Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
После уроков (внеурочная деятельность)
Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи в ходе различных добрых дел (мероприятий): – спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями); – занятия в спортивных секциях; – туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности); – классные часы, беседы, – коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; – экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье; – встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами. Общественные задачи (внешкольная деятельность) Опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды: – соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи; – составление и следование здоровьесберегающему режиму дня – учёбы, труда и отдыха; – организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе; – отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких; · противодействие (в пределах своих возможностей) курению в общественных местах, пьянству, наркомании. Ожидаемые результаты: – знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями; – знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей; – знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье; – знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.; – отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены; – понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека. – соблюдение правил гигиены и здорового режима дня; · подвижный образ жизни (прогулки, подвижные игры, соревнования, занятие спортом и т.п.). 3. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в контексте ФГОС нового поколения на ступени основного общего образования. 4. Система работы общеобразовательной организации по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Начальное общее образование Согласно стандартам нового поколения на ступени начального общего образования в основной образовательной программе образовательного учреждения должна быть представлена разработанная и реализуемая программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся. Это программа комплексная, целевыми приоритетами которой является формирование у школьников системы ценностей, установок, личностных ориентиров, знаний и опыта поведения, направленных и обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья как основы познавательного и эмоционального развития ребёнка, достижения планируемых образовательных результатов. Проектирование и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования осуществляется коллективом образовательного учреждения с учетом внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья школьников: ¾ социально-экономические и экологические условия; ¾ имеющиеся в образовательных учреждениях факторы риска, приводящие к ухудшению здоровья детей и подростков в процессе обучения; ¾ одновременная по своей природе чувствительность и инертность школьников к воздействиям, определяющая временной разрыв между воздействием и результатом. Как следствие - неблагополучные популяционные сдвиги в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;
¾ благоприятный возрастной период (младший школьный возраст) для формирования комплекса знаний, установок, правил здравоохранительного поведения, позитивных привычек; ¾ особенности отношения младшего школьника к своему здоровью, связанного с отсутствием опыта «нездоровья» (исключение – дети с серьёзными хроническими заболеваниями, с ограниченными возможностями здоровья) и восприятием болезни чаще всего как ограничение свободы (постельный режим, лечение, ограничение в свободе действий); ¾ неосознанность ребенком последствий своего отношения к здоровью, что обусловливает игнорирование здоровьесберегающей деятельности как актуальной и значимой (на фоне стремления к удовлетворению актуальных потребностей). Эффективным средством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающегося является грамотная организация самостоятельной работы, выступающая в качестве основы его успешной социализации, обладающая ценностным развивающим потенциалом. Развивается способность оценивать свое состояние, применять разнообразные способы и варианты рационализации режима дня с учетом оптимизации двигательной активности, организации питания, следования правилам личной гигиены. Разработка и реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников должна базироваться на основе системности, научной обоснованности, последовательности, адекватности сообразно возрасту и социокультурной ситуации, безопасности и целесообразности, и должна быть представлена в пяти направлениях. 1.Инфраструктура образовательного учреждения Организация учебной и внеучебной деятельности Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы. Реализация дополнительных образовательных программ. ¾ Просветительская работа с родителями (законными представителями) Проектирование и реализация деятельности по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся предполагает осуществления четырех этапов: 1 этап – осуществление анализа состояния и планирования работы по всем выделенным направлениям здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Выделяются приоритеты в работе образовательного учреждения на основе результатов проведенного анализа, в соответсвии сними осуществляется планирование.
2 этап – проектирование комплексной программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» (на ступени начального общего образования, которая является обязательной составляющей Основной образовательной программы начальной ступени образования ОУ). 3 этап. Реализация программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни с учетом: 1. просветительско-воспитательной работы с обучающимися; 2. просветительско- методической работы с педагогическими работниками, специалистами и родителями (законными представителями), с целью повышения здоровьесберегающей компетентности. 4 этап – диагностика эффективности здоровьеформирующей деятельности.
