечения) движением (кинезотерапия), музыкой (музыкотерапия), общением с природой (натурпсихотерапия), хореографией (хореотерапия, аэробикотерапия), игровой деятельностью и театром (сказкотерапия, куклотерапия, имаготерапия), искусством и прикладной деятельностью (арт-терапия). Однако прежде чем педагог сможет заниматься коррекцией тех или иных нарушений в организме ребенка, он должен этому обучиться. В учреждениях дополнительного образования здоровьесбережение обучающихся осуществляется на основе взаимодействия всех структур и подразделений, педагогического сообщества, родительской и детской общественности: - в полной мере в отличие от школьного образования реализуется концепция социальной справедливости и социального равенства, предоставляя равные возможности получения дополнительного образования всем без исключения категориям детей и подростков на основе свободы выбора форм и направлений самореализации. Разнообразие образовательных форм выступает как необходимое условие построения интеграционного пространства; - создается особая безопасная и предрасполагающая к самореализации и творчеству образовательная среда; - проблемы здоровья и образования рассматриваются как взаимообусловливаемые, обеспечивая целостный подход к их решению; - осуществляется активное сотрудничество с родителями, специалистами — психологами, валеологами, социальными педагогами, а также социальными институтами поддержки детства и юношества; - абилитационные и адаптационные направления деятельности как бы сопровождают основной образовательный процесс с целью определения для воспитанника релевантной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.004 с.)