После уроков (внеурочная деятельность) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

После уроков (внеурочная деятельность)



Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

– занятия в спортивных секциях;

– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

– классные часы, беседы,

– коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;

– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;

– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.

Общественные задачи (внешкольная деятельность)

Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды:

– соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

– составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха;

– организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;

– отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;

· противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании.

Ожидаемые результаты:

– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;

– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;

– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;

– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;

– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;

– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;

– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.

– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;

· подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.).

3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в контексте ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования.

4. Система работы общеобразовательной организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

Начальное общее образование

Согласно стандартам нового поколения на ступени начального общего образования в основной образовательной программе образовательного учреждения должна быть представлена разработанная и реализуемая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Это программа комплексная, целевыми приоритетами которой является формирование у школьников системы ценностей, установок, личностных ориентиров, знаний и опыта поведения, направленных и обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как основы познавательного и эмоционального развития ребёнка, достижения планируемых образовательных результатов.

Проектирование и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется коллективом образовательного учреждения с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников:

¾ социально-экономические и экологические условия;

¾ имеющиеся в образовательных учреждениях факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей и подростков в процессе обучения;

¾ одновременная по своей природе чувствительность и инертность школьников к воздействиям, определяющая временной разрыв между воздействием и результатом. Как следствие - неблагополучные популяционные сдвиги в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

¾ благоприятный возрастной период (младший школьный возраст) для формирования комплекса знаний, установок, правил здравоохранительного поведения, позитивных привычек;

¾ особенности отношения младшего школьника к своему здоровью, связанного с отсутствием опыта «нездоровья» (исключение – дети с серьёзными хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями здоровья) и восприятием болезни чаще всего как ограничение свободы (постельный режим, лечение, ограничение в свободе действий);

¾ неосознанность ребенком последствий своего отношения к здоровью, что обусловливает игнорирование здоровьесберегающей деятельности как актуальной и значимой (на фоне стремления к удовлетворению актуальных потребностей).

Эффективным средством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося является грамотная организация самостоятельной работы, выступающая в качестве основы его успешной социализации, обладающая ценностным развивающим потенциалом. Развивается способность оценивать свое состояние, применять разнообразные способы и варианты рационализации режима дня с учетом оптимизации двигательной активности, организации питания, следования правилам личной гигиены.

Разработка и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников должна базироваться на основе системности, научной обоснованности, последовательности, адекватности сообразно возрасту и социокультурной ситуации, безопасности и целесообразности, и должна быть представлена в пяти направлениях.

1.Инфраструктура образовательного учреждения

Организация учебной и внеучебной деятельности

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.

Реализация дополнительных образовательных программ.

¾ Просветительская работа с родителями (законными представителями)

Проектирование и реализация деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся предполагает осуществления четырех этапов:

1 этап – осуществление анализа состояния и планирования работы по всем выделенным направлениям здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Выделяются приоритеты в работе образовательного учреждения на основе результатов проведенного анализа, в соответсвии сними осуществляется планирование.

 

2 этап – проектирование комплексной программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» (на ступени начального общего образования, которая является обязательной составляющей Основной образовательной программы начальной ступени образования ОУ).

3 этап. Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом:

1. просветительско-воспитательной работы с обучающимися;

2. просветительско- методической работы с педагогическими работниками, специалистами и родителями (законными представителями), с целью повышения здоровьесберегающей компетентности.

4 этап – диагностика эффективности здоровьеформирующей деятельности.

Основное общее образование

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни как стратегическое направление работы образовательного учреждения включено в реализацию комплексной программы воспитания и социализации обучающихся на основной ступени общего образования.

МОДУЛЬ 1 направлен на формирование способности обучающихся организовывать жизнедеятельность с точки зрения рационального распределения времени на различные виды активности и отдыха:

― составлять и следовать оптимальному и рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о природе работоспособности, утомления, переутомления, трудоемкости и напряженности разных видов деятельности с учетом учебных и внеучебных нагрузок.