Основное общее образование Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни как стратегическое направление работы образовательного учреждения включено в реализацию комплексной программы воспитания и социализации обучающихся на основной ступени общего образования. МОДУЛЬ 1 направлен на формирование способности обучающихся организовывать жизнедеятельность с точки зрения рационального распределения времени на различные виды активности и отдыха: ― составлять и следовать оптимальному и рациональному режиму дня и отдыха на основе знаний о природе работоспособности, утомления, переутомления, трудоемкости и напряженности разных видов деятельности с учетом учебных и внеучебных нагрузок. ― осуществлять планирование и рациональное распределение учебных нагрузок и отдыха в течении дня и в предэкзаменационный период; на основе знаний индивидуальных особенностей работоспособности осуществлять организацию различных видов деятельности в аспектах ― знать и использовать основы профилактики переутомления и перенапряжения. МОДУЛЬ 2 направлен на формирование у школьников знаний, умений, опыта двигательной активности: ― формирование представлений о ее необходимости и достаточности, основных элементов и правил закаливания, физических нагрузках и их видах, правилах выбора сообразно возрасту; рисках применения неадекватных возрасту и индивидуальным особенностям нагрузок, использования биостимуляторов; ― развитие необходимой потребности динамических видов деятельности в т.ч. ежедневных занятиях физической культурой; ― формирование умений осознанно осуществлять выбор индивидуальных программ двигательной активности, в т.ч. зарядку и регулярные занятия спортом; Реализации этого модуля будет более эффективной при условии интеграции с предметом физической культуры. МОДУЛЬ 3 - позволяет сформировать у учащихся четкие представления о возможностях, путях и способах управления своим физическим и психологическим состоянием без применения медикаментозных и тонизирующих средств: ― навыки оценивания функционального состояния своего организма, таких как: напряжение, утомление, переутомление, на основе субъективных показателей (пульса, дыхания, состояния кожных покровов), индивидуальных особенностей; ― навыки деятельности в условиях ситуаций стресса; ― владение приемами и элементами саморегуляции в целях стабилизации эмоционального и физического состояния, снятия напряжения;
― навыки самоконтроля в ситуации стресса (стабилизация состояния, чувств); ― представление о влиянии эмоций на здоровье человека (как позитивных, так и негативных), снижении рисков негативных влияний; ― навыки проведения процедур эмоциональной разгрузки для использования в повседневной жизни; ― навыки самоуправления эмоциональным состоянием и поведением. МОДУЛЬ 4 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающихся:
― представление о рациональном питании как важной составляющей части здорового образа жизни; знания о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья; готовность соблюдать правила рационального питания; ― знание правил этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности; представление о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; ― интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов. МОДУЛЬ 5 - комплекс мероприятий, позволяющих сформировать у обучающиеся способность к самостоятельной оценке и контролю своего рациона питания с позиций его оптимальности образу жизни (учебной и внеучебной нагрузки), а так же осуществлять профилактику разного рода зависимостей: ― развивать представления обучающихся о ценности здоровья, бережного отношения к нему; расширять знания о принципах и правилах здорового образа жизни, формировать готовность следования им; ― формировать адекватную самооценку, развивать навыки саморегуляции, стабилизации эмоционально-волевого состояния; умения осуществлять оценку ситуации и противостояния негативного давления со стороны окружающих; ― формировать представления о наркотизации как о явлении, являющемся опасным для здоровья; о неизбежности его негативных последствий для формирования, самореализации человека, возможности достижения успеха; ― создавать условия для включения учащихся в социально значимую деятельность в реализации потребности признания окружающих, проявления лучших качеств и способностей; ― формировать умение обучающихся рационально организовывать свое свободное время с учетом режима дня в разнообразных формах проведения досуга; ― развить способность осуществлять контроль времени, проведенным за компьютером. МОДУЛЬ 6 - комплекс мероприятий, направленных на овладение обучающимися основами позитивного коммуникативного общения: ― способствовать развитию коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективность взаимодействия с ровесниками и взрослыми в повседневной жизни в разннообразных ситуациях; ― развить умения решать спорные вопросы, избегая конфликта;
― формировать умения самооценки своего состояния, поступков, поведения, а также анализа действий других людей. 5. Здоровьесберегающие технологии как средство реализации требований к здоровьесбережению и безопасности жизнедеятельности в образовательном процессе. На сегодняшний день среди вариативности подходов к трактовке и классификации здоровьесберегающих технологий, общепризнанной является классификация Н.К. Смирнова. В ее основе - разнообразные подходы к здоровьесбережению, детерминирующие сообразные им формы и методы деятельности. 1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Относятся к сектору здравоохранения, компетенции медицинских работников, осуществляющих контроль и помощь в обеспечении соответствия гигиенических условий осуществления учебно-воспитательного процесса требованиям СанПиНов. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Применяются на занятиях физической культуры и в организации внеурочной деятельности образовательного учреждения. Их реализация благотворно влияет на физическое развитие обучающихся (таких качеств как сила, выносливость, быстрота, гибкость и др.), способствует формированию ценностного отношения к своему физическому «Я». 3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Это система мероприятий комплексно направленных на обеспечение экологически и природосообразных условий жизнедеятельности, гармонизации взаимоотношений человека с природой. В образовательном учреждении - это озеленение территории и пространства здания (кабинетов, рекреаций), организация «живых» уголков, природоохранных мероприятий.
4.Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ). Реализацию обозначенных технологий обеспечивают работники архитектуры, строители, коммунальные, инженерно-технические работники, специалисты по гражданской обороне, МЧС, пожарной безопасности, охране труда и т.д., реализуя организационную составляющую здоровьесбережения, подлежащую обязательному контролю и включению в систему здоровьесберегающих технологий. Образовательный компонент, обеспечивающий воспитание культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся в компетенции педагогов по дисциплинам «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе, «Безопасность жизнедеятельности» - в учреждениях СПО и ВПО. Особое внимание в свете приоритетов здоровьеформирующей образовательной политики приобретают здоровьесберегающие образовательные технологии. 5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Их принято подразделять на организационно-педагогические, психолого-педагогические и учебно-воспитательные. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы: - организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний; - психолого-педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса; - учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей. Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы: - социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов; - лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников. 6. Система требований к здоровьесберегающему уроку. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Существуют более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье-это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физическое здоровье: Это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.
Психическое здоровье: Это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности. Социальное здоровье: Это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье: Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Духовное здоровье: Система ценностей и убеждений. В наше время всё больше педагогов осознают, что к числу их первоочередных задач относится задача охраны здоровья учащихся. Поскольку «ячейкой» образовательного Процесса является урок, то и оценка его влияния на здоровье учащихся является наиболее важной частью общей оценки урока. Каждый из критериев оценки урока связан с проблемой сохранения здоровья учащихся, а иногда и учителей. Следует обратить внимание на следующие аспекты урока: 1.Гигиенические условия в классе: чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. От этих факторов зависит утомляемость школьников и риск аллергических расстройств. 2.Число видов учебной деятельности, используемых на уроке учителем. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и д.р. Нормой считается 4-7 чередований видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены видов деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это тоже способствует росту утомляемости. 3.Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма 7-10 минут. 4.Число используемых видов учителем преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма не менее трёх за урок. 5.Чередование видов преподавания не позже чем 10-15 минут. 6.Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таким методам относятся Методы свободного Выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приёмов воздействия, свобода творчества и тд.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др. Между творческой активизацией учеников на уроке и вероятностью появления у них непродуктивного утомления существует обратно пропорциональная связь. А хроническое утомление-это один из главных факторов истощения ресурсов здоровья школьников. 7.Длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами: 8-10 минут. Вместе с тем эти нормы в части использования видеоэкранных средств выглядят анахронизмом, по сравнению с тем временем, сколько времени дети проводят дома за компьютером и у телевизора. 8.Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач. 9.Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям нужно помнить, что нарушение осанки формируются, как раз в школе. Степень естественности позы может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма (дети излишне напряжены, боятся учителя). Это повышает также невротизацию школьников.
10.Физкультминутки и физкультпаузы., которые сегодня являются обязательной составляющей частью урока. Необходимо обратить внимание на содержание и продолжительность (норма на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х лёгких упражнений с 3-4 повторами), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять. 11.Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и и его здоровью как к ценности; формированию потребности к зож и т.д. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем. 12.Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость к активности, интерес к изучаемому материалу и т.д. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. 13.Благоприятный психологический климат на уроке: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и учителем - это ещё один плюс, определяющий позитивное воздействие школы на здоровье. 14.Наличие на уроке микроконфликтов между учителем и учениками: из-за дисциплины, несогласия с отметкой, проявление дискомфортных состояний. Всё это приводит к «школьным неврозам». 15.Преобладающее выражение лица учителя (доброжелательное – недоброжелательное, улыбчивое – угрюмое и тд.). урок неполноценен, если на нём не было эмоционально-смысловых разрядок (улыбок, уместных шуток, поговорок и тд.) В конце урока следует обратить внимание на следующие 4 показателя: 16.Итоговая плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу 60-80%. 17.Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Норма не ранее чем за 5-10 минут до конца урока. 18.Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся: Неоправданно быстрый темп заключительной части, её «скомканность». Отсутствие времени на вопросы учащихся. Необходимость торопливой, практически без комментариев, записи домашнего задания. Всё это тоже ненужный стресс, как для учителя, так и для учеников. 19.Интегральным показателем эффективности проведённого занятия можно считать состояние и вид учащихся, выходящих с урока (спокойно-деловое, удовлетворённое, утомлённое, растерянное, агрессивное, и т.д.) Стоит обратить внимание и на состояние учителя. Таким образом, соблюдая все эти нехитрые рекомендации, можно добиться максимального эффекта от учебного процесса и сохранить здоровье наших школьников. И не забывайте о собственном здоровье. «Больной учитель не может воспитать здоровых учеников!»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.062 с.) |