― осуществлять планирование и рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в течении дня и в предэкзаменационный период; на основе знаний индивидуальных особенностей работоспособности осуществлять организацию различных видов деятельности в аспектах

― знать и использовать основы профилактики переутомления и перенапряжения.

МОДУЛЬ 2 направлен на формирование у школьников знаний, умений, опыта двигательной активности:

― формирование представлений о ее необходимости и достаточности, основных элементов и правил закаливания, физических нагрузках и их видах, правилах выбора сообразно возрасту; рисках применения неадекватных возрасту и индивидуальным особенностям нагрузок, использования биостимуляторов;

― развитие необходимой потребности динамических видов деятельности в т.ч. ежедневных занятиях физической культурой;

― формирование умений осознанно осуществлять выбор индивидуальных программ двигательной активности, в т.ч. зарядку и регулярные занятия спортом;

Реализации этого модуля будет более эффективной при условии интеграции с предметом физической культуры.

МОДУЛЬ 3 - позволяет сформировать у учащихся четкие представления о возможностях, путях и способах управления своим физическим и психологическим состоянием без применения медикаментозных и тонизирующих средств:

― навыки оценивания функционального состояния своего организма, таких как: напряжение, утомление, переутомление, на основе субъективных показателей (пульса, дыхания, состояния кожных покровов), индивидуальных особенностей;

― навыки деятельности в условиях ситуаций стресса;

― владение приемами и элементами саморегуляции в целях стабилизации эмоционального и физического состояния, снятия напряжения;

― навыки самоконтроля в ситуации стресса (стабилизация состояния, чувств);

― представление о влиянии эмоций на здоровье человека (как позитивных, так и негативных), снижении рисков негативных влияний;

― навыки проведения процедур эмоциональной разгрузки для использования в повседневной жизни;

― навыки самоуправления эмоциональным состоянием и поведением.

МОДУЛЬ 4 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:

 

― представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания;

― знание правил этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;

― интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.

МОДУЛЬ 5 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающиеся способность к самостоятельной оценке и контролю своего рациона питания с позиций его оптимальности образу жизни (учебной и внеучебной нагрузки), а так же осуществлять профилактику разного рода зависимостей:

― развивать представления обучающихся о ценности здоровья, бережного отношения к нему; расширять знания о принципах и правилах здорового образа жизни, формировать готовность следования им;

― формировать адекватную самооценку, развивать навыки саморегуляции, стабилизации эмоционально-волевого состояния; умения осуществлять оценку ситуации и противостояния негативного давления со стороны окружающих;

― формировать представления о наркотизации как о явлении, являющемся опасным для здоровья; о неизбежности его негативных последствий для формирования, самореализации человека, возможности достижения успеха;

― создавать условия для включения учащихся в социально значимую деятельность в реализации потребности признания окружающих, проявления лучших качеств и способностей;

― формировать умение обучающихся рационально организовывать свое свободное время с учетом режима дня в разнообразных формах проведения досуга;

― развить способность осуществлять контроль времени, проведенным за компьютером.

МОДУЛЬ 6 - комплекс мероприятий, направленных на овладение обучающимися основами позитивного коммуникативного общения:

― способствовать развитию коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия с ровесниками и взрослыми в повседневной жизни в разннообразных ситуациях;

― развить умения решать спорные вопросы, избегая конфликта;

― формировать умения самооценки своего состояния, поступков, поведения, а также анализа действий других людей.

5. Здоровьесберегающие технологии как средство реализации требований к здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе.

На сегодняшний день среди вариативности подходов к трактовке и классификации здоровьесберегающих технологий, общепризнанной является классификация Н.К. Смирнова. В ее основе - разнообразные подходы к здоровьесбережению, детерминирующие сообразные им формы и методы деятельности.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Относятся к сектору здравоохранения, компетенции медицинских работников, осуществляющих контроль и помощь в обеспечении соответствия гигиенических условий осуществления учебно-воспитательного процесса требованиям СанПиНов.

2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Применяются на занятиях физической культуры и в организации внеурочной деятельности образовательного учреждения. Их реализация благотворно влияет на физическое развитие обучающихся (таких качеств как сила, выносливость, быстрота, гибкость и др.), способствует формированию ценностного отношения к своему физическому «Я».

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Это система мероприятий комплексно направленных на обеспечение экологически и природосообразных условий жизнедеятельности, гармонизации взаимоотношений человека с природой. В образовательном учреждении - это озеленение территории и пространства здания (кабинетов, рекреаций), организация «живых» уголков, природоохранных мероприятий.

 

4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Реализацию обозначенных технологий обеспечивают работники архитектуры, строители, коммунальные, инженерно-технические работники, специалисты по гражданской обороне, МЧС, пожарной безопасности, охране труда и т.д., реализуя организационную составляющую здоровьесбережения, подлежащую обязательному контролю и включению в систему здоровьесберегающих технологий. Образовательный компонент, обеспечивающий воспитание культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в компетенции педагогов по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе, «Безопасность жизнедеятельности» - в учреждениях СПО и ВПО.

Особое внимание в свете приоритетов здоровьеформирующей образовательной политики приобретают здоровьесберегающие образовательные технологии.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Их принято подразделять на организационно-педагогические, психолого-педагогические и учебно-воспитательные.

3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

6. Система требований к здоровьесберегающему уроку.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Физическое здоровье:

Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

 

Психическое здоровье:

Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Социальное здоровье:

Это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека.

Нравственное здоровье:

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.

Духовное здоровье:

Система ценностей и убеждений.

В наше время всё больше педагогов осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного

Процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки урока. Каждый из критериев оценки урока связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей.

Следует обратить внимание на следующие аспекты урока:

1.Гигиенические условия в классе: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. От этих факторов зависит утомляемость школьников и риск аллергических расстройств.

2.Число видов учебной деятельности, используемых на уроке учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и д.р.

Нормой считается 4-7 чередований видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены видов деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это тоже способствует росту утомляемости.

3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут.

4.Число используемых видов учителем преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не менее трёх за урок.

5.Чередование видов преподавания не позже чем 10-15 минут.

6.Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся Методы свободного Выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов воздействия, свобода творчества и тд.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление-это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников.

7.Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами: 8-10 минут. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств выглядят анахронизмом, по сравнению с тем временем, сколько времени дети проводят дома за компьютером и у телевизора.

8.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям нужно помнить, что нарушение осанки формируются, как раз в школе. Степень естественности позы может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма (дети излишне напряжены, боятся учителя). Это повышает также невротизацию школьников.

 

10.Физкультминутки и физкультпаузы., которые сегодня являются обязательной составляющей частью урока. Необходимо обратить внимание на содержание и продолжительность (норма на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторами), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11.Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и и его здоровью как к ценности; формированию потребности к зож и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем.

12.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость к активности, интерес к изучаемому материалу и т.д. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

13.Благоприятный психологический климат на уроке: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и учителем - это ещё один плюс, определяющий позитивное воздействие школы на здоровье.

14.Наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учениками: из-за дисциплины, несогласия с отметкой, проявление дискомфортных состояний. Всё это приводит к «школьным неврозам».

15.Преобладающее выражение лица учителя (доброжелательное – недоброжелательное, улыбчивое – угрюмое и тд.). урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок (улыбок, уместных шуток, поговорок и тд.)

В конце урока следует обратить внимание на следующие 4 показателя:

16.Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу 60-80%.

17.Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма не ранее чем за 5-10 минут до конца урока.

18.Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

Неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность».

Отсутствие времени на вопросы учащихся.

Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания.

Всё это тоже ненужный стресс, как для учителя, так и для учеников.

19.Интегральным показателем эффективности проведённого занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с урока (спокойно-деловое, удовлетворённое, утомлённое, растерянное, агрессивное, и т.д.) Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Таким образом, соблюдая все эти нехитрые рекомендации, можно добиться максимального эффекта от учебного процесса и сохранить здоровье наших школьников.

И не забывайте о собственном здоровье.

«Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.062 с.